Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Заповедник Великих Писателей » Внизу наш дом


Внизу наш дом

Сообщений 341 страница 350 из 406

341

Сергей_Калашников написал(а):

и за воздухом следили на все два пи стерадиан.

Бешеный восторг, стремительно и неуклонно перерастающий в овацию!
Это только недалёкий человек может решить, что речь идёт о "групповухе", а у Автора так закамуфлирован обзор вверх, вниз, и ещё немного больше...
Тронут, вскинут, опрокинут.
Преклоняю одно колено. (Вторым отбиваюсь от приходящего в ночных кошмарах "стерадиан-а".)

Сергей_Калашников написал(а):

- А что такое пепелац? - не удержался таки от вопроса лейтенант Беридзе .

Гениальность этого предложения превышает все мыслимые, и немыслимые восторги.
Сценарий фильма Кин-дза-дза" писал Реваз Габриадзе, а режиссёром был Георгий Данелия.
Увы, не смотря на моё Русское происхождение, грузинский язык я знаю с детства, являясь его носителем. Так вот, некоторые термины в фильма взяты из грузинского языка.
Так слово "бабочка" на грузинском- "пепела"...
При этом, так уж сложилось, что и слова, и идиомы, в разных языках разные. Если в русском, по созвучию, женщину не самого тяжёлого поведения можно назвать "бабочка", то в грузинском такого нет.
И едва ли любой носитель русского языка сможет спросить: "А что такое бабочкац?", решив, что ослышался.
Прозорливость Автора заключается в том, что лейтенант Беридзе уже не знает родного языка, создавая этим утончённый колорит.
Аплодирую одной рукой, вторая лежит на мыши.

Сергей_Калашников написал(а):

Передок, имею ввиду.

Восторг начинает превышать все пределы...
Утончённо переместив запятую и превратив её в "и", закамуфлировав  опечатку, Автор вывел эротику за грань критики.
Просьба восхититься, как фраза: "Передок имею и введу" превратилась в нечто непонятное, но нескабрезное.
Восхищение заставляет меня приостановиться, дайте насладиться послевкусием.

+4

342

Siegfried, спасибо! Оценка столь тонко чувствующего читателя наполнила мою душу благостью.
Теперь я ещё больше напишу в расчёте заслужить Ваше одобрение.
(За грузинское слово спасибо - тут я сплоховал)

+1

343

Сергей_Калашников написал(а):

Siegfried, спасибо! Оценка столь тонко чувствующего читателя наполнила мою душу благостью.

"Санай нару киодай дайсека о назоми мас"(К. Симонов).
Пусть лепестки хризантем, спадающие в чашу мудрости добавят ясности и прозрения.

0

344

Siegfried написал(а):

(Вторым отбиваюсь от приходящего в ночных кошмарах "стерадиан-а".)

А можно поинтересоваться, что неправильного в слово стерадиан?
Может я в школе плохо учился, но плоские углы измеряются в радианах, а пространственные - в стерадианах.

+1

345

Глава 21. О штанах и самолётах

В Первомайске лётный состав жил не при аэродроме, как мы обычно практиковали, а собственно в домах самого населённого пункта. Нас отвозили туда на грузовике и на нём же мы возвращались к месту работы. Однако, длилось это не слишком долго — буквально несколько дней, и все разлетелись. Мы — тоже. На сей раз полк передислоцировался прямиком в Одессу.
Нет, не на аэродром, а на окраину. В качестве взлётно-посадочной полосы использовали прямую широкую улицу, раскинувшуюся среди частных домиков. Тут, в растительности скромных участков были замаскированы зенитки. Не совсем в нашем расположении, но неподалеку, буквально пятнадцать минут ходьбы.
Полётов не было — горючего не подвозили. И даже не обещали. Как я понимаю, в последнем боевом порыве, обрушив всё, что было на тылы танковой группы Клейста, авиация оказалась на голодном пайке. Только над морем истребители по-прежнему патрулировали воздушное пространство, прикрывая судоходство. Но не наш полк.
Мы с Мусенькой официально расписались прямо в городе. Побродили немножко по улицам центра, улавливая его атмосферу и очарование. А потом увидели знакомое ателье и не сговариваясь постучались в запертую дверь — в военных хлопотах оба совершенно выпустили из виду противоперегрузочные штаны. А ведь последняя их обладательница благодаря тому, что не теряет сознания от перегрузок, имеет очень существенное преимущество в маневре.
Это я о судьбе своей. Она вообще всегда аккуратна с вещами — они ей очень долго служат. Что кирдык, что резиновый костюм. Однако, пора, пора сшить для всего полка новую полётную амуницию. То-то мастер обрадуется большому заказу!
- Соломона арестовали, - сообщила нам соседка. - Как есть арестовали, сразу, как только началось это сущее безобразие.
- Я про войну говорю, молодые люди. И не надо так удивлённо улыбаться. Если вы полагаете, что нападать на людей правильно, так вам лучше обратиться к доктору.
- Да говорю же, никто не знает, куда его увезли вместе со всей семьёй. Даже мастерскую забрали, даже посуду и мебель. Погрузили всё на машины и увезли. И подушки, и матрасы — а что вы думаете, легко на новом месте пожилому человеку обзаводиться нужными вещами?
- Письма? Были письма. Какие? Обычные, в конверте с маркой. Откуда? С края земли — из Сибири. Город Орск, а больше я не помню, потому что конверт унесли внуки.
- Как он там поживает? Не смешите меня! Как может поживать пожилой человек вдали от города, где прошла вся его жизнь?
- Чем занимается? Шьёт, конечно.
Вот такой примечательный разговор у нас получился.
А вечером этого же дня я улетел обратно — борт на Воронеж следовал через Качу и Донецк.

***

Шурочка сказала мне, что планы у неё изменились, и она остаётся на курсах на преподавательской работе. И ещё, что какое-то время не будет летать. Ну что тут скажешь? Диагноз однозначный — быть ей мамой. И это хорошо.
Однако, есть и плохая новость — боевая эффективность наших «хорей» оказалась относительно невысока. Командование их использует, в основном, для отпугивания мессеров и в качестве дозорной машины. Как ни крути — поражающая способность двух пулемётов винтовочного калибра давно уже маловата. Патроны же с бризантными пулями на Южный фронт практически не поступают — их, все, сколько делают, отправляют в более горячие места.
При таком положении хорям самое место у нас на курсах, потому что они и дешевле и экономичней «настоящих» истребителей, а по скоростным и маневренным качествам даже несколько превосходят современные серийные боевые машины.
Истребитель, это ведь не только самолёт, но и человек. Вернее, их содружество. Совместная способность донести оружие до точки уверенного поражения цели и привести его в действие. А само-то оружие явно слабовато. То есть с малой дистанции при долбёжке в одно и то же уязвимое место шансы на поражение хорошие, чем и пользуется Мусенька на кирдыке. У неё сбитых — страшно сказать сколько.
Только — вот беда.  Не получается эти кирдыки тиражировать — негде сейчас производить столь сложные трансмиссии и механику поворота лопастей на большие углы. Это в мирное время, когда получилось воспользоваться услугами нескольких заводов с самым лучшим оборудованием — тогда всё вышло. А нынче идёт война — даже сами те заводы уже или в оккупации, или в прифронтовой полосе. Поэтому мне придётся рассчитывать на доступные варианты.
Кстати, обучить опытных пилотов обращению с моим норовистым детищем вполне получается — пробовал. Сначала ребята вылезают из кабины мокрые от напряжения, но потом, когда маленько осваиваются, уделывают всех остальных в учебных схватках, как кутят. Тот самый лейтенант Петров, который похож на генерала, сказал, что с такой машиной он бы любому немецкому бомбардировщику просто изрешетил или мотогондолы, или кабину экипажа. Но это только про бомбардировщики. Потому что истребители не столь мощно защищены — их и обычными бронебойными пулями можно пронять. Но зато они из прицела так и выворачиваются.
Кирдыку всё это удаётся куда как лучше из-за решающего превосходства в маневре. А вот хорю, который не настолько тяговит и увёртлив, нужна пушка. Но она на него не встаёт, хотя двадцатимиллиметровые ШВАКи доступны. Вот такие терзания. Обычное дело для любого, кто решает технические задачи — поиск компромисса в пределах доступных возможностей.
С другой стороны один полк сверхлёгких машин Южному фронту сейчас нужен - иначе его не мотали бы с места на место, закрывая то одни бреши, то другие. Ну, да там просто научились правильно им пользоваться — опыт получен немалый. А относительно скромные потери — результат выучки пилотов... пойду, отрежу себе кусочек сала, потому что в этом есть и моя заслуга.

***

- Знаешь, Шурик, а ведь способ, которым ты решил проблему охлаждения заднего двигателя, в плане аэродинамики заметно выигрывает по сравнению с нашим — мы воздух забираем из потока за счёт отклонения его выступающими элементами, а ты запряг в работу паразитное явление, - Москалёв «раскусил», наверное, последнее из моих ухищрений. Так на то он и авиаконструктор. - Но с углом наклона крыльев вниз ты явно перебдел — мы посчитали. Можно уменьшить валкость кирдыка. Потом, смотри, - он развернул на столе рулон ватмана и прижал его края, - концы крыльев имеет смысл отклонить не вниз, а вверх — тогда поперечная неустойчивость совсем исчезнет.
- Обратная чайка, - кивнул я. - Мне было боязно устраивать такой перегиб из соображений прочности. Хотел сохранить малую толщину крыла.
- При плавном изгибе и стальном лонжероне задача решаемая. Тем более, что и обшивку можно делать из алюминиевого сплава, она возьмёт на себя част нагрузки, что позволит облегчить набор. Это, кстати, даёт очень хороший хороший выигрыш в весе.
- Постойте! - мой взгляд «зацепился» за эскизную прорисовку на свободном участке листа. - Зачем вы моторы слепили один с другим?
- А что прикажешь делать? Двенадцатицилиндровый однорядный Рено воздушного охлаждения у нас в стране так на производство и не поставили — поэтому приходится довольствоваться ММ-1. А их нужно ставить два. Но ты не переживай — зато винты расположатся соосно и заработают встречно — как мечтал Бартини. Прибавка-то тяги от этого получается изрядная, - Александр Сергеевич оглянулся на собравшихся вокруг нас коллег — коллектив явно переживал за представляемый сейчас аванпроект.
А мне, если честно, непривычна роль критика. С другой стороны — я для этих людей лётчик, фронтовик, орденоносец. Преподаватель тактики воздушного боя, наконец. И ещё — единомышленник. Поэтому приговора все ждут не то, чтобы с нетерпением, но трепет в душе присутствует у каждого. Только мне больше по душе диалог — не стану я вещать безапеляционно... если удержусь.
- Что же. Лётчик у нас оказывается в самом носу. Психологически это ужасно не комфортно — пилот истребителя привык быть защищённым спереди мотором. Так вот, этот стереотип мы поломаем, потому что москит вообще не способен нести никакой пассивной защиты. Его броня — маневр. Только среднепланная схема опасна при покидании машины с парашютом — потоком набегающего воздуха летчика размажет о крыло. Надо плоскости закрепить выше, чтобы можно было под ними поднырнуть.
Второй момент. Винт при этом планируется останавливать ручным тормозом. Остановится он — это проверено. Но лопасти-то останутся, пусть и неподвижные. Вот они человека и зашибут.
- Постой, Шурик! Попадёт летчик на лопасть, или мимо пролетит — это вопрос вероятности. А ведь у тебя на кирдыке даже этого нет.
- На кирдыке имеются дверцы, которые перед аварийным покиданием машины сбрасываются, прилетают в винт и уничтожают его. Обычно хватает одной, но для верности всегда используют обе.
- Композитные лопасти, - почесал лоб один из конструкторов. - Да, они рассыпаются от удара дверцей. А серийные винты нынче дюралевые — согнутся, но не перестанут быть опасными, - мужики запереглядывались.
- Теперь вал — вы его проложили через гаргрот, который закрывает обзор назад. Так что хребет этот нужно сузить и снизить до крайности. И нечего ему тянуться от самой кабины — надобность в нём возникает на целый метр ближе к хвосту.
И, наконец, о вооружении — пора ставить пушку ШВАК. Одну или две — как получится. Крыльевые, кстати, подойдут, потому что нет нужды палить через винт. Они, вообще-то здорово тормозят при стрельбе своей отдачей — машина-то лёгкая.
Вот такой у нас получился разговор. Я не смог удержаться — инструктировал рубленными фразами, выставляя требования с безапелляционностью классического военпреда. Зря я так — знаю ведь, чем закончилась подобная практика — вооружённость и защищённость машин постоянно нарастали, отчего им непрерывно требовалось увеличение мощности моторов, чтобы «везти» возрастающую массу. Истребители тяжелели, маневренность их ухудшалась. Особенно показательна судьба Аэрокобры, превратившейся, в конце концов, в Королевскую Кобру — довольно-таки грузную машину.
Аэрокобру, кстати, делали американцы именно для наших — как-то не прижилась эти истребители ни в их армии, ни в британской, зато у нас пришлись ко двору не смотря даже на шасси с передней стойкой. Так вот — думается мне, что американские буржуазные конструкторы, следуя гнилому принципу «клиент всегда прав» слепо шли на поводу у наших военных, желавших самой толстой брони и самых могучих пушек.
Наверно, для сбивания бомберов получившаяся машина и была хороша, если ей не мешали чужие истребители. Но нам-то сейчас необходимо противодействовать как раз истребителям — господство в небе определяют именно они. И надо, наконец, сообразить, что маневренный бой — так называемая собачья свалка — и уничтожение бронированных бомбардировщиков требуют от самолёта трудносочетаемых качеств. У той же пушки ШВАК один снаряд весит треть килограмма, а их на бой нужно сотню. Прибавку в весе считать приходится на пуды, что для лёгкой конструкции уже значимо.

+15

346

Глава 22. Новый виток

В училище прибыли сразу два полковника. Оба — мои старые знакомые. Один — любезнейший Иван Павлович, с которым я свёл краткое знакомство ещё на третий день войны — тот самый, который и сформировал, по-существу, наш москитный авиаполк. То есть превратил партизанский отряд в воинскую часть.
Второй — Петров, притворявшийся лейтенантом — слушателем курсов воздушной стрельбы. Мы с ним совсем недавно расстались на Южном фронте, а тут он снова появился — понравились видать ему наши «хори». К разговору пригласили они и майора Бойко — получилось что-то вроде маленького такого совещания. Звать начальника училища или Шурочку, или Москалёва они и сами не стали, и мне не велели, из чего следовало заключение — разговоры пойдут об обстоятельствах, связанных с особенностью моей памяти — то есть планируемые темы не для широкого круга лиц.
- Извини, Шурик за маскарад, - безо всякого смущения высказался Петров, - однако проверить информацию товарища Бойко следовало не беглым поверхностным взглядом, а изнутри, так сказать. Потому что мнение руководства Южного фронта и оценки данные признанными руководством специалистами не совпали. И вообще там у вас на юге всё не так, как на других направлениях — командование фронта без конца спорит со ставкой, а приказы выполняет с отклонениями от предписаний. Впрочем, это к нам прямо не относится.
Из сделанной оговорки я заключил, что этот лётчик больше связан с общевойсковым командованием, чем с авиацией. Хотя, поди разбери, кто там с кем и как связан. Он может быть и из какой-нибудь инспекции.
- Так вот, - продолжил Петров. - Наша задача в кратчайшее время сформировать ещё один москитный авиаполк и направить его... - там видно будет куда. Обстановка сейчас крайне напряжённая, поэтому сроки сжатые. Но, имей ввиду, боеспособность у этой части должна быть не хуже, чем у двести пятьдесят шестого МАП.
«Что же, - подумалось, - ход логичный. Немец прёт, наши отступают... а мне ужасно интересно, можно ли как-то при помощи этого приближённого к верхним сферам человека прояснить вопрос об отличиях нынешней варианта развития событий от того, что имел место... нет, память не хранит нужных деталей, однако хоть что-то из этого полковника можно вытащить — уж он-то явно трудится в учреждении, где оперативную обстановку анализируют тщательно».
- Приказы нужно выполнять, - кивнул я смиренно. - И выполнять как следует. С умом и крепким душевным порывом. Для этого очень хотелось бы услышать от вас описание развития военных действий на Южном фронте в сравнении с тем, что происходило в других местах. Это не из любопытства, а для выделения наиболее эффективных тактических приёмов и, как следствие, закладки в боевые машины необходимых качеств.
Скажете — нагличаю? Да, нагличаю. И вижу, как переглядываются командиры. Но в той или иной степени каждый из них знает меня лично, причём с положительной стороны, а майор Бойко ещё и делает в сторону полковника Петрова глаза кота в сапогах из мультика про Шрека. Типа — делай, что просят — не спроста этот пацан со стариковской памятью пристаёт по такому вопросу. Ну, и вообще, тут все свои...
- Хм, - полковник тихонько «стравил пар». Иван Павлович извлёк из портфеля бутылочку коньячку, я, как хозяин, подал стаканчики, майор, словно волшебник, извлёк шматочек сала и приличную краюшку чёрного хлебушка. То есть обстановку технично перевели в положение «без галстуков». Ну и, в конце-концов, все мы старшие офицеры — носим синие галифе.
- Южный фронт сумел сохранить почти всю авиацию, - неохотно начал бывший «лейтенант». - На других направлениях потери были значительно больше. Как следствие — противник там захватил господство в воздухе и пользовался им, продолжая выбивать наши самолёты уже в воздушных боях.
На юге тоже шли сражения за небо, но с переменным успехом. Причем потери неприятеля были выше. Особенно — в истребителях. Всё это привело к некоторому паритету. Довоенный запас бомб нашим удалось вывалить на голову подтягивающимся к переправам через Прут румынским частям, да и немцам досталось. Переправы разрушались несколько раз, бомбились вражеские плацдармы на нашем берегу.
В результате противник смог начать массированное наступление только на исходе первой декады июля, дав нашим почти три недели времени на сосредоточение и приведение в порядок матчасти. Особенно  важно это было для танкистов. Ещё большим подспорьем оказалась радиосвязь. Ею были снабжены посты воздушного наблюдения, оповещения и связи, но сухопутное командование мигом это оборудование стало использовать в своих целях, таская наблюдателей вместе со штабами. Всё-таки командующий авиацией и начальник штаба фронта быстро нашли общий язык.
Потом происходили упорные бои, в которых наши войска вели планомерное отступление... за что Ставка не раз была готова расправиться с руководством фронта. Однако территориальные потери не шли ни в какое сравнение с теми, что имели место севернее. Словом, никого не наказали — только несколько дивизий переподчинили Юго-Западному фронту.
Из последних успехов следует отметить действие бомбардировочной авиации по тылам немцев, наступающих на территории Украины, и массированный бомбовый налёт МИГов на Плоешти. Они действовали с аэродрома Браилова. Взлетели в темноте, подошли к цели на рассвете и с малой высоты, прицельно, обработали как нефтеперегонные предприятия, так и станцию. Разведка отмечает некоторые затруднения с поставками немецким войскам горюче-смазочных материалов. Пока незначительные, но прогнозы на ближайшее время обнадёживают.
Воспользовавшись наступившей после принятия глотка нектара закусочной тишиной, я отметил, что, оказывается, МИГ — достаточно удобный самолёт для проведения всяческих диверсий. Москитный, так сказать, бомбардировщик.
- На паровоз в среднем по двадцать ЭрЭсов уходит, - откликнулся Петров, принимая из рук Сан Саныча черняшечку с салом. - Но Карманов, Покрышкин или Фадеев обычно первым же залпом попадают. И да, удобный самолёт для точечных ударов по тыловым объектам.
- Так Плоешти продолжают бомбить? - поторопился уточнить я.
- Силами малых самолётов это уже не выходит — румыны отбили и Браилов, и Галац. Бои идут уже за Измаил. Немцы рвутся к Тирасполю. Нагнали авиации и давят.  В общем, Первомайск мы потеряли, вздохнул полковник, — только у Вознесенска смогли закрепиться. И ниже по Южному Бугу. Зато наши приспособились бомбить ближние тылы противника по ночам с У-2. А до нефтяных районов дотягивается только морская авиация или дальняя. И у тех и у других уже приличный износ матчасти. От Крыма путь не близкий, но базироваться на Одессу не хотят — и положение с ней неустойчивое, и перебазировать большое аэродромное хозяйство в зону, где сохраняется угроза захвата противником — рискованное дело.
К тому же, немецкая одиннадцатая армия угрожает Перекопским укреплениям, - Петров вздохнул. - Донбасс под угрозой.
- Да уж, - я тоже вздохнул. - Вообще-то Перекопу всегда не везло. Всеми стратегами мира и их штабами Перекопские укрепления традиционно считаются неприступными, но Красная Армия его в Гражданскую взяла. Да и раньше не помню ни одного упоминания о том , чтобы на этом перешейке останавливали сколь-нибудь серьёзные силы... - и тут, гляжу, все трое моих «собутыльников» достали блокноты и сделали в них какие-то пометки. Выходит, имеет место, если и не допрос, то, во всяком случае... короче, от меня ждут откровений.
Ну, по части стратегии, вряд ли я хоть что-нибудь ценное изреку, а вот касаемо конкретной поставленной перед нами задачи мне есть что сказать.
- Тогда товарищи командиры, слушайте внимательно. Вот готовим мы истребителей — это правильно. А только авиация состоит ещё из многих других специалистов. Нужно набирать и мотористов, и авиамехаников, и радистов и оружейников. Скажем, в Воронеже преподавателей по двигателям и собственно устройству самолёта отыскать несложно — имеются профильные предприятия с опытными кадрами. Но знатоков из других областей следует немедленно пригласить. Иван Павлович, вам эта задача по силам?
- Сделаю, - кивнул полковник.
- Теперь о собственно лётчиках. Безлошадные из потрёпанных частей — это неплохо. Думаю, они какое-то время будут составлять основную часть потока наших слушателей. Но, уверен, в местах заключения содержится некоторое количество участников боёв на Халхин-Голе, в Китае и в Испании. Всех их нужно срочно оттуда достать, присвоить сержантские звания и отправить искупать свою вину перед Родиной прямиком сюда.
- Предателей? Изменников? - всколыхнулся майор Бойко.
- На их проступки мне насрать, - ответил я грубо, изображая, будто поднабрался. - Погибнут в бою — туда им и дорога. Не погибнут — пускай фашистов бьют.
- А как сбегут? - воспротивился Сан Саныч! - Прямо из боевого вылета вместе с секретной машиной.
- От хороших ведомых хрен они сбегут, - усмехнулся я, изображая куражливую ухмылку. Так что, похлопочите, сделайте милость.
- А зачем сержантские звания присваивать? - спохватился полковник Петров. - Пусть служат в качестве рядовых.
- Как хотите, - не стал наставать я. - А только им тогда придётся в просительном тоне общаться с техническим составом. Впрочем, пофиг. Пусть поумоляют своих механиков устранять неполадки — им это только на пользу пойдёт.
- Думаю, сержантами их сделать — нормально, - пошел на попятную мой оппонент.
- Тогда и всё. Самолётов на полк на заводе наделают быстро, группа летчиков у нас тоже уверенно проходит курс. Так что костяк мы подготовим уже скоро. А кто этим полком станет командовать?
- Капитан Батаева, разумеется, - как о чем-то само собой разумеющемся откликнулся Иван Павлович. Но первое время я при ней поработаю начальником штаба.
- Так она того. В положении.
- Командиру летать не обязательно. А врач полку по штату положен, - ухмыльнулся Петров. - Да не переживай ты за Шурочку — подготовит себе смену и получит отпуск. Декретный, по закону. Срок-то у неё пока маленький — это когда ещё животик отрастёт!

***

Производство работало ритмично, выдавая каждый день по три-четыре «хоря». Учебный процесс тоже наладился — мы отработали и методику преподавания, и процедуры тренировок. Шурочка, вопреки своему обещания больше не летать, всё-таки иногда поднималась в воздух на истребителе — видимо это было связано с изменениями её самочувствия. Даже пополнение для полка на фронт «вывезла», как мы и договаривались.
Только повоевать ей не дали. Для себя я её отлучку воспринял философски — съездила к мужу на несколько деньков — это дело нужное, для здоровья полезное. Так что уверен — ребята при встрече существенно укрепили как обороноспособность страны в целом, так и связь тыла с фронтом. За следующей группой бойцов и машин Мусенька прилетала с фронта ко мне сюда - так что я и на себе прочувствовал правильность высказанного положения.
В полку, тем временем, стало уже пять эскадрилий аж по двенадцать машин. Если кто не понял — его явно готовят к делению на два. У нас на курсах тоже завершается формирование полноценной воинской части сразу со всеми службами и транспортом. Только не такой большой... как раз на тридцать истребителей.
По радио сообщают о боях на Перекопском направлении, но тревожных ноток в голосе диктора я не улавливаю. Или наши успели вовремя подтянуть достаточно сил, или немцы замешкались из-за перебоев с подвозом боеприпасов и продовольствия. Про события под Одессой ничего не сообщают — впечатление такое, будто там сейчас затишье.

***

В КБ никакого затишья нет. Тут как раз самый напряжённый период. Куча проблем встают одна за другой. Скажем винт. Вернее, винты. С одной стороны не так уж сложно нынче обеспечить двигатель редуктором — они уже стали обычным делом, потому что на V-образных двигателях воздушного охлаждения их применяют для того, чтобы размещённую в развале цилиндров пушку пропускать через ось пропеллера. То есть — передавать вращение на ось, смещённую относительно коленчатого вала.
Таким образом, культура эта вошла в обиход вплоть до того, что применяют даже редукторы, не изменяющие числа оборотов. А нам удаётся скорость вращения вала повысить и вал от переднего мотора вынести в пространство над картером заднего. А потом ещё и пропустить его сквозь вал заднего двигателя, организовав соосно вращающиеся винты. Кажется, всё хорошо. А вот и не очень, потому что слишком сильно раскручивать пропеллер нельзя — его начинают одолевать вибрации.
Зачем это нужно? Чтобы уменьшить диаметр винта, а то слишком длинные лопасти могут начать цепляться за грунт.
Второй способ решить эту задачу — увеличить количество лопастей. На «кирдыке» мы  аж четыре штуки сделали, потому что имели возможность изготовить уникальную кинематику изменения шага винта. Но сейчас приходится выбирать варианты из уже имеющегося в серийном производстве на специализированных заводах. А это всего три лопасти. В результате вместо пропеллера размером метр тридцать, имеем метр пятьдесят. Да это лучше, чем метр восемьдесят у первого прототипа и у «хоря». Но по высоте стоек шасси проиграно сразу десять сантиметров. И ведь некуда деваться.
Кроме того — невозможно оказалось перенести крыло наверх — из-за перевёрнутого положения двигателей обдув головок цилиндров нужно проводить  начиная с нижней части. Вдобавок переднерасположенная кабина вообще затеняет оба мотора, а не только задний, отчего крыло, воздух из-под которого и идёт на охлаждение, необходимо расширить и, соответственно, укоротить. Как следствие — не получается из него «обратной чайки». Вернее, получается совсем смешная с короткими отгибами самых оконечностей. Но, по расчётам, с поперечной валкостью — бича кирдыка - такой профиль должен покончить. Кроме того, передняя кромка крыла обрела достаточно выраженную прямую стреловидность — группа Москалёва в своё время довольно много экспериментировала в этой области и теперь уверенно всё рассчитала и спроектировала.
Как решили проблему выброски пилота с парашютом? Нет, ломать или отстреливать лопасти никто и не подумал — они нынче дюралевые, выполняемые на другом заводе. Сначала прикидывали катапультирование вверх через выступающий над фюзеляжем на половину диаметра винт, но потом сообразили что, если выброситься вниз — так туда пропеллер за пределы высоты фюзеляжа вовсе и не выступает. Поэтому пилотскую кабину  сделали с люком в полу, куда выскальзывало всё кресло. Поток воздуха опрокидывал крышку вниз, выламывал её назад, вытаскивая сиденье вместе с человеком наружу и отбрасывал их  вниз. То есть парашютист пролетал ниже винта, и действовало всё без пиротехники. Ну, а если поток не набегает, или его силы недостаточно на выворачивание дверцы — можно выбраться вручную. Ведь при этом и шансов попасть под пропеллер нет, раз на него не относит.
Работа этого немудрёного устройства от положения машины не зависела.
Штатная посадка и высадка производилась тем же путём, но без отламывания крышки — она повисала вниз, открывая лаз. Разумеется, ручку управления пришлось крепить не к полу, а к стенке, что требовало некоторого привыкания при действиях ею.
Перенос боковых стоек шасси в передние окончания балок привёл к некоторому увеличению их вертикального размера, зато при использовании лыж позволял убранные «доски» прижимать к фюзеляжу, погружая их в поверхность заподлицо — сопротивление летнего и зимнего вариантов самолёта выходило одно и то же.
А еще под крыльями можно было установить или направляющие для РС-82 — по паре штук с каждой стороны, или держатели для двадцатипятикилограммовых бомб. По одной штуке.
Скажете мало? Да, немного. Но это же москит. Причём на этот раз цельнометаллический. Вообще-то за крылатый металл нынче идёт нешуточная борьба между заводами и конструкторскими коллективами, но я точно знаю, где возьму его в некотором количестве на первое время. А потом, если машина «заиграет» - или через лендлиз получим необходимое, или из своих запасов родная страна выделит нам необходимые фонды.
Нашли же дюраля для крыльев сундуков, хотя туда его не так много уходит. Так и москит наш невелик. Ну и в некоторых местах мы сохранили участки, покрытые фанерой.
А вот в отношении вооружения я попросил ребят сразу предусмотреть установку трёх вариантов: винтовочного калибра ШКАСов, крупнокалиберных УБ, и двадцатимиллиметровых пушек ШВАК. Надо было заранее так продумать крепления и амортизацию, чтобы приемник ленты совпадал с полостью в крыле, куда эта лента и помещалась. Стволы в результате торчали вперёд из носа каждый на свою длину. Глядя на них я невольно задумался о дульном тормозе. Хотя бы для пушек. Но это своими силами не решается — тут не обойтись без конструктора-оружейника.
Зачем мне столько вариантов вооружения? Война началася. Неразбериха постепенно будет нарастать, создавая всё новые и новые перебои со снабжением. Откуда же мне заранее знать, что удастся достать в следующий раз? А так, хоть чем-то, да вооружим машину.
Еще был большой плюс в том, что колёса убранного шасси теперь не приходилось прятать в крылья. В освободившийся объём можно было поместить баки большого объёма.
Тут мы хорошенько посчитали и сообразили, что при скромной прожорливости наших моторов на полной заправке удастся очень далеко улететь. Но это прибавит изрядно весу и, естественно, уменьшит подвижность. Так вот, в каждом крыле мы устроили сразу два бака — большой и маленький. Маленького хватало на обычный для истребителя полуторачасовой полёт. Большого было достаточно для несения патрульной службы. А вот если залить одновременно оба... я даже немного помечтал над картой. Интересно, можно реактивным снарядом потопить речную баржу? Не одним, а четырьмя. Надо будет попробовать во время следующей командировки пробежаться вдоль Дуная. Ведь, судя по всему — фиг там кто меня поймает.

+14

347

Dobryiviewer написал(а):

А можно поинтересоваться, что неправильного в слово стерадиан?
Может я в школе плохо учился, но плоские углы измеряются в радианах, а пространственные - в стерадианах.

Уважаемый коллега, в школе Вы учились правильно.
И написали правильно.
Но...
Увы, прошли мимо гениальнейшей находки Автора!
Вместо "вокруг" сказать "два пи"?
Смотрите сами, можно написать банально и незатейливо: "Земля после грозы парила". Но это- тривиально и давно приелось.
А вот если так: "Осадки, пропитавшие верхний слой литосферы, переходили в другое агрегатное состояние".
Свежо, незамутнённо, не может не восхитить.
А если экстраполировать?

Сергей_Калашников написал(а):

Ещё большим подспорьем оказалась радиосвязь. Ею были снабжены посты воздушного наблюдения, оповещения и связи, но сухопутное командование мигом это оборудование стало использовать в своих целях, таская наблюдателей вместе со штабами. Всё-таки командующий авиацией и начальник штаба фронта быстро нашли общий язык.

Мой восторг начинает превышать все мыслимые, и немыслимые пределы...
Что обычно делают незадачливые Авторы "наивных попаданцев"?
Вселяют своих ГГ в тела царей, Великих князей, Президентов, Сталина, на худой конец...
И(!!!)- поворачивают колесо истории.
Но вызывающий треморическое восхищение Автор не ищет лёгких путей!
Его ГГ выше Сталина.
Действительно, в РИ только в 1942 г.  Сталин издал Приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 170526 от 24 июля 1942 г. о недооценке радиосвязи, в котором говориться:

Радиосредствами связи пользуются по-прежнему неохотно, вынужденно, о радиостанциях не заботятся, держат их далеко от командных пунктов, а иногда и при вторых эшелонах штабов. Подготовке радистов уделяется недостаточно внимания, радисты наши в большинстве случаем работают медленно и слабо знают технику радиосвязи.

Низкий поклон Автору!
Его ГГ, за год до Приказа №170526 так замотивировал руководство РККА, что...  они сломя голову бросились исполнять...
То, чего нет.
Кланяюсь в ножки!
Многоуважаемый Автор, у Вас предусмотрена "дедовщина"? Придётся Сталину чистить сапоги ГГ, или это дело будет поручено Хрущёву?
Хотя и это- тревель.
А вот реал,точнее то, что придумает Автор?

+3

348

Siegfried
Разделяю Ваше восхищение, но "два-пи-стерадиан" в некоторых кругах абсолютно верное и недопускающее двойного толкования определение обзора "на полусферу", что всё же не тождествено банальному "вокруг", так же как "видимость миллион на миллион" или "акустический горизонт чист". В данном случае автор применил абсолютно верный термин в абсолютно верном контексте, ну и такое тоже бывает :).

+4

349

Ivan70 написал(а):

Разделяю Ваше восхищение, но "два-пи-стерадиан" в некоторых кругах абсолютно верное и недопускающее двойного толкования определение обзора "на полусферу", что всё же не тождествено банальному "вокруг", так же как "видимость миллион на миллион" или "акустический горизонт чист". В данном случае автор применил абсолютно верный термин в абсолютно верном контексте, ну и такое тоже бывает .

Уважаемый Иван! В полном восхищении от чарующего воздействия неповторимого литературного стиля Автора, призываю вас принять участие в переписывании всх известных произведений классики. Скажем, фраза "случайно влетевший осколок взорвавшегося неподалеку снаряда угодил главному герою в висок, убив его", в соответствии с новыми установками, должна получить такое написание:"один из осколков стального корпуса снаряда, раздробленного при детонации 930 граммов сплава тринитротолуола с нитратом аммония в присутствии порошкообразного аллюминия, распределенных по гауссоиде, уже почти потеряв свою начальную скорость от сопротивления в атмосфере, угодил главному герою в височную область головы и, проникнув в область мозга, произвел там повреждения, несовместимые с жизнью..."

Неужели не видно, что такой язык круче и по информативности и по объему!

Учитесь у Автора, ув. Иван! Нам с вами до него, как до Луны!

Отредактировано Дьяк (13-11-2013 06:58:40)

+4

350

Siegfried написал(а):

"Осадки, пропитавшие верхний слой литосферы, переходили в другое агрегатное состояние"

Спасибо. Подачу принял

Siegfried написал(а):

ГГ, за год до Приказа №170526 так замотивировал руководство РККА

Да не тупые были командиры. Где-то раций не хватало, где-то ими не умели пользоваться, где-то боялись, что на них враг по сигнал снаряд бросит... широкий комплекс поводов не делать то, что должно.

Тут же море близко -- общение с моряками. Плюс летуны пользуются. Положительные примеры перед глазами  Да ещё американских раций подвезли с фиксированными частотами - проще в настройке на нужную волну.

Дьяк написал(а):

"один из осколков стального корпуса снаряда, разорванного при детонации 930 граммов сплава тринитротолуола с нитратом аммония в присутствии порошкообразного аллюминия, распределенных по гауссоиде, уже почти потеряв свою начальную скорость от сопротивления в атмосфере, угодил главному герою в височную область головы и, проникнув в область мозга, произвел там повреждения, несовместимые с жизнью..."

Э-э-э... польщён. Но этого мне не выговорить.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Заповедник Великих Писателей » Внизу наш дом