Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Часовщик Иванов 2


Часовщик Иванов 2

Сообщений 491 страница 500 из 562

491

kinik76 написал(а):

Честно говоря, я совершенно упустил перемирие из РеИ. Могу поправить на 1542, или придумать причину. Например, обручить Ивана со шведской принцессой.

Не обязательно. Сочтя обстановку удобной для войны ЛЮБОЙ государь может придумать повод для расторжения перемирия. Охульные слова сказанные магнатом на пиру. Москва требует его выдать головой, Литва отказывается - война. Для РП - на два фронта.

0

492

В РИ  Москва в эти годы (1541-2) была больше озабочена югом:
Повышенное внимание правительства к защите южного рубежа дало положительные результаты. Неудачей закончились нападения крымцев на белевские и рязанские места в 1536 г., тульские и одоевские места в 1537 г. Это заставило вернувшего себе власть над Крымом хана Сагиб-Гирея начать переговоры с Москвой. Они завершились в сентябре 1539 г. подписанием мира между двумя государствами. Впрочем, крымские «царевичи» и мурзы не считались с принятыми ханом обязательствами и продолжали совершать набеги на Русь. Так, уже в октябре 1539 г. отряды «царевича» Эмин-Гирея (Амина) сына Сагиб-Гирея прорвались в окрестности Каширы. Дойдя до р. Оки восточнее этого города, татары захватили там большой полон и безнаказанно ушли назад.
Хрупкий мир продержался до осени 1540 г. Причиной начала войны стало обострение русско-казанских отношений. Узнав о выступлении московского войска в новый поход на Казань (об этом сообщил крымскому хану его гонец Азифергат, выехавший из русской столицы 8 мая 1541 г. и лично видевший отправлявшиеся на войну войска), Сагиб-Гирей решил воспользоваться удачным стечением обстоятельств и нанести решающий удар по Москве. Для участия в походе на Русь он испросил помощи у турецкого султана и получил ее в начале лета 1541 г. Так начали воплощаться в жизнь намерения крымского хана, о которых он еще в 1540 г. сообщал польскому королю через посредство Семена Бельского. Сигизмунд I не скрывал своей радости, узнав, что вместо задуманного вторжения на литовские земли, Сагиб-Гирей хочет напасть на Россию.
Поход начался 5 июля 1541 г. Однако внезапного удара по Москве у Сагиб-Гирея не получилось. О выступлении на Русь крымской армии, усиленной турецкими войсками, ногайскими и астраханскими отрядами, сообщили в Москву два беглых русских полонянника («Якимко Иванов человек Любучанинов с товарищем»). Они рассказали, что Сагиб-Гирей «всю орду с собою поведе, а оставил в орде стара да мала», что неприятельские войска собираются на Днепре у Ислам-Керменя.
Сведения беглецов подтвердила спешно посланная по великокняжескому приказу из Путивля «на Поле, поперек дорог» станица Гаврилы Толмача. В верховьях Северского Донца его отряд «наехал на поле сакмы великие, шли многие люди к Руси, тысечь со сто и более». Оставив в степи часть бывшего с ним отряда, станичный голова спешно, через Рыльск поскакал в Москву, куда прибыл 25 июля 1541 г. Вскоре туда же прибыл другой станичный голова Алексей Кутуков, сообщивший, что он видел татар и «на сей стороне Дону, на Сновах <…> шли черезо весь день полки, а конца им [он] не дождался».
Сведения, привезенные А. Кутуковым, содержали очень важную информацию. Татары двигались на Русь не Муравским шляхом, а путем Мухаммед-Гирея, в 1521 г. сумевшего прорвавшегося к Москве через коломенские места.
Угроза, нависшая над страной, вынудила московских бояр принять экстренные меры. Главные силы под командованием князя Д.Ф. Бельского сосредоточились у Коломны, встав «по берегу по полком», там, «где наперед того воеводы стояли против царей на берегу». Другие рати заняли позиции на правобережье Оки. В Зарайске («у Николы Заразского») находились воеводы кн. С.И. Микулинский и кн. В.С. Серебряный. Под Рязанью – кн. М.А. Трубецкой, в Туле – кн. П.А. Булгаков и кн. И.М. Хворостинин, в Калуге – кн. Р.И. Одоевский. В резерве, на случай неожиданного прорыва за Оку на реке Пахре разместилось войско под командованием кн. Ю.М. Булгакова и «царевича Шигалея Шибанского», тезки изгнанного казанского «царя Шигалея» (Шах-Али), выступившего тогда с касимовским войском к Владимиру для охраны восточных рубежей Руси.
28 июля 1541 г. крымское войско вышло к русским границам. Первый удар обрушился на новую каменную крепость Зарайск (в летописях тогда именовавшуюся Осетром). Горожане, под командованием воеводы Н. Глебова, сумели отбиться в посадах «и к граду приступати не дали». В бою они захватили 9 пленных, которых немедленно переслали в Москву. Первая неудача не обескуражила Сагиб-Гирея, который ограничился уничтожением обезлюдевших окрестных селений. Отступив от Зарайска, он повел свою армию к Оке, куда с Пахры прибыло и русское резервное войско На место ушедших к «берегу» полков на Пахру направили новые рати во главе с воеводами В.М. Щенятевым и И.И. Челядниным. Великий князь Иван IV, номинально возглавлявший русскую армию, отпустил с ними «двора своего многых людей», тогда же было объявлено осадное положение в Москве, которую стали деятельно готовить к обороне.
К Оке «против Ростиславля» крымская армия вышла утром 30 июля. Все «перелазы» на противоположный берег оказались прочно прикрытыми русскими полками и заставами. Сагиб-Гирей, тем не менее, решил прорываться, надеясь на прибывшую с ним турецкую артиллерию. Под прикрытием пушечного огня, татары начали переправляться через реку в своих «тарах», но прибытие новых русских полков вынудило крымского хана прекратить наступление и отойти в «станы своя».
Русская позиция на Оке еще более укрепилась после прибытия на «берег» в ночь с 30 на 31 июля большого «наряда». На следующее утро Сагиб-Гирей, не решаясь начинать чреватое гибелью всей армии сражение, отступил от Оки, решив изменить направление удара. Его войска двинулись на Пронск. 3 августа татары вышли к этому городу и начали штурм, подвергнув его сильному артиллерийскому обстрелу. В это время в Пронске находились воеводы В. Жулебин и А. Кобяков «не с многими людьми». Тем не менее, им удалось отстоять город. На следующую ночь, узнав о приближении русского войска, Сагиб-Гирей, бросил бесполезный «наряд» начал отходить в степь. Ему удалось переправиться за Дон до подхода больших московских воевод кн. Ю.А. Оболенского-Пенинского и кн. В.С. Мезецкого. В отместку за неудачу Сагиб-Гирея, сын хана Эмин-Гирей «от отца своево отворотил со многими людми» и попытался напасть на одоевские места, но настигнутый войском В.И. Воротынского, был разбит и также бежал «в Поле». 45 пленных татар воевода Воротынский прислал в Москву.
Успешное отражение нашествия 1541 г. ознаменовало собой закрепление новой линии русской обороны на юге. Старый оборонительный рубеж по берегам рек Оки и Угры – надежный, но слишком удаленный от новых границ - с этих пор становится резервной, тыловой позицией. Новый фронт проходил теперь гораздо южнее по черте: Козельск – Одоев – Крапивна - Тула – Зарайск – Переяславль-Рязанский, с вынесенными вперед «в Поле» городом Пронском и «поставленным» позднее в 1551 г. городом Михайловым.
После «царева приходу» 1541 г. набеги крымских отрядов совершались в основном на менее укрепленные северские и рязанские места. В марте 1542 г. «царевич» Эмин-Гирей, воевал на Северщине, «с многими людьми» он приходил к Путивлю, Стародубу и Новгороду-Северскому. В августе того же года татарские мурзы во время внезапного нападения захватили большой полон в рязанских местах (между Переяславлем-Рязанским и Зарайском). Им удалось увести его в свои улусы, несмотря на энергичное преследование шедших за ними вдогонку, до реки Мечи, великокняжеских воевод. Набеги происходили и в последующие годы (так, в декабре 1544 г. напавший «безвестно» тот же Эмин-Гирей сумел «попленить многих людей» в белевских и одоевских местах), однако, большой угрозы русскому порубежью они уже не несли.

+1

493

Против опасности большого татарского набега - часть войск для войны с Литвой сосредотачивать на юге, на Черниговщине. Это и с военной точки зрения оправдано. Второе - оставить на Курщине и Воронежчине мобильные, постоянно перемещающиеся отряды дворян, чтоб их и чёрт не мог сосчитать. Татары на большое войско идти не посмеют, а когда сообразят, что там их было немного - поздно будет. Вести переговоры с казаками, Грозный их при помощи Вишневецкого очень эффектно использовал.

+1

494

kinik76 написал(а):

Насколько "ногайцы" хороши для всадника в доспехе, весящем примерно как у польского гусара? "Стремянные" предполагаются аналогом, тяжелой кавалерией.

Под польского гусара или его аналога любые степняки маловаты будут. Под рослого всадника в тяжелом доспехе нужна лошадь мускулистая, которую без зерна, пожалуй, и не вырастить. В Западной Европе, многолюдной и богатой, такие лошади были. В Персии и Турции были. В Московском княжестве тех времён - пожалуй, только немногочисленные завозные. И, как привыкшие к зерну (высококалорийному и высокобелковому корму) привередливые и прихотливые по нашим меркмм.

Так что историческая правда требует радикально "урезать осетра" в плане численности (не восемь тысяч, а четыре сотни), или в качестве (вместо "крылатых гусар" - что-то вроде арнаутов Тридцатилетней войны, легкая, быстрая и выносливая конница практически без доспехов, максимум каска и полукираса).

Мысль в тему: вообще-то коневодство на Руси началось не с воцарением Елены Глинской, так что если озаботиться, можно "наскрести по сусекам". Организовать, например, скачки с обязательным присутствием на них царицы и участием бояр и жильцов московских (и их коней). Конных заводов в современном понимании тогда не было, на каждой конюшне разводили лошадей в меру своих возможностей и материальных и интеллектуальных.

UPD: это я к тому, что если среди бояр станет модным не просто красоваться на коне, а побеждать в скачках, скорость боевых коней сразу же вырастет просто за счет того, что выбирать под седло будут не самых нарядных на конюшне, а самых быстрых. Для выведения новой породы понадобятся, конечно, десятилетия (и сотни привозных жеребцов, и тысячи пробных скрещиваний - графу Орлову, помнится, понадобилось тридцать лет, и то закрепил породу уже Шишкин), для улучшения - годы, а вот отобрать лучших по всей стране можно за одно лето.

Отредактировано Зануда (15-10-2010 23:53:11)

+1

495

Зануда написал(а):

Так что историческая правда требует радикально "урезать осетра" в плане численности (не восемь тысяч, а четыре сотни), или в качестве (вместо "крылатых гусар" - что-то вроде арнаутов Тридцатилетней войны, легкая, быстрая и выносливая конница практически без доспехов, максимум каска и полукираса).

Гусария в самые лучшие времена исчислялась несколькими тысячами всадников. Но она никогда не действовала одна. Её подкрепляли сзади панцирники, в более лёгкой защите и на менее дорогих конях и лёгкая конница типа татарской. Гусары разрушали вражеский строй, далее вступали в дело и панцерники, преследовала бегущих лёгкая конница. Но один конь для гусара стоил 200 злотых при зарплате в год в 50. А ведь он должен был иметь и коня для езды, не только для боя. Очень дорогое удовольствие.
У Вас пошла металлургия, возможно производство легкостволых ружей пригодных для штыкового боя. В плотном строю их разбить весьма нелегко. И дрыны пик таскат не надо.
Здесь можно скачать книгу о русских доспехах, есть интересные статьи. Не помню, подбрасывал ли Вам этот адрес:
http://swordmaster.org/2009/05/14/russk … vekov.html

Отредактировано Анатолий Спесивцев (16-10-2010 16:07:16)

0

496

kinik76 написал(а):

Насколько "ногайцы" хороши для всадника в доспехе, весящем примерно как у польского гусара? "Стремянные" предполагаются аналогом, тяжелой кавалерией.

Не годятся они для тяжелой кавалерии. Можете посмотреть в этом плане на характеристики современной башкирской породы, она почти аналогична тогдашним степным породам. Очень выносливые и неприхотливые кони, но для тяжелого всадника слишком мелкие. Могут жрать все подряд, без особых последствий, не требуют специального ухода, способны к долгим переходам. Но большие тяжести просто физически не тянут, веса у них для этого недостаточно. "Мотороллеры", одним словом...

0

497

kinik76 написал(а):

Вроде как живой, даже удивительно – сколь ударов по чешуе да наручам спустил, не счесть. Старый, времен поместной службы, доспех не спас бы – а тут катаная сталь… Фу-х-х. Вернуться домой, Тайку сосватать, дом подкрепить, да детей наплодить, вместо посеченных сего дня, во славу княжию… коли полковому выпуску еще добрые земли отпишут, как обещано… Лет через десять, как срок службы выйдет, сговорить пару подмастерьев, кожевенный промысел открыть. Тайка… да проживем, иной не надобно, пойдет за княжьего стрельца… вернее, батюшка ейный отдаст – всяко не за ростовщика какого. И сама, верно, нос воротить не станет, хоть и московская девка. Вон, розмыслова жена похожих статей, вообще тульская, Новгород пополам с Казанью, а как глянула тот раз, что поваров наставляла, вдоль строя полкового… Нет уж, коли уродилась Таисия подобных статей – кадушки с салом пуст кто иной берет! И плевать, что низкородна…

В дубовый корень да княжьи палаты твою родительницу! Вот откуда они взялись? Сотни полторы добротной кованой конницы… как славно всё шло… прости, господи, мысли грешные, крепи руку мою!

Отбились… А могли и лечь, рубаки хороши…

Нельзя ли уточнить,кому принадлежит подчеркнутое? Мне показалось, что одному из литовцев (по поводу конных стельцов), но слишком уж внезапно посреди "наших"...

+1

498

kinik76 написал(а):

Да, коллеги, приношу извинения, но у мну ремонт "нечаяно нагрянул". В силу чего сейчас даже править проблема. Переписывать буду позже.

Рельефно представляю и сочувствую! Успехов в труде!

Что касается женских статей - русская средневековая одежда не способствовала их не то что разглядыванию - даже просто оценке. Потому размышления стремянного стрельца о "кадушках с салом" кажутся мне странными. Да и времена были такие - когда несколько раз за жизнь одного поколения случался неурожай и голод, упитанность в сытые годы была не то что приятна глазу - необходима. С другой стороны - у главного героя ведь уже несколько детей? На фигуре беременность и кормление сказывается...

+1

499

Зануда написал(а):

Что касается женских статей - русская средневековая одежда не способствовала их не то что разглядыванию - даже просто оценке. Потому размышления стремянного стрельца о "кадушках с салом" кажутся мне странными.

Вопрос по общественным баням здесь неприменим ?

0

500

Vseslav7 написал(а):

Вопрос по общественным баням здесь неприменим ?

Да в деревнях вроде как и в частные бани озорные парни ходили подглядывать... Другой вопрос - нравы в одно и то же время в разных местностях могли быть и весьма строгие и весьма вольные.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Часовщик Иванов 2