Димыч написал(а):И существовала ли тогда Россия. И вообще кто именно " максимально жестко пресекал все колебания разнородных составляющих ее элементов", чтоб я точно знал, когда Россия именно существовала как единая страна
Условно можно разбить историю России на 2 этапа: возникновение Российской империи на определенных принципах и к чему эти принципы с развитием общества после становления империи привели.
Российская империя возникала за счет последовательного расширения самодержавного русского государства, постепенно подчиняющего народы, живущие по периферии России очень разные по своей культуре и численно уступающие русским – к началу Первой мировой войны русские составляли 44% населения империи. Они становились поданными династии Романовых, а их земли превращались в окраины империи. При этом русские не обладали большей свободой, чем «инородцы», наоборот, некоторые «инородческие» окраины пользовались значительно большей свободой, чем жители собственно русского «ядра империи». Например, парламенты могли существовать в Польше и Финляндии, в то время как собственно Россия управлялась полностью авторитарно. А крепостное право, господствующее в центре империи, не распространялось на большинство окраин. Империя была российской, русской не потому, что русские были в ней «народом господ», а потому, что возникла из расширения русского ядра, и императоры были русскими и православными.
Вначале в целом все было неплохо. Верхи куплены разнообразными привелегиями,у низов сохранен привычный уклад жизни и религия. Кто жил разбоем или разбит и подчинен или изгнан. Конечно, не все гладко, но в общем жить можно, да и порядка больше (лучше когда соблюдаются хоть какие-то законы, чем полное беззаконие и произвол).
Но вот во второй половине XIX века начались процессы модернизации сопровождающиеся распространением грамотности, средств сообщения и информации, урбанизации и развитием рыночных отношений, демократизацией социальной жизни. Эти процессы привели к двум последствиям.
С одной стороны, Российская империя стала осознаваться не просто как империя Романовых, но как национальное русское государство. Начилась русская националистическая славянофильская агитация за ликвидацию сохранявшегося самоуправления окраин и их административную интеграцию с собственно русским землями, русификацию «инородцев», русскую колонизацию их земель и ограничение социальной роли не русских. Императорская власть приняла и постепенно стала осуществлять эту националистическую программу. Радикальный поворот к «национально русской» политике произошел при Александре II, когда в России было отменено крепостное право и проведены реформы, направленные на модернизацию и демократизацию общества.
С другой стороны, в окраинных этносах также шли процессы образования современных наций. Распространялась не только русская грамотность, но и грамотность на постепенно приобретающих литературную форму языках народов окраин. У этих народов формировалась своя буржуазия, интеллигенция и бюрократия. Императорская власть даже способствовала возникновению у наиболее отсталых окраинных наций своих интеллигенции и бюрократии, необходимых для управления ими. Идейная эволюция этого слоя происходила от преданности империи как носителю прогресса через стремление сохранить и модернизировать национальную культуру и противодействовать русификации к политическому национализму – автономии и сепаратизму, аналогично процессам, происходившим в других империях.
Русский национализм и националистические движения окраинных этносов, борясь друг с другом, взаимно друг друга усиливали. Чем больше империя осмысливалась как национально русское государство и переходила к политике русификации, тем больше было противодействие этой политике поднимающихся национальных движений. И наоборот – чем сильнее и опаснее эти движения, тем активнее становились усилия по их подавлению и русификации. Национальная борьба все более расшатывала организм империи.
В итоге ослабление + перенапряжение российского государства в Первой мировой войне и революция в центре империи привели к бурному росту и организационному оформлению автономистских и сепаратистских движений окраинных народов. Следствием исчезновения самодержавного, авторитарного «обруча», скрепляющего империю, стала ее дезинтеграция и распаду. В период Гражданской войны на окраинах России возникло множество, в основном очень непрочных и слабо организованных, национальных государственных образований.
Затем возник СССР. Интернационализм большевиков, их борьба с проявлениями русского шовинизма, готовность реализовывать националистические программы нерусских народов – при единственном условии, которое тогда могло рассматриваться националистами как не столь важное, а именно господстве коммунистической партии – смогли «разоружить» относительно слабые национальные движения большинства народов окраин, еще не ставших полностью готовыми к самостоятельному государственному существованию нациями. Были потеряны лишь земли наиболее сформировавшихся как современные нации европейских по культуре народов – поляков, финнов и народов Балтии, а также вошедшей в состав Румынии Молдовы.
Сформировать единое государство в тех условиях можно было только так, как это сделали большевики, – создав государство, основанное на догматически принятых идеях равноправия и федеративности, что смягчало стремления народов к выходу из него и к государственной самостоятельности, и в тоже время жестко унитарное, способное государственным террором подавлять такие стремления.
Источником мощи СССР было не то, что он был империей русского народа, а то, что он был государством, основанным на коммунистической идеологии. СССР мог пользоваться поддержкой миллионов сторонников в «капиталистическом мире», сохранять лояльность советских народов и народов стран «народной демократии» только потому, что государство, которое «изнутри», и прежде всего русскими, рассматривалось скорее как продолжение и новое воплощение Российской империи, «вовне» представало как воплощение интернационалистической коммунистической идеологии, государство, основанное на равенстве и братстве народов.
Как только «обруч» коммунистической идеологии, скрепляющий государство, предельно ослаб ...