Да и к теме "охраны труда", та ещё иллюстрация...
Проблемы детского труда в Российской Империи.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Что, где, когда - 6
Да и к теме "охраны труда", та ещё иллюстрация...
Проблемы детского труда в Российской Империи.
Неужели при строительстве Санкт-Петербурга?
Алексей, ставлю + за то, что ты угадал город. Речь идет о Северной Столице, но некие "бурлаки" появлялись там в массовом числе в конце 19 начале 20 века. Попробуй связать эту информацию с рассказом Чехова и ты выйдешь на контингент, из которого состояли эти "бурлаки".
Санк-Петербург?
Санк-Петербург?
Он. А в качестве довеска к вопросу, а кто или кем были эти бурлаки?
Дети "отданные навечно"? Беспризорники? Или м.б. "бурлаками" называли учащихся бурсы?
Да, Алексей, свет мой Игоревич -- дети.
А теперь первоисточник:
Торговля детьми на Северо-Западе Российской империи (конец 19-начало 20 вв.)
Интересная статья из журнала "Родина" 2004 № 11
Ольга Илюха
"Котя, котя, продай дитя…"
В русских и карельских волостях в конце XIX века была популярна игра «Котя, котя, продай дитя»: «Игроки представляют, что имеют у себя каждый по ребенку, а часто даже приглашают маленьких детей и садят их перед собою. Садятся обыкновенно кружком…»
Водящий обращается к одной из пар со словами: «Котя, котя, продай дитя!» В случае отказа ему отвечают: «Сходи за реку, купи табаку!» Если игрок соглашается и говорит: «Продам», он тут же должен бежать по кругу в одну сторону, а спрашивающий — в другую. Кто раньше прибежит к «проданному» — тот садится, а опоздавший снова начинает «покупать»1
Это была не просто детская забава в конце XIX — начале XX века на самом деле покупали и продавали.
Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Старожил карельской деревни Пелдожа А. И. Баранцева (1895 года рождения) вспоминала коллизию, развернувшуюся в семье Мярян: «Куча детей у них родилась: Мийккул, затем Настуой, затем Анни и Мари были. Всех их родители отправили в Питер, там и жили. Видишь ли, раньше бедные родители часто продавали своих детей в прислуги к богачам в Питер. Так отправили в Питер и детей Мярян…»2 Традиционно ребенок считался «готовым» к отправке в город в 10 лет. Но при возможности родители предпочитали отсрочить уход мальчика из семьи до 12—13, а девочки — 13—14 лет.
На первой неделе Великого поста сотни подвод, в каждой из которых размещалось от трех до десяти детей, тянулись по крепкому насту из Олонецкой губернии в столицу. Петербургский писатель и журналист М. А. Круковский написал на основе своих впечатлений цикл очерков «Маленькие люди». Один из них — «Приключение Сеньки» — рисует историю крестьянского мальчика, отданного отцом за пять рублей в Петербург. «У крестьян Олонецкого края, — писал Круковский, — во многих прионежских деревушках существует неразумный, бессердечный обычай без особой нужды (курсив мой. — О. И.) посылать детей в Петербург и отдавать их мелким торговцам в услужение, «в обучение» как говорит народ»3. Публицист был не совсем прав. Именно нужда заставляла крестьянина принять непростое решение. Семья на некоторое время избавлялась от лишнего рта, надеясь в будущем получать от «бурлака» (так крестьяне называли проживающих и зарабатывающих «на стороне») денежную помощь.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками». «Помню хорошо, в Киндасове жил некто Патроев… Он все время набирал детей и увозил в Питер. Вася Лаурин, мой брат Степан Секон, Гриша Родин, Мария Ивановна… Мари Мярян — все они были в Питере [подручными]. Патроев отвозил их в кибитке, вот как раньше детей продавали. А потом купцы там были, мастера, они заставляли детей работать в пошивочных [и других мастерских] шили да все», — вспоминала Баранцева4. Во второй половине ХIХ века поставкой детей из Олонецкого уезда в Петербург успешно занимался крестьянин Федор Тавлинец, проживавший в деревне Погост Рыпушкальской волости. За 20 лет он отправил в столицу около 300 крестьянских детей. Там он устраивал их в ремесленные заведения, заключал контракт с ремесленниками на обучение и получал вознаграждение за поставку учеников. О его деятельности властям стало известно, когда «извозчик», нарушая договоренности, попытался уклониться от передачи части вырученных денег родителям5.
Масштабы торговли детьми в конце XIX века, по мнению современников, приобретали громадные размеры. Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз — ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину»8. Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу, или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…»9. На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку.
Но не только бедность заставляла олонецких крестьян расставаться со своими детьми. Воздействовали и уверения, что в городе ребенок будет определен «на хорошее место». Народная молва хранила память о богатых выходцах из Карелии, сумевших разбогатеть в Петербурге. Рассказы об их капиталах будоражили мысли и чувства карельского крестьянина. Неслучайна пословица — «Miero hinnan azuw, l’innu neidižen kohendaw» — «Мир цену установит, город девушку сделает лучше» По наблюдениям чиновников, священников, учителей каждый отец, имевший нескольких детей, мечтал отправить одного из них в столицу.
Уважаемые коллеги, я убегаю (точнее ковыляю) в госпиталь, поэтому на посошок, очень легкий вопрос:
Ю.А. Гагарин во многом был первым , но в этом (по его собственным словам) последним. А в каком т.с. списке или среди кого?
Подсказка есть в личной переписке А.П. Чехова с супругой.
Отредактировано череп (11-02-2013 15:51:58)
Из сайта Луркоморье
Сабжу приписывают высказывание: «До сих пор не разобрался, кто я: первый человек или последняя собака?» Если это так, то у него было некислое чувство юмора.
Есть версия, что шутка звучала иначе. Коллеги по цеху вспоминают: «А знаете, почему после собак решили послать в космос офицера? — подмигивал Гагарин друзьям. И сам отвечал: — Да потому, что офицерская жизнь очень похожа на собачью».
Отредактировано Valentina13 (11-02-2013 18:29:34)
Уважаемые коллеги, вот я и вернулся. Вы абсолютно верно ответили на мой вопрос, тем более, что я постарался не усложнять
Уважаемые коллеги, Вы смотрели вот этот мультфильм «Фантазеры из деревни Угоры»?
Если нет, то позволю напомнить Вам содержание: Жанр: комедия, сказка
Мы встречаемся со старыми героями "Весёлой карусели" - рыжим, конопатым Внуком, Дедом, Серым и Белым Гусями, которые противостоят сказочной нечести.
Вопрос: что объдиняет одного из персонажей этого мультфильма, вот с этим устройством?
Отредактировано череп (11-02-2013 20:03:02)
4. Змей Горыныч. Просто потому, что у него три головы, а автомат на рисунке - на три фазы.
Засчитать за 100% верный ответ пока не могу. Но покрутите Змея Горыныча. Это ОЧЕНЬ близко, поэтому ставлю +.
В общем, как сказано в старом, добром фильме: Имя, сестра, имя!!!!!
Отредактировано череп (11-02-2013 21:42:49)
"Что, где, когда - 15" | История | 25-06-2014 |
Что, где, когда - 11 | История | 15-11-2013 |
Что, Где, Когда - 3 | История | 28-06-2012 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |
"Что, где, когда - 17" | История | 24-11-2020 |
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Что, где, когда - 6