Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Внеклассная работа-3


Внеклассная работа-3

Сообщений 1 страница 10 из 390

1

Пока без названия. даже рабочего. Заключительная повесть в цикле, который составит книгу.

Глава 1
«В условиях, приближённых к боевым...»

- Снова Порт-Артур, Георгий Петрович? Уже в пятый раз идём! Почему нас не пускают в другие червоточины?
- Всему своё время, Света. - прогудел в ответ историк. - Успеете ещё наглядеться.
- Ну да... - капризно сморщила губы девочка. - Вы всё время говорите - «Успеете-успеете... а каждый раз - вот сюда! Сколько можно?
Сёмка смолчал.  После того, как ребята узнали, что их новый школьный учитель на самом деле - агент загадочной организации путешественников во времени, прошло уже почти три месяца. На дворе стоял июль; учебный год давно завершился, одноклассники Светланы и Сёмки разъехались кто куда. Бывшие одноклассники, если точнее; доучившись до конца восьмого класса в своей прежней школе, ребята получили приглашение в «особый» лицей - солидная бумага от некоего правительственного фонда, который занимается отбором особо талантливых школьников для загадочных образовательных программ. К удивлению, надо признать, школьных педагогов, поскольку  ни Сёмка ни Света не числились в рядах отличников, хотя учились вполне прилично. Родители были в восторге, а вот сам  Стёпка изрядно переволновался: а ну как начнут наводить справки насчёт загадочного фонда «Развитие», пожелавшего  вложить средства - и немалые!» - в образование их отпрысков??  Но, похоже, пришельцы из иновремени всё делади вполне солидно - фонд существовал на самом деле, и даже лицей имелся, причём никак не бутафорский. Его воспитанники - те, что не имели отношения к «особым» программам обучения, -    получали очень приличное по любым меркам образование.
Ну, с будущей «альма матер»  ещё предстояло  познакомиться. А  пока ребят ждал  «подготовительный курс» под руководством историка Георгия Петровича. Бумаги из фонда заставили родителей пересмотреть планы отдыха: обидно, конечно, проводить драгоценные летние деньки в Москве, но на что не пойдёшь ради будущего детей?
Два путешествия в прошлое - в 1904 год, в сражающийся Порт-Артур - стали для Сёмки со Светланой своего рода вступительным экзаменом. Историк так и не объяснил ребятам, по каким таким критериям они были отобраны для участия в небывалом эксперименте; однако по результатам этой «внеклассной работы» оба получили приглашение пройти подготовку на «проводников» - особых специалистов, котолрые одни только и могут открывать «червоточины». Эти тоннели во времени, позволяющие учёным и оперативникам проникать в прошлое, подчинялись лишь тем, чьи особые способности были разбужены ещё в детском возрасте, и коллеги Георгия Петровича старательно выискивали будущих «времяпроходцев» по разным мирам. Именно «мирам» - согласно тому немногому, что ребята уже успели узнать  - «червоточины» соединяли различные эпохи не одной и той же реальности, а раззных, существующих параллельно.
«Вы не сможете вернуться в собственное прошлое для того, чтобы изменить своё же настоящее и будущее» - внушал им наставник. Это - непреложное табу, запрет, который нельзя обойти. И накладывают его законы Мироздания. А вот путешествия в иные реальности, в иные «временные потоки», на сленге «хронопутешественников, вполне возможны - и организация успешно пользуется этим.
Во Вселенной - рассказывал Георгий Петрович - существует бесконечное число этих «временных потоков». И при определённом умении - и жеаниии, разумеется, - можно отыскать и такие, которые будут неотличимо похожи на «текущую реальность». Во всяком случае, до момента появления в параллельном мире пришельцев - поскольку дальше их действия вполне могут внести в ткань мироздания такие изменения, которые заставят параллельные потоки разойтись под очень острыми углами.
Чего Сёмка со светкой так и не сумели добиться - так это сведений о том, из какого «параллельного потока» явились их «наниматели». Впрочем, ребята очень быстро поняли, что вопрос этот не имеет смысла - понятно, что Георгий Петрвич и его коллеги пришли из какой-то «параллельной ветки» истории, а вот из какой - не всё ли равно? Правила взаимодействия реальностей оказались настолько сложны, что приступать к их изучению ребята смогут лишь через несколько лет, после освоения мудрёных наук, из которых «пятимерная математика» казалась вовсе не самой пугающей. А пока - они жадно впитывали общие сведения о правилах поведения хронопутешественников и совершали вместе с Георгием Петровичем краткие экскурсии сквозь единственную пока что доступную им червоточину - в 1904 год, в осаждённый с моря и с суши Порт-Артур.
Дорогу в прошлое  всякий раз открывал Сёмка; иногда к нему присоединялась и Светлана, чьи задатки «проводника» развивались от одного визита к другому. В первых двух «прогулках» девочка вела себя довольно пассивно, предпочитая в острые моменты полагаться на своего спутника; но теперь, осознав свои задатки, она всё чаще брала инициативу в свои руки.  Сёмке скоро пришлось  признать, что Светлана лучше его ориентируется в запутанной топографии Порт-Артура; правда, в том, что касается кораблей и флота девочка не покушалась на его ведущую роль.
Пару раз они посетили и Галину Топольскую; так, как и собиралась, поступила в госпиталь, что был открыть в бывшей гимназии, и теперь ходила в белом с красным крестом платке поверх гимназической формы, от которой за версту разило чем-то неприятно-едким, медицинским - и почему-то гуашевыми красками, чей запах был памятен по урокам рисования в начальных классах*. Сёмка уже знал, что так пахнет карболка -  самый распространённый здесь антисептик. Кисти Галины покрылись от неё тёмными пятнами, и девочка, стесняясь их, при разговоре всегда прятала руки под передник.
Во время одного такого визита Сёмка украдкой переснял дневник «маленькой медсестры» - согласно полученному заданию, предстояло сравнить эти записи с «оригиналом», известным в их собственном времени. К удивлению ребят, различий они не нашли - видимо, Галина благоразумно решила держать сведения о визитёрах из будущего при себе. Она ещё со второго визита была в курсе, откуда явились её новые друзья, и теперь при каждой встрече жадно засыпала ребят вопросами о будущем Порт-Артура.

#* В состав гуаши входит фенол, который, собственно, и есть карболовая кислота.

Увы, ребятам приходилось взвешивать каждое слово. Конечно, на их будущее, как, впрочем, и на будущее Георгия Петровича и его коллег, неосторожные действия, предпринятые в ЭТОМ прошлом повлиять не могли - но это ещё не повод, чтобы вести себя как слон в посудной лавке. «Осторожность - вот первая заповедь хронопутешественника, - внушал им наставник. - Любое бездумно брошенное слово может обернуться непредсказуемыми последствиями, а уж на прямое вмешательство следует идти только в крайнем случае, тщательно просчитав возможное развитие событий».

Отредактировано Ромей (21-07-2015 19:35:22)

+3

2

Ромей написал(а):

Историк так и не объяснил ребятам, по каким таким критериям они были отобраны для участия в небывалом эксперименте; однако по результатам этой «внеклассной работы» оба получили приглашение пройти подготовку на «проводников» - особых специалистов, котолрые одни только и могут открывать «червоточины».

которые

Ромей написал(а):

Именно «мирам» - согласно тому немногому, что ребята уже успели узнать  - «червоточины» соединяли различные эпохи не одной и той же реальности, а раззных, существующих параллельно.

разных

Ромей написал(а):

». И при определённом умении - и жеаниии, разумеется, - можно отыскать и такие, которые будут неотличимо похожи на «текущую реальность».

желании

Ромей написал(а):

Чего Сёмка со светкой так и не сумели добиться - так это сведений о том, из какого «параллельного потока» явились их «наниматели».

Светкой

+1

3

Ромей написал(а):

Но, похоже, пришельцы из иновремени всё делади вполне солидно - фонд существовал на самом деле,

делали...

Ромей написал(а):

Ну, с будущей «альма матер»  ещё предстояло  познакомиться.

«альма-матер»...

Ромей написал(а):

Правила взаимодействия реальностей оказались настолько сложны, что приступать к их изучению ребята смогут лишь через несколько лет, после освоения мудрёных наук, из которых «пятимерная математика» казалась вовсе не самой пугающей.

Что там математика, а вот правила этикета для разных стран и времён...  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

+1

4

Вот именно:)

0

5

Так что от вмешательств пока приходилось воздерживаться. Галина, получив уклончивый ответ на очередной вопрос привычно дулась - и немедленно забывала об обиде, устраивая для гостей очередную прогулку по осаждённому городу. Где они только не побывали за эти месяцы! Случалось бывать и на фортах внешнего контура обороны Артура; сослуживец Галининого отца, штабс-капитан, Анатолий Александрович Топольский, любезно выделил друзьям дочери двуколку и двух верховых солдат.  Те целый день сопровождали визитёров вдоль линии фортов и на литерные батареи. Под вечер заехали даже на Электрический утёс, чтобы своими глазами увидеть прославленную писателем Степановым береговую батарею* и полюбоваться горизонтом, затянутым далёкими дымами японской эскадры. Батарея не стреляла в тот день - после потери на русских минах сразу двух эскадренных броненосцев, Того с опаской приближался на пушечный выстрел к Артуру. Поглазели и на ржавеющие у маяка ржавые остовы брандеров - тех самых, о которых рассказывали в кают-компании «Петропавловска» в то несчастное утро. Сёмка хотел даже разыскать спасшихся после гибели броненосца знакомых офицеров - любезного лейтенанта-минёра Унковского, дотошного мичмана Иениша, так и не успевшего в то утро починить свою фотокамеру. А вот стеснительный и пылкий Лёвочка Шмидт увы, не выбрался из смертельного водоворота, оставленного тонущим броненосцем - как и Макаров, и Верещагин и сотни других матросов и офицеров, которые нашли себе могилу в Жёлтом море. Увы, Георгий Петрович категорически запретил эти поиски - так что Сёмке оставалось лишь уныло коситься на замершие на рейде броненосные махины. его воображение  что ни день, всё  больше занимали корабли, моряки, океан...

#* Роман А.Н.СТепанова "Порт-Артур". Неоднократно издавался, по роману псотавлени спектакль и снят в 1936-м году чехословацкий художественный фильм.

О том, как порт-артурцы рассчитались с японцами за гибель Макарова, ребятам рассказал тоже флотский офицер. С ним они познакомились на пирсе Гнилого угла гавани, где у бревенчатой стенки швартовалась большая часть миноносцев одиннадцатого отряда. Остальные принимали уголь со складов под Золотой Горой при выходе из внутреннего бассейна к внутреннему рейду и одновременно влево, к проходу на внешний рейд, в обход Золотой Горы.
Капитана второго ранга Карцева «экскурсанты» встретили на самом пирсе. Офицер скучающе наблюдал за погрузкой на миноносец мин Уайтхеда - и постукивал пг ранту ботинка щегольской тросточкой, несколько неуместной в сочетании со строгим офицерским мундиром.  Капитану было скучно; дело погрузки спорилось без его вмешательства, и он оказался рад случайным знакомым. Беседа продолжилась уже в тесной кают-компании миноносца, где Карцев угощал гостей борщом с маслинами - совершенным творением корабельного повара, которым командир кораблика по праву гордился.
После каждого из визитов в прошлое ребята писали для своего наставника подробные отчёты; к ним прилагались своего рода эссе на свободно выбранные темы. Георгий Петрович особенно настаивал на том, чтобы его воспитанники сравнивали собранный в прошлом материал с теми описаниями, которые удавалось выявить из Интернета или библиотечных  архивов в двадцать первом веке. Рассказ Карцева и стал темой для такого сравнения - услыхав фамилию нового знакомого, Сёмка тут же припомнил проштудированный вдоль и поперёк сборник воспоминаний участников обороны Порт-Артура.  Автор одного из очерков, морской врач по фамилии Кефели как раз и ссылался на этого Карцева, так что Сёмка решил не упускать подвернувшейся возможности.
Светка для себя такую возможность нашла уже давно, и раз за разом выдавала по несколько страничек сравнительно анализа воспоминаний медсестры Топольской - кстати, опубликованного в том же сборнике, что и воспоминания доктора Келфли, - и её же дневников, но только переснятых на смартфон дома у Топольских, на Тигровке. Галина охотно давала подруге копировать свои записи - и Сёмка заметил, как «маленькая сестричка» стала задумываться над собственными рукописями. Может, размечталась о литературной карьере? Во всяком случае, Светка утверждает, что пока не нашла особых расхождений между оригиналом и позднейшим изданием...

http://s9.uploads.ru/t/Bzr4H.jpg
http://s1.uploads.ru/t/cMlot.jpg
http://s9.uploads.ru/t/xn69F.jpg
http://s9.uploads.ru/t/w1xh8.jpg

Отредактировано Ромей (21-07-2015 15:38:40)

+4

6

Ромей написал(а):

#* Роман А.Н.СТепанова "Порт-Артур". Неоднократно издавался, по роману псотавлени спектакль и снят в 1936-м году чехословацкий художественный фильм.

Первая книга романа Степанова была впервые издана в 1940 году. Так что этот фильм никак не может быть снят по этой книге. В титрах фильма указано, что он снят по роману некого Pierr Frondaie

Отредактировано Kra (21-07-2015 17:30:49)

+1

7

Ромей написал(а):

#* Роман А.Н.СТепанова "Порт-Артур". Неоднократно издавался, по роману псотавлени спектакль и снят в 1936-м году чехословацкий художественный фильм.

поставлен...

Ромей написал(а):

Офицер скучающе наблюдал за погрузкой на миноносец мин Уайтхеда - и постукивал пг ранту ботинка щегольской тросточкой, несколько неуместной в сочетании со строгим офицерским мундиром.

по...

С фильмом что-то не то, может он не один был?

О фильме

    Год: 1936
    Страна: Франция
    Режиссёр: Николас Фаркаш
    Сценарист: Анри Декуан , Николас Фаркаш
    Оператор: Отто Хеллер , Ярослав Тузар
    Жанр: военный , драма
    Премьера в мире: 11 декабря 1936

+1

8

Учтём...

0

9

Эх.... не даёт дурная голова покоя....
Решил переделать главу на повествование "от первого лица"... как полагаете, коллеги, оно того стоит?


Глава первая

«В условиях, приближённых к боевым...»

- Снова Порт-Артур, Георгий Петрович? Уже в пятый раз идём! Почему нас не пускают в другие червоточины?
- Всему своё время, Света. - отозвался учитель. - Успеете ещё.
- Ну да... - капризно сморщила губы девочка. - Вы всё время говорите - «Успеете-успеете... а каждый раз - вот сюда! Сколько можно?
Я смолчал.  После того, как мы узнали, что наш новый историк на самом деле - агент загадочной организации путешественников во времени, прошло уже почти три месяца. На дворе давно июль; учебный год давно завершился, наши одноклассники разъехались кто куда. Бывшие одноклассники, если точнее; доучившись до конца восьмого класса в своей прежней школе, мы получили приглашение в «особый» лицей -  солидная бумага от некоего правительственного фонда, который занимается отбором особо талантливых школьников для загадочных образовательных программ. Представляю, как удивились в школе - ни я ни Светка в отличниках не числились, хотя, конечно, и троек домой не таскали. Ну, не как правило, если уж совсем честно. Предки, понятное дело, были в восторге, а вот мне стало не по себе - а ну как они примутся наводить справки  насчёт загадочного фонда «Развитие», пожелавшего  вложить средства - и немалые!» - в моё образование?  Опасался я напрасно - гости из иновремени не мелочились. Фонд существовал на самом деле, и даже лицей имелся, причём не бутафорский. Его воспитанники - те, что не имели отношения к «особым» программам обучения, -    получали очень солидное даже по британским меркам образование. За обучение в лицее платили немалые деньги, да и  брали туда далеко не всех. Понятно, что  родители обрадовались - «элитное образование» в полный рост, мы бы такого точно не потянули. Не те доходы.
Ну, с будущей «альма-матер»  нам ещё предстояло  познакомиться. А  пока -  «подготовительный курс» под руководством историка Георгия Петровича. Спасибо солидному письму из фонда  - родителям пришлось пересмотреть планы на лето.  Обидно, конечно, проводить драгоценные летние деньки в Москве, но на что не пойдёшь ради будущего детей? Ну а я, сами понимаете, недолго горевал, хотя воздух Квантунского полуострова пожалуй, уступал по целебности намеченному матушкой горному Алтаю - шимозой пованивает, да и «паровозы» в воздухе случается, полётывают. «Паровозы» - это так в Артуре называют снаряды особо тяжёлых осадных пушек немецкой фирмы "Крупп Шталльверке", за характерное гудение  в полёте. Вот ведь немчура...   а ещё союзники! Нет, правы были всё же офицеры в кают-компании «Петропавловска». Нет у России союзников, и не будет никогда - во всяком случае, я таких не припомню. Ну, разве что Монголия, да ещё Куба....
Два первых визита в сражающийся Порт-Артур обернулись для нас со Светкой своего рода вступительным экзаменом. Историк так и не удосужился объяснить,  по каким таким критериям нас отбирали. Но факт есть факт: мы оба получили шанс пройти подготовку на «проводников» - специалистов, которые одни только и могут открывать «червоточины». Это особые  тоннели во времени, по которым учёные и оперативники проникают прошлое; подчиняются же червоточины  лишь тем, чьи «особые способности» были разбужены ещё в детском возрасте. Бывают, конечно, исключения, но редко - а потому  коллеги Георгия Петровича старательно выискивают будущих «времяпроходимцев» по разным мирам.
Именно «мирам», я не оговорился - фокус в том, что «червоточины» соединяют не эпохи одной и той же реальности, а разных, существующих параллельно. Вот представьте себе, что машина едет по дороге. А кто-то взял её и переставил на пару километров назад - чтобы она заново проделал этот путь. Ну, проделать-то она его может и проделает, но к тому моменту, когда машина доберётся до точки, откуда её забрали - обстановка на дороге будет уже совсем не та.
Понятно? И со временем точно так же. Оказывается, вернуться в своё прошлое нельзя. Вообще. Так уж мир устроен. Но, на наше счастье, таких вот реальностей - временных потоков, как называют их хронофизики - не одна а бесконечное множество. Какие-то из них неотличимо похожи друг на друга, какие-то отличаются во всём. Значит, надо всего лишь найти дорогу, строго параллельную той, по которой несётся наш автомобиль - и переставить его туда, да не просто так, а немного назад. Это и будет путешествие во времени - ведь какие завалы не устроил бы «чужая» тачка на второй дороге - на той, первой это уже никак не скажется. Может я несколько сумбурно объяснил, но уж простите - как могу.
«Вы не сможете вернуться в собственное прошлое для того, чтобы изменить своё же настоящее и будущее» - внушал им наставник. Это - непреложное табу, запрет, который нельзя обойти. И накладывают его законы Мироздания. А вот путешествия в иные реальности, в иные «временные потоки», на сленге «хронопутешественников, вполне возможны - и организация успешно пользуется этим.
Во Вселенной - рассказывал нам Георгий Петрович - существует бесконечное число этих «временных потоков». И при определённом умении - и желании, разумеется, - можно отыскать и такие, которые будут неотличимо похожи на «текущую реальность». Во всяком случае, до момента появления в параллельном мире пришельцев - поскольку дальше их действия вполне могут внести в ткань мироздания такие изменения, которые заставят параллельные потоки разойтись под очень острыми углами.
Вт чего мы так и не сумели добиться - так это ответа на очень простой вопрос:  из какого «параллельного потока» явились наши «благодетели»? Ясно ведь, что не из нашего будущего - согласно их же теории это невозможно.  Понятно, что Георгий Петрович и его коллеги пришли из какой-то «параллельной ветки» истории, а вот из какой - не всё ли равно?
Может я несколько сумбурно объяснил, но уж простите - как могу. Законы взаимодействия реальностей  - это вам не алгебра для восьмого класса, в которой я, признаться, изрядно плавал аж до весенней четверти, когда дело запахло тройкой в году; За такие высокие материи мы сможем взяться лет через пять,Ю не раньше, а список необходимых к предварительному изучению предметов уже сейчас ввергает в дрожь - чего стоит, к примеру, одна  «пятимерная математика»! Мне и с двумя-то измерениями школьной геометрии не особо заладилось, а тут - сразу  пять!

А пока - приходиться зазубривать наизусть правила поведения хронопутешественников. А в порядке практического усвоения - шляться вместе  с Георгием Петровичем краткие экскурсии сквозь единственную доступную нам червоточину - в 1904 год, в осаждённый с моря и с суши Порт-Артур.
Дорогу в прошлое  всякий раз открывал я; иногда ко мне присоединялась и Светлана, чьи задатки «проводника» развивались от одного визита к другому. В чём состоит «присоединение - убей бог, не знаю; практически это выражается в том, что всякий раз мы берёмся за ключ-синхронизатор вместе. И не стану скрывать - разряд от «включения» в хронопоток уступает ощущению прохладной Светкиной ладошки...
Ну ладно, о чём это я? Если в первых прогулках моя спутница вела себя довольно пассивно, предпочитая в острые моменты полагаться на меня, то  теперь, осознав свои задатки, она вошла во вкус и уже пытается командовать. А кем командовать, угадайте с трёх раз? Да уж конечно, не Георгием Петровичем; за неимением иных кандидатов, роль подчинённого выпадает мне. Хотя, справедливости ради - в запутанном лабиринте порт-артурских улочек Светка ориентируется отлично и давно уже не путает знаки различия что морских, что сухопутных офицеров. Правда к кораблям она по прежнему равнодушна, но что вы, в самом деле,  хотите от девчонки?
Зато в гости к Галке Топольской она нас затаскивала всякий раз, когда мы оказывались в Артуре. Та, как и собиралась, поступила медсестрой в госпиталь, что был открыть в бывшей гимназии -и теперь ходит в белом с красным крестом платке на голове. От её гимназического платья   теперь за версту разит чем-то неприятно-едким, медицинским - и почему-то гуашевыми красками, чей запах памятен мне по урокам рисования в начальных классах*. Оказывается, так пахнет карболка -  самый распространённый здесь антисептик. Кисти Галины покрылись от неё тёмными пятнами, и девочка, стесняется их, при разговоре всегда пряча руки под передник.
Галина ещё с первого нашего визита в Артур  в курсе, откуда явились её новые друзья. И теперь при каждой встрече она буквально изводит нас вопросами о том, что случится дальше. 

#* В состав гуаши входит фенол, который, собственно, и есть карболовая кислота.

А нам приходится всякий раз выкручиваться - чтобы и Галку не обидеть и лишнего не ляпнуть.  Конечно, на наше будущее, как, впрочем, и на будущее коллег Георгия Петровича оплошности, совершённые в ЭТОМ прошлом повлиять не могут - но это ещё не повод, чтобы вести себя как слон в посудной лавке. «Осторожность - вот первая заповедь хронопутешественника», - твердит нам наш наставник. - «Любое бездумно брошенное слово может обернуться непредсказуемыми последствиями, а уж на прямое вмешательство следует идти только в крайнем случае, тщательно просчитав возможное развитие событий». А нам приходится всякий раз выкручиваться - чтобы и Галку не обидеть и лишнего не ляпнуть.  Конечно, на наше будущее, как, впрочем, и на будущее коллег Георгия Петровича оплошности, совершённые в ЭТОМ прошлом повлиять не могут - но это ещё не повод, чтобы вести себя как слон в посудной лавке. «Осторожность - вот первая заповедь хронопутешественника», - твердит нам наш наставник. - «Любое бездумно брошенное слово может обернуться непредсказуемыми последствиями, а уж на прямое вмешательство следует идти только в крайнем случае, тщательно просчитав возможное развитие событий». Мы тут, конечно, учимся, не больше того - но учёба идёт в условиях, приблтижённых к боевым. А что? Война имеется, да ещё какая, и снаряды вон, над головой, случается, летают...

Отредактировано Ромей (21-07-2015 19:39:53)

+3

10

Ромей написал(а):

чего стоит, к примеру, одна  «пятимерная математика»! Мне и с двумя-то измерениями школьной геометрии не особо заладилось, а тут - сразу  пять!

Может быть заменить пятимерную математику на что-нибудь более наукообразное, например пятимерную топологию?

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Внеклассная работа-3