Сергей Александрович. Вас - с началом нового проекта, всех участников обсудения - с новой увлекательной книгой, рождающейся на наших глазах.
Несколько вопросов к автору.
I. По школе.
Сергей_Калашников написал(а):Год на дворе одна тысяча девятьсот тридцать четвёртый, мне одиннадцать лет и я сегодня сбежал из детдома.
Сергей_Калашников написал(а):И в этот момент четвероклассник успешно сдаёт экстерном за десятилетку
Получается, что в школу герой пошёл в 7 лет, но в то время повсеместно брали с 8-ми. Желательно как-то отразить в тексте, что в школу он пошёл на год раньше или, что в детском доме в школу брали раньше (если это действительно так), иначе, ПМСМ, получается дезинформация читателя о довоенных временах.
И ещё вопрос: в детском доме действительно была полная десятилетка?
II. По самодельному самолёту.
1. Непонятна конструкция крыла самодельного самолёта:
-
Сергей_Калашников написал(а):Отсюда и появилась у меня мысль «поручить» работу на растяжение проволочкам из жил стальных тросов, а на сжатие – тем же проволочкам, обволочённым «футлярами» из бакелита, связанного волокнами.
Все известные мне металлические тросы состоят из витых проволочек, причём дважды: трос состоит из свитых пучков, а каждый пучок - из тонких проволок. А витая проволка хорошо работать на растяжение и сжатие не будет, потребуется большой объём связующего (бакелита), который возьмёт на себя боковые составляющие сил, "текущих" по оси проволочки.
Кстати, не знаю, насколько хорошо будут работать в паре стальная проволока и бакелит. Необходимы следующие условия: хорошая адгезия (иначе не «слипнется»), близкие коэффициенты температурного расширения (иначе растрескается) и бо’ольшее относительное удлинение у связующего (иначе предел прочности на растяжение-сжатие будет определяться бакелитом, а не стальной жилой).
-
Сергей_Калашников написал(а):Сначала я согнул длинные верхнюю и нижнюю дуги, работающие на растяжение, потом связал их многочисленными косыми соединениями на манер железнодорожных ферменных мостов, скрепив это всё точечной сваркой, и получил весьма лёгкий, но очень неслабый каркас лонжерона сразу на два крыла.
Коллега П. Макаров «успел раньше», но всё равно добавлю. Непонятно, зачем герой гнул полки лонжерона. Везде, где это возможно, они делаются прямыми. Исключения бывают в 3-х случаях:
а) излом крыла на виде в плане (изменение стреловидности по размаху);
б) изменение v-образности крыла (чайка, обратная чайка);
в) неравномерное изменение хорды по размахе (эллиптическое крыло).
Но из написанного в тексте:
Сергей_Калашников написал(а):Две тонких длинных плоскости, выполненных как единое целое с центропланом, были узкими и лишь немного «сбегались» к концам
можно сделать вывод, что крыло прямое с закруглёнными законцовками, либо трапецивидное ( в обоих случаях полки лонжеронов прямые), либо обрезанное эллиптическое (полки лонжеронов действительно выгнуты, но крайне слабо).
Сергей_Калашников написал(а):А потом я долго гнул неподатливую сталистую жилу троса по тщательно выбранному радиусу – тут ведь и прочность нельзя потерять, и поломать не хочется, и нагревать нежелательно – боюсь «отпустить» закалку.
Это, ПМСМ, совершенно непонятно - из текста видно, что герой добивается пластических деформаций жилы, но они достигаются лишь при навивке проволоки (изгибе по очень малому радиусу).
Непонятно, что скреплялось сваркой. Если проволочки, составляющие полки лонжерона с проволочками, образующими ферменную стенку, то сварка нарушит структуру металла, и прощай закалка.
Общее впечатление. Конструкция самолёта из текста представляется слабо. М.б. стоит максимально сократить описания конструктоско-технологических изысков героя, оставив несколько фраз о том, что ему, в отсутствии хороших материалов пришлось «выкручиваться» и «изобретать велосипеды»?
2. "Тонкое" крыло.
Сергей_Калашников написал(а):- Поспрашиваю у знакомых, - наконец улыбнулась она своим мыслям и принялась помогать мне с шаблоном второго лонжерона - ещё тоньше первого. Ей не надо объяснять, какой выигрыш даёт тонкое крыло. В прошлый раз сама об этом мечтала в моём присутствии.
Сергей_Калашников написал(а):Две тонких длинных плоскости, выполненных как единое целое с центропланом, были узкими и лишь немного «сбегались» к концам.
Я понял это так, что герой применил профили крыла, более тонкие, чем было принято в то время.
На ТБ-1 (АНТ-4) толщина профиля в корне крыла была 17%, на У-2 - 14%. В принципе, для таких скоростей (до 250 км/ч) и сейчас считаются оптимальными профили толщиной 14- 17% (правда, в основном, серии GAW - ламинарные, требующие высокой точности при изготовлении). При малой тяговооружённости некоторого роста скорости можно достичь лишь уменьшением площади крыла в разумных пределах, но не применением профиля, тоньше оптимального (уменьшение несущих свойств профиля придётся компенсировать увеличением площади крыла). Герой, как профессиональный авиационный инженер и самодельщик со стажем обязан, ПМСМ, это знать.
ПМСМ, этого не нужно.
3. Достичь увеличения скорости герой мог бы облагораживанием общей аэродинамики самолёта:
- зализы на стыке крыла с фюзеляжем;
- тщательное капотирование двигателя (правда, непонятно, что можно сделать с ротативным мотором, разве что – поставить большой кок винта до оребрения цилиндров и кольцо Тауненда, но балансировка ...);
- плавные контуры фюзеляжа.
В результате самолётик должен выглядеть необычным и красивым, особенно на фоне «этажерок» и, по крайней мере – бросаться в глаза.
Но в тексте этого нет.
ПМСМ, именно за счёт этого направления стоит расширить описание, точнее – сохранить его размер.