Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 16"


"Что, где, когда - 16"

Сообщений 631 страница 640 из 994

631

Череп написал(а):

Передвижники?

Они самые.

0

632

Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников[7][3]. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной[8][3] и стала значительным событием в культурной жизни России.

+1

633

По условию выставка, вспомните слово из условия "к ее закрытию", проходила после 1875 г. и здесь:

http://sf.uploads.ru/t/bT9y8.jpg

А на выставке "кто" мог произвести фурор? Чаще это слово употребляют по отношению к даме.

+1

634

Valentina13 написал(а):

А на выставке "кто" мог произвести фурор? Чаще это слово употребляют по отношению к даме.

Она?http://sd.uploads.ru/t/WgFTu.jpg

+1

635

Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты
В конце 1860-х годов, в период зарождения Товарищества передвижных художественных выставок, в мастерской Артели художников произошел любопытный случай. Он описан И. Е. Репиным в книге «Далекое близкое»: «Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому... Из подъехавших троек-саней в дом ввалилась патага артелыцикоп-художников с холодом мороза на шубах; они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки... В общей суматохе быстро загремели стулья, задвигались мольберты, и живо обший зал превратился в этюдный класс. Красавицу посадили на возвышение... Я стал глазеть из-за спин художников... Наконец я добрался и до Крамского. Вот это так! Это она! Он не побоялся верной пропорции глаз с лицом; у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску! И конец носа с ноздрями шире междуглазия, так же как у нее,— и какая прелесть! Вся эта теплота, очарование вышли только у него. Очень похожа».

А в ноябре 1883 года на одиннадцатой выставке Товарищества появилась картина И. Н. Крамского с изображением красивой темноглазой дамы. Холст получил название «Неизвестная». Та ли это женщина, что когда-то позировала в доме художника, сказать трудно. Шло время, но до сих пор загадка произведения остается неразрешенной. Кто она, элегантная незнакомка?

Это будоражило воображение зрителей прошлого и настоящего. Художник скрыл имя прекрасной модели. Ее не знали даже самые близкие друзья. Кто-то находил сходство с петербургскими аристократками, слышались имена столичных княгинь, баронесс — женщины их круга умели так горделиво, царственно возвышаться в щегольском экипаже над толпой. Вспоминали и известных актрис-современниц.

Было в ходу предположение о литературном источнике портрета. Образ неизвестной связывался с героиней романа Л. Н. Толстого Анной Карениной. Крамской хорошо знал великого писателя, исполнил два его портрета, а сам Толстой, работая над романом, запечатлел черты живописца в образе художника Михайлова. В последние годы жизни мастер увлекся творчеством Ф. М. Достоевского. Отсюда -догадка о сходстве портретного образа с Настасьей Филипповной, одним из действующих лиц романа «Идиот». Между ними находили даже некоторые черты внешнего подобия: «Глаза темные, глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное».

Но особенно популярной стала картина после появления в 1907 году знаменитого блоковского стихотворения, которому она обязана вторым названием «Незнакомка». И хотя ясно, что поэт создал образ, который стал выражением его личных переживаний, строки в чем-то перекликаются с «Неизвестной» Крамского. Подобно видению, «всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами», она возникает в колеблющейся морозной дымке и быстро проносится мимо изумленных и очарованных петербуржцев, лишь на мгновение остановив на них высокомерный взгляд. Неизвестная, откинувшаяся на кожйное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета: на ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотым браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, по напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в ее взгляде и позе.

Силуэт фигуры темным, резким пятном рисуется на розово-палевом фоне, среди проступающих в тумане неясных очертаний Аничкова дворца, освещенного вечерними лучами солнца. Архитектурный пейзаж занимает в картине немаловажное место. Хотя наше внимание поглощено главным действующим лицом, городская среда помогает до конца ощутить одухотворенность образа.

На первый взгляд особенности произведения не вяжутся с предыдущим творчеством знаменитого художника-демократа. Всю жизнь он отстаивал гражданственное искусство, осуждающее зло, насилие, ложь. Борясь с рутиной в жизни и искусстве, он сыграл ведущую роль в организации объединения мастеров-передвижников. Темы лучших его холстов посвящены людям большой духовной силы, нравственной чистоты: «Мина Моисеев», «Н. А. Некрасов в период «Последних песен», «Портрет И. И. Шишкина». С психологической проникновенностью запечатлены самые тяжелые, драматические моменты жизни («Неутешное горе»), затронут извечный вопрос о выборе человеком жизненного пути («Христос в пустыне»). Везде Крамской был верен своему убеждению, что «без идеи нет искусства».

Не случайно сразу после появления на осенней передвижной выставке салонная, казалось бы, картина «Неизвестная» вызвала множество толков. В изображенной женщине искали лишь обличительные черты, забывая приглядеться к изобразительным достоинствам полотна. А ведь именно Крамским сказаны были в то время слона, что «без живописи живой и разительной нет картин». На рубеже 1870— 1880-х годов художник, почувствовав недостаток сочной живописности в своих работах, стремился к созданию вещей, где глубокое и правдивое содержание соединялось бы с выразительным исполнением. Мастер решает двинуться «к свету, краскам и воздуху»; стремится передать тонкие цветовые нюансы, особенности освещения.

Такова знаменитая «Неизвестная». Искать глубокое психологическое содержание здесь трудно. Зато налицо высокие живописные достоинства. Никогда ранее живописец не уделял столько внимания пейзажу, деталям одежды, которые написаны виртуозно, с особой тщательностью. И самое главное, Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

Осознать правдивость этих слов поможет сравнение холста с первоначальным этюдом, обнаруженным недавно в одной из частных коллекций Чехословакии, где изображена молодая натурщица, очень похожая чертами лица и позой на «Неизвестную». По в женщине с «пражского» этюда нет той загадочности и обаяния, которое появится в окончательном варианте. Она менее красива: лицо грубее, проще, взгляд тяжел и надменен. Художник в дальнейшем несколько изменил облик своей героини, облагородив ее внешность, обогатив внутренний мир. А что, если какого-то конкретного прототипа просто не существовало? «Неизвестная» — образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней... сидит целая эпоха».

1922 год. В Ницце на 78 году жизни скончалась женщина, всеми на родине забытая. Русская аристократка княгиня Юрьевская, морганатическая супруга императора Александра II. По прямой линии – наследница древнего рода Рюриковичей, в девичестве – Екатерина Михайловна Долгорукая. Ну и что, мало ли русских аристократок нашло вечный покой за пределами России и похоронено на православных погостах по всей Европе? Много, конечно. Но эта женщина все же заслуживает особого внимания в связи с теми фактами ее биографии, которые поведала миру известный искусствовед Ирина Чижова.

Лик княгини Юрьевской был знаком каждому россиянину, хотя многие и не догадывались, как зовут красавицу с картины и кто она по положению. Репродукции ее портрета, в свое время вырезанные из советского журнала «Огонёк», украшали стены квартир и молодежных общежитий; фотофрагменты картины смотрели с коробок конфет и прочих мелочей «галантерейного качества». Она иллюстрировала блоковские стихи в образе «незнакомки». И по-прежнему ее портрет висит в стенах Третьяковской галереи среди прочих шедевров Ивана Крамского. Уже догадались? По популярности в России «Неизвестная» Крамского едва ли не самый манящий эталон неземной красоты и чистоты – русская Джоконда, разгадать загадку которой пытались многие.

Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил этот портрет на 11-й выставке Творищества передвижников, вдруг разгорелся скандал. Странно, ведь с нынешней точки зрения картина выглядит абсолютно невинно. И что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции? Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже. Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени. Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной, но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.
Однако скандальным был в то время сам факт появления дамы без имени среди прочих «своих» портретов выставки: людей с именами – деятелей культуры и науки; или «идейных» полотен с героями – простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами). Портрет так и остался единственным примером подобного изображения. Неподписанный лик публика выставки почему-то сразу «записала» в дорогие содержанки-куртизанки. Ее даже не захотели рассматривать как «светскую львицу» – новомодное в русской культуре явление. Что-то в этом образе настораживало. Он словно художественно отображал два классических литературных типа русской литературы второй половины XIX века.
Кто? Настасья Филипповна Достоевского («Идиот») или Анна Каренина Толстого? Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка, спустившаяся с высоты своего социального положения? Образ сродни обеим: в нем видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен и в то же время есть что-то удивительно простодушное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.
Современники неожиданно увидели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность, не вязавшуюся с представлениями о светской даме. Если согласиться с доводами Ирины Чижовой, то Крамской просто очень точно, на уровне творческого обобщения, уловил положение, в котором оказалась княгиня Екатерина Долгорукая, многолетняя содержанка императора Александра II, мать четверых его незаконнорожденных детей, так и не вступившая на трон в роли императрицы Екатерины III.

Отредактировано Череп (17-07-2014 16:04:58)

+2

636

Череп написал(а):

А в ноябре 1883 года на одиннадцатой выставке Товарищества появилась картина И. Н. Крамского с изображением красивой темноглазой дамы. Холст получил название «Неизвестная».

Череп написал(а):

Но особенно популярной стала картина после появления в 1907 году знаменитого блоковского стихотворения, которому она обязана вторым названием «Незнакомка». И хотя ясно, что поэт создал образ, который стал выражением его личных переживаний, строки в чем-то перекликаются с «Неизвестной» Крамского. Подобно видению, «всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами», она возникает в колеблющейся морозной дымке и быстро проносится мимо изумленных и очарованных петербуржцев, лишь на мгновение остановив на них высокомерный взгляд.

Верно, Игорь! Браво! :cool:

В картине «Неизвестная» И.Н. Крамской выписал чувственную, дразняще притягательную красавицу в величественной и грациозной позе. Она смотрит сверху вниз с надменным прищуром темно-коричневых глаз и чуть опущенными бархатными ресницами. Художник мастерски передал фактуру пушистого собольего меха, синий атлас лент на пальто, изящные легкие перья на шляпке, кожаные перчатки тончайшей выделки, массивный золотой браслет.
Весте с тем изысканная красота и материальная состоятельность молодой женщины не могут скрыть ее отчужденности, ее потаенной незащищенности от той среды, к которой она принадлежит и от которой зависит.

Неизвестная дама в роскошной коляске вызывала беспокойный интерес, смутную догадку о появлении какого-то иного типа женщин, выходящий за пределы прежних ценностных ориентиров российского общества.

К картине началось паломничество зрителей. Побывали все: князья, чиновники, купцы, подрядчики, ученые, писатели, студенты, мастеровые. Всех интересовало одно, кто же здесь изображен. Название картины разжигало любопытство.

«Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», – утверждал один из художественных критиков. «Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа...», – отметил писатель Петр Боборыкин в «Биржевой газете». «Дорогая камелия», – констатировал еще один критик, намекая на роман Александра Дюма «Дама с камелиями» о страстной любви парижской куртизанки.

В.В. Стасов воспринимал «Неизвестную» как разоблачительный портрет общественной нравственности и провозгласил, что на картине «кокотка в коляске». П. Третьяков недоуменно признался ему, что прежние работы И.Н. Крамского ему нравятся больше последних. Авторитетный собиратель постоял в шумной толпе на вернисаже, послушал восторженные речи и, не сказав ни слова, уехал. Покупать картину он отказался. Но в Третьяковку полотно все-таки попало. «Погуляв» по частным собраниям и побывав даже за рубежом, оно в 1925 г. поступило, наконец, в галерею в результате национализации частных коллекций.

«Внутреннее содержание этой дамы и достоинство ее, наверно… равны нулю. Презрительный взгляд ее понятен. Она смотрит на толпу мужчин, которые стоят перед нею и пялят на нее свои масляные глаза. Она знает мужчин с той стороны, которая, кроме презрения, ничего не заслуживает».

А вот многие современники Крамского решили, что «Неизвестной» художник продолжил свою обличительную серию: до этого он написал отнюдь не парадные портреты двух графов и одного банкира.

Кого же обличал он «Неизвестной»? Таких, как эта дама и общество. Один художественный критик – господин Ковалевский – назвал подобных «неизвестных» «женщинами презренными под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия».«А если они позволяют себе смотреть с презрением на это общество, - заключал он, - то оно само и виновато».

http://se.uploads.ru/t/Xoz45.jpg

На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что прототипом к картине послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

Есть и такая версия:

В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но... дочь ему родила не законная императрица, а  его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь - Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому, она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске на картине. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.
Крамской долго работал над портретом, много раз переделывал его. Прошло два года и... был убит заказчик портрета, император Александр II. Смысл работы был утерян. Долгорукую с детьми выслали за границу.
Портрет печально стоял в мастерской и только через три года после смерти императора, в 1883 году, художник выставил картину на передвижной выставке, назвав ее "Неизвестная"...

Для  сравнения - фотография  Екатерины  Долгорукой

http://sf.uploads.ru/t/lixKE.jpg

http://se.uploads.ru/t/D3rZf.jpg

Шли годы. Обаяние «Неизвестной» не ослабевало. Ее загадка продолжала волновать. И вот уже новым зрителям стало казаться, что эта дама – предвосхищение блоковской «Незнакомки» (это стихотворение появилось в начале 20-го века):

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

К началу XX века восприятие сомнительной красавицы-куртизанки претерпело метаморфозы в массовом сознании, что произошло при полном отсутствии новых фактов и сведений о картине. Образ подернулся романтически-возвышенным и загадочным флером блоковской «Незнакомки», чей прообраз также остался неизвестным.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

«Неизвестную» Крамского многие называют «Незнакомкой» и пребывают в уверенности, будто картина навеяна этими стихами.

Только ли книжных героинь записывали в прототипы «Неизвестной»? Нет. Поначалу одни в ней будто бы узнавали некую петербургскую баронессу, другие – актрису, игравшую аристократок.А Боборыкин, известный литератор того времени, сказал так: «Неизвестно, кто эта дама, порядочная она женщина или продажная, но в ней… сидит целая эпоха»…Как ни хорошо высказывание Боборыкина, а конец спорам оно не положило. Всю свою жизнь Николай Крамской, сын художника, слышал от почитателей таланта отца:
- Так чей же все-таки портрет написал Иван Николаевич?

Уже на склоне лет сын Крамского сделал на этот счет официальное, можно сказать, заявление. Он передал Третьяковской галерее фотографии из альбома отца. Один из снимков сопроводил таким примечанием: «Натурщица очень красива. Очевидно, натурщица произвела впечатление на многих художников, в том числе и на моего отца, и вот, если вы сравните тип женщины, изображенной на картине «Неизвестная», с этой фотографией, то вы найдете некоторое сходство».

Картиной, а не портретом Николай Крамской называет «Неизвестную» принципиально. Он уверен, что это – собирательный образ дамы полусвета, «которая окружена роскошью, лестью и поклонниками» и «вследствие этого презрительно смотрит на все ее окружающее». То есть сын художника – на стороне демократических критиков 19-го века. И все же…Но ведь взволновала Крамского эта красота! Хотя сегодня писать такие фразы опасно: черт-те что может возникнуть в воображении современника, начитавшегося откровений нынешних «звезд». А Крамской …
«Ее интересы – мои интересы, и, наоборот, все, что меня трогает и радует в жизни и везде, не чуждо и ей», - писал он о жене, Софье Николаевне, радуясь, что не проиграл в лотерею, которой виделась ему женитьба.Многие дамы, восхищавшие своим блеском ровесников Крамского, были ему неприятны: «Всегда, где бы я ни был, где много публики, мне как-то грустно именно потому, что мне женщины тут кажутся такими подлыми, каждая одевается именно так, как мне не нравится, старается выставить как будто напоказ то, что она считает в себе самым лучшим, та показывает плечи, та грудь, а та еще что-нибудь, одним словом, гнусно».

Такие чувства Крамской испытывал, наблюдая публику и русскую, и немецкую, и французскую. В Париже говорил, что после лицезрения современниц спасается и очищается в Лувре, у целомудренной статуи Венеры Милосской, «богини настоящей и в то же время реальнейшей женщины». Серьезный человек был Иван Николаевич Крамской… Решив жениться, свое внутреннее состояние и отношение к невесте определил так: «Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд».

«Кокотка в коляске», «одно из исчадий больших городов»… Этими словами 125 лет назад пресса того времени встретила «Неизвестную», впервые представленную публике на выставке художников-передвижников.

И все же « Неизвестная» непреходяща. Русская портретопись переполнена элегантными женщинами, но в ней так мало полотен, на которых женский характер показан «изнутри», как сложная личность с раздвоенным сознанием, с затаенной внутренней драмой. И.Н. Крамскому удалось.

Отредактировано Valentina13 (17-07-2014 16:51:44)

+2

637

Valentina13 написал(а):

И все же « Неизвестная» непреходяща. Русская портретопись переполнена элегантными женщинами, но в ней так мало полотен, на которых женский характер показан «изнутри», как сложная личность с раздвоенным сознанием, с затаенной внутренней драмой. И.Н. Крамскому удалось.

Валюша, вопрос очень хороший, но скорее всего на него мы так и не найдем однозначного ответа. Новые исследователи, новые литературоведы создадут новые гипотезы. А Вы, Валюша, сможете написать еще не один занимательный, закрученный  вопрос! :cool:

+1

638

Спасибо, Игорь.  http://read.amahrov.ru/smile/girl_smile.gif

0

639

Demon91 написал(а):

Боюсь, самую важную часть - определить произведение - мне бы сделать не удалось

Не торопитесь делать такой вывод.

Запрос:

"Юный корнет Седой генерал"

Поисковик сразу выдает результат.

Просто навык поиска информации. 8-)

0

640

Уважаемые коллеги, посмотрите на эти два  изображения синьора Помидораhttp://sf.uploads.ru/t/QdlpY.jpg
http://se.uploads.ru/t/aWdLR.jpg
из книги и из мультфильма. Посмотрели, и не увидели "это" ? И я то же "это" не увидел.
Хотя по аналогии вот с этим милым древним правителемhttp://sd.uploads.ru/t/cgUrp.jpg
, Помидор все же "это" имел. А о чем идет речь?

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 16"