Игорь, первоначально уважаемый Дьяк дал основной ракурс ответа.
Не "Съезды русских князей ", а "маскарад".
Что, где, когда - 10
Сообщений 31 страница 40 из 819
Поделиться3116-06-2013 17:29:41
Поделиться3216-06-2013 17:37:59
Подсказка
С печальным исходом.
Так, как на знаменитой картине И.Репина, но не сына. И А.К. Толстого вспомните в ракурсе маскарада.
Отредактировано Valentina13 (16-06-2013 17:51:31)
Поделиться3316-06-2013 17:54:30
Фактически Кубенские были прямыми потомками династии Дуло – Рюриковичей [33] и новой династии, созданной Иисусом Христом Златоустом. Его русская ветвь пошла от младшего сына Спасителя, князя Всеволода, и внука князя, Владимира Мономаха. Династия укреплялась браками с девушками из родов западных викингов и королей, императоров Византийской империи, двух ветвей от сыновей Владимира Мономаха, а также династии монгольских чингизидов. Князья прекрасно знали о своей исторической миссии и корнях, уходящих в глубокое прошлое на тысячи лет назад.
Валюша, мне вспоминается из фильма фрагмент, когда юный Иван Грозный делает вид, что уступает свои регалии конкуренту на престол, а потом того убивают.
Отредактировано череп (16-06-2013 18:02:20)
Поделиться3416-06-2013 18:03:20
Фактически Кубенские
За А. М. Курбского с книгой «Истории Иоанна Грозного» плюсик. Именно на этот источник опирался классик А.К.Толстой.
Рюрикович - сам ...
Да, Игорь. В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстого есть об этом тоже.
"... что уступает свои регалии конкуренту на престол, а потом того убивают."
- Нет, не этот эпизод. Свяжите это с маскарадом. У А.К ТОЛСТОГО есть баллада именно по этому эпизоду. Или дать ее?
Отредактировано Valentina13 (16-06-2013 18:32:17)
Поделиться3516-06-2013 18:42:00
Валюша, я думаю, что это полный ответ, на Ваш отличный вопрос?
Только Иван Грозный время от времени пренебрегал своим высоким положением и устраивал на опричных пирах пляски в "машкерах" (масках) и костюмах, сам нацеплял личину и принуждал к тому же своих приближенных. На одном из таких пиров произошел эпизод, легший в основу известной баллады А.К. Толстого "Князь Михаиле Репнин", герой которой, возмутившись царским непотребством, растоптал маску ногами и был тут же убит за неповиновение.
• Сама Елизавета до страсти любила рядиться, находила, что ей идет мужской костюм, и довольно часто устраивала при дворе маскарады, называвшиеся "Метаморфоз". На них назначенные лично ею лица должны были являться в одежде противоположного пола. "Правда, что нет ничего безобразнее и в то же время забавнее, как множество мужчин, столь нескладно наряженных, и ничего более жалкого, как фигуры женщин, одетых мужчинами. {mospagebreak}
Большинство являлись на эти балы злыми, как собаки", - вспоминала невольная участница этих балов великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая Екатерина II).
В 1903 г. в Зимнем дворце состоялся грандиозный исторический бал, все участники которого оделись в русские придворные костюмы XVII в.: боярышень, стольников, стрельцов, бояр и т.п., выполненных с исключительной достоверностью и богатством. Император Николай II и его жена Александра Федоровна приняли участие в этом празднике, наряженные в царские костюмы XVII в.
Можно теперь мой задать вопрос?
Отредактировано череп (16-06-2013 19:09:46)
Поделиться3616-06-2013 19:16:40
Совершенно верно Игорь.Теперь полное Браво!
Маскарад Маскарадные потехи, восходящие еще к языческим временам, были известны на Руси с глубокой древности.
• Праздники зимнего и летнего солнцестояния, Петров день, масленица и в начале XIX в. не обходились без ряженых. Одетые животными и птицами (медведями, козами, волками, журавлями), а также стариками и старухами, солдатами и цыганами, они ходили по деревенским улицам, появлялись на молодежных посиделках. Церковь терпела ряженье как дань старинному обычаю, но не одобряла, как и всякое лицедейство (даже в середине XIX в. актеры, выходя на сцену, снимали с себя нательные кресты, чтобы не осквернять их своим недостойным ремеслом).
• Рядилась только молодежь: людям почтенным и семейным это считалось не к лицу и зазорно. Только Иван Грозный время от времени пренебрегал своим высоким положением и устраивал на опричных пирах пляски в "машкерах" (масках) и костюмах, сам нацеплял личину и принуждал к тому же своих приближенных. На одном из таких пиров произошел эпизод, легший в основу известной баллады А.К. Толстого "Князь Михаиле Репнин", герой которой, возмутившись царским непотребством, растоптал маску ногами и был тут же убит за неповиновение.
К.Маковский. Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного
"Князья Репнины в истории Отечества" — Михаил Репнин
Книга посвящена истории одного из самых знаменитых русских родов - князей Репниных, произошедших от князей Оболенских, Волконских, Торусских, Черниговских, прямых потомков Ярослава Мудрого, Святого равноапостольного Владимира, Святой равноапостольной Ольги и основателя этой старейшей европейской династии - Рюрика. Читателям представлено широкое полотно истории более чем 1100-летнего рода, его выдающихся личностей, борцов за свою веру, землю, народ. При этом собственно история Репниных дается в уникальном контексте истории других ветвей князей Рюриковичей и всей страны в целом. Книга написана членом рода с использованием серьезных научных и архивных источников, а также семейных архивов и преданий. Многие материалы публикуются впервые.
<1840-е годы>
автор Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
Князь Михайло Репнин
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского: Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он [Репнин], муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.
• Чрезвычайно любил рядиться Петр I. До наших дней сохранился его любимый маскарадный костюм голландского шкипера, который он надевал во время популярных в его время костюмированных шествий, несколько напоминавших - с поправкой на климат и место действия - современные бразильские карнавалы.
• Во время петровских маскарадов по улицам Москвы совершали объезд причудливых форм повозки, запряженные не только лошадьми, но и волами, козами, свиньями, даже верблюдами, а на них и вокруг них сидели, стояли, топтались и приплясывали вперемежку музыканты, придворные, певчие, царские шуты, наряженные - кто по старинке козами и медведями, кто - "в новом духе" - чертями, турками, "слугами Бахуса" (т.е. Вакха, бога вина и веселья). Были и "тематические" карнавалы, как, например, в 1721 г. в честь Ништадтского мира со Швецией, когда повозки имели вид раззолоченных галер и фрегатов с парусами, пушками, пышно разодетыми матросами-гребцами. Петр неизменно участвовал в подобных праздниках.
• На протяжении всего XVIII в. устраивались подобные маскарадные
шествия. В 1763 г. Москва три дня наблюдала за грандиозным маскарадом "Торжествующая Минерва".
XIX в. подобных зрелищ не знал, зато со времен императрицы Елизаветы Петровны в особую моду вошли костюмированные балы и собственно маскарады, когда к костюмам участников прибавляли еще и маски.
• Сама Елизавета до страсти любила рядиться, находила, что ей идет мужской костюм, и довольно часто устраивала при дворе маскарады, называвшиеся "Метаморфоз". На них назначенные лично ею лица должны были являться в одежде противоположного пола. "Правда, что нет ничего безобразнее и в то же время забавнее, как множество мужчин, столь нескладно наряженных, и ничего более жалкого, как фигуры женщин, одетых мужчинами.
Большинство являлись на эти балы злыми, как собаки", - вспоминала невольная участница этих балов великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая Екатерина II).
• В своем роде это было действительно занятное зрелище: высоченные красавцы-гренадеры и камер-юнкеры в нахлобученных женских париках, с голыми по локоть волосатыми руками, в гигантских юбках (каркасы которых, фижмы, по тогдашней моде достигали в поперечнике 2-2,5 метров) и с выражением бессильной ярости на лицах, плясавшие менуэт с маленькими, неловкими и робеющими, потерявшими привлекательность дамами, испуганно шарахающимися от фижм кавалеров.
• Надо сказать, что фижмы переряженных кавалеров и в самом деле представляли некоторую опасность: ими не только сметали безделушки со столов, но и опрокидывали тяжелую мебель. Нередки были случаи, когда и дамы оказывались "уронены" на пол юбками кавалеров и с большим трудом, барахтаясь, могли потом освободиться и встать на ноги. Эти падения и барахтанья, кажется, больше всего забавляли императрицу Елизавету.
• Часто при Елизавете устраивались маскарады в Петергофе, в парке, на фоне журчащих фонтанов и сверкающих разноцветными огнями иллюминаций. Специально издававшийся указы предписывали являться на маскарады, "платье маскарадное имея должонное, окромя только пелегримского и арлекинского и непристойных деревенских, а в русских телогреях, тако ж в ямщицком и в другом таковом же подобном платье отнюдь не приезжать, и в приличных масках",
• И при Елизавете, и при сменившей ее на престоле Екатерине II придворные маскарады устраивались довольно часто, в иные периоды чуть ли не еженедельно. При Екатерине все более популярными становились и общественные маскарады. Их устраивали обычно в театрах на Новый год и масленицу: зал превращали в танцевальный, настилая полы вровень со сценой прямо поверх зрительских кресел, а ложи отводили для зрителей.
• Вход на маскарад стоил примерно столько же, сколько средний театральный билет; дамы проходили бесплатно. Маска была обязательна; костюм желателен, но его мог заменить плащ-домино. По требованию полиции устроители маскарада просили снять маски и записывали "анкетные данные" у первых и последних десяти посетителей, а наутро начальник городской полиции - обер-полицмейстер - предоставлял этот список "ко дворцу". Эта традиция была установлена Екатериной II, желавшей знать, кто из ее подданных больше других любит повеселиться. Желавшие сохранить. "инкогнито" приезжали к середине вечера и уезжали задолго до его конца.
• Общедоступные маскарады охотно посещала Екатерина II, одевавшая обычно мужской наряд, маску и домино и приезжавшая в чужой карете. Она не только наблюдала из ложи за танцующими, но и сама принимала участие в танцах и очень любила "поинтриговать" кого-нибудь по маскарадному обычаю.
Картины "Маскарад" художника СОМОВ Константин Андреевич (1869-1939)
• Большим охотником до маскарадов был Николай I, "У себя",в Аничковом дворце, где Николай I жил еще юношей и который любил больше других своих резиденций, он устраивал балы и маскарады для узкого круга приближенных, и на них не возбранялось веселиться и дурачиться, как кому угодно. Ездил император и на общественные маскарады в оперу и в популярный в 30-40-е годы XIX в. зал Энгельгардта в Петербурге (маскарад в этом зале описан в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад").
• Вкус императора был законом для высшего света, и в маскарады стали ездить представители самых аристократических кругов. Многие старались подойти к императору, который всегда был без маски, и постараться его "заинтриговать". Однажды это удалось сделать его собственной дочери - Марии Николаевне, которая очень заинтересовала Николая своим умом и остроумием и сумела остаться не узнанной отцом.
• В 1850 г. в Москве в честь 25-летия царствования Николая I был дан роскошный костюмированный бал, участники которого нарядились в костюмы населяющих Россию народностей. Среди участников был одетый персидским царевичем семилетний князь Петр Кропоткин, будущий знаменитый революционер-анархист.
• Последний период всплеска интереса к маскарадам и костюмированным балам относится к началу XX в. В эти годы больше всего ценилась историческая точность костюмов, и балы сделались "тематическими": античными, рококо, в стиле Директории (Французская Республика в конце XVIIt в.), этнографическими (в народных костюмах). Участники должны были со всей полнотой передать облик людей избранной эпохи: одежду, прическу, украшения, обувь, научиться кланяться, как они, и танцевать те же танцы.
• В 1903 г. в Зимнем дворце состоялся грандиозный исторический бал, все участники которого оделись в русские придворные костюмы XVII в.: боярышень, стольников, стрельцов, бояр и т.п., выполненных с исключительной достоверностью и богатством. Император Николай II и его жена Александра Федоровна приняли участие в этом празднике, наряженные в царские костюмы XVII в.
Основной ответ - "Бал - Маскарад"
Отредактировано Valentina13 (17-06-2013 00:31:57)
Поделиться3716-06-2013 19:20:39
Игорь, теперь закончила писать ответ.
Если не трудно, перенесите, пожалуйста, пост. Еще иллюстрации есть.
Последний бал императорской России - костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце
11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля — грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Портреты участников костюмированного бала 1903 года остались запечатленными в фотоработах столичных фотографов Л.Левицкого, Д.Асикритова, В.Ясвоина, Д.Здобнова, Ив.Войно-Оранского, Е.Морозовской, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренца и Ф.Шрадера, Ф.Боассон и Ф.Эгглера и других:
Император Николай II - выходное платье царя Алексея Михайловича
Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы
Великая княгиня Ксения Александровна - "Боярыня"
Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын -
"Начальник царской охоты"
В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия.
Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920—1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.
Непосредственное знакомство с маскарадными одеждами Эрмитажного собрания, которые использовались на балах 1903 года, имеет особое значение. Оно позволяет увидеть расцветку, отделку, материалы, определить приемы исполнения костюмов в духе XVII века в материалах XX столетия. Интересно также сравнить точность воспроизведения «исторического» костюма XVII столетия в маскарадном варианте с подлинниками того времени. Каждый участник бала, выбравший для себя определенный костюм, несомненно, использовал имевшиеся в то время образцы.
Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны - "Боярыня".
1903 г. С.-Петербург (?)
Шелк, бархат, атлас, золотой глазет, искусственый жемчуг; вышивка, бить.
Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - "Боярыня".
1903 г. С.-Петербург (?)
Шелк, газ, атлас, серебряный глазет, блестки, перламутровая зернь; вышивка.
Маскарадный костюм гофмейстера двора графа Алексея Александровича Бобринского - "Боярин".
1903 г. С.-Петербург (?)
Парча, атлас, сафьян, бархат, замша, медь, галуны; золотое шитье, вышивка.
http://www.liveinternet.ru/users/la_bel … t75287460/
Отредактировано Valentina13 (17-06-2013 03:49:10)
Поделиться3816-06-2013 19:27:09
Если не трудно, перенесите, пожалуйста, пост. Еще иллюстрации есть.
Выполнено, ждем иллюстрации .
Поделиться3916-06-2013 19:33:06
Игорь, ждать не надо. У меня медленная техника. Выкладка картинок может занять изрядный кусок времени.
Вопрос можно предложить.
Я просто хотела, чтобы мой вопрос не разрывался.
Поделиться4016-06-2013 19:39:52
Выкладка картинок может занять изрядный кусок времени.
Валюша, а мне некуда больше спешить. Подождем Ваши картины, а уж потом и я выложу свой вопрос, лады?
Похожие темы
"Что, где, когда - 15" | История | 25-06-2014 |
Что, где, когда - 11 | История | 15-11-2013 |
Что, Где, Когда - 3 | История | 28-06-2012 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |
"Что, где, когда - 17" | История | 24-11-2020 |