Выкладываю для ознакомления форумчан одну статью, возникшую в процессе внутренней переписки в связи с обсуждениями книг Сергея Щеглова. Статья показалась мне интересной и я выпросил у автора разрешения выложить сокращенный вариант здесь. Мне кажется, может быть полезной.
Итак...
Представляю :
Сергей Козловский
МАГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
2006 г. Сокращенный вариант. На правах рукописи.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие
Начальные определения (О). Что такое магия?
Классификация магии в литературе
Свойства физ-магических моделей
Свойства инфо-магических моделей
Свойства микс-магических моделей
Homo magical и антропный закон Вселенной
Мана в рамках разных моделей
Социумы магов
Управление магией, виды магии
Магия и порох
Литература
Технологии будущего будут настолько отличаться от нашего понятия "технология", что будут похожи на магию.
Стнислав Лем (неточная цитата из книги “Сумма технологии”)
Вывод: описание развитых тех- и маг- миров могут совпадать.
Сергей Козловский
ПРЕДИСЛОВИЕ
Литература, в которой используется магия, насчитывает тысячи названий – это целая литературная индустрия. Начинающим авторам кажется, что здесь нет правил – начинай и твори то, что хочешь. И, как следствие, качество произведений сильно отличается – от шедевров, вроде ”Хроник Амбера”, Роджера Желязны и “Властелина колец” Дж. Р.Р. Толкиена, до... пожалуй не буду огорчать авторов. Они старались.
На самом деле правила построения магических миров существуют в виде традиций, приемов, прецедентов. И знание темы может помочь тем, кто стремится сказать новое слово в этой заманчивой области литературы. Мне было интересно выяснить – можно ли выявить истоки стремления к магической теме у писателей и читателей? Есть ли правила? Есть ли потенциал развития магической литературной технологии?
На все эти вопросы я сам для себя нашел положительный ответ. Желаю читателю того же.
НАЧАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ(О). ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ?
О: Система
неопределяемое понятие. Система состоит из элементов и связей. Возможна система действий, если их представить в виде элементарных действий и связей между ними.
О: Идеальная система
– это такая система, которая отсутствует, а ее функции выполняются.
О: Магическая система (устройство, действие, явление, эффект, объект, существо, общество)
– это идеальная система.
О: Магия
1. Способ реализации и использования магических систем.
или
2. Учение о магических системах, устройствах, действиях.
3. Магическая энергия
О: Маг (колдун, ведьма, ведун, ведунья...)
субъект, занимающийся активной магией
О: Мана
магическая энергия, позволяющая совершать действия с магическими системами. Может также называться “магия”, “Сила”, “Power” и т.д.
Определение магической системы позволяет легко конструировать новые магосистемы на основе известных, например - технических.
Пример: поднять корзину с людми в воздух можно с помощью воздушного шара, т.е. оболочки, наполненной, например, газом. Ликвидируем эту оболочку – газ есть, корзина с людьми есть, а оболочки нет. Получаем магический способ подьема в воздух. А как же корзина? У оболочки и корзины разные функции – у оболочки-удерживать газ, и, как следствие, возникает подъемная сила, у корзины – удерживать груз. Процесс идеализации (другими словами магического преобразования) воздушного шара можно продолжить... или обратить вспять. Авторы не слишком часто используют описание процесса магического преобразования, предпочитая описание капель пота на челе персонажа.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Удалось выделить всего две базовых модели мира, в которых разрешена магия.
Физмагическая - Магия построена по аналогии с научной энерго-энтропийной моделью мира. Заимствованы законы сохранения и преобразования природных и технических систем.
Инфомагическая - Модель магического мира построена на информационно-энтропийной модели. Законы сохранения и преобразования заимствованы из свойств информационных систем.
Смешаная микс-магия - Модель магомира имеет черты и физ- и инфо-магических моделей.
Свойства физ-магических моделей.
1. Наиболее используемая модель включает некоторую специфическую магическую энергию (ману), используя которую маг совершает магические действия
2. Мана подчиняется законам сохранения, подобно видам физической энергии – накапливается, расходуется, преобразуется.
3. Управление маной может осуществляться непосредственно магом (мысленное управление), заклинаниями или жестами (вербальное управление), с использованием физико-химических систем (талисманное, амулетное, зельевое управление), с помощью магических существ.
4. Количество маны, как правило, ограничено.
5. Часто проявлениям магии свойственны высокие степени (само)организации – могут создаваться развитые аналоги живых и технических систем.
Можно ли создать стройную теорию магии, которая не противоречит имеющейся картине мира?
В рамках физ-магической модели обоснование магии достаточно просто – допускаем, что существует некоторый феномен (поле, вещество, система... мана одним словом), еще не обнаруженый современной наукой. Что-то вроде этакого макронейтрино. Правда, возникают воросы – как это маги с такой лихой легкостью этой маной управляют, а научники ну никак даже обнаружить не могут? Но на такие вопросы писатели легко находят ответы, буквально на счет “раз”. И самый простой спрособ – просто не вспоминать об этом.
Для создания физ-магии как науки законы сохранения и конвертации, естественно, придется подкорректировать с учетом магической составляющей. Непонятную отзывчивость на вербальные (заклинания и письменный текст) и невербальные воздействия тоже можно объяснить более чем одним способом. Например таким, что в магическом мире шла параллельная эволючия и некоторые магические существа налаживают контакт. [2]
На каверзные вопросы типа - почему другие живые существа Земли не используют магию, - можно ответить встречным вопросом - а почему они не используют лук и стрелы, письменность и связную речь? В общем, вдумчивому писателю есть где развернуться. Главное – существующая картина мира не меняется, а только дополняется и обогащается новыми красками и возможностями.
Итак, введение новой сущности в существующую картину мира может снять противоречие между тем, что мы наблюдаем сейчас и существованием магии. А есть ли другие пути? Давайте обострим противоречие до предела. Что для науки – самое святое и неприкосновенное, самое основное? Видимо, законы причинно-следственных связей:
· любое явление должно иметь причину
· следствие не может быть раньше причины
Предположим, что магический акт – это акт творения, который рвет причинно-следственню связь, например, с помощью Мела Судьбы [12]. Как нам теперь ужиться с наукой?
В теории относительности введено понятие - горизонт событий. Оно означает, что при конечной скорости распространения сигнала от любого события идет некоторая волна (в вакууме - сферическая). Внутри волны данное событие может влиять на другие события. Вне волны - не может. Волна, вообще говоря, непрерывна, без разрывов.
Появление магии рвет фронт горизонта, поскольку разрывает причинно-следственные связи. Общим следствием становится появление спиральных волн-горизонтов, вместо сфер. (Видели картину разрывов волн в моделях самоорганизации, типа реакции Белоусова-Жаботинского?). Это означает, что в некоторой точке могут сойтись 2 и более причин от одного события и вызвать несовместимые следствия.
Но непротиворечивость причинно-следственного аппарата вселенной - краеугольный камень современной науки. Как быть?
Возможные варианты:
Вариант 1 - исключить магию из картины мира (не проходит - это была исходная посылка - то, что магия существует)
Вариант 2 - порождается 2 мира или больше – сколько следствий, столько миров.
Пример 1. В одном мире все идет как шло бы без магии, в другом мире, например, может измениться вся цепочка причин-следствий, чтобы оправдать появление новой сущности. Если один из миров уничтожается, то магия уже не выглядит магией – мы сменили целый мир! и в этом новом мире все выглядит вполне естественно. И сам автор толчка может и не узнать о своей роли – его тоже заменили.
С точки зрения литературы ситуация, когда герой даже не узнает о своем успехе, менее выигрышна, чем когда герой все-таки может осмыслить последствия своих и чужих поступков. В литературе встречается довольно много примеров решений этих проблем – герою оставляют память, он читает свой дневник... Эти способы порождают свои проблемы – и это стимулирует поворотливость сюжета и писательского мышления. Например, возникает такой инструмент, как Мел Судьбы [12].
Вариант 3 - гашение последствий магического толчка произошло не на 100%, а на, например 50%.
Один из вариантов - включается стандартный природный механизм гашения противоречия. Например, происходит разделение во времени и/или в пространстве и/или системно (см. стандартную процедуру из ТРИЗ-ТРТС [3]). Т.е. противоречие причин-следствий конвертируется в противоречие параметров на уровень ниже (физических, энергетических, информационных и т.п.).
Например, маг магически нагревает металлический шарик, который должен был бы быть холодным. Каковы могут быть последствия?
1. Разрешения конфликта во времени – шарик разогревается не мгновенно, а постепенно.
2. Разрешения конфликта в пространстве – шарик разогревается неравномерно.
3. Разрешения конфликта системное – для мага шарик выглядит нагретым (как маг и желал), а для всего остального мира по-прежнему холодным. Может быть охладился сам маг?
Всего стандартных способов разрешения конфликта полтора десятка – лучще познакомиться с первоисточниками, например, с АРИЗ-82, Г.Альтшуллера. Это можно сделать на сайте
http://www.altshuller.ru/triz/ariz82g.asp
Свойства инфо-магических моделей
К инфо-магическим моделям в первую очередь относятся: биомагия, социомагия, психомагия, законы которых аналогичны соответственно био- социо- и психосистемам в реальном мире.
Примеры:
· Оборотничество, превращение человека в живые и неживые объекты – это примеры идеальной конвертации биообъектов, биомагия.
· Массовые воздействия, в т.ч. с помощью волшебной воды или вина, для изменения поведения социума – это пример социомагии.
· Полтергейст – один из примеров психомагии: субъекта нет, а его действия выполняются.
Законы сохранения, ограничения и преобразования в развитых инфо-магических моделях часто используются авторами, но они больше напоминают аналогичные свойства информационных систем и принимают весьма специфический вид ограничений магических технологий.
Как известно, одно из отличий информационных систем в том, что информационные объекты легко тиражируются и переносятся материальными объектами. Информация легко просачивается и распространяется. Чтобы избежать аналогичного неконтролируемого распространения маготехнологии, писатели вводят дополнительные ограничения.
Примеры ограничений в моделях магического мира:
1. ограничивается количество заклинаний, которое может содержать в себе книга или мозг мага [4]
2. после использования N раз заклинание стирается из памяти и/или книги [5]
3. вводятся трудности с созданием амулетно-талисманно-зельевой части заклинания – нужны редкие инградиенты и т.п. [6]
4. маги тщательно скрывают свои разработки друг от друга – эстафетный механизм не работает
5. отключен рыночный механизм стимулирования магоразработок
6. моральное старение – заклинание нужно тщательно подстраивать к текущим условия (“Марс в созвездии Тельца...”), ошибки дорого стоят [7]
7. вводятся варианты принципа Ле Шателье в магическом исполнении:
1. после использования заклинания мир меняется так, что заклинание перестает работать
2. откат – обратное (отрицательное) воздействие на мага (эффект Шагреневой кожи) вплоть до его уничтожения
3. проявляется побочное действие, сводящее на нет прямой эффект
4. принцип нейтрализации дополнительностью – например, при возникновении мага, возникает его антагонист (к светлому магу - темный маг и т.п.) и существовать они могут только вместе, но, как правило, в условиях конкуренции за жизненно важные ресурсы. Это ограничивает обоих.
Давайте введем требование непротиворечивости инфо-магической картины мира и существующей (научной в основном) картины мира и посмотрим, как это повлияет на инфо-магию.
Примем гипотезу, что возможно дополнение закона сохранения-конвертации энергии до более общей формулировки, включающей в него и информацию. В этом случае магия вписывается в существующую картину мира очень естественно – это обратная конвертация информации в энергию с низкой энтропийностью.
Кажется, маг-эффекты замечательно вписались бы в такую картину мира.
Известно, что за каждый бит информации нужно платить. Для квантового мира даже определено минимальное количество энергии – стоимость ответа на дихотомический вопрос. Но энергозатраты на добывание информации - это конвертация в одну сторону. А если возможна обратная конвертация? Т.е. есть некий способ-прибор-существо, который складирует энергию в виде информации и может потом ее выдать обратно в виде энергии? Этакий компьютер в роли аккумулятора?
Еще лучше такой магомулятор смог бы усваивать некоторую информацию в чистом виде от другого магомулятора, чтобы потом выдать ее по требованию в виде энерго-вещество-инфо-системы. И что же, бери магомулятор и пользуйся бесконечно?
Немного о моральном старении магических систем на основе информагии. В замечательной работе Фредерика Брукса “Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы.” сформулирован признак смерти программы – программа умирает, когда на внесенное изменение в ней, в непредсказуемом месте, возникает одна ошибка.
Все программы смертны – это прочувствовал любой программист. Кажущаяся легкость коррекции – фикция. В момент возникновения программа обладает большым потенциалом для адаптации. По мере коррекции программа следует требованиям жизни, но экспоненциально нарастает число ошибок, порождаемых исправлениями. Поэтому программы умирают достаточно быстро. Пользоваться старыми программами, как правило, опасно или невозможно.
Применительно к магомулятору процесс мог бы выглядеть так:
Новенький магомулятор пуст, но присасываясь к реальному объекту (например, с помощью мага) начинает быстро набирать инфо-магический потенциал. Однако, набранная инфо-магия немедленно начинает стареть... и срабатывать с ошибками, т.е. случайно. Начиная с какого-то момента применять магомулятор смерти подобно – результат непредсказуем и, скорее всего, разрушителен. Проще магомулятор вычистить (утилизировать, уничтожить, разрядить на объект-мусорщик) и начать процесс заново.
Свойства микс-магических моделей
И физ-магическая и инфо-магическая модели обладают своими достоинствами и недостатками. Физ-магия слишком жесткая и ограничивает свободу фантазии. Инфо-магия слишком “мягкая”, расшатывает сюжет и заставляет писателя вводить дополнительные ограничения, засорять текст ненужными пояснениями. Как же быть?
Микс-магические модели часто являются выходом – ввод некоторой X сущности со свойствами, которые изначально определяет писатель, позволяет решить многие проблемы. С X-сущность читателю не поспорить! Как правило X-сущность вбирает в себя смешаный набор свойств – частью от энергии-вещества, частью от информации.
Как может помочь анализ на основе маго-моделей при синтезе-анализе литературы?
Для примера можно привести маг-явления из “Банной горы хозяин” Сергея Щеглова и интерпретировать их в рамках гипотезы обобщенного закона инфо-энерго-сохранения.
Примечание: на момент написания этой работы полностью опубликована пангийская трилогия Сергея Щеглова, а его книга “Банной горы хозяин” существовала в виде начальных глав. Все несоответствия с конечным вариантом произведения – на совести автора ЭТОЙ работы, а не Сергея Щеглова.
1. Магическая бедность Земли, по сравнению с Пангой, объясняется тем, что отсутствуют эффективные трофические цепи преборазования энергии в X-материю и/или обратно. Маги - они ведь не сами по себе. Это ведь как высшие хищники в природе - они поедают уже сконцентрированную пищу. А если концентрировать некому? Тогда маги и не возникают, поскольку не достроена трофическая пирамида.
2. По закону замещения позиций в биоценозах такой концентратор наконец-то появился, но поздно - это, собственно человек. Поэтому гиганские толпы людей на Земле начинают выполнять роль магического планктона Панги - т.е. создают тот вид информации, который собственно и называется магией.
Т.е. на Земле, в отличие от Панги, био-мигические ценозы стали возникать сразу в виде социо-магических. Поэтому на Земле и нет магических существ, типа драконов, эльфов, гномов, баньши или их крайне мало и они крайне слабы. А у людей не развиты способности потреблять и накапливать магию.
3. Как продукт развития не-магической эволюции организм человека слабо приспособлен к магическим действиям, следовательно необходимы либо перестройка организма (как с Шеллером), либо нужна приставка (как с Сердцем колдуна Могутова). Те, кому удалось перестроиться - это маги. Те, кто может работать только через инструмент - это колдуны. Те, кто не может сознательно работать с магией – это планктон.
4. Бублик Шеллера – это, по сути, магическое существо, созданное в условиях развитого магического беоценоза. Естественно Шеллер только за счет этого имеет огромное преимущество, например – в магической емкости, интеллекте и способности противостоять маговоздействиям. Аналогично Обруч Шеллера – магосущество, жестко связанное с вещественным объектом. Т.е. Шеллер взял с собой кусочек магоценоза Панги.
5. Экспорт маго-флоры-фауны с Панги может вызвать глобальную катастрофу на Земле ничуть не меньшую, чем астероидная. Магические эко-катастрофы описаны в литературе (см. например, А.Бушкова, эпопея “Сварог”), но у этой темы еще громадный потенциал новизны.
HOMO MAGIKAL И АНТРОПНЫЙ ЗАКОН ВСЕЛЕННОЙ
О: Антропный закон Вселенной – Вселенная такова, чтобы в ней существовали и развивались Жизнь и Разум.
Антропный закон выведен эмпирически и отступлений от него наукой не обнаружено, а подтверждений очень много. Например, моделирование триллиардов миров с разными наборами физических констант позволило найти 3 (всего три!) варианта вселенных, в которых могут существовать сложные молекулы. Один из них – наш.
Исходя из закона антропности можно, например, объяснить, что конечность скорости света и гиганские расстояния между астрообъектами нужны для того, чтобы развитые цивилизации и формы жизни не мешали возникновению и развитию новых.
Почему законы Вселенной такие жесткие? Почему их так трудно нарушить?
Общий ответ - жесткость законов определяет возможность приспособления к среде и, в конечном итоге, возникновение Разума как такового. Разум (и Жизнь) накапливают информацию об инвариантностях среды и используют ее для выживания. Если неустойчивость законов велика, то приспособиться крайне трудно – для выживания нужно иметь сразу развитый организм. В таких условиях и Жизнь и Разум могут существовать, но не не возникают. С другой стороны, если все детерминировано, то приспособительные механизмы становятся не нужны после полной адаптации, Разум и Жизнь также не возникают – нет стимула.
Можно описать мир, в котором законы природы постепенно теряют жесткость и начинают носить вероятностный или социо-психо-зависимый характер: т.е. становятся похожими на правила дорожного движения, со светофорами, лихачами и полицией.
А магия? А маги? Как они вписываются в антропный закон?
Какова может быть роль магии, которая "размягчает" жесткость законов? Ответ - после возникновения Разума (в т.ч. магически активного) жесткость законов может быть и снижена - Разум - это очень мощный приспособительный механизм. Он сам по себе снижает причинно-следственную жесткость среды. Увы, остальные формы жизни могут погибнуть - мы наблюдаем на Земле вытеснение природных систем более динамичной искусственной средой. Впрочем, появятся новые организмы, искусственные и м.б. магические? Вспомним, с какой легкостью гномы прокладывают подземные пути, эльфы управляют живыми системами, драконы нарушают закон всемирного тяготения и аэродинамику.
Одна из главных закономерностей живого и разумного – перенос свойств. Это хорошо видно на примере техники – любые технические устройства реализуют функции, которые сначала делал сам человек – собирал, копал, двигался, управлял, познавал.... Есть и обратный перенос – человек находит новый объект и использует его, приобретая новые свойства. Например, каждый из нас может стать радиоактивным...
Следовательно, маги, однажды появившись, неизбежно станут рассадником магических существ, явлений, предметов, форм живого. Известна сказка об ученике чародея, который заставил метлу носить воду, но не знал как ее остановить. Разовьем идею – пусть есть мир настолько насыщенный магией, что нет “просто объектов” – все магически модернизировано, оживлено, каждый предмет может вести себя неожиданно. Ну просто магические джунгли. В таком мире трудно выжить “не-магам”, да и просто выжить. Как быть просто людям?
А как и раньше – использовать давно известные методы: симбиоз (Алладин и джин), мимикрию (Великий и ужасный обманщик Гудвин, волшебник Изумрудного города), социальные отношения (сеньор-маг и его подданные) и т.д.
МАНА В РАМКАХ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ
Писатели в основном предпочитают получать ману, используя природные (например, линии силы [8]), полу-природные (например, фонтан-родник [9]), искусственные (разнообразные Источники [10]) или социально-биологические объекты и явления (вампиризм, принесение жертв, самопожертвование персонажей, особые существа-источники, массовые культовые действия).
Очень часто способы получения маны противопоставляются культурным нормам общества – нанесение вреда женщинам и детям, работа с трупами, нанесение вреда природе и т.д. Это позволяет создать социальные конфликты.
Используется также отъем магии одним магом у другого или у группы.
Для накопления маны чаще всего используются:
· организм мага,
· предметы, особенно ценные для персонажей – драгоценные камни, произведения искусства, оружие, книги, предметы культа, архитектурные сооружения
· реже – другие организмы. Например, птица-лоцман Леонида Кудрявцева в цикле “Инспектор снов”
Интересной особенностью практически всех магических моделей является их односторонняя конвертируемость: ману сравнительно легко превратить в физическое, социальное, психическое воздействие, но обратное неверно. Получить молнию с помощью маны достаточно легко. Получать ману из электроэнергии или другого дешевого физического ресурса авторы опасаются. Мир, в котором ману получают промышленным способом, как электричество, еще, похоже, никто не описал.
СОЦИУМЫ МАГОВ
О названиях объединений магов. В литературе часто встречаются такие объединения магов:
Круг - объединение (как правило небольшое) магов, которые сообща творят ч-н магическое.
Близко к названию "Круг" находится название "Совет". Но члены Совета могут и не совершать общих магических действий. Совет часто является предствительским органом, например, Гильдии.
Гильдия: видимо, порождение игровой и литературной практики - обозначает некот. объединение людей, действиющих в одной профессиональной области (воры, военные, торговцы, маги...). Гильдии не отличаются четкой и строгой организацией и дисциплиной. Это скорее роевое объединение, чем стая.
Крафтами иногда называются вообще любые объединения магов, которые в то же время обладают более-менее общей парадигмой и организацией.
Ковен - объединение магов, сообща занимающихся изучением магии.
Орден - жесткая иерархическая организация. Исторически возникли как объединения монахов средневековья. Видимо, часть магов может быть организована в виде ордена, но такая жесткая организационная структура далеко не всем индивидам подходит. В частности, творческий компонент в такой организации, видимо, будет ущемлен. Ордена, как правило - это боевые части более широкого социума. Рядовые члены к-н ордена могут и не подозревать, что выполняю часть некоторой общей задачи, поставленной лидерами социума.
Есть и другие, менее распространенные развания и организации. В последнее время маги заимствуют общепринятые соц-бюр-учреждения. Так возникли школы магии, министерство мигии и т.д. (Роулинг Джоан, “Гарри Поттер”).
УПРАВЛЕНИЕ МАГИЕЙ, ВИДЫ МАГИИ
Талисманы, амулеты, зелья, заклинания, графику можно отнести к объектно-вербальным способам управления магией. Все это объекты и знаки реального мира, которые обладают магическими свойствами. В общем виде эти объекты позволяют магическим системам реализовать свои функции в реальном мире.
Основная разница между талисманами, амулетами и зельями, видимо, в активности их поведения.
Талисманы – наиболее активные объекты, в отдельных случаях они могут диктовать свою волю владельцам-партнерам. Талисманы могут проявляють интеллект и черты личности. Талисманы можно отнести к аналогам живих существ или сложных киберустройств.
Амулетам свойственна пассивность – они ждут некоторого воздействия, чтобы начать действовать – как правило, защищать своего владельца или снабдить его новыми способностями (видение в темноте, левитация...). Амулеты, видимо, являются близкими аналогами многих технических устройств. Наиболее близким аналогом в программировании для амулетов является создание “ программ - демонов”, которые ждут некоторых условий для своей активизации.
Как правило, любой предмет можно превратить в амулет, наложив на него некоторое заклинание.
Зелья близки к амулетам. Как правило, действовать зелья начинают при попадании в организм или при контакте с организмом.
Заклинания разного вида и специальная графика в основном используются в литературе для создания атмосферы, а также технологически несут на себе парольно-инициирующую функцию.
Интересно, что авторы избегают конвертации инструментов управления магией друг в друга – амулет не превращается в талисман и обратно, а зелье – в амулет. Здесь напрашивается параллель с программированием: программисты охотно заимствуют принципы и методы, но изо всех сил избегают модернизировать чужие программы.
В литературе используют понятия магии стихий, белой, черной и, последнее время, серой и цветной магии.
Черная и белая магии связаны с культурными традициями общества.
Черные маги, обычно, нарушают эти традиции – наносят вред детям, женщинам, экологии, социумам, подавляют самоорганизацию и личную инициативу, поощряют размывание моральных норм. Белые, по идее, действуют противоположном направлении.
Правда, последнее время наметился дрейф понятий – личная свобода противопоставляется общественным ценностям, право на неограниченное познание – моральным нормам. Появляется фигура серого мага, стоящего над полем борьбы черно-белых сил и выступающего за закон и равновесие (см., например, тетралогию Евгения Малина “Проклятие Аримана”). Становится популярной фигура антимага – персонаж, который не поддается магической атаке, но благосклонно принимающего магические блага (А.Бушков, “Рыцарь ниоткуда” и другие книги эпопеи о Свароге).
С определением понятия маг в общем виде более-менее понятно, а кто такие колдуны и колдуньи? Тонкое различие колдунов и магов в разных книгах трактуют по-разному. Колдунами могут быть:
· маги-недоучки
· нехорошие маги
· маги, которые не могут пользоваться Силой напрямую, поэтому используют амулеты, зелья и т.д.
· ...
В общем колдуны – это не-до-маги. А признак всегда можно придумать.
Магия стихий (воздух, вода, огонь, земля-жизнь) обычно служит для дифференциации магов по характеру систем, с которыми им удобнее работать.
Как писал Айзек Азимов в книге “Краткая история химии”, введение 4х стихий в свое время отражала то, что впоследствии развилось в фазы вещества: газ, жидкость, плазма, твердое тело, биосистемы. Наше время добавило вакуум, поля, свехплотные состояния материи, вещественно-полевые структуры, информацию, киберсистемы. Но большинство писателей не спешат воспользовались новыми ресурсами – их пока вполне устраивают традиционные средства.
А ведь стоит только представить себе магию вакуума и возникает масса примененией на ее основе, прежде всего военных: ударная волна на эффекте схлапывания воздуха от вакуумной гранаты; вакуумное разрушение зданий и техники; глубоководная защита от давления; изоляция от звуков, ветра и прочих воздействий, которые идут через газ. Создай прослойку вакуума и любой сосуд превращается в термос...и тюрьму.
Статику можно заменить динамикой – пульсация вакуумного пузыря может раскачать газовые волны до катастрофических величин. Магическая кавитация, как и естественная, разъедает любые материалы. Кумулятивная струя легко формируется помощью вакуума в любых газо-жидких средах.
Каверны в любой среде – это и подземоходность, и подводность. Частичный вакуум и перепад давлений – это источник движущей и подъемной силы (вакуум вместо нагретого воздуха в дирижаблях и шарах, парусное дело). Это ликвидатор трения – становятся доступными космические скорости в атмосфере, гидросфере, литосфере. И т.д. и т.п.
Похоже, что перенос функций из техники в магию весьма многообещающ, но потенциал используется далеко не весь – может потому, что авторы не очень хорошо знают технику?
Часть того, что может современный маг продемонстрировано в книгах: Лукьяненко Сергей, Перумов Николай “Не время для драконов”; Алферова Марианна “Беловодье”, “След на воде”.
Очевидно, должны были появиться новаторы, освоившие новые ресурсы, как например в романе “Витки” Р.Желязны и Ф.Сейберхэгена, где герой получил возможность управлять компьютерными системами без традиционного интерфейса.
Схватка водного мага, воздушного, огненного или земельного мага против вакуумного и/или полевого могла бы стать весьма увлекательной. Особенно, если есть еще и разница культур – магия средневековья против подкованного мага наших дней: камень против кавитации, фаербол или молния против магнитной ловушки для плазмы, воздушное копье против вакуумного взрыва, стена огня против вакуумной изоляции, водяной бич против кумулятивной струи и активной (магической конечно) брони.
МАГИЯ И ПОРОХ
Традиционность мышления писателей в стиле фэнтази традиционна, поэтому инновационный потенциал не высок. Но не у всех.
Понятно, что замки, мечи, драконы – это просто характерный антураж, визитная карточка произведения. Но почему бы не вложить новое содержание в прежние рамки? И такие книги появились: “Хроники Амбера“ Р.Желязны, пангийская трилогия С.Щеглова, “Последний кольценосец” К.Еськова, Сварог-серия А.Бушкова и др.
У Сергея Щеглова микротехнология превращается в микромагию. Появляется магическое минирование и стратегическая магия. У Кирилла Еськова империя Зла – Мордор, - превращается всего-навсего в страну, которая идет по пути индустриализации (отсюда и дымящие трубы) и на которую ополчились эльфы. Смешение культур высекает искры конфликтов и озарений.
Психомагия становится не менее тонкой, чем психооружие древних героев Махабхараты.
Но новые возможности предъявляют новые требования к автору. Психовирусы, распространяемые через компьютерные технологии стали популярным средством, но пока для писателей научной фантастики (Варли Джон. Нажмите "ВВОД"; Стивенсон Нил, “Лавина”) . Магические психовирусы и их эпидемии пока слабо отражены влитературе, в основном в виде эпидемического оборотничества и вампиризма. Но раскрытие этой темы - только вопрос времени.
Магия и меч против пороха – это короткая формулировка непростых отношений технологии и психологии. Как сохранить атмосферу рыцарства и кодекса бусидо при столкновении разных культур?
Многие считают, что достаточно просто запретить пороху взрываться, и это гарантирует выживание холодному оружию и личной доблести персонажей. На самом деле это не так – небольшие пневматические орудия забрасывают снаряды на 2-3 километра и сейчас используются, например, для борьбы с лавинами. Очевидно, что такая пневматическая пушка лучше любого требушета. Пневмопулемет будет исправно косить средневековую пехоту. Вакуумный взрыв можно заменить просто горением – и накрыть таким горящим облаком целый город. А как отменить химическое и микробиооружие?
Подвести научную базу под запрет пороха можно – достаточно запретить концентрацию энергии больше некоторого значения. Пусть сконцентрированная энергия конвертируется во что-то (например, в ману) – тогда и порох гореть не будет, и лазер не сработает, и процессор не запустится. Пневматику и паровые пушки этот запрет не остановит, как и стационарные арбалеты-пулеметы с автоматической перезарядкой на основе конной тяги. Может быть вернется добрый 19й век на фоне магии? Легко представить эйфорию магов, когда всяческие взрывы мирно преобразуются в магические фокусы.
Однако ограничения технологии не решают главной проблемы: превосходство техническое – это только следствие превосходства системы социальных отношений и системы воспитания людей.
Мало кто знает детали того, как Британская империя, а точнее Ост-Индийская компания, завоевала Индию. Не было никаких крупных сражений, массовых гекатомб и прочих ужасов. Британцы всего-навсего развернули производство тканей в виде мануфактур – и подавили национальное ремесленное производство, оттянув к себе денежную массу и трудовые ресурсы. На эти деньги они организовали войска сипаев с британскими офицерами во главе. Британцы предлагали отдельным раджам свою военную помощь в феодальных конфликтах – и те с удовольствием соглашались. Вот только британские гарнизоны потом не уходили, а под их защитой разворачивались новые предприятия. Другими словами, британцы выстраивали новые социальные отношения с собой во главе, вытесняя феодализм. Британцами были инженеры, менеджеры, офицеры и чиновники – хватило несколько тысяч человек на многомиллионную страну.
Поэтому столкновение культур средневековой и промышленной эпох – это не столкновение меча и пороха, это столкновение систем социальных отношений. Если алхимик получал фарфор или золото или архитектор строил шедевр, то типичной реакцией феодала было изолировать такого алхимика от мира или убить архитектора. Типичная реакция бизнесмена – снабдить капиталом и получать прибыль.
Индийцы до последнего момента не могли осознать, что собственно происходит, пока не было потеряно управление практически всей страной. В “Последнем кольценосце” Кирилла Еськова эльфы и Гендальф осознали ситуацию во-время и смогли военным путем подавить промышленную революцию, на время, конечно. В пангийской трилогии Сергея Щеглова социум счастливой страны Эбо настолько обогнал средневековье остальной части планеты, что их взаимоотношения свелись к обеспечению взаимной безопасности и одностороннему туризму.
Для сохранения нужного социума большинство авторов просто вводит что-то вроде таможенных правил – персонаж другой культуры берет на себя обязательства не провозить..., не внедрять..., не влиять... Впрочим, на навыки кун-фу, гипноз и личное обаяние эти ограничения обычно не распространяется.
Видимо, впервые в фантастике социально-техническое подавление средневекового социума описано Марком Твеном в романе “Янки при дворе короля Артура”. Промышленное подавление современного социума описано Клиффордом Саймаком в романе “Кольцо вокруг Солнца”, финансовое – в романе “Почти как люди”. Но тема еще далеко не исчерпана.
Магия проникает в нашу действительность. Вдумайтесь, если есть люди, по одному слову которых в мире приходят в движение грандиозные силы, падают и поднимаются курсы акций транснациональных корпораций, начинаются и кончаются войны – то это самая настоящая магия. И, честно говоря, во мне растет беспокойство – дело идет к тому, что устойчивость мира становится слишком зависимой от людей, на которых я не могу повлиять или положиться. От таких, как Роберт Моррис, автор первого в истории интернет-червя, устроившего в 1988 году континентальную эпидемию на половине тогдашнего мирового интернета – 6600 компьютеров.
Литература, посвященная магии, может быть прогностической, а значит прикладной. Но первый слой идей, лежащий на поверхности, исчерпан. Где же второй слой? Он существует: “Наш ответ Фукуяме” Кирилла Ескова – прекрасный анализ роли магии в современной истории.
Нужно сказать, что тема феномена глобально-социального влияния магии в магической литературе совершенно не развита и отстает даже от современной действительности, не говоря в других жанрах фантастики. Магия прочно связывается с авторитарным феодолизмом и повторить феномен счастливой магической страны Эбо Сергея Щеглова нелегко, а уж тем более трудно изменить общественные стериотипы читателей.
Подготовить общество к эпохе информационно-магических технологий, спрогнозировать эти технологии, а главное – потребности в них, это и есть сегодняшняя задача литературы, которая использует магию в качестве инструмента. Как ни странно, это можно делать даже с удовольствием.
Удачи.
Литература
[1] Головачев Василий. Криптозой.
[2] Шекли Роберт. Демоны.
[3] АРИЗ-82, Г.Альтшуллера, http://www.altshuller.ru/triz/ariz82g.asp
[4] Вэнс Джек. Умирающая земля.
[5] Скотт Мартин. Фракс-ловкач.
[6] Роулинг Джоан. Гарри Поттер.
[7] Тертлдав Гарри. Дело о свалке токсичных заклинаний.
[8] Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ.
[9] Гудкайнд Терри. Долги предков.
[10] Панов Вадим. Серия книг “Тайный город”.
[11] Курс развития творческого воображения (РТВ). http://www.altshuller.ru/rtv/
[12] Сергей Лукьяненко. Серия книг о Дозорах.
Отредактировано П. Макаров (18-09-2006 22:43:27)