Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Что, где, когда - 6


Что, где, когда - 6

Сообщений 551 страница 560 из 864

551

Подсказка: В  конце мультфильма Горыныч выглядел так:http://s2.uploads.ru/t/l6F1K.png

А идею вопроса мне подсказал  своим вопросом (простите за повторение)уважаемый коллега tva134. За что ему большое спасибо!!!!!

Отредактировано череп (11-02-2013 22:58:01)

+1

552

Факел, без воздушного потока не будет оного ни Горыныча, ни у ЭФУ.

0

553

Valentina13 написал(а):

Факел, без воздушного потока не будет оного ни Горыныча, ни у ЭФУ.

В мультфильме был. Но дело не в нем. Фишка состоит в том, что вопрос уважаемого коллеги tva134 был связан с бортовыми ЭВМ лунного модуля США.В поисках ответа я вышел на вот эту статью:
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011 … -programmy
Горыныч: компьютер советской лунной программыhttp://s2.uploads.ru/t/XE56M.jpg

«Аргон» на борту. Миссия выполнима
Космическая миссия, для которой сотрудники НИИЭМ создавали бортовую ЭВМ, была весьма ответственной. Аппараты серии «Зонд», сконструированные на основе пилотируемого корабля «Союз 7К-Л1», должны были исследовать возможность высадки на Луне советских космонавтов. Задача эта была политически важной. Программа «Аполлон», отрабатываемая NASA с начала шестидесятых годов, к 1968 году вошла в стадию пилотируемых полётов, и руководство СССР желало утереть нос потенциальному противнику.
Применение в полётах подобного типа бортовых ЭВМ было чрезвычайно важным. Полёт состоял из нескольких фаз, в каждой из которых требовался точный расчёт в реальном масштабе времени множества параметров работы систем корабля. Автоматика на основе программно-временных устройств (ПВУ) здесь непригодна: уж слишком непредсказуемы условия полёта. А вот цифровая ЭВМ с её гибкой программируемой логикой подходила для этих целей идеально. Тем более что БЦВМ серии «Аргон-1», разработанные в НИИЭМ для мобильного оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка», доказали свою эффективность в управлении сложными процессами.

Именно на базе «Аргон-1» и была создана первая вычислительная машина космического базирования. БЦВМ «Аргон-11С» была предназначена для управления движением космического корабля Л1 из серии «Зонд» при его облёте Луны и аэродинамического спуска на Землю при вхождении в атмосферу на второй космической скорости.

Лунные программы СССР и США в то время шли ноздря в ноздрю, и допустить какие-либо оплошности, тем более по вине вычислительной техники, было немыслимо.

Надёжность системы управления при этом ставилась во главу угла. Конечно, техника военного назначения всегда отличалась высочайшими показателями отказоустойчивости, достигавшимися с помощью проектных, организационных и технологических мероприятий, а также жёсткой госприёмки. Однако в случае с БЦВМ для лунной миссии этих мер явно было недостаточно. Понимая это, инженеры НИИЭМ сделали «Аргон-11С»… трёхголовым. В буквальном смысле этого слова.

В «Аргон-11С» впервые в практике создания бортовых ЭВМ была применена схема резервирования узлов, которая именовалась троированной структурой с мажоритированием. За этим мудрёным названием скрывается элегантная по своей идее конструкция.

Рис. 2. Вот он – космический Горыныч,
бортовая цифровая вычислительная
машина «Аргон-11С».Рис. 3. Мажоритарные логические
схемы известны достаточно давно.
Сигнал на их выходе зависит от
одинаковых сигналов на большинстве
входов.
Структурно «Аргон-11С» состоял из трёх одинаковых функциональных блоков, работающих параллельно и независимо друг от друга. На входы каждого блока (всего их было 28) поступала совершенно одинаковая информация от множества датчиков телеметрии. На её основе каждый блок вырабатывал более сорока управляющих воздействий.

И вот тут начиналось самое интересное. Конечные управляющие воздействия формировались по мажоритарному принципу. То есть если на двух из трёх выходов они были одинаковы, а на третьем отличались, то за основу брались значения, выработанные большинством.

Фактически в «Аргон-11С» постоянно проходило голосование за наиболее правильное управляющее воздействие. А чтобы вы не подумали, что троица вычислительных блоков постоянно стремилась организовать коалицию против меньшинства, знайте, что между их входными и выходными каналами имелись связи, позволяющие обмениваться информацией в случае, если она в одном или нескольких блоках искажалась.

Ещё одной важной особенностью «Аргон-11С» было применение интегральных схем. Специально для этой серии специалистами НИИЭМ совместно с инженерами научно-исследовательского института точной технологии НИИТТ были разработаны гибридные интегральные схемы серии «Тропа» – фактически первые советские интегральные схемы.

Рис. 4. Каждая интегральная схема «Тропа» содержала один логический элемент на базе транзисторно-транзисторной логики. В «Аргон-11С» таких интегральных схем были сотни. (Иллюстрация с сайта 155la3.ru).

Конструктивно печатные платы со схемами «Тропа» для каждого из трёх вычислительных узлов «Аргон-11С» собирались в многостраничную «книжку», корешком которой были шлейфы межмодульных связей. Вся эта «библиотека» жёстко монтировалась на специальном шасси, которое охлаждалось привычным для нас способом: с помощью вентилятора. С учётом тройного резервирования масса БЦВМ в 34 килограмма не кажется такой уж большой.

По нынешним меркам вычислительная мощность «Аргон-11С» – 200 тысяч операций в секунду – смехотворна, разрядность чисел и команд (14 и 17 соответственно) вызывает изумление, а объём оперативной памяти на ферритовых сердечниках (128 четырнадцатиразрядных слов) заставляет задуматься: как в ней вообще помещались какие-нибудь программы?!

Рис. 5. Память на ферритовых сердечниках была единственным конструктивным решением для оперативного запоминающего устройства до середины семидесятых годов.

Зато надёжность этой машины, официально зафиксированная в её документации, потрясает. Вероятность отсутствия отказов в двух из трёх её модулей (а для голосования по большинству нужно минимум два работоспособных модуля) составляет 0,999 в течение восьми суток полёта космического аппарата к Луне и обратно.

Конструкция троированной схемы «Аргон-11С» была столь удачной, что в дальнейшем она была повторена с БЦВМ «Аргон-16», которую смело можно назвать космическим долгожителем. Эта ЭВМ использовалась в самых разнообразных космических аппаратах более 25 лет! Около трёхсот экземпляров «Аргон-16» трудились в «Союзах», транспортниках «Прогресс», орбитальных станциях «Салют» и «Мир». Поверьте, для ЭВМ космического базирования это большая цифра.

Рис. 6.Рис. 7.
В бортовой ЭВМ «Аргон-16» также была использована троированная структура с мажоритарными связями. Для переноски этого девяностокилограммового «горыныча» к корпусу были приделаны специальные ручки.

Рис. 8. Место БЦВМ «Аргон-16» в схеме транспортного корабля снабжения.

Лунная программа СССР потерпела фиаско, но дала мощный толчок развитию бортовой вычислительной техники космического базирования. Пришедшие на смену «Аргонам» БЦВМ серии Ц, в частности «С-530», с успехом применялись в системах управления межпланетных станций «Марс» и «Венера». С их помощью впервые в истории человечества была выполнена посадка космического аппарата на поверхность Марса, проведены исследования кометы «Вега» и радиолокация Венеры.

«Трёхголовость» бортовых ЭВМ, реализованная в «Аргон-11С», и по сей день – одна из основных конструктивных особенностей космической вычислительной техники.

Автор: Евгений Лебеденко.

Ну, а Змей Горыныч их мультфильма, на заключительном этапе стал космическим, крутясь по орбите Земли.

Т.е. ответ: Космический Горыныч. (Принимается вариант: космический змей горыныч)

+3

554

череп написал(а):

Ну, а Змей Горыныч из мультфильма, на заключительном этапе стал космическим, крутясь по орбите Земли

К своему стыду, я этот мультфильм не смотрел. И прибор сразу не опознал. Хотя ведь видел его неоднократно (на Цниимаше и в НПО Энергия). А вопрос великолепный!   http://read.amahrov.ru/smile/viannen_89.gif

+1

555

tva134 написал(а):

К своему стыду, я этот мультфильм не смотрел. И прибор сразу не опознал. Хотя ведь видел его неоднократно (на Цниимаше и в НПО Энергия).

tva134 написал(а):

А вопрос великолепный!

1. Я больше контактировал во времена СССР непосредственно, а в период бардака по почте (независимости, и прежде всего от здравого ума) с Заводом имени Хруничева. Они были головными  по носителю "Протон", а СУ 8К82К от нашей 314 ВП МО СССР вел Ваш покорный слуга.
2. А по второму пункту - явное преувеличение. Вопрос прежде всего своеобразный  ремейк на твой, вопрос  Володя, а кроме того я просто ОЧЕНЬ люблю  отечественные мультфильмы.

Отредактировано череп (12-02-2013 13:36:30)

+1

556

На "Буране" стоял потомок !Аргона", с которым уже мне довелось немного поработать... Делали блоки, включаемые между БЦВК и БС, с управлением от 32-х разрядного Макинтоша. Наша вставка имитировала работу БЦВК и БС в условиях полета.

+1

557

Уважаемые коллеги, позвольте следующий вопрос  оформить в виде т.с. мини сценария рассказа жанра "альтернативная история".
Вам знаком используя фразу Шерлок Холмса вот этот "милый джентльмен"из Чикаго?http://s3.uploads.ru/t/U84Mu.jpg

Так вот, по гипотезе автора вопроса, но опирающейся на информацию почерпнутую   из одной зарисовки американского журналиста, этот мафиози вполне мог найти себе укрытие от Федерального Суда США  и новую территорию для продолжения " профильной производственной деятельности" (подобно персонажу из фильма "Дежа Вю") на территории СССР.
А в каком именно городе? 

Отредактировано череп (12-02-2013 15:52:39)

0

558

Продажный написал(а):

череп
Одесса?

Ну, это было бы ОЧЕНЬ просто. Нет, не Одесса и даже далеко от Одессы.

Путь к поиску ответа, а точнее намек на  оный есть в формулировке вопроса в описании "милого джентльмена из Чикаго"  , а время действия:начало 30 - х гг. 20 века.

Отредактировано череп (12-02-2013 17:10:44)

0

559

Давайте скорее, коллеги тему разруливать.
А то у меня вопрос назрел в плане раскрытия "темы сисек".   http://read.amahrov.ru/smile/laugh.gif

0

560

Starij написал(а):

Нашел только Мурманск

Немного ошиблись. Если считать по трассе,  то расстояние составляет 4746 км.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Что, где, когда - 6