Работу он начал весной 1536 года. Почти шесть лет спустя рождественской ночью открытие фрески «Страшный суд» было ознаменовано торжественной мессой.
Данте и Апокалипсис — вот источники, вдохновлявшие автора «Страшного суда».
Семь ангелов трубными звуками возвещают судный час, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, Харон гонит в ад осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в темную бездонную пропасть, в то время как обретшие спасение теснятся вокруг Христа. И он уже не посланец мира и князь милосердия, а верховный судия, грозный и устрашающий. Он вздымает десницу, чтобы вынести окончательный приговор.
Окружают Христа группы святых. Сострадательная, словно испуганная происходящим Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ преходящей земной власти.
Павел III то и дело наведывался в капеллу и, как и Юлий II, с интересом следил за ходом работы. Однажды он зашел туда вместе с Бьяджо да Чезена, своим церемониймейстером.
— Как тебе нравятся эти фигуры? — спросил у него папа.
— Прошу прощения у вашего святейшества, но эти голые тела кажутся мне просто кощунственными и не подходящими для святого храма.
Папа промолчал. Но когда посетители ушли, Микеланджело, кипевший от негодования, взял кисть и написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером.
Прослышав про это, Бьяджо побежал к папе с жалобой.
— Бьяджо, дорогой мой, если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, но поскольку он определил тебя в ад, мое вмешательство бесполезно, там я уже не властен.
И Минос со злющей физиономией церемониймейстера так и пребывает на картине по сие время.
Но в огромной этой фреске мы находим и другие лица, изображение которых подсказано автору любовью и уважением: его великого земляка Данте, Савонаролы, Юлия II, Климента VII, Павла III.
Лицо Мадонны — это не подлежит сомнению — имеет некоторое сходство с лицом друга Микеланджело, Виттории Колонна.
Аретино изображен в образе св. Варфоломея, с которого была заживо содрана кожа. В правой руке он держит нож, орудие пытки, которой его подвергли, а в левой содранную с него кожу. В обвисшей, словно вывернутая наизнанку перчатка, коже — отчаянное, трагически искаженное лицо самого Микеланджело (его автопортрет).
Как и тридцать лет назад, Микеланджело Буонарроти работал над «страшным судом» с головой уйдя в живопись. «Часто вся еда его состояла из куска хлеба, который он съедал, не прекращая работы»,— рассказывает Кондиви.
Спал он в капелле, прямо на лесах, или дома, но не раздеваясь и не снимая сапог, потому что страдал судорогами, а если иногда и пытался снять сапоги, то ценой неимоверных усилий, сдирая вместе с сапогами кожу.
На открытии «Страшного суда» голоса протестующих слились в один стройный хор. Еще и сейчас вызывает удивление позиция папы, склонившегося на сторону Микеланджело Буонарроти против его хулителей. Изображение обнаженных фигур в папской капелле казалось чем-то неслыханным.
Даже памфлетист Аретино, который жил на деньги, получаемые за свои непристойные «Диалоги», написал Микеланджело возмущенное и лицемерное письмо:
«Как могло статься, что вы, будучи божественным, не уважили сообщество людей и сотворили такое в величайшем божьем храме, над первым христовым алтарем? Даже в доме терпимости нет сцен, подобных вашим; сколь разумнее было бы для вас и для искусства, если б вы последовали моим пожеланиям» .
Аретино вторил реформатор Бернардино Окино, потом Лудовико Дольче. Распространялись пасквили даже против папы, который попустительствовал такому неслыханному святотатству.
Кампания нападок продолжалась долгие годы, и через двадцать лет ханжи и ненавистники все же победили.
В 1565 году папа Пий IV распорядился, чтобы все обнаженные фигуры были должным образом прикрыты; «одевание» было поручено художнику Даниэле да Вольтерра, приятелю Микеланджело. Противники фрески смогли вздохнуть с облегчением. Как прощенным, так и осужденным были надеты своего рода «набедренные повязки», а несчастный маэстро Даниэле получил обидное прозвище «Исподнишника», которое закрепилось за ним в веках.
По счастью, однако, юный ученик Микеланджело Марчелло Венусти да Комо успел скопировать фреску до ее порчи. Эта копия находится ныне в Неаполитанском музее Каподимонте и дает возможность представить себе как оригинал, так и ущерб, который причинили ему люди и время.
Отредактировано Valentina13 (28-06-2013 20:06:04)