Орлов Гай написал(а):Ну и Блок отметился.
Не так однозначно.
Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
Жанр произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема – столкновение мечты и реальности. Об этом писал сам Блок статье «О современном состоянии русского символизма»: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… <…> Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. <…> Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено»[1]. Таким образом, Прекрасная Дама из первых стихотворений поэта трансформируется здесь в образ своего «демонического двойника», куклы.
Что стоит за образом Незнакомки у Блока? Как мы уже отмечали выше, толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы; это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда»; это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.
Также есть в 1906 г. драма:
К драме "Незнакомка" Блок приходит через "Балаганчик". Как и
"Балаганчик", эта драма тесно связана также с более ранним одноименным
стихотворением, необычайно дорогим Блоку.
"Дьявольский", но возвышенный женский образ в стихотворении
"Незнакомка" многие понимали как поэтизацию ресторанной "дамы полусвета", и
в своей драме (см. также доклад "О современном состоянии русского
символизма", т. 5 наст, издания) Блок обнажает важную для него антитезу
"быта" и "запредельности". Для взаимоотношений Блока с его окружением крайне
характерно, однако, что драму, исключающую "пикантное" толкование образа
Незнакомки, публика встретила сравнительно холодно (см. также примечания к
стихотворениям "Незнакомка" в т. 2 и "В ресторане" в т. 3 наст. издания).
http://blok.ouc.ru/neznakomka.html
Отредактировано Valentina13 (14-07-2014 04:46:17)