Кто она, незнакомка?
Которая в таком виде, каждый день приходит в такое заведение?
"Что, где, когда - 16"
Сообщений 431 страница 440 из 994
Поделиться43113-07-2014 23:46:12
Поделиться43213-07-2014 23:49:44
Кто она, незнакомка?
А действительно, кто она – «Незнакомка»? Блок стих, текст которого известен каждому грамотному человеку, сам того не желая, зашифровал в духе символизма. Его главная героиня воспринимается и как фантом, и как вполне реальная, хоть и несколько приукрашенная романтическим антуражем дама. Прообразом Женщины в Шелках является, несомненно, и героиня картины Крамского «Неизвестная» - такая же загадочная, утончённая и прекрасная. И Царевна-Лебедь Врубеля – поэт особенно любил это полотно. Фотография картины украшала кабинет Блока в Шахматове. Легендарные, прекрасно-трагические женские образы романов Достоевского, и прежде всего Настасья Филипповна из «Идиота» - тоже узнаваемы в стихотворении. И, конечно же, новая муза, которой посвятил свою строгую рыцарскую любовь Александр Блок, незнакомка в снежной маске из метели – Наталья Волохова. Все они, каждая по-своему, трансформировались в поэтическом сознании Александра Александровича, благодаря чему мы можем наслаждаться возвышенно-прекрасными строками его удивительного стихотворения.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/103620/aleksandr-b … omaya-vsem
Поделиться43313-07-2014 23:58:49
Кто она, незнакомка?
Которая в таком виде, каждый день приходит в такое заведение?
Если оставить поэзию и прочее стороной...
Женщина, которая ежедневно приходит одетая в вызывающую одежду в питейной заведение и садится у окна, где ее все могут рассмотреть - кто она?
Поделиться43414-07-2014 00:01:31
Как носить украшения.
Женщина надевает ювелирные украшения не для того чтобы продемонстрировать уровень своего благосостояния. Ее цель — предстать перед окружающими ослепительно-прекрасной, создать свой собственный неповторимый образ. Такое возможно, если придерживать определенных правил, которые, кстати, ныне не так строги, как прежде.
В XIX веке правила хорошего тона, обязательные, женщин из общества, не дозволяли молодым девушка даже по самым торжественным случаям надевать бриллианты. Подходящим украшением для особ моложе 20 лет считалось ожерелье из жемчуга, горного хрусталя, кораллов, бирюза, оправленная в золото или серебро; золотые часы на цепочке, крестик на черной бархотке или медальон.
Девушки постарше могли носить гранаты, аметист украшения с эмалевыми вставками и камеи. Бриллианты и для них были под запретом. Благородным девиц также не полагалось носить колец, кроме одного, совсем маленького и простенького на безымянном пальце.
Замужним дамам правила хорошего тона рекомендовали покупать целые гарнитуры, куда входили серы браслет, брошь, ожерелье, медальон, крест, запонки, перечень можно было дополнить кольцами, часами цепочкой и гребнем. Не имевшим подобных гарнитур советовалось собирать их, постепенно покупая подходящие по дизайну, металлу и окраске камней..
«Правила хорошего тона были менее строги к замужним дамам, но и им они кое-что запрещали. Например носить перстни с печаткой. Исключение делалось лишь для старушек, которые имели старинную гербовую печать. В этом случае печатка должна была надеваться на правую руку, на мизинец.
Бриллианты рекомендовалось носить только вечером, днем же полагалось надевать любые другие самоцветы, золотки камеи. Ожерельем из бриллиантов можно было украсить лишь бальное платье с декольте. И, конечно же, правила хорошего тона предостерегали дам от излишнего украшательства. Женщина с хорошим вкусом и воспитанием не должна навешивать на себя слишком много драгоценностей.
Надевая украшения, дама из общества обязана была следить, чтобы они строго соответствовали цвету туалета. Золотые, бриллиантовые и жемчужные изделия подходят к любому цвету, а вот кораллы можно носить лишь с черным, белым или серым платьем. Аметисты нельзя надевать на синее, голубое, лиловое, бирюзу — на голубое и зеленое, рубины — на красное.
Замужним дамам не полагалось носить украшений, которые носят молоденькие девушки, а тем, кому за 30, рекомендовалось и вовсе отказаться от драгоценностей. Этим особам правила хорошего тона разрешали носить лишь редкие изысканные вещи или каменный уголь, который считался подходящим к любому возрасту. Уголь был единственным украшением и в случае траура.
Поделиться43514-07-2014 00:02:09
Женщина, которая ежедневно приходит одетая в вызывающую одежду в питейной заведение и садится у окна, где ее все могут рассмотреть - кто она?
Дима, а если у нее постоянный столик, то она не простой человек.
Самое знаменитое стихотворение А.Блока - бесспорно «Незнакомка». Но возникло оно не случайно, не на пустом месте.
Он шел к каждому своему шедевру и создавал контекст из стихотворений, который оттенял и усложнял и сам шедевр. Шлифовались образы и темы, иными становились мотивы.
Только в определенном контексте его и можно понять, недаром сам поэт составлял и публиковал книги, которые были для него единым целым организмом.
Первое стихотворение, связанное с «Незнакомкой» написанной в апреле 1906 года, появилось августе 1905 года «Там, в ночной завывающей стуже», а потом в марте 1906 года появилось стихотворение «Твое лицо бледней, чем было». Знакомые темы и образы проступают и в сентябре 1906 года в стихотворении «Там дамы щеголяют модами». Он словно бы еще раз пытается прикоснуться к тайне, дорисовать еще какие-то штрихи к своей таинственной картине, услышать невероятную музыку, которая звучит в знаменитом тексте. Именно эта музыкальность и привела в восторг и друзей и противников поэта.
Стихотворение «Незнакомка» обращено в прошлое, там запечатлено воспоминание о романе с К.М.Садовской, он возник на тихом Германском курорте, и дается ее портрет, но оно - первая ступенька и в грядущее - появляются в черты актрисы Н.Н.Волоховой, и сотворение нового мифа на основе Снежной маски и Клеопатры. Но как же все происходило, как возник тот миф в апреле 1906 года.
Первые штрихи - завывающая стужа и поле, усыпанное звездами - то ли небо перед нами, то ли земля - понять этого невозможно.
В снежном уборе проступает лицо из снежного кружева, мистика и реальность - так и непонятно, что же там на самом деле. В окончательном варианте оно исчезнет за вуалью. Но с самого начала черты его не прорисованы, там может оказаться любая из прекрасных женщин, его окружавших.
Но из крупного плана мы переносимся в бесконечность, словно душа мечется в необъятном просторе.
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами,
Вихрем поднятый костер
- вот то пространство, где незнакомка существует, потому она не может принадлежать к реальному миру, скорее это сама стихия снежная.
Она все та же Снежная королева из знаменитой сказки, только более таинственная и прекрасная. Она кружится в пляске метели, и обращен ее взгляд на север. Она одновременно и холодна и страстна:
Вся окутана звездами вьюг,
Уплываешь ты в сумрак снеговой
Но пока она промелькнула в метели и растаяла без следа. Он словно бы мучительно выбирает ту, которая должна явиться.
Во втором стихотворении появится вроде бы лицо, но какое?
Твое лицо бледней, чем было,
В тот день, когда я подал знак
Мы понимаем, что она уже покидала его, но снова возвращается, то ли в реальности, то ли в его видениях. И на этот раз она замедлила свой шаг и готова задержаться около него.
В «Незнакомке» героиня будет появляться «и каждый вечер в час назначенный». Он покорен в этот момент, но обращается в прошлое, вспоминает о зарождавшихся чувствах.
Мы оба небо знали,
Звездой кровавой ты плыла.
Но она падает на землю, а он по-прежнему остается в небесах, и на этот раз следит за нею сверху. Это падение помогло им соединиться когда-то. И она обряжена в черный шелк. А в «Незнакомке»:
И пахли древними поверьями
Ее упруги шелка
Она в том же наряде и дышит «духами и туманами». Здесь же по-прежнему появится шлейф, но на этот раз без звезд. Они потухли, растаяли, но вместо них «серебряный узкий пояс». Ее фигура прорисовывается все более отчетливо.
В главном стихотворении изменяется время года - вместо зимы - весна, она должна появиться и возродиться снова. И она опускается на землю и двигается по ресторану. Но и земной образ поэт странно романтизирует. Он убирает ее из мерзкой обстановки кабака «иль это только снится мне». Женщина становится видением, последней радостью, там, где царит разврат и ужас реальности.
Более реальной кажется «в кольцах узкая рука». Но и здесь он не видит ее лица. Это уже и не прошлое, но еще не грядущее. Она растворилась и «очи синие бездонные» остались на дальнем берегу его юности. И на этот раз она удаляется, не успев приблизиться.
И во второй раз другой смысл он придает фразе »истина в вине», это не только пьянящий напиток, а чувство, которое в сознании его появляется. Это вина перед первой женщиной, которую он навсегда оставил когда-то в своей юности, но не сможет забыть до последнего вздоха.
Земная тема развивается и в стихотворении «Там дамы щеголяют модами». Здесь мы еще яснее видим, что героиня не земная женщина, а только греза и видение:
Там, где скучаю так мучительно
Ко мне приходит иногда
Она бесстыдно - упоительна
И унизительно горда.
Но она только печально скользит за чертой грубой реальности, за толстыми пивными кружками.
У нее уже обозначены глаза и черты лица, так постепенно исчезает тайна и удивительная музыка, но стихотворения на удивление похожи в главном:
Вздыхая древними поверьями,
Шелками черными шумна,
Под шлемом с траурными перьями.
Это та же героиня, но нет в ней больше небесного начала, она превращается в развенчанную тень. Но и на этот раз она противопоставлена той пошлости, которая со всей сторон окружает поэта. Она «непостижима и единственна». Но с прошлым покончено.
И перед нами снежный костер страсти, который разгорится в «Снежной маске», это она снова посещает его в новой роли:
Ты - рукою узкой, близкой, странной,
Факел-кубок в руки мне дала.
Он готов влюбиться в нее, потому что мучительно ищет ту, которая будет похожа на первую его возлюбленную:
Ты одна взойдешь над всей пустыней,
В тот миг, когда он прощается с одной героиней, появляется другая. Он предчувствовал и искал ее, и всегда неизменно находил. Он еще не знаком с ней, даже не коснулся складок ее одежды, но она уже наполнила его реальный и творческий мир.
Сам поэт говорил, что отдельные стихи - это те колышки, на которые натягивается полотно поэзии, в каждом есть то, что и во всем цикле, только это отдельные осколки мозаики еще не сложенные в целую картину. И каждое стихотворение - кусочек головоломки, которые открываются только терпеливому и внимательному читателю.
Поделиться43614-07-2014 00:02:33
Легендарные, прекрасно-трагические женские образы романов Достоевского, и прежде всего Настасья Филипповна из «Идиота» - тоже узнаваемы в стихотворении.
Узнаваемы. Но скорее не Настасья Филипповна. И другой образ от Достоевского тоже. Тот даже точнее.
Demon91
О-О-ЧЕНЬ ВЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИ!
Из этого можно делать вывод о её возрасте (стихотворение от 1906!)
Поделиться43714-07-2014 00:05:32
Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»
Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.
У «Незнакомки» есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены, которая ушла к поэту Александру Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку – изящную даму в шляпке с траурной вуалью, которая каждый вечер в одно и то же время занимала столик возле окна, предаваясь своим печальным мыслям.
В этом заведении она явно выглядела инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи и уличной брани, проституткам, жиголо и любителям дешевой выпивки. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.
Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины, которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе. Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех тех мужчин, которые ее окружают, порождает в душе поэта некое подобие восхищения. Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока.
И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни, которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт очень четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью. Подобная антитеза задает ритм всему произведению, словно бы подчеркивая, что существует иная реальность, в которой даже с разбитым сердцем можно радоваться и удивляться простым вещам, которые вызывают самые светлые и волнующие чувства. Образ незнакомки отождествляет слегка приоткрытую дверь в другую реальность, и остается лишь сделать пару нетвердых шагов, чтобы оказаться там, где нет места мрачной реальности с ее пошлостью, изменами, жестокостью и грязью.
Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир незнакомки, наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьет не для того, чтобы ее постичь, а для того, чтобы забыться. Подтверждает это одна из последних строф, в которой поэт признается: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!». Трактовать эти слова можно по-разному, однако наиболее вероятный их смысл в том, что только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если ее образ – плод воображения, отравленного алкоголем.
Источник: http://pishi-stihi.ru/
Поделиться43814-07-2014 00:10:26
Орлов Гай, возможно образ из предыдущего поста не такой, какой предполагался в ответе.
Это нечего.
Поделиться43914-07-2014 00:14:06
Орлов Гай
Цыганские хоры - это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга как в XIX в., так и в начале XX в. Однако если в 40-70-х гг. брать на содержание цыганок считалось хорошим тоном даже в аристократических кругах, то позднее таборные певицы стали выполнять сугубо эстетические функции, создавая тем не менее своим искусством особенную, возбуждающую чувства атмосферу. М.В. Добужинский вспоминал, как в 90-х гг. он проводил время в компаниях старых друзей по гимназии: "До поздней ночи мы сидели в "Аквариуме" или в "Альказаре", слушая цыган (причем я чуть ли не влюбился в одну статную необыкновенную красавицу цыганку)..." Весьма показательно и отношение А.А. Блока к цыганкам-артисткам, выраженное им в письме к В.Я. Пясту от 3 июля 1911 г. и дневниковой записи: "И действительно, они пели Бог знает что, совершенно разорвали сердце; а ночью в Петербурге под проливным дождем на платформе та цыганка, в которой, собственно, и было все дело, дала мне поцеловать руку - смуглую, с длинными пальцами - всю в бронзе из колючих колец... Страшный мир. Но быть с тобой странно и сладко"
Поделиться44014-07-2014 00:16:08
Орлов Гай, возможно образ из предыдущего поста не такой, какой предполагался в ответе.
Это нечего.
Конечно, ничего. Мало из современных критиков при анализе стиха обратил на это внимание.
Однако порой и обращали
Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» поэт проносит это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Находясь под влиянием теории В.Соловьёва о Вечной Женственности, нетленном и божественном начале, Блок создает свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», изданный в 1905 году. Образ Дамы здесь не имел ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание.
Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город». В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты.
Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты. Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка».
Речь в произведении идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед лирическим героем в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок достигает высочайшей реалистичности за счёт использования художественных средств: «горячий воздух дик и глух», «окрики пьяные», «весенний и тлетворный дух», «скука загородных дач», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «раздается женский визг». Основной прием, который поэт использует при описании дачного общества, - это звукопись. В той же, первой части «Незнакомки», перед лирическим героем впервые предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, она носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»). Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди нетрезвых мужчин.
Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали:
…И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).
В статье «О современном состоянии русского символизма» (1910 г.) Блок так писал о созданном им образе: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, богатая («уключины» – «приученный», «поверьями» – «перьями»), с чередованием мужских и женских клаузул.
В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» (устаревшее выражение), «кривится», «торчат», «чудовище», «влага». Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: «женский визг» – «детский плач», «очарованный берег» – «очарованная даль».
Излюбленное художественное средство Блока - метафора - используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «заламывая котелки», «кривится диск», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «души излучины», «чудовище». В стихотворении есть и олицетворения: («…правит…тлетворный дух», «ко всему приученный…диск», «веют её шелка», «очи цветут»), сравнения («пьяницы с глазами кроликов»), эпитеты («тлетворный дух», «таинственная влага», «очарованная даль»).
В «Незнакомке» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому, потустороннему. И пусть этот персонаж - не врубелевский Демон, но совершенно новый образ в русской литературе.
Похожие темы
"Что, где, когда - 15" | История | 25-06-2014 |
Что, где, когда - 11 | История | 15-11-2013 |
Что, Где, Когда - 3 | История | 28-06-2012 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |
"Что, где, когда - 17" | История | 24-11-2020 |