Что, где, когда - 6
Сообщений 551 страница 560 из 864
Поделиться55212-02-2013 02:56:18
Факел, без воздушного потока не будет оного ни Горыныча, ни у ЭФУ.
Поделиться55312-02-2013 11:34:57
Факел, без воздушного потока не будет оного ни Горыныча, ни у ЭФУ.
В мультфильме был. Но дело не в нем. Фишка состоит в том, что вопрос уважаемого коллеги tva134 был связан с бортовыми ЭВМ лунного модуля США.В поисках ответа я вышел на вот эту статью:
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011 … -programmy
Горыныч: компьютер советской лунной программы
«Аргон» на борту. Миссия выполнима
Космическая миссия, для которой сотрудники НИИЭМ создавали бортовую ЭВМ, была весьма ответственной. Аппараты серии «Зонд», сконструированные на основе пилотируемого корабля «Союз 7К-Л1», должны были исследовать возможность высадки на Луне советских космонавтов. Задача эта была политически важной. Программа «Аполлон», отрабатываемая NASA с начала шестидесятых годов, к 1968 году вошла в стадию пилотируемых полётов, и руководство СССР желало утереть нос потенциальному противнику.
Применение в полётах подобного типа бортовых ЭВМ было чрезвычайно важным. Полёт состоял из нескольких фаз, в каждой из которых требовался точный расчёт в реальном масштабе времени множества параметров работы систем корабля. Автоматика на основе программно-временных устройств (ПВУ) здесь непригодна: уж слишком непредсказуемы условия полёта. А вот цифровая ЭВМ с её гибкой программируемой логикой подходила для этих целей идеально. Тем более что БЦВМ серии «Аргон-1», разработанные в НИИЭМ для мобильного оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка», доказали свою эффективность в управлении сложными процессами.
Именно на базе «Аргон-1» и была создана первая вычислительная машина космического базирования. БЦВМ «Аргон-11С» была предназначена для управления движением космического корабля Л1 из серии «Зонд» при его облёте Луны и аэродинамического спуска на Землю при вхождении в атмосферу на второй космической скорости.
Лунные программы СССР и США в то время шли ноздря в ноздрю, и допустить какие-либо оплошности, тем более по вине вычислительной техники, было немыслимо.
Надёжность системы управления при этом ставилась во главу угла. Конечно, техника военного назначения всегда отличалась высочайшими показателями отказоустойчивости, достигавшимися с помощью проектных, организационных и технологических мероприятий, а также жёсткой госприёмки. Однако в случае с БЦВМ для лунной миссии этих мер явно было недостаточно. Понимая это, инженеры НИИЭМ сделали «Аргон-11С»… трёхголовым. В буквальном смысле этого слова.
В «Аргон-11С» впервые в практике создания бортовых ЭВМ была применена схема резервирования узлов, которая именовалась троированной структурой с мажоритированием. За этим мудрёным названием скрывается элегантная по своей идее конструкция.
Рис. 2. Вот он – космический Горыныч,
бортовая цифровая вычислительная
машина «Аргон-11С».Рис. 3. Мажоритарные логические
схемы известны достаточно давно.
Сигнал на их выходе зависит от
одинаковых сигналов на большинстве
входов.
Структурно «Аргон-11С» состоял из трёх одинаковых функциональных блоков, работающих параллельно и независимо друг от друга. На входы каждого блока (всего их было 28) поступала совершенно одинаковая информация от множества датчиков телеметрии. На её основе каждый блок вырабатывал более сорока управляющих воздействий.
И вот тут начиналось самое интересное. Конечные управляющие воздействия формировались по мажоритарному принципу. То есть если на двух из трёх выходов они были одинаковы, а на третьем отличались, то за основу брались значения, выработанные большинством.
Фактически в «Аргон-11С» постоянно проходило голосование за наиболее правильное управляющее воздействие. А чтобы вы не подумали, что троица вычислительных блоков постоянно стремилась организовать коалицию против меньшинства, знайте, что между их входными и выходными каналами имелись связи, позволяющие обмениваться информацией в случае, если она в одном или нескольких блоках искажалась.
Ещё одной важной особенностью «Аргон-11С» было применение интегральных схем. Специально для этой серии специалистами НИИЭМ совместно с инженерами научно-исследовательского института точной технологии НИИТТ были разработаны гибридные интегральные схемы серии «Тропа» – фактически первые советские интегральные схемы.
Рис. 4. Каждая интегральная схема «Тропа» содержала один логический элемент на базе транзисторно-транзисторной логики. В «Аргон-11С» таких интегральных схем были сотни. (Иллюстрация с сайта 155la3.ru).
Конструктивно печатные платы со схемами «Тропа» для каждого из трёх вычислительных узлов «Аргон-11С» собирались в многостраничную «книжку», корешком которой были шлейфы межмодульных связей. Вся эта «библиотека» жёстко монтировалась на специальном шасси, которое охлаждалось привычным для нас способом: с помощью вентилятора. С учётом тройного резервирования масса БЦВМ в 34 килограмма не кажется такой уж большой.
По нынешним меркам вычислительная мощность «Аргон-11С» – 200 тысяч операций в секунду – смехотворна, разрядность чисел и команд (14 и 17 соответственно) вызывает изумление, а объём оперативной памяти на ферритовых сердечниках (128 четырнадцатиразрядных слов) заставляет задуматься: как в ней вообще помещались какие-нибудь программы?!
Рис. 5. Память на ферритовых сердечниках была единственным конструктивным решением для оперативного запоминающего устройства до середины семидесятых годов.
Зато надёжность этой машины, официально зафиксированная в её документации, потрясает. Вероятность отсутствия отказов в двух из трёх её модулей (а для голосования по большинству нужно минимум два работоспособных модуля) составляет 0,999 в течение восьми суток полёта космического аппарата к Луне и обратно.
Конструкция троированной схемы «Аргон-11С» была столь удачной, что в дальнейшем она была повторена с БЦВМ «Аргон-16», которую смело можно назвать космическим долгожителем. Эта ЭВМ использовалась в самых разнообразных космических аппаратах более 25 лет! Около трёхсот экземпляров «Аргон-16» трудились в «Союзах», транспортниках «Прогресс», орбитальных станциях «Салют» и «Мир». Поверьте, для ЭВМ космического базирования это большая цифра.
Рис. 6.Рис. 7.
В бортовой ЭВМ «Аргон-16» также была использована троированная структура с мажоритарными связями. Для переноски этого девяностокилограммового «горыныча» к корпусу были приделаны специальные ручки.
Рис. 8. Место БЦВМ «Аргон-16» в схеме транспортного корабля снабжения.
Лунная программа СССР потерпела фиаско, но дала мощный толчок развитию бортовой вычислительной техники космического базирования. Пришедшие на смену «Аргонам» БЦВМ серии Ц, в частности «С-530», с успехом применялись в системах управления межпланетных станций «Марс» и «Венера». С их помощью впервые в истории человечества была выполнена посадка космического аппарата на поверхность Марса, проведены исследования кометы «Вега» и радиолокация Венеры.
«Трёхголовость» бортовых ЭВМ, реализованная в «Аргон-11С», и по сей день – одна из основных конструктивных особенностей космической вычислительной техники.
Автор: Евгений Лебеденко.
Ну, а Змей Горыныч их мультфильма, на заключительном этапе стал космическим, крутясь по орбите Земли.
Т.е. ответ: Космический Горыныч. (Принимается вариант: космический змей горыныч)
Поделиться55412-02-2013 12:40:49
Ну, а Змей Горыныч из мультфильма, на заключительном этапе стал космическим, крутясь по орбите Земли
К своему стыду, я этот мультфильм не смотрел. И прибор сразу не опознал. Хотя ведь видел его неоднократно (на Цниимаше и в НПО Энергия). А вопрос великолепный!
Поделиться55512-02-2013 13:01:57
К своему стыду, я этот мультфильм не смотрел. И прибор сразу не опознал. Хотя ведь видел его неоднократно (на Цниимаше и в НПО Энергия).
А вопрос великолепный!
1. Я больше контактировал во времена СССР непосредственно, а в период бардака по почте (независимости, и прежде всего от здравого ума) с Заводом имени Хруничева. Они были головными по носителю "Протон", а СУ 8К82К от нашей 314 ВП МО СССР вел Ваш покорный слуга.
2. А по второму пункту - явное преувеличение. Вопрос прежде всего своеобразный ремейк на твой, вопрос Володя, а кроме того я просто ОЧЕНЬ люблю отечественные мультфильмы.
Отредактировано череп (12-02-2013 13:36:30)
Поделиться55612-02-2013 13:26:19
На "Буране" стоял потомок !Аргона", с которым уже мне довелось немного поработать... Делали блоки, включаемые между БЦВК и БС, с управлением от 32-х разрядного Макинтоша. Наша вставка имитировала работу БЦВК и БС в условиях полета.
Поделиться55712-02-2013 14:32:45
Уважаемые коллеги, позвольте следующий вопрос оформить в виде т.с. мини сценария рассказа жанра "альтернативная история".
Вам знаком используя фразу Шерлок Холмса вот этот "милый джентльмен"из Чикаго?
Так вот, по гипотезе автора вопроса, но опирающейся на информацию почерпнутую из одной зарисовки американского журналиста, этот мафиози вполне мог найти себе укрытие от Федерального Суда США и новую территорию для продолжения " профильной производственной деятельности" (подобно персонажу из фильма "Дежа Вю") на территории СССР.
А в каком именно городе?
Отредактировано череп (12-02-2013 15:52:39)
Поделиться55812-02-2013 16:39:46
череп
Одесса?
Ну, это было бы ОЧЕНЬ просто. Нет, не Одесса и даже далеко от Одессы.
Путь к поиску ответа, а точнее намек на оный есть в формулировке вопроса в описании "милого джентльмена из Чикаго" , а время действия:начало 30 - х гг. 20 века.
Отредактировано череп (12-02-2013 17:10:44)
Поделиться55912-02-2013 22:46:17
Давайте скорее, коллеги тему разруливать.
А то у меня вопрос назрел в плане раскрытия "темы сисек".
Поделиться56012-02-2013 22:52:35
Нашел только Мурманск
Немного ошиблись. Если считать по трассе, то расстояние составляет 4746 км.
Похожие темы
"Что, где, когда - 15" | История | 25-06-2014 |
Что, где, когда - 11 | История | 15-11-2013 |
Что, Где, Когда - 3 | История | 28-06-2012 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |
"Что, где, когда - 17" | История | 24-11-2020 |