Тут кое-какой справочный материал нарисовался. Не удержалась, откомментировала
Скляров объясняет прерывание династии Пта бесплодием Гора, но у Гора были сыновья. Изображения четырёх из них украшают канопы. Но если династия не была продолжена, а на трон возвели Тота, то эти сыновья, ИМХО, были ненаследными. То есть, либо полукровки, либо рождённые от дамы не царского происхождения. Возможно, Селкит таковой и была. Кто знает, может, и полукровка. От кого Ра прижил её – достоверно неизвестно, хотя, предположительно от Мут, но Мут появляется уже в более поздних мифах. В ранних её нет.
А может, Селкит прижила детей не от мужа – с их-то нравами в порядке вещей. Сам Осирис де-факто был сыном не Геба, а Ра, своего прадедушки, а Исиду (Асет) Нут прижила от Тота. И только Сета с Нефтис – от законного мужа-брата… Мдя… Вот династия и прервалась. Но поскольку формально эти ребята принадлежали к семье правителей, должностями их не обделили.
Анубиса Осирис родил от Нефтис, то есть, не от законной жены. Он считался сыном Сета, то есть, тоже ненаследный, поскольку боги присудили править Египтом сыну Осириса и Исиды. Спрашивается – нафига было огород городить и плодить детей от кого попало?
в египетской мифологии древнейшие божества - сыновья Гора: Амсет (Имсети), Хапи (который, судя по некоторым мифам, Гору вовсе не сын), Кебексенуф (Кебехсенуф), Дуамутеф. Судя по 17-й главе "Книги мертвых", они первоначально считались астральными богами, спутниками созвездия "Бедра коровы" (Большой Медведицы) на Северном небе. В мистериях Осириса их главной функцией была охрана Осириса, защита его от врагов (Сета и его свиты). Ту же роль эти боги выполнили по отношению к человеку, который назывался "Осирисом имярек", поэтому во всей религиозно-магической литературе, связанной с погребальным ритуалом, имена Г. д. встречаются постоянно (в "Текстах пирамид", "Текстах саркофагов", "Книге мертвых" и др.). По представлениям египтян, эти боги участвуют в бальзамировании умершего и хранят его внутренности в канопах, крышки которых изображают каждого из сыновей Гора. В канопе с головой павиана - Дуамутефа хранится желудок, с головой шакала - Хапи - легкие, с головой сокола - Кебенксенуфа - кишки, с головой человека - Амсет - печень. Каждый из богов считался выражением сущности одной из душ человека: Амсет - ка, Дуамутеф - ба, Кебексенуф - сах (т.е. мумия), Хапи - сердце. Они состояли в свите Осириса и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса. В погребальной камере статуэтка Амсета ставилась у южной стены, Хапи - у северной, Дуамутефа - у восточной, Кебексенуфа - у западной. (Р. И. Рубинштейн)
Ихи – “играющий систрумом”, сын Хатор и Гора. Ещё один сын, на этот раз бастард.
Инхар – Осирис (как ни странно). Ещё один вариант – Усер (это ближе к истине).
Тот (греч.), Джехути (егип.) – бог мудрости, счёта и письма. Священные животные – павиан и ибис. Тота изображали в виде человека с головой ибиса или в виде павиана. Считался владыкой луны, покровителем всех наук. Был судьёй в загробном мире.
Иани – эпитет Тота
Сешат – богиня письменности (сеш – писец, сешат – женская форма того же слова. Короче, секретарша ). То ли дочь, то ли сестра Тота (хрен поймёшь этих египтян с их манерой жениться на близких родственницах, может, она ему и вправду была одновременно и дочерью, и сестрой).
Мафдет – возможно, сестра Сешат (и Тота-Джехути), богиня правосудия. Обожала казнить приговорённых к смерти врагов фараона (или бога?), вырывая их сердца (ничего не напоминает?)
Женой Тота была Маат, богиня порядка и истины (МВД древности, надо полагать…))
В общем, там если покопаться, ум за разум заходит И чем позднее мифы, тем запутаннее генеалогия богов. В ранних всё называлось своими именами: очень древние египтяне записывали происходящее по чукотскому принципу – что вижу, то пою. В данном случае – рисую на любой удобной поверхности. Тем удивительнее, что в семи "странных" пирамидах, возможно относящихся к периоду правления "богов", нет достоверно идентифицированных надписей. Граффити в разгрузочных камерах – на 99% подделка "исследователей" конца 19 начала 20 веков. Возможно, их строили ещё в до-письменный период? А потом фараоны не рискнули царапать на "творениях богов" свои имена, опасаясь гнева с небес?.. Возможно.
Кстати, письменность Египта появилась "вдруг", без долгого этапа развития, как в Шумере. Как будто кто-то пришёл, изучил язык египтян, разработал для них письменность и научил. Кто? Египтяне (очень древние) прямо называют учителя: Тот-Джехути...
Ещё один странный фактик. На додинастических стелах с перечнем богов их имена заключены в картуши. НО! – первым фараоном, приказавшим так же украсить своё имя, был Снофру! Аж 4-я династия! То есть, фараоны двух нулевых и трёх пронумерованных династий себя с богами не равняли А кем же они тогда были? Правильно: верховными жрецами богов. Напрашивается странный вывод: какое-то время фараоны ещё помнили, кем являются на самом деле (слугами богов, ага), а потом, когда времена богов подзабылись, слуги божьи осмелели и присвоили себе их власть
Кстати, в некоторых древних текстах (стела с копией древней надписи времён Хуфу) сам Хуфу упоминается как инициатор ремонта Сфинкса (Шепсес-анх)… Забавно, правда?
Ну, о таких мелочах, как гладенько отшлифованный гранит и базальт, упоминать не буду – тут нужны спецы по камнерезному делу…
Отредактировано Елена Горелик (17-10-2010 18:33:15)