Недостаточное восхищение автором.
Отредактировано Злобный смотритель форума (07-11-2013 21:22:14)
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Заповедник Великих Писателей » Внизу наш дом
Недостаточное восхищение автором.
Отредактировано Злобный смотритель форума (07-11-2013 21:22:14)
Сергей_Калашников
Спасибо за творчество. Читать то интересно. А что неправдоподобно - так жанр такой, что тут поделаешь. Так что, дабы не нарушать правил раздела и не подвергаться репрессиям: выражаю восхищение вместе с простой благодарностью. Другой вопрос, что Вы явно можете писать и более реалистично.
Глава 18. Кавардак
Отправили меня на ДБ-3 — рабочей лошадке этой войны. Трудяге бомбардировщике, который служил верой и правдой от начала и до конца. Против ожиданий мы довольно долго сидели на месте - экипаж копался внутри машины, требуя чего-то от механиков. Думаю — тянули резину, чтобы не рисковать, появляясь в зоне действия неприятельской авиации в светлое время. Меня это совершенно не напрягало — я дрых под крылом на каких-то чехлах. Взлетели мы в сумерках, так что утром я уже был в Воронеже. Вся отлучка продлилась ровно одни сутки.
Заводской аэродром выглядел пустынным и заспанным — жизнь забурлит здесь буквально через час, когда начнётся первая смена. А пока,чтобы не ходить понапрасну в общежитие и обратно, я прошел в ангар нашего участка и угостился чаем от щедрот ночного дежурного — когда людей немного, все знают друг друга в лицо, и разные глупые формальности исчезают сами собой. А у нас народу совсем мало.
Вынужденное безделье и пустое брюхо настроили мозги на критический лад — я попытался осмыслить, наблюдаются ли в нынешней жизни отличия от того, что отложилось об этом периоде в моей памяти. Тогда я был курсантом лётного училища — мы осваивали «чайки» что, после аэроклубовского У-2, было достаточно серьёзно. Другая скорость, большая масса машины, огромная мощь под капотом. Но всё равно биплан есть биплан. Во всяком случае для меня этот переход прошел относительно безболезненно. И, понятно, об обстановке на фронтах я узнавал из политинформаций и сообщений по радио.
С привязками к датам помню не так уж много названий оставленных нашими войсками населённых пунктов. Однако, скажем, Бельцы были захвачены фашистами относительно быстро. Так они и нынче захвачены, причем уже давненько. Что же касается Измаила, то по прошлому моему варианту, его наши войска оставили где-то через месяц после нападения. Сейчас как раз и прошел примерно месяц с небольшим. И Захаров выразил озабоченность судьбой этого города. По всему выходит — мои старания принесли околонулевой результат. Я не способен обнаружить разницу между «без моих потуг» и «благодаря им».
С другой стороны только при моём участии с неба упало под сотню вражеских самолётов — это примерно на эту самую сотню больше, чем давеча. Где-то десятая часть того, что было сосредоточено перед южным фронтом перед нападением. В мемуарах маршала Новикова упоминалась эта цифра, вот я и запомнил её круглую часть. Если посмотреть на обстоятельства под таким углом — вроде как некоторый результат должен быть.
Ну и ладно, что разницы не видно — всё равно буду продолжать делать что должен, даже если потом меня за это накажут.
***
С моего кирдыка сняты чехлы. Некоторые щитки убраны, а лючки распахнуты. По столам, расставленным вокруг, разложены бумаги. И наши эскизы, и совсем другие наброски с проставленными размерами. Интересно, что тут затеяли? Ага, рабочие собираются — они обычно подтягиваются раньше инженеров. Утренняя тишина разрушена топотом ног и голосами. Зашкыркал напильник, зажглись лампы под потолком — день начался.
Когда появился Москалёв, в глазах его зияла бездонная глубина пустоты.
- А! Шурик, - он машинально протянул мне руку для приветствия, а потом сунул бумагу. - Посмотри. Эрэсы им нужны.
- Так они и бомб потребуют, - ответил я на автопилоте, потому что знаю генеральную линию, которой придерживаются военные всех времён и народов. Им нужна техника, которая может всё.
Документ оказался реакцией на акт испытаний, что мы составили не так давно — бюрократическая машина шевельнула, наконец своими рычагами. Озадаченность главного конструктора стала мне понятна, едва я вчитался в формулировки. Там чёрным по белому было начертано предписание не производить приёмку истребителей САМ-13 бис «Хорь» с неустановленными направляющими для РС-82. Нет сомнений, что аналогичный документ, скорее всего копия этого, ждёт на столе в моём кабинете. Или в несгораемом шкафу в режимном отделе. Не пойду туда, потому что отечество в опасности — лёгким движением пера торпедированы результаты трудов большого коллектива и нарушено только начавшее налаживаться снабжение фронта весьма эффективным оружием.
Классическое вредительство, бороться с которым я совершенно не умею — ну не дано мне от природы дара убеждения.
- Постройку заложенных машин завершаем и закладываем следующий десяток без учёта этого требования — говорю я твёрдым голосом. Я приму их и своими руками передам в войска. Какие там бумаги для этого нужно подписать?
- Документы на оплату.
- Пусть приносят. А нам Александр Сергеевич предстоит немалый труд — на нашей фанерке с огнём шутить нельзя, особенно рядом с бензобаками.
- Признаться, Шурик, я не полагал вас сколько-нибудь знающим авиастроителем, но теперь, познакомившись поближе с так называемым кирдыком, своё мнение изменил. Итак?
- Итак нам придётся делать цельнометаллическую машину, потому что ставить дюралевую обшивку на деревянный каркас крайне нерационально.
- А при столь коротких крыльях, нарушенных основаниями балок, реактивные снаряды своими «хвостами» запросто могут «лизнуть» и фюзеляж, - продолжил мысль один из конструкторов КБ.
- И шасси нужно переделать, - досыпал шепотку проблем и я. - Боковые колёса не в крылья прятать, а складывать назад и убирать в балки. Тогда все три опоры станут одинаковыми, что повысит унификацию и, признаться, снизит требования к качеству покрытия полосы.
- Диаметр колёс нужно увеличить? - спросил ещё один из сотруников.
- Хотя бы чуточку, - кивнул я. - Хотя бы задних.
- Если опоры отодвинутся назад, нос при взлёте можно будет поднять выше, не рискуя зацепиться хвостом за грунт, - прокомментировал подошедший к нам Макар Голыгин.
- Нельзя, - запротестовал Москалёв. Центр тяжести слишком впереди. Как ни прижимай хвост к грунту, только колёса сильнее зарываться станут.
Так начался мозговой штурм. Впрочем, вскоре все разошлись — неотложных дел было хоть завались. Следующий раунд состоялся на свежие головы на другое утро — несколько человек достали свои наброски и положили их на стол рядом друг с другом.
Честно признаюсь — меня это творчество нисколько не радовало, потому что имелась боеспособная модель, способная противостоять мессерам — я это лично проверил. И менять в ней что-либо как минимум полгода не имеет никакого смысла. А фронту нужны истребители — люди и самолёты.
К тому же, чтобы снова заработали курсы воздушной стрельбы, безотлагательно требуются новые «хори». Хотя бы те четыре, уже начатые. Опять наш участок лихорадит — вместо ясной и остро необходимой работы по постройке истребителей, нужно делать «сундуки» и думать над цельнометаллическим воплощением самолёта-ракетоносца.
Кстати, по моему опыту применение реактивных снарядов в маневренном воздушном бою — неэффективно. С одной стороны, они не так уж точно летят, а стрелять ими в упор боязно — они сильно бабахают и порождают много осколков, под которые легко и самому угодить. С дугой стороны, стартуют они не мгновенно, не так, как пуля или снаряд. Это затрудняет прицеливание в условиях, когда цель уворачивается.
С третьей — если выпустить залп по групповой цели с расчётом, чтобы дистанционные взрыватели привели снаряды в действие посреди неприятельских машин, тогда можно и сразу несколько самолётов свалить — такие случаи отмечались. Несомненно эффективны «катюши» по наземным площадным целям — то есть для штурмовки. Так мы не штурмовик делаем. А универсальность всегда снижает показатели основного назначения. Или осложняет эксплуатацию. Словом — полагаю требование об установке РС-82 на москитный истребитель натуральным вредительством. Только открыто сказать об этом нельзя — сразу обвинят в отказе от выполнения приказа. Время нынче нервное.
К тому же, как оказалось, «хорь» вовсе даже не принят на вооружение, поскольку переписка о требованиях к нему продолжается.
Или принят? Иначе с чего это вдруг пришёл циркуляр о приостановке его приёмки? Поистине, невообразимая неразбериха царит нынче! Или это только в моей голове?
Некогда разбираться. Нужно писать на завод, где делают моторы — есть несколько моментов, которые следует принять во внимание тамошнему представителю заказчика... то есть военпреду, если выражаться по-нынешнему.
***
Коллектив опытных и образованных авиаконструкторов с проблемами транспортника справился быстро и уверенно. Пилота пересадили «на хребет», выставив его голову вверх через прозрачный фонарь. Всё остальное подогнали под серийные технологии. Единственная действительно сложная часть — крыло с желобами — почти не изменилось, если не считать того, что детали, из которых оно собиралось, делали цеха с вполне приличным оборудованием.
Тут вдруг наметился какой-то спотык с Ер-2, отчего занятые в работах с ними участки оказались на какое-то время незанятыми — директор завода мгновенно сманеврировал кадрами и площадями — ТС-41 от нас забрали и принялись производить, постепенно наращивая выпуск. Очень простая машина всегда делается легче, чем очень сложная. Её даже передали из-под моего контроля в ведение коллеги, того, что занимался большими машинами.
На циркуляр о необходимости установки на москитный истребитель ЭрЭсов я отписал вверх по команде, что работы по доработке САМ-13 бис до соответствия выставленным требованиям развёрнуты, однако выпуск предыдущей модификации истребителя продолжается в связи с тем, что планы поставки боевой техники в действующую армию не были подвергнуты корректировке. Пущай разбираются в своих цидульках — пока они там все проверят и сообразят что к чему, да придумают что ответить — пройдет какое-то время. Потом возникнет серьёзная угроза столице и начнется эвакуация разных учреждений — так что моя выходка вполне может вообще сойти мне с рук. Особенно, учитывая полное отсутствие собственно графика поставки наших истребителей — где-то наверху просто не успевают за всем следить.
Ситуация с выпуском «хорей» нормализовалась. Даже радиостанции и авиагоризонты поступали в нужных количествах через таинственное ведомство, в котором служил майор Бойко. Признаюсь, он не слишком часто попадался мне на глаза и чем занимался — ума не приложу. Хотя, поговаривали, будто и КБ и на участке он появляется, записывает что-то в свой блокнот. Изредка что-нибудь спросит, но никакого отношения к происходящему не выражает. Словом — невыразимец он, вот кто. Не могу припомнить откуда это слово возникло в моей памяти.
Я же подготовил следующую группу вполне зрелых воздушных бойцов. У меня как раз трое очень толковых ребят «дошли до кондиции», зато пятерых я забраковал — их перевели в транспортную авиацию - «сараям» тоже требовались пилоты. А что не всем дано стать хорошим истребителем...? Ну, не знаю. Правильней, если я проявлю себя привередой и капризулей, чем фашисты проведут отбор на профессиональную пригодность. Система оценок, которые они применяют... короче, уж лучше мы их.
Даже радиостанции и авиагоризонты поступали в нужных количествах через таинственное ведомство, в котором служил майор Бойко.
Восхищен его професионализмом! У него патроны сумели отжать, которые срочно потребовались "всем-всем-всем!", но при этом никто не даже не подумал покусится на сверх-дефицитное оборудование! И это на заводе который занимается выпуском НЕ ТОЛЬКО "глав-геройской" техники!
Вот мне, почему-то сразу вспомнился "Последний Князь Удела", с его железными инструментами Или "Заяц", про освоение Марса, и борьбу за каждую поставку (с применением разнообразных бумажек).
А ведь здесь военное время! И оборудование тоже нужно много кому (причем располагающему самыми разными административными ресурсами)! Как я уже говорил, "Я в искреннем восхищении!"
У него патроны сумели отжать, которые срочно потребовались "всем-всем-всем!", но при этом никто не даже не подумал покусится на сверх-дефицитное оборудование!
Так патроны "отжали" не все. А поставки сверхдефицитного оборудования уже давненько идут - иначе почему с Шуриком связываются другие? На несовпадающих-то частотах.
Никто не станет вводить ГГ в курс дел, его непосредственно не касающихся. Он видит только малую часть результата. О ней и поёт.
Я выпал в такой степени o... возхищения, что у меня в голове скондензировались вот такие мысли:
Книга глубокоуважаемого автора непременно нужно издать в специальном формате.
В виде рулона мягкой бумаги.
И печатать безопасными для человеческого организма чернилами.
Глава 19. Командировка
Группу выпускников, в этот раз троих (с собою во четвёртых), я снова повёз на практику в 256-й МАП. Тот же маршрут, тот же трёхчасовой перелёт — и мы на месте. Тут не всё хорошо — погиб лейтенант Свиридов из прошлого выпуска. Шурочка в госпитале, но обещает скоро поправиться. Все «кирдыки», кроме одного, Мусенькиного, потеряны. И ещё один «хорь» техники оживляют. Полк сейчас работает над морем — отгоняет немецкие пикировщики от наших судов и кораблей. Сбивать стали меньше, чем раньше — немцы наваливаются на наши машины стаей и клюют со всех сторон. Поэтому приходится действовать группой. То есть — всем полком. Это шесть машин.
Такая вот грустная обстановка. Все вымотаны, начались перебои с горючим, фронт отступает, хотя никаких признаков паники или бегства нет. Относительно общей обстановки — так она постоянно меняется. Нам показал её на карте начальник штаба полка, когда знакомил с оперативной обстановкой. Измаил и Тирасполь теперь прифронтовые города — линия обороны вытянута между ними с севера на юг и постоянно меняет своё положение, причем, как в ту сторону, так и в другую. Еще севернее в старом укрепрайоне идут ожесточённые бои, а с северо-востока... такое впечатление, будто готовится оборона по Южному Бугу от Николаева и до Первомайска. Только врагов тут ждут не с запада, а совсем наоборот.
Главное же отличие от ранее известного варианта — вдоль нижнего течения Дуная продолжаются боевые действия.
***
Мы, как и в прошлый раз, прилетели заряженными и привезли второй боекомплект в картонных коробочках, напиханных под сидение. Четыреста патронов. Тех самых, бризантных. Поскольку в ленту их набивают, чередуя с бронебойно-зажигательными, получается уже два боекомплекта. Разумеется нас тут же освободили от лишнего груза и даже в снаряженных дома лентах половину патронов с бризантными пулями заменили трассирующими. Так образовался третий боекомплект.
Что делать — бороться с перебоями в снабжении приходится любыми способами. Нам майор Бойко как-то подкидывает новых боеприпасов — вот мы и делимся, чем можем. С последнего «кирдыка», Мусенькиного, сняли мои барабанные безоткатки и на их место установили ШКАСы, так что и вооружение теперь унифицировано, и стрелять сейчас можно с больших расстояний — сближаться с целью на пистолетный выстрел не каждый раз удобно.
Вылеты теперь всегда происходят неожиданно — по вызову. Когда посты наблюдения или дозорный самолёт обнаруживают немецкие бомбардировщики, угрожающие нашим кораблям, звучит тревога, и полк взлетает, направляясь на перехват. Потом бой, или отбой, подчас сразу после набора высоты — обстановка постоянно меняется.
Нам тоже пришлось дважды подняться только для того, чтобы немедленно вернуться обратно. Не знаю, почему так произошло. Зато на третий раз мы видели как впереди МИГи клевали лапотников. Те побросали бомбы в воду и развернулись. Но их не отпустили — Цур и Лов, шедшие с превышением, догнали их раньше других и подожгли каждый по одному. Вообще-то группа эта была малочисленной и расправиться с ней труда не представляло. Однако, откуда ни возьмись, налетели худые и попытались с ходу обстрелять нашу четвёрку. Всего-то пара, но явно охотники. Мы развернулись им в лоб и пошли навстречу, набирая высоту и теряя скорость — они разгонялись со снижением. Тут, понимаете, если действовать хладнокровно и хорошо прицелиться, можно попасть. И по тебе могут попасть примерно равновероятно. Даже несколько более вероятно, потому что на мессерах стоят пушки - они дальнобойней.
Мои хлопцы быстро разошлись от меня на некоторое расстояние и заблаговременно развернулись — на малой скорости вираж получается коротким, а перегрузка — умеренной. Я же продолжал сближаться на встречных, постоянно смещая машину то вправо, то влево, чтобы не дать в меня прицелиться. Понятно, что и сам при таких маневрах я не особо точно навёл машину на переднего фрица и дал короткую очередь исключительно обозначив намерение попасть. Меня, в основном, интересовало именно расхождение. Главную роль в предстоящей сцене играли практиканты.
Потом мы с немцами просвистали буквально в нескольких метрах друг от друга, по практикантам охотники тоже не попали, потому что те энергично мотылялись из стороны в сторону на небольшой относительно нападающих скорости - не было у фрицев времени прицелиться. А потом началась погоня. Я ото всех давно и надёжно отстал, вынужденно запоздав с разворотом, а вот ученики набирали скорость и на снижении и за счёт моторов. По нашим прикидкам должны были догнать. Хоть на горизонтали, хоть на подъёме.
Целую минуту было невозможно понять, получается ли. Тем более, что я по-прежнему отставал, причем разрыв увеличивался. Её различил как один из наших принял немного вверх, а второй, наоборот, снизился относительно преследуемых. А потом, судя по переговорам по радио, ребята зажали заднего и расстреляли. Но и ведущего не стали отпускать просто так — устроили на него настоящую охоту и выгнали прямо под крупнокалиберные пулемёты МИГов.
А внизу колёсный буксир, деловит дымя копотью из чёрной трубы, тащил пузатую баржу. Навстречу ему следовал пароход с торчащим вперёд старомодным бушпритом. У низменных наносных островов виднелся невысокий корабль, напоминающий броненосец, только уменьшенный — наверное речной монитор.
На обратном пути приметил, что в порту идёт разгрузка — краном достают из трюма грозди мешков.
- Внизу наш дом, - рация донесла до меня Мусенькин голос. Всё понятно — садимся.
***
На этот раз никто не выпихивал меня с фронта — несколько дней я провёл в полку, участвуя в вылетах. Вечером нас перегнали на полевой аэродром где-то на западе. Перегнали не весь полк, а сначала отправили транспортник с несколькими техниками и их причиндалами, а потом туда перелетели и боевые самолёты. Незнакомые люди растащили машины в стороны от полосы и на совесть замаскировали их. Уже потом заправщик объехал все подряд и залил горючего.
Утром нам предстояло совершить налёт на прячущуюся где-то на Дунае плавучую батарею. Собственно, основная работа должна была достаться чайкам и ишачкам, выполнявшим функцию лёгких бомбардировщиков. Сейчас же, под вечер в прибрежных зарослях, окружавших одинокую выкошенную луговину, ждали своего часа лётчики нескольких полков, собранные здесь волей командования.
Мы сели последними и, естественно, много любопытных взоров были направлены в нашу сторону. Всеобщее внимание привлёк техник, бегом тащивший к Мусенькиному кирдыку раскладную ширмочку. Под её прикрытием она снимала противоперегрузочные штаны — последние из сделанных ещё до войны, сохранившиеся в полку.
- Артистка, что ли? - прокомментировал человек с подозрительно знакомым лицом.
- Артистка? Так пускай выступит! - тут в зарослях сейчас довольно многолюдно, немудрено что откуда-то и генерал появился. Я ведь в этой операции командую только звеном новичков, а всю картину знаю лишь в общих чертах. Генерального плана до меня никто не доводил. Вижу конечно, что здесь и сейчас собран приличный кулак.
Сразу куда-то помчался порученец, забегали замполиты и комсорги, собирая аудиторию, а Саня Батаев (замкомполка, между прочим) выпрашивает гитару у черноволосого связиста. Вот он уже пощипывает струны, проверяя настройку. Саня очень хорошо играет — это ещё один «пунктик» из-за которого в прошлый раз он увёл у меня Шурочку.
Мусенька, вылезая из резиновых штанов-полукомбинезона, всегда надевает просторные юбку и блузу самого мирного вида — чтобы тело отдышалось. А форму она с собой не возит — нет в тесной кабине для этого места. Поэтому получается некоторая... ерунда, в общем получается. Но на выполнении приказов начальства это не отражается. Да и кто в полку сделает ей замечание за ненадлежащий внешний вид? А тут вон оно как вышло.
Где-то вверху барражирует пара ишачков — нас прикрывают. Шум их моторов слышен отдалённо и ничему не мешает. Зрители — лётчики и техники лежат и сидят на короткой недавно выкошенной поляне. Разговоры стихли. Звучат аккорды аккомпанемента — ну ничего себе! Да, напел я когда-то эту песню. Но, хоть тресните меня, не знаю, есть она сейчас, или ещё нет. Однако, же звучат слова:
Иди, любимый мой, родной!
Суровый день принес разлуку...
Враг бешеный на нас пошел войной,
Жестокий враг на наше счастье поднял руку.
Иди, любимый мой, иди, родной!
Голос у Мусеньки очень чистый, хотя и не сильный. Поэтому в нём отчётливо звучит напряжение. И это напряжение охватывает всех — сейчас и здесь людям близка каждая фраза.
Отзвучала песня... - и тишина. Даже меня проняло до слёз — что уж говорить о других, о тех, кто слышит это впервые! Только генерал не растерялся:
- Спасибо, вам, товарищ артистка. Не назовёте нам своего имени?
- Капитан Томусяк. Позывной «Мусенька».
Оживление в зале — настроение сразу изменилось. Молодым парням лишь бы позубоскалить. Или это так проявляется отходняк от полученного впечатления? Загудела аудитория.
- А правда, товарищ капитан, что у вас ордена на гимнастёрке не помещаются?
- Спина пока не занята, - судьба моя за словом в карман не лезет.
- Говорят, жених ваш в тылу.
- Он вас сейчас внимательно слушает. Или мы нынче в тылу?
- Не хами, Карапет! Шурик пополнение готовит и в бой его вывозит. Кстати, покажись честному люду, - это уже ко мне обращаются.
Встал, раскланялся. А тут нас погнали сперва кормиться, а потом спать. Ели не как обычно летчики - за столами, культурно и с обслуживанием, а черпали ложками из котелков рис, перемешанный с тушёнкой. Вкус, конечно, не аристократический, но нажористо. Условия полевые, спартанские. Аэродром временный, возможно всего лишь для одного раза и оборудованный... да того «оборудования» только выкошенная луговина и бензовозы подогнали с полевой кухней на прицепе.
Спали на сене, накрывшись чем попало — даже шинели были редкостью. Мусенька, ничего не стесняясь, закатилась ко мне под бочок — пофиг, что кругом валяются другие мужики. Мы не пыхтели и не сопели — разговаривали. Не о глупостях всяких - я рассказывал о наших заводских проблемах, а она — о тактических новинках противника. По-моему, окружающие нас внимательно слушали, пока подошедший дежурный не пообещал пожаловаться на шептунов товарищу генералу.
***
Подняли нашу группу в воздух последней. Сначала «на работу» отправились ишаки и чайки, нагруженные бомбами и реактивными снарядами. Следом улетели МИГи, а там и нас навели на группу хейнкелей сто двеннадцатых. Откуда-то со стороны Ясс подошли.
Как на мой взгляд — эти самолёты энергичней и увёртливей мессеров. Однако, пилотируют их румынские лётчики, не обладающие боевым опытом немцев. Тем не менее, дрались они стойко и действовали напористо. Выслали против нашей десятки четвёрку, а основная группа нацелилась на штурмующую что-то в плавнях группу. Своих новичков я, повинуясь Мусенькиному приказу, повёл на ближнее прикрытие — нам пришлось отгонять проскочившие окольными путями пары трассирующими очередями из пулемётов перед носом у проныр.
Кого-то из румын зацепили, но не до смерти — он ушел с лёгким дымком. Мы же натурально отбивались, охраняя внешнюю сторону круга. Сверху на нас никто не навалился, хотя мы этого постоянно опасались и вынуждены были рассеивать внимание, озираясь через каждые полминуты.
Вообще, сколько охватывал глаз, ни разу не приметил ни одной сбитой машины. Но финал, вернее, его начало, мне откровенно понравился. Или понравилось, если говорить про начало. Появились три Су-2 и куда-то сбросили крупные бомбы. Видимо, этот аккорд завершил дело, начатое мелочью, потому что в русле реки, словно ниоткуда, появились два наших монитора. А ещё глаз уловил, что дальше вниз по течению колёсный буксир, деловито дымя копотью из чёрной трубы, тащит пузатую баржу.
По всем признакам — наша авиация взломала в системе обороны противника некий важный узел, вот и спешат военные моряки ввести подкрепление в образовавшуюся брешь, пока она не затянулась. Хотя, признаюсь, масштаб у этой операции мелковат. Ну да время великих прорывов у нас впереди.
Или "Заяц", про освоение Марса, и борьбу за каждую поставку (с применением разнообразных бумажек).
Уважаемый коллега! Не могли бы Вы уточнить, о каком "Зайце" идет речь? С уважением.
В полном восхищении от творения автора предлагаю ему эпиграф из знаменитого белорусского писателя и поэта Рыбаченко:
Пионер это гордое слово -
В нем звенит колокольчик-ручей!
И не надо призванья другого,
Ты фашистов ораву разбей!
Глава 20. И опять командировка
Завод, курсы воздушной стрельбы, КБ. Круговерть повседневных дел и туча неожиданностей. Зато готова вторая десятка «хорей». Я их лично облётываю. И ещё Шурочка. Она выписалась из госпиталя, получила отпуск для поправки здоровья и явилась пред мои ясны оченьки.
- Здравствуй, Шурик! А вот и я. Ты не знаешь, на чём бы тут полетать — восстановить лётные навыки? - вот не стану скрывать — нравится мне эта девушка. И всегда нравилась. Так что — милости прошу. Занятия по тактике нужно вести. Самолёты — свои и чужие с лётчиками изучать. Поправки при стрельбе рассчитывать, опережения учитывать... а тут вторую группу мне подогнали, как и просил — безлошадных из потрёпанных частей. Но с приличным налётом, а то и с каким-никаким боевым опытом.
Надо сказать — к словам юной учительницы прислушиваются значительно охотней, чем к моим — у неё больше наград. Мусенька не просто так шутила про то, что для орденов только на спине и осталось немного свободного места. Конечно, это гипербола, то есть умышленное преувеличение, однако командование было к обеим девушкам исключительно щедро на награды. Да и Саню не забывало.
Это, кстати, в отличие от той реальности, которую хранит моя память. В начале войны награждали скупо. Сейчас я могу уверенно утверждать, что отличия стали заметны даже моему взгляду. И тут не только продолжающаяся активность наших на Дунае. У меня сложилось впечатление, будто Одессу готовят к длительной осаде. Не просто сам город и его ближайшие окрестности, а целую зону солидных размеров. Когда летел назад, сверху ведь было видно и развернувшиеся работы по возведению оборонительных сооружений, и направление движения колонн.
Меня снова везли на сундуке, на этот раз не в качестве пилота — я сидел за его спиной на хребте машины в прозрачном колпаке рядом со шкворневым ДА — пулемётом таким. Шли мы не чересчур высоко, обозревая широкую панораму, и за воздухом следили на все два пи стерадиан.
Так вот — по сценарию прошлого раза с Южного фронта было переброшено много частей на Юго-Западный, где немцы крепко вломили нашим. Потом, помню, немцы повернули на юг крупные танковые соединения, за чем последовали большие неприятности в районе Киева и угроза Крыму.
Эту угрозу в тот раз фрицы исполнили — быстро захватили землю древней Тавриды, и только у Севастополя у них были проблемы. А Одессу наши войска оставили, если мне не изменяет память, для того, чтобы освободившиеся воинские части использовать именно для обороны этого важного для стратегов полуострова. Только как-то неказисто у нас это тогда получилось. На сей же раз чувствуется намерение до конца драться за жемчужину черноморья — одесситы любят свой город ничуть не меньше, чем ленинградцы Ленинград. Просто надо их правильно организовать и снабдить.
Нет, не располагаю я точными данными, однако впечатление идущей полным ходом подготовки к длительной обороне у меня крепнет и крепнет. Тем более, что в прошлый раз тут, у самого моря, даже бронетрактор сделать смогли и применяли его в боях. И сам город оставили только по приказу, причём организованно.
Август уже в самом разгаре — июль, как корова языком слизнула. Судя по сводкам, у нас начались крупные неприятности под Киевом. Ещё упоминали обоях в районе Кременчуга и Черкасс. То есть немцы здорово глубоко залезли на нашу территорию. До Днепра добрались — а это грозит нависанием на правым флангом нашего Южного фронта. Словом, события на основных театрах военных действий разворачиваются очень похоже на старый вариант. Только на самом юге заметны небольшие отличия.
***
Итак — новая учебная группа. В принципе опять среди слушателей угадываются опытные лётчики. Возможно, некоторые и звенья водили. Один даже как-то слишком солидно выглядит — держит себя, будто переодетый генерал. Ну вот чувствуется это и во взгляде, и в посадке головы. Неужели, ряженого ко мне подослали?
В перерыве, когда слушатели вышли покурить, подозрения мои превратились в уверенность — Казбек, зажигалка. Ну и возраст — хорошо за тридцать — тоже говорит о том, что не лейтенант это. Не меньше майора, но, скорее всего надо брать выше. Хотя, держится на равных и даже как-то не маячит в первых рядах — всё больше за спинами других.
Летал этот человек прилично, стрелял не хуже остальных. На производственной практике — а я студиозусов и в цеху запрягал понемногу — он тоже вполне справлялся с инструментом. Поскольку учили мы интенсивно и далеко не новичков, то выпуск первой, наиболее продвинутой десятки прошёл довольно скоро. Так вот, в группу на практику он был мною включён и отправился наравне с остальными.
Да, на этот раз я вёл в полк целую эскадрилью. Сам же шёл на одиннадцатой машине — производство наше медленно, но уверенно, набирало темп. Шурочка тоже хотела вернуться, но я уговорил её ещё несколько дней поработать с менее успешными учащимися, потому что самолёты для них будут готовы совсем уже скоро— вот их она и «выведет» на фронт.
А ещё в этот раз на меня «обиделись» списанные в транспортную авиацию ребята. Прислонили в тихом месте к тёплой стенке и стали убеждать, что они ничуть не хуже других. Рукоприкладство тоже имело место. Потом, кряхтя и почёсываясь, я втолковал парням, что их, таких отважных, в первом же бою размажут по шарику вместе, кстати, с довольно ценной для нашей армии машиной.
- Вы сначала поводите тихоходный пепелац, прячась и отмахиваясь от немецких охотников в прифронтовой полосе, а там наберётесь мастерства — тогда милости прошу. И чтоб мне о сегодняшнем своём недостойном поведении пикнуть не смели!
- А что такое пепелац? - не удержался таки от вопроса лейтенант Беридзе, трогая пальцем покачивающийся зуб.
- Не скажу, - ответил я твёрдым голосом. - Это секретная информация. Кругом марш.
Не то, чтобы я их совсем побил, но и они меня не свалили с ног. Про следы бойцовской доблести на моём лице никто не спрашивал. Ждали, наверное, что я парней сбагрю под трибунал, и боялись инициировать меня на решительные действия. А только болт им с левой резьбой — мы не по пьяни и не из-за бабы подрались, а по правильному мужчинскому вопросу. И правильно я этих мальчишек не пустил на боевые самолёты — слабоваты они в настоящей драке.
***
Лететь прямо из Воронежа в Одессу, как в прошлые разы, обстановка нам уже не позволяла. Мы крепко приняли к югу и «присели» подзаправиться в Симферополе. Хорошо, что залили бензинчику, потому что, едва взлетели, с нами связалась Пышма (командование одной из дивизий, о чем нас заранее предупредили) и попросила проштурмовать немецкую колонну моторизованной пехоты на правом берегу Южного Буга чуть ли не у самого Первомайска. А это изрядный крюк к северу. Скажем прямо — вообще не по пути.
Подшефным своим я велел тихонько красться на малой высоте, а сам забрался на две с половиной тысячи метров и стал сверху корректировать движение. Район незнакомый, никакой договорённости об ориентирах у нас нет, карты этого участка тоже отсутствуют. Даже, лежи они в планшете — не больно-то в тесной кабине их поразглядываешь. Так что действовал по памяти и наитию.
Нашли мы колонну. Во-первых, не немецкую, а румынскую. Во-вторых, не механизированную, а конную. А в-третьих, как я потом выяснил, вообще не ту, для встречи которой нас приглашали.
- Цель справа пятнадцать. Заходим цепочкой друг за другом с интервалом в километр. Стрелять прицельно с расчётом на индивидуальное поражение отдельных всадников, - скомандовал я. - Не разгоняться и не торопиться — ходить по кругу и вселять ужас в сердца врага. Зениток нет, а от нападения с воздуха я прикрою. Пошли, сынки!
И они пошли. Ребята крутили неторопливую карусель, отстреливая рассеявшихся всадников.
- Лошадок не жалейте, - подзуживал я. - Пусть эти мерзавцы сдохнут от голода под Сталинградом, а не конину лопают.
Лошадей тоже не жалели. С малой высоты на небольшой скорости... только время от времени приходилось одёргивать слишком удалившихся от основной группы, возвращая их обратно. Оно, конечно, если бы по плотной колонне вдарить плотным огнём — больше бы нанесли потерь, но кавалеристы при виде нас сразу бросились в рассыпную. Но, что смогли, мы сделали. И этого, что смогли, много лежало на земле недвижимого или билось в агонии. Горело несколько грузовиков и, кажется, зарядный ящик рванул. Передок, имею ввиду.
Ребятам картинка понравилась — началась охота на передки. Парни хорошо стреляют, тем более, что им никто не мешал. В общем, скомандовал отбой по расходу горючего — отсюда до нашего аэродрома ещё долететь нужно.
***
Полк оказался как бы на месте, а только он сейчас гастролировал. То есть исправные машины перелетели куда-то в район Тарутино на временный аэродром. Оттуда они прикрывали Илы, работающие на участке от Романовки до озера Кагул.
Посмотрел на карту в штабе и удивился — самое нижнее течение Прута, оказывается, пока остаётся в наших руках. Имею ввиду левобережье. Точно, что-то тут идёт не по истории. И оба берега Днестра от лимана до самого Тирасполя. Хотя, как с этим было в такое же время в прошлый раз — не помню. Собственно, начштаба ознакомил прибывших с обстановкой, назвав её неустойчивой и отправил есть и отдыхать.
- На рассвете вылетите в район Галаца, - сказал он в заключение. - Там на плацдарме уже готова площадка. Задачу вам объяснят на месте.
Галац. Кажется, это на Румынской территории. Очень хорошо. А ещё лучше, что непосредственной угрозы Одессе пока нет. Да, окружают её. Стараются отсечь. Но не так уж сильно в этом преуспели. До города румынам не то, что из пушек не дострелить, а ещё и по воздуху они никак но неё не долетают — прикрыта.
Под вечер прилетел и сам полк. Усталые и голодные ребята весело смотрели на новое пополнение. Некоторые были знакомы по совместной учёбе у нас в Воронеже. Как-то все сразу смешались за столами, разговоры пошли. Саня расспрашивал о Шурочке, а Мусенька смотрела в мою сторону, и взгляд её становился то мечтательным, то решительным. Потерь сегодня не было, а вот сбитые имелись. Двух ребят поздравили с развитием успеха, а одного — с почином.
Спали мы этой ночью с судьбой моей в одной постели и, ясное дело, стали мужем и женой. А наутро она с КП проводила взглядом нашу взлетающую группу.
***
В Галаце мы пробыли ровно столько времени, сколько понадобилось для заправки машин и ознакомления нас с боевой задачей. Нужно было прикрыть с воздуха работу пикировщиков по Чарноводскому мосту. Хотя, на самом деле, основной задачей было крепко шумнуть для отвлечения сил — то есть нас предупредили, чтобы лишнего не геройствовали и не ждали ничего подобного от бомбардировщиков. Главное, чтобы они все вернулись.
Так вот! Не геройствовать у нас элементарно не получилось — появилась туча мессеров, и завязался такой клубок! Меня ещё удивило поведение Пешек — они сами атаковали худых. События эти развернулись несколько раньше, чем мы достигли цели. На смену нам подтянулись МИГи, сопровождающие гружёные бомбами ишаки — вот они-то и прорвались к мосту и, кажется, несколько раз попали. Наша свалка к этому моменту уже распалась на отдельные схватки, но нам пришлось выходить из боя и возвращаться — горючее подходило к концу. По пути встретили ещё пару МИГов с бомбами на внешней подвеске — они тоже шли к тому же самому мосту.
В Галаце нас быстро заправили, зарядили и опять послали туда же. Когда мы пришли, по мосту с большой высоты работали ДБ-3 и туда же подтягивались чайки с реактивными снарядами. Потом, опять без перерыва, третий вылет на ту же цель. Уже через некоторое время выяснилось, что всё это было не взаправду, потому что Пе-2 вообще не брали с собой бомб, а порхали налегке. Дело в том, что наши Сушки в это время утюжили Фокшаны, а морские пехотинцы при поддержке Дунайской военной флотилии взяли Браилов.
Вечером я как-то отстранённо воспринял, что потерь у нас нет, но и никаких побед, то есть сбитых, тоже ни за кем не числится.
***
Утренняя побудка была оформлена в виде канонады:
- Срочно улетайте в Измаил, - прошла команда. - Румыны прорвались.
С временной площадки взмыла четвёрка чаек с подвешенными под крыльями ЭрЭсами и заторопилась на север. Наши одиннадцать машин тоже поднялись в воздух — мы видели, как от «поляны» торопливо уезжают бензовоз и два ЗИСа с механиками. Всё, точка свёрнута.
Что меня так поразило? Сноровка, с которой взаимодействуют разные авиачасти. И ещё — быстрая концентрация сил для вчерашней хитрой комбинации.
В Измаиле нас ожидала встреча со старой частью полка — оказывается, они вчера тоже без дела не сидели - воевали над Тульчей. Правда было у них всего два вылета, причём оба — без встреч с неприятелем.
И тут мы не засиделись — полк почти сразу отправили домой. Если кто-то скажет недовольно, мол гоняют туда-сюда, то пусть лучше подумает, прежде чем рассуждать подобным образом. Нами маневрировали. Подогнали к самому фронту, использовали и спрятали до следующей надобности — вот как я бы это объяснил.
И ещё одно соображение. Вернее — вопрос. Откуда румыны взяли силы для атаки на Галац? Вот я бы их снял с участка от озера Кагул до Тарутино. А это, между прочим, направление, по которому ведёт прямая дорога на Одессу.
Остатка дня только и хватило, чтобы приказом командира полка распределить новых пилотов по эскадрильям. Их стало три по шесть самолётов в каждой. Правда комэсками были комполка и замкомполка да Саид Цуриев из первого пополнения, но это уже вполне себе полк по военному времени. Так что выполнил я обещание, данное майором Бойко, когда нас вместе с ним отправляли в тыл.
***
Ещё из полка забрали лейтенанта Петрова — того самого, которого я считал засланным казачком и переодетым генералом. Он тепло с нами попрощался и убыл на связном самолёте. Логично, в общем. Разнюхал, что хотел и отправился докладывать — так как-то подумалось.
А ещё нас передислоцировали. Нет, не на одну из заранее присмотренных мною «точек», а прямиком в Первомайск. То есть не на «гастроли» забрали, а перебазировали со всем полковым хозяйством.
Скарб и технический состав перевозили мы не в грузовиках, а перебросили на полковых транспортниках — три сундука за день оборачивались дважды. Им, неторопливым, три часа в один конец. Ходили они, конечно с некоторым перегрузом, зато управились за пару дней.
Тут на аэродроме наблюдалась откровенная теснота. Рядами стояли бомбардировщики, в том числе и флотские. Полк Иванова окончательно расставался с И-16, полностью пересаживаясь на МИГи. Нам поставили задачу всё это надёжно прикрыть с воздуха, потому что даже один мессер единственной удачной очередью может наделать большой беды.
Поэтому одну пару мы постоянно держали в воздухе и целую эскадрилью, готовую к немедленном взлёту, на земле. Сверху было видно, что на подходах к городу идут упорные бои, однако никакой активности авиации противника не наблюдалось. Да и наши штурмовики замечены не были. Ещё ребята говорили, будто видели на Южном Буге монитор и пару бронекатеров. Вроде как из Пинской флотилии. Рассказывали и о танках БТ, участвовавших в стычках... великих битв никто не приметил, но румыны атаковали, а наши — контратаковали.
И вот в этой неустойчивой обстановке поблизости от мест, где идут бои, собрана куча авиации. Зачем? Оказывается, бомберы в сопровождении МИГов, выполняя приказ ставки, работают по растянутым коммуникациям танковой группы Клейста. Она действует против нашего северного соседа — Юго-Западного фронта, где сейчас обстановка не угрожающая и даже не критическая, а вообще полная катастрофа. Поэтому наше командование и подвергает свои воздушные силы запредельному риску.
Я, когда вылетал на дежурство, под конец «смены» штурманул с бреющего атакующее подразделение румын. Душевно вышло — они накопились в овражке, приготовились «как выскочить, как выпрыгнуть», а тут я их прямо к склону и пристрочил. Ведомый поправил огрехи в моей работе, а потом мы развернулись и «наложили второй шов». Думаю — эту роту сразу направят на переформирование.
Оно бы и ничего, да только из войск кто-то связался с нашими и выразил абсолютно не нужную мне благодарность. Мусенька после этого публично перед строем сняла с меня толстую стружку, а на другой день, перед тем же строем, мне с ведомым собственноручно вручила медали «За отвагу» - командованию наземных войск наше самовольство пришлось по душе.
Нет, драгоценных бризантных пуль мы на пехоту не извели — их у нас просто не было. Все истрачены. Плохо они поступают в действующую армию. И вообще перебои со снабжением выражаются всё ярче и ярче. Наши сундуки, например, у нас отобрали, чтобы подвозить бомбы для пикировщиков. Руководство крутит, как хочет — совсем распоясалось.
***
- Шурик? - на меня смотрит незнакомый майор. Вид у него неприветливый, можно сказать, озабоченный.
- Так точно, товарищ майор. Это я.
- Иванов, - мужчина протянул мне руку и улыбнулся. - Слухи о тебе ходят разные. А я как раз командую истребительным полком. В общем, мои лётчики хотели бы с тобой потолковать. А то, понимаешь, пишут всякие мысли в тетрадочках... ты уж не откажи, уйми болтунов. А то им то так нужно летать, то иначе. Никакого порядку.
- Что, Александр Иванович до чего-то интересного додумался? На свободную охоту просится?
- На свободную. Это в тот момент, когда на решение основных задач ни машин не хватает, ни лётчиков, ни горючего. Э-э-э... ты откуда про его мысли знаешь?
- Так это, считай, правильные мысли. Они просто в воздухе носятся. А товарищ Покрышкин — это голова. Стало быть думает правильно. Вот сами рассудите, МИГ — машина высотная, скоростная, для полётов ночью прекрасно оборудованная. Взлетел в потёмках — и до самого рассвета чёрт ему не брат. Опять же — дальность приличная — можно как следует углубиться на чужую территорию. Осмотреться и обнаружить паровозный прожектор. Вот на него и положить бомбочку — их же аж четыре штуки под крыльями подвешивается.
Это ж за один удачный вылет можно фрицам всю логистику порвать.
- Чего порвать?
- Это секретное слово, - спохватился я. - Но с рваной логистикой фрицы ничего войскам подвезти не смогут и сядут дожидаться зимы. Командование наше к такому самовольству обязательно хорошо отнесётся — чай в штабах не дураки сидят.
- Охота на паровозы! - ухмыльнулся Иванов. - А как он без прожектора поедет?
- Значит, днем придётся охотиться. Даже, если немцы начнут свои поезда прикрывать с воздуха - и тогда получится польза. Небось, знаете, сколь горючего истребитель кушает? Так ради защиты от одного охотника нужно в воздухе десяток машин держать, потому что железные дороги длинные. Ну и МИГ, всё-таки не овечка беззащитная. На высоте он мессера уделает. Или уйдёт — это как прикажете.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Заповедник Великих Писателей » Внизу наш дом