Подумаю над БДО...
Пока - немного проды...
Глава первая
Люди сравнивают армии разными способами. Обычно – по числу солдат, орудий, танков, самолетов. Другие же сравнивают не только число орудий и танков, но и их характеристики. Калибр снаряда, скорострельность, толщину брони. Это тоже важно, про это нельзя забывать. Но это далеко не самое главное. На мой взгляд, все решает качество солдат – насколько они умеют владеть оружием и готовы умирать за родину, управление ими и, самое главное, снабжение. Да, именно снабжение, которое обычно ругают все кому не лень. Чего стоит самая большая, самая подготовленная армия, с лучшими в мире орудиями, танками и прочим, если она без снабжения? Если солдаты голодны, у них нет боеприпасов, инструментов для рытья окопов… а каковы будут потери, если в госпиталях нет лекарств?...
Именно снабжение я поставил во главу угла своей армейской реформы. Впрочем, реформой это назвать трудно. Скорее косметический ремонт. В Германии в армии обстоят дела очень неплохо. Великолепно обучены офицеры, почти поголовно грамотны солдаты, что не маловажно. Грамотный солдат может разобрать инструкцию, попытаться прочитать карту, сделать какие-то записи.
Раз в год проводим большие маневры. На западе страны, неподалеку от французской и бельгийской границы. Французы вначале возмущались, а потом привыкли. Пять лет подряд на маневрах побеждала та часть армии, которой командовал я. Я вообразил, было, что обладаю недюжинным полководческим талантом, еще бы, пять раз подряд обыграть самого Шлиффена. Но у меня возникло подозрение, что дело тут не чисто, что Шлиффен не может так плохо командовать войсками. В шестой раз я отдавал самые дурацкие приказы, которые только мог придумать. И все равно победил! Все стало ясно. Шлиффен мне специально подыгрывает, чтобы не прогневить монарха.* Пришлось устроить графу выговор и, на всякий случай, отказаться от командования войсками на учениях, взяв на себя роль посредника.
На каждых учениях мы опробовали какую-нибудь новинку, например велосипедные роты, осветительные ракеты, колючую проволоку, фланговый огонь из пулеметов. Естественно, по мишеням. На первом же учении я охрип, убеждая генералов в необходимости рыть окопы, траншеи, строить блиндажи. Думаю, многие до сих пор не поверили в необходимость земляных работ. Но после учений, обнаружив, что солдаты на удивление неумело ковыряются в земле, я, с огромным трудом, ввел обязательное обучение работой с лопатой во всей армии. Отныне, приехав в какую-нибудь часть, я первым делом проверял, как они роют окопы. Потом – марш-бросок на сорок километров и снова рытье окопов. За солдатами прочно закрепилось прозвище «землекопы кайзера». Ничего. Больше земли – меньше крови.
На учениях я уделял особое внимание инженерным и диверсионным частям. После очередной беседы со Шлиффеном – мы обсуждали, какие меры можно предпринять для улучшения снабжения войск, были сформированы особые диверсионные части.
Дело в том, что в случае начала войны Германия будет вести её на чужой территории. В идеале война должна быть молниеносной. Затяжную страна не вынесет – слишком мало ресурсов. Все должно решиться в первые несколько месяцев. Мы должны либо разбить врага, либо оккупировать как можно большую территорию, дабы захватить промышленные центры, месторождения и землю. Насколько я помню, в Первую мировую Германия голодала. Слишком мало у нас земли, чтобы прокормить все население, да еще и часть крестьян ушло на фронт.
Именно поэтому нам важна скорость наступления и бесперебойное снабжение армии в первые месяцы. Но противник, отступая, может разрушать за собой мосты, железные дороги, тоннели… Поэтому и сформированы особые подразделения «Бранденбург», целью которых был захват мостов, тоннелей и прочих важных объектов до разрушения их противником. Несомненно, многое противнику все же удаться вывеси из строя. Но я проводил тренировки не только «Бранденбург», но и ремонтников. Я требовал максимальной скорости восстановительных работ.
Разумеется, я лично не ездил по частям и не проверял, как выполняются указания. Вернее, ездил, но не чаще чем раз в год. Обычно просто смотрел на маневрах, как обстоит дело, и ругал или хвалил Шлиффена, а он уже накручивал хвосты остальным.
Помимо диверсантов и усиленных тренировок для инженеров, я ввел несколько усовершенствований. Контейнерная перевозка грузов. Вместо того, чтобы загружать что-нибудь в вагон, со склада берется контейнер и просто ставится вагон. Пришлось, правда, ввести особые подъемные краны, с электрическим приводом, и поддоны. Разумеется, сам я подъемный кран не усовершенствовал, а просто дал задание своим порученцам найти хороших инженеров. Увы, гидравлическую тележку, которую я не раз видел на складах, они воспроизвести не смогли. Я никогда не интересовался её устройством и смог описать инженерам лишь её внешний вид и, очень приблизительно – устройство. Вот контейнеры, поддоны и подъемные краны они смогли создать. Не сразу, но идею оценили в военном ведомстве.
В своем времени я в какой-то книге прочитал, что немцы во Вторую мировую перегружали уголь с одного судна на другое прямо во время плавания при помощи веревок, перекинутых с одного корабля на другой. Понаблюдав как-то в Вильгельмсхафене** за погрузкой-разгрузкой, я вспомнил про это. Сейчас уголь перегружают в порту или когда корабли неподвижны. А если портов поблизости нет, позади движется эскадра противника, а уголь заканчивается?
Разумеется, в первый день экспериментов мы утопили все мешки с углем, и лишь вечером получилось, к счастью, перегрузить один. Иначе бы я попросту не сумел заставить работать на следующий день измученную команду. Постепенно приноровились, тонуло уже меньше половины груза. Результатом трудов стала тоненькая, строго засекреченная брошюрка «Методы бункерование в открытом море». Весь тираж её складировали в Генеральном штабе. Такое маленькое, но полезное усовершенствование лучше держать подольше в тайне. Вот дойдет дело до войны, тогда и выдадим инструкцию.
* Реальный случай. Правда, Шлиффен подыгрывал из других соображений – дабы воспитать в кайзере уверенность в самом себе.
** Порт в Северном море, главная военно-морская база немецкого флота.
Отредактировано Фрерин (28-10-2008 18:59:39)