Сцена с картечницей полностью, объявление войны.
----------------------------
Тихий стук в дверь каюты отвлек Карлсона от увлекательнейшего занятия – он внимательно изучал атлас огромной толщины, явно позаимствованный у кого-то из офицеров «Саламандры», попутно делая выписки.
- Да, войдите!
- Не помешал? – за дверью оказался Балин Снайп. – Чем занимаетесь?
- А, лейтенант, добрый день! Повышаю уровень образования, а то в географии я полный профан. Нужно же знать куда тебя отправило любимое начальство. А вы опять дезертировали с «Жемчужины»? Может, партию в триктрак?
- Нет, благодарю. Я к вам по делу, точнее с просьбой, – лейтенант замялся, не зная как продолжить.
- Чем я могу помочь?
- Нужна ваша консультация как мастера оружейника. Я столкнулся с проблемой, мы всей ротой головы сломали. Может, вы что-нибудь дельное подскажете.
- Так что случилось?
- Видите ли… когда мы вышли в этот поход, снабженцы подкинули нам на борт несколько образцов оружия, проходящего войсковые испытания. А вот всю надлежащую документацию – не знаю нарочно или нет – дать забыли. Сами знаете, нас в такой спешке отправляли. В общем, собрать-то мы собрали. Но стрелять эта хреновина отказывается! Точнее, её клинит на втором-третьем выстреле. А командор послезавтра затеял учения. Опозоримся на весь отряд!
- И что же это за хреновина? – явно заинтересовался Карлсон.
- Скорострельная картечница Сурта и Мирвора.
- Вот как! Знаете, лейтенант, я участвовал в конкурсе на проект картечницы. По итогам тему закрыли. Правда, это был армейский конкурс, а флот, значит, от этой идеи не отказался. И даже что-то пошло на войсковые испытания. Отрадно. Только почему освоение этого агрегата поручили вам, саперам?
- Командир батальона сказал мне примерно так. Картечница какая? Противоторпедная. Торпеда это что? Самодвижущаяся мина. Ты кто по должности? Командир минно-саперного взвода. Тебе, как специалисту по минам, сам Дарин велел новинку осваивать. Он велел, а я приказываю. Будешь защищать «Жемчужину» от торпедных атак, минных катеров и абордажных партий в шлюпках.
Карлсон заулыбался.
- Интересно, найдутся ли в этом мире идиоты, решившие взять на абордаж корабль с батальоном морпехов на борту? Хотел бы я видеть их лица!
- Да, забавное было бы зрелище, - согласился лейтенант. – Так как, посмотрите в чем там дело, что мы не так делаем?
- Конечно. А где картечница, здесь?
- Нет, что вы! В ней веса без малого четыреста фунтов!
- Тогда у нас проблема. Капитан Стафф запретил всем покидать борт «Саламандры» до особого распоряжения.
- Всё в порядке. Я уже доложил командору и он разрешил забрать вас на «Жемчужину». К спуску флага вернем вас назад или заночуете у нас, гостеприимство гарантирую!
- Замечательно. Давайте взглянем на больного.
Путь на десантный транспорт не занял много времени. Поднявшись на борт, лейтенант Снайп не дал осмотреться, а сразу потащил гостя на бак «Жемчужины» к месту установки картечницы. Двое морпехов по знаку лейтенанта скинули защитный кожух. Увидев, с чем ему предстоит иметь дело, Карлсон охнул и долго ходил вокруг поворотной тумбы, что-то бормоча про «сумрачный гномский гений».
Конструктивно картечница Сурта и Мирвора представляла собой пять стволов дюймового калибра, собранных в горизонтальный пакет. Питание производилось для каждого ствола отдельно из ящика, разделенного внутри на пять секций. Назвать ЭТО обоймой или магазином просто не поворачивался язык. Патроны поступали на линию заряжания под действием силы тяжести.
Расчет картечницы состоял из трех номеров: наводчика – маховиками вертикальной и горизонтальной наводки ловящего цель в прицел, заряжающего – меняющего ящики с патронами. Дать третьему номеру название Карлсон затруднился, тот вращением приводного колеса обеспечивал ведение огня. Видимо, по команде наводчика.
Цикл работы механизма картечницы делился на несколько этапов. Вращаем приводное колесо. Открывается затвор, общий для всех пяти стволов. Патроны падают на линию подачи. Одновременно взводятся бойки. Затвор досылает патроны. Последовательно, слева направо, бойки накалывают капсюля. Производится пять выстрелов. Затвор открывается, вытягивает гильзы из патронников, гильзы падают вниз в специальный ящик. Цикл повторяется.
Из объяснений лейтенанта Карлсон понял, что проблема заключалась в том, что на втором-третьем цикле перезарядки патрон или перекашивало, и он утыкался, или гильзу сминало затвором, и она не вываливалась в приемник.
- Никто не может понять, мастер, в чем дело. С практическими патронами никаких проблем. Картечница работает, как полагается. Но как только пробуем стрелять боевыми – то перекос, то экстракции нет!
- Мда… Интересный механизм. Патроны тоже любопытные: дюйм калибр, бутылочная гильза с закраиной. Я таких раньше не видел. А, судя по маркировке, их сорок лет назад выпустили.
- Так патроны от крепостного ружья Глунора.
- Тоже в первый раз слышу.
- Неудивительно. Их малая серия была выпущена для гарнизонов Береговой охраны. Случилось в Пограничье несколько инцидентов. У тамошних банд, гордо называющих себя Вольными манорами, в заметных количествах появились защитные амулеты эльфийского производства. Этот амулет давал защитный купол футов двадцати в диаметре, непробиваемый пулями винтовок. Было потеряно несколько приграничных фортов. Штурмовые группы под прикрытием этих амулетов могли свободно могли подойти к воротам. Вот и пришлось срочно рожать, что-то способное справиться с защитным куполом, за два-три выстрела, калибром и весом поменьше, чем обычная полевая пушка. Потом выяснилось, что с амулетами подобного типа, прекрасно справляются и обычные винтовочные пули с сердечником из холодного железа. Издали приказ иметь таких патронов по две обоймы на ствол, а ружья Глунора сдали на склады.
- Угу. Немного узнав нравы царящие в Артиллерийском комитете, могу предположить что было дальше. Комиссия долго обсуждала представленные образцы и никак не могла определиться с выбором, ведь каждый проект обладал своими достоинствами и недостатками. А члены комиссии сами толком не знали, чего они хотят. Потом, когда горы отчетов, протоколов, технических записок стали грозить похоронить под собой всех присутствующих, чья-то светлая голова вспомнила, что на складах лежит куча никому не нужных патронов. Это и стало решающим аргументом, когда решили направить на войсковые испытания это… кхм, чудо конструкторской мысли.
Беседуя с лейтенантом, Карлсон успел разобрать-собрать картечницу и проверить работу механизма без патронов.
- Было бы неплохо попробовать пострелять. Так, на первый взгляд, все в порядке.
- Нужно чуть-чуть подождать. Через полчаса на «Жемчужине» будут учения артиллеристов, стволиковые стрельбы. Тогда и мы сможем пострелять, если вы, мастер, заставите эту хреновину делать то, для чего её создали.
- Лейтенант, вы говорили, что полного комплекта документации вы не получили. Но хоть что-то есть?
- Да, вот краткая инструкция по эксплуатации. Вроде бы собрали все правильно. Лишних деталей не обнаружено.
- Дайте полистать, - Карлсон на несколько минут погрузился в чтение. – Мда, а в этом ящике практические патроны?
Получив подтверждение, Карлсон стал внимательно рассматривать царапины на гильзах. Потом извлек из саквояжа штангельциркуль и тщательно померил длину патронов.
- А боевые где? Нет, не беспокойтесь, до начала учений ничего заряжать не будем.
Лейтенант Снайп отправил одного морпеха в оружейку. Вскоре принесли патронный ящик.
Повторив процедуру измерения, Карлсон с трудом скрывая улыбку спросил:
- Господин лейтенант, а вы точно прочитали ВСЮ инструкцию?
- Да.
- И параграф «подготовка боеприпасов к стрельбе»?
- Да, он же стандартный. «Аккуратно вскрыть упаковочную тару, ветошью удалить консервирующую смазку». Так? Там ещё про гильзы сдать на склад и тому подобная чепуха. Стандартный параграф во всех инструкциях.
- Особенно пункт шесть. Цитирую: «с помощью прилагаемого к ЗИП шаблона убедиться, что длина патронов не отличается более чем на ноль пять линии от стандартной длины. Патроны не соответствующие шаблону использовать запрещается». Вот убедитесь – практические патроны по длине идентичны, а у боевых размер гуляет туда-сюда до полутора линий.
- Сожри меня Балрог! – на Снайпа было больно смотреть, он весь налился красным, тяжело задышал и начал колотить кулаком в ладонь. – Я идиот! Все так просто!
- Есть такая поговорка: «если ничего не помогает, прочти инструкцию». Впрочем, откуда вам знать, что автоматическое оружие гораздо чувствительнее к допускам. То, что годилось для однозарядного крепостного ружья, не совсем пригодно для картечницы. Озадачьте своих подчинённых проверкой патронов. Думаю, все будет в порядке. Да, и пусть шаблон найдут. Надеюсь, его не выкинули как ненужную железку. В крайнем случае, могу одолжить штангельциркуль.
- Я немедленно распоряжусь. Спасибо, мастер Карлсон, вы спасли меня от позора! Если бы это выяснилось позже, то я стал бы посмешищем во всем Корпусе морской пехоты, да и на флоте тоже.
- Спасибо не булькает.
- Да о чем речь! В ближайшем порту я вас в пивной бочке утоплю!
Карлсон аж хрюкнул от такого предложения.
- Насколько я знаю, утопление в бочке с пивом, стандартная казнь мерзавца, посмевшего оное пиво разбавить.
- Предки, что я несу! Простите, мастер, это я не подумав брякнул! Видит Дарин, я…
- Ладно! Ничего страшного, я не обиделся. Не знаю, как у картечницы с кучностью, но могу предположить, что не очень. Есть пара мыслей, как можно усовершенствовать данный механизм. Поскольку дюйм это уже довольно серьезный калибр, а никаких приспособлений для уменьшения отдачи тут не предусмотрено, я бы изменил порядок, в котором ведется огонь. Здесь стволы стреляют последовательно слева направо. То есть, первый же выстрел будет сбивать наводку. Я бы поставил порядок огня: третий, второй, четвертый, первый, пятый ствол. Благо, сделать это не сложно, достаточно поменять местами несколько деталей. Еще на стволы для уменьшения силы отдачи можно поставить дульный тормоз. Я нарисую эскиз. Думаю, мастерская на «Жемчужине» справится с этим без проблем. Но, в целом, схема тупиковая, перспектив не имеет.
- Что вы имеете ввиду?
- То, что пытаться сделать это чудо конструкторской мысли более эффективным я даже пробовать не буду. За исключением уже предложенных мной мер. У меня сложилось впечатление, что господа конструкторы ни разу не были на борту корабля. Иначе трудно объяснить их предложение, - Карлсон взмахнул книжечкой - устанавливать картечницу на марсах. Это с такими-то мизерными углами склонения ствола! О мертвых зонах они подумать не удосужились. Механизм наводки не допускает склонения больше пяти градусов. Переделывать смысла нет. Наклонив стволы посильней, мы просто получим задержки при перезарядке. Патроны-то падают под своим весом.
Значит надо сочинять зарядный ящик с подающей пружиной. Ага, под патрон такой оригинальной формы. Одна закраина сама по себе создаст кучу проблем. А конусообразная форма гильзы с бутылочным горлышком превращает создание нормального магазина в конструкторский подвиг. Ну, повозившись пару-тройку лет с формой подавателя и материалом пружины я бы возможно родил бы что-нибудь достаточно приемлемое. И то, зуб даю, каждый магазин пришлось бы индивидуально подгонять к каждому конкретному образцу.
- Что даёте? - не понял Снайп.
- Зуб. Это прямой перевод идиомы с… в общем, в моих краях так говорят, когда полностью уверены в своих словах.
- А откуда вы родом, мастер?
Карлсон вздохнул.
- Я Торк Карлсон из клана Облачных гор, добрый подданный Его Подгорного Величества. Теперь моя Родина - Подгорное королевство. Более подробно ответить на ваш вопрос у меня нет ни особого желания, ни возможности. Вот будет у вас допуск “альгиз два ноля”, все расскажу без утайки. Не сочтите за невежливость.
- Ого! “Перед прочтением съесть”. От таких вещей лучше всего держаться подальше,по крайней мере, пока не стану генералом. Теперь понятно, почему у вас иногда проскальзывает эльфийский акцент.
- Надеюсь, вы не принимаете меня за эльфа? - Карлсон отвернулся, пряча улыбку.
- Конечно нет. Бородатых эльфов не бывает! - убежденно ответил лейтенант.
- Как и гномов-разведчиков в логове главного врага. Уши можно сделать накладными, но вот необходимость сбрить бороду… Добровольцев, я думаю, найти будет очень сложно.
- Скорее всего, вы долго жили рядом с эльфами. Вот на произношении это и отразилось.
- Не буду ни подтверждать, ни опровергать ваше предположение. Без комментариев. Лучше вернемся к первоначальной теме нашей беседы. Я тут подумал, что же еще можно сотворить с вашим агрегатом. Можно попробовать вместо целика поставить ракурсные кольца. С их помощью наводчику будет удобнее оценивать угловую скорость цели и брать упреждение. Правда, это потребует некоторых расчетов… Лейтенант, взгляните пожалуйста на... вон туда, короче! - Карлсон показал рукой направление. - там какой-то паровой катер пускает ракеты.
- На левую раковину, - автоматически поправил лейтенант. - Зеленый, красный, красный, белый - стандартный сигнал “имею важное сообщение”. И курс прямо на “Саламандру”. Ого! Сигнал отряду: “к бою и походу приготовиться”. Значит все-таки война. Похоже, мастер Карлсон, вы теперь наш гость надолго.
Отредактировано Padre (23-12-2013 13:25:24)