Старый Империалист написал(а):Cпасибо, очень интересно. Никогда ранее об этом не слышал.
Я рад, что вопрос понравился. Впервые эта информация попалась мне ещё до 1980года в «Технике Молодёжи», а потом в книге из серии «Эврика».
http://www.tamcredit.ru/tl/aca654aj/def.pl
22 июня в Ленинграде. 22 июня 1941 года по набережным Невы выпускники школ гуляли точно так же весело и беззаботно, как и в минувшие выходные. Было тепло, стояла такая же прекрасная белая ночь, и только когда перед восходом солнца начал розоветь горизонт и золотом вспыхнул шпиль Петропавловской крепости, высоко в небе пролетела стайка самолетов-истребителей. Вчерашние школьники беспечно махали им руками, не зная, что эти самолеты специально подняли в воздух для прикрытия города от возможного нападения вражеской авиации…
Мало кто знает, но в июне 1941 года немцы не смогли внезапно напасть на Ленинград, как это они сделали при налетах на Киев и другие советские города, – на подступах стояли очень неплохие радары, которые советские ученые начали создавать раньше США и Англии. По этой же причине были сорваны массированные налеты немцев на Москву. Однако использовать радары в войне с полным эффектом Красная армия не смогла – на наших самолетах поначалу не было радиопередатчиков...
Первые радары
Суета уже царила в Смольном и Главном штабе на Дворцовой площади, хотя официального сообщения о нападении Гитлера на СССР еще не было. Однако по телеграфу была передана совершенно секретная директива Наркомата обороны о приведении в боевую готовность приграничных военных округов. В ней сообщалось, что 22–23 июня возможно внезапное нападение немцев на Советский Союз. А потому части Ленинградского военного округа были подняты по тревоге. 2-й корпус противовоздушной обороны, прикрывавший Ленинград, в 2 часа 10 минут ночи получил распоряжение занять оперативные позиции. Были приведены в боевую готовность самолеты, зенитки и даже радары…
В январе 1934 года эта проблема обсуждалась на совещании в Академии наук, а потом в Ленинграде были успешно проведены испытания первой в мире радиолокационной станции. Сразу после них ленинградская промышленность получила от Народного комиссариата обороны задание на изготовление первые пяти опытных образцов.
Первые радары появились в Красной армии раньше, чем в Англии и США. Их разработка началась еще в 1933 году по инициативе талантливого инженера Павла Ощепкова.
Дело в том, что всесильный глава «органов» Ежов в прошлом был военным комиссаром радиошколы, где прославился своей бездарностью. Сделав головокружительную карьеру, он особо ретиво поспешил расправиться со своими прежними коллегами. Разработка и производство радаров в СССР замедлились.
Если бы все шло, как и было задумано, то к началу войны страна могла иметь мощную систему радаров, и ни о каком внезапном налете немцев не могло бы быть и речи. Однако начались репрессии, многие ученые и инженеры оказались в лагерях. Разработки систем были временно прекращены, а потом арестовали и самого Ощепкова.
Высокая эффективность
В результате первая система радиообнаружения самолетов «Ревень» (РУС-1) была принята на вооружение только в 1939 году. Позднее был создан образец более совершенного радара «Редут». Работы велись в «шарашке» – Ленинградском НИИ радиопромышленности, который входил в систему НКВД, где работали репрессированные ученые и инженеры. Скоро новая система под названием РУС-2 была принята на вооружение. Но темп был уже недопустимо потерян. В результате начало войны СССР встретил с 44 станциями РУС-1 и всего одной станцией РУС- Именно они прикрывали потом Москву, Ленинград и «Дорогу жизни».
Кстати, когда нечто подобное случилось в Перл-Харборе: американские военные не поверили сразу показаниям своих первых радаров, и в результате поплатились страшным разгромом Тихоокеанского флота.
С первых же дней войны радары показали свою высокую эффективность, прежде всего в битве под Москвой. В июле 1941 года радарные станции были развернуты под Можайском. Как только станция заработала, отвечающий за ее работу В. Тихомиров бросился к начальнику станции – экран светился многочисленными точками. Начальник засомневался – исправна ли аппаратура. Тихомирову с большим трудом удалось убедить комиссара, что все в порядке – исправна. Информация о приближении к Москве большого количества немецких самолетов пошла по команде. И она оказалась правильной – именно в тот день немцы предприняли свой первый массированный налет на Москву. Благодаря заранее полученной информации он был успешно отражен, и гитлеровцы понесли большие потери, лишь отдельные самолеты смогли прорваться и сбросить бомбы.
Однако первые советские радары могли бы быть куда более эффективными. Дело в том, что в начале войны на наших самолетах вообще не оказалось радиосвязи! Т. е. она была еще в 1939 году, однако из-за низкого качества аппаратуры за год до нападения Гитлера радиопередатчики с самолетов сняли и отправили на склад. При попытках переговоров в наушниках стоял такой треск, что ничего разобрать было невозможно – двигатели самолетов еще не были экранированы. На цель самолеты выводили белыми полотнищами, выкладываемыми специальными командами на земле. Летчики в воздухе оказывались как бы слепыми и немыми. Командиры часто сами поднимались в воздух и жестами показывали другим пилотам, что делать. В результате летали кучно и гибли массами. В отличие от немецких асов, у которых была превосходная радиосвязь с землей и друг с другом.
Слепые самолеты
Когда советские войска вошли в конце войны в Германию и одной из частей удалось захватить немецкий склад авиатехники, то наши пилоты были поражены качеством шлемофонов немецких летчиков.
Как отмечал автор книги «Оседлай молнию» М. Калашников, немцы начали Вторую мировую войну, имея всего 711 истребителей, т. е. меньше, чем в 1941 году у нас защищало одну только Москву.
В 1942 году в блокадном Ленинграде на экранах, связанных с радарами командных пунктов противовоздушной обороны, вместо обычного изображения вдруг появились… танки, атака пехоты. Позже выяснилось, что в этот час в Лондоне работал экспериментальный телепередатчик, который транслировал хронику Второй мировой войны. Его технические характеристики случайно совпали с параметрами ленинградской радиолокационной системы. При таких обстоятельствах состоялся первый в мире сеанс сверхдальнего телевизионного приема.
Телевидение в блокаду
РЛС «Редут» позволяли засекать вражеские самолеты на расстоянии до 100 км. Опытные операторы могли даже определять тип самолета противника. Однако при этом терялось много времени на передачу информации с пульта радиолокатора до аэродрома.
Идея использования телевидения для нужд ПВО впервые пришла военнослужащему 72-го радиобатальона Эммануилу Голованевскому. Командование ее оценило, и вскоре над радарным экраном с картой Ленинградской области появилась телевизионная камера. Камера передавала картинки с оперативной обстановкой на мониторы командных пунктов ПВО.
Плохое качество или вообще отсутствие радиосвязи в первый год войны оказалось Ахиллесовой пятой Красной армии. Еще до нападения тылы были наводнены немецкими диверсантами, которые выводили из строя проволочную радиосвязь. В документальных фильмах видно, как немецкие самолеты ожесточенно бомбят колонны беженцев на дорогах, однако главной их целью были вовсе не толпы людей, а телеграфные столбы вдоль шоссе, которые они старались разрушить в первую очередь.
Ахиллесова пята
Однако исследователи считают, что, конечно, не только репрессии были причиной отсутствия в Красной армии надежных средств связи. К их производству не была готова промышленность. В 30-х годах у СССР еще не было предприятий, способных выпускать качественную радиотехнику требуемого количества. Эта проблема вообще еще ждет своего исследователя.
По мнению некоторых историков, еще одной причиной, по которой с самолетов убрали радиопередатчики, стала патологическая шпиономания. НКВД опасался, что среди пилотов могут появиться предатели, которые-де станут передавать немцам по радио «шпионскую информацию». Даже у жителей Ленинграда и других городов СССР были отобраны все радиоприемники.