Бабушка по маминой линии -
Мокрова (урождённая Чупрынская) Софья Архиповна, 1922 г. р.
Перед войной закончила педагогический техникум, вернулась в родной Лепель учителем русского языка и литературы.
Первые пару месяцев жила в посёлке, прикрытая от внимания немцев тем, что было "дочерью репрессированного" (прадеда дважды раскулачивали, пока он не плюнул и не записался в колхоз) и маленькая дочка (двухмесячная). Но потом кто-то из соседей выдал как учительницу и комсомолку (немцы учителей отлавливали почти наравне с комиссарами). Бабушка еле успела уйти в лес - благо, связь с этим самым лесом поддерживала.
Служила во Второй Заслоновской бригаде - сначала в контрразведке секретарём, но быстро ушла оттуда, поскольку категорически не подходила к такой службе по своему характеру (чуть ли не болезненная доверчивость к людям). Перешла в спецотряд, занимавшийся приёмом самолётов с Большой земли - разметка и подготовка посадочных площадок, их обозначение, охрана, разгрузка и погрузка самолётов, учёт полученного и отправленного... Во время блокады (в районе озера Палик) умерла её первая дочка...
После соединения с регулярной армией перешла на службу в один из БАО, с которым дошла до Берлина - они обеспечивали работу двух штурмовых авиаполков, непосредственно поддерживавших штурм города. 3 мая 1945 вместе с "делегацией" от части приехала в Берлин, чтобы расписаться на Рейхстаге, что и проделала.
Демобилизовавшись, работала в детском доме, потом, повторно выйдя замуж (первый муж пропал без вести ещё в июне 1941) переехала вместе с мужем на его родину, точнее - к его родне в деревне Кленник Смолевичского района, где отработала учителем до самой пенсии и сверх того. Не занимая никаких должностей, пользовалась непререкаемым авторитетом в округе, что и не особо удивительно, если учесть, что директор школы, два из трёх завучей и председатель сельсовета были её выпускниками...
-----------------
Дед по маминой линии - Кудин Георгий Владимирович, 1924 г.р.
Войну встретил студентов железнодорожного техникума в Бресте. Немцы догнали его в Орше, после чего дед вернулся к семье, которая проживала в посёлке Верхмень Смолевичского района Минской (на данный момент) области. Прадед совмещал должности старосты деревни и партизанского резидента - руководителя разведсети. Дед выполнял роль связного. Прадеда выдали немцам (опять же - соседи) и в ноябре 1943 его вместе со всей семьёй сожгли в собственном доме. Дед выжил буквально чудом, поскольку как раз ходил в лес с очередной сводкой и на обратном пути заночевал у двоюродного брата в том самом Кленнике. Утром до дома дойти не успел - его перехватил на подходах к родному посёлку другой соседи предупредил.
С ноября 1943 по июль 1944 дед - разведчик отряда "Искра" бригады "Разгром".
В июле 1944 отряд влился в качестве маршевого пополнения в 583-й стрелковый полк, с которым дед дошёл до Кенигсберга. При штурме города был тяжело ранен в результате близкого разрыва миномётной мины, и унёс три неоперабельных осколка с собой в могилу.
После демобилизации в 1946 году, прихватив по дороге в жёны неприступную красавицу, отвергавшую ухаживания бравых лётчиков и старших офицеров тыловой службы, вернулся в деревню, где жила уцелевшая родня. Работал трактористом (одно время был председателем сельсовета, но быстро ушёл с должности, поскольку "не его"), рационализатором. В частности, именно за ним зарегистрировано изобретение приспособления для уборки картофельной ботвы - прообраз стриммера с четырьмя цепями вместо лески. Получил 25 рублей премии и кольцевые переломы обеих ног на испытаниях.
------------------
По отцовской линии контакты с роднёй были почти полностью утеряны после маминого развода (мне тогда было пять лет).
Дед - мой полный тёзка (в честь которого меня и назвали-то) - Дуров Виктор Юрьевич, не дожил до моего рождения, сказались последствия войны.
Знаю только, что он был лётчиком. Последнее воинское звание - полковник. Последнее место службы - горвоенком города Лида. В 1949-м он служил в Воркуте (там тогда родился мой папа).
Вторая бабушка в войне никакого участи не принимала по малолетству.