Но сначала Москва, плюшкопад, но умеренный, потом добавят.
Умеренный плюшкопад? Да Кареева должны не меньше 5-7 раз наградить за то, что он наворотил! Ежедневно в течение недели вручать награды в Кремле, с ежедневной же трансляцией по радио (в записи) и демонстрацией на ВДНХ и в МИДе свежего немецкого генерала и закончить фельдмаршалом! Снять немцев на подиуме! Гитлер обезумеет и назначит Кирюшу своим личным врагом! Это я к тому, что не повысить Кареева до капдва будет просто некошерно в глазах зрителей. (ГГ при личной аудиенции у Сталина передаст ему через Поскребышева коротенькую записку:"Мол так и так. Привез с собой в Москву пять сухопутных "Энигм" и четыре люфтовских. Кому их сдать, чтобы не было утечки? Список отличившихся прилагается.")
==================
=======================
Вот хороший сайт "Фортификация востока Украины" по немeцким войскам в Мариуполе:
https://www.kramatorsk.info/talk/index.php?topic=29083.0
"Мариуполь - укрепрайон"
Там много интересного.
Мариупольцы нередко становятся свидетелями обнаружения и обезвреживания снарядов времен войны в городе и его окрестностях. Прошло 65 лет после войны, а она дает о себе знать, не позволяет нам забывать о ней. Мало кто знает, что в период оккупации город был превращен оккупантами в настоящий укрепрайон. И снаряды, обезвреженные МНС-овцами – это остатки разветвленной сети баз и складов, созданной гитлеровцами на оккупированной территории Сталинской (теперь – Донецкой) области, Приазовья.
Мариуполь имел для немецкого командования большое стратегическое значение. Недаром город был включен в «военную зону» и управлялся германским главнокомандованием через начальника тыла группы армий «Юг» и военного коменданта: через Мариуполь, через Приазовье на протяжении всего периода оккупации 1941-1943гг. шло перемещение фашистских войск на Ростов, Кавказ, к Каспийскому морю, для подготовки военных действий в Азии с выходом на Иран, в Индийский океан.
Сеть баз и складов размещалась:
- боеприпасов и горючего – в 31 пункте области, включая Мариуполь и Таганрог;
- продовольствия – в 23 пунктах, включая Волноваху, Мариуполь и Таганрог;
- интендантских и вещевых – в 10 пунктах, включая Таганрог.
В основном, это были армейские склады 1-ой танковой армии генерал-полковника Эвальда фон Клейста группы армий «Юг», которая оккупировала город Мариуполь 8 октября 1941 года и обосновала в нём свою штаб-квартиру.
В ноябре 1941 года железнодорожные пути Мариуполь-Волноваха-Доля- Рутченково-Сталино были перешиты на европейскую колею, и началось интенсивное движение воинских эшелонов из Днепропетровска на Мариуполь и обратно, до 14 пар поездов в сутки. Железная дорога на Днепропетровск через Волноваху связала Мариуполь с глубоким тылом врага на оккупирован-ной территории Украины.
Зимой и весной 1942 года запасы боеприпасы, горючего, продовольствия и интендантского снабжения, хранящиеся на складах города, были значительно пополнены путем подвоза из глубокого немецкого тыла. Склад горючего в Мариуполе вмещал до 5000 тонн.
Из-за систематической угрозы со стороны войск Южного фронта и Азовской военной флотилии Черноморского флота немецко-фашистские оккупанты вынуждены были защищаться всеми видами фортификации, средствами заграждения; ощетиниться пушками и пулеметами, держать большее, чем планировали, количество обслуживающих войск на занимаемой территории Азовского побережья (по данным разведчиков – до 2-х дивизий).
По всему северному берегу Азовского моря оккупанты установили сторожевые посты и наблюдательные пункты, расположили огневые точки, несли береговую охрану.
Колхоз «Шлях Ильича» – трехорудийная батарея тяжелой корпусной артиллерии.
Мангуш – обе школы и церковь превращены в склады боеприпасов,
Ялта – радиостанция большой мощности,
Юрьевка – румынские солдаты несли патрульную службу на берегу, были расквартированы в здании школы.
Мелекино – патруль выходил от Белосарайской Косы дважды в ночь, проходил вдоль берега от Белосарайки до Мелекино и обратно.
Побережье от Ялты до маяка Белосарайской Косы было заминировано.
Володарское – в районе леса оборудовали аэродром,
Старый Крым – дивизион гаубичной артиллерии румын. По дворам расположилось до 15 орудий, из них 6 были дальнобойными,
Ляпино – до взвода немцев. На льду перед селением в 1,5 км от берега были установлены будки для часовых на расстоянии 500-1000 метров друг от друга,
Волонтеровка – в домах размещено до 200 немцев. В здании школы до 150 солдат – шоферов, до 50 автомашин,
Сартана – по дворам расквартировано до 300 румынских кавалеристов.
Буденновка – расположились штабы 8-го конного полка и 2-го артиллерийского полка румын (несли охрану побережья Буденновка - Весело-Вознесенск),
Безыменное –1-я батарея 2-го дивизиона 2-го артполка,
Хутор Обрыв – 2 -я батарея 2-го дивизиона 2-го артполка.
В Мариуполе оборонительная линия проходила от аэродрома западнее Новоселовки до Сартаны. По этой линии населением, выгоняемым силой на окопные работы, были отрыты окопы и блиндажи с печками и электрическим освещением.
К строительству оборонительных сооружений в Мариуполе приложил руку Гиммлер, об этом он вспоминал во время одной из речей в Познани 3 августа 1944 года:
«...Когда я в Мариуполе спросил: а почему вы не приведете в порядок дорогу в Таганрог, она же просто в свинском состоянии, здесь любой автомашине – капут, мне отвечали: да, конечно, надо бы, только у нас нет рабочей силы.
Да у вас же целый город Мариуполь, полный людей, берите их!
Мне опять отвечают: а кто же должен организовать снабжение продовольствием?
Я говорю: вы что думаете, его вам организуют русские?
Тут уж я не выдерживаю: вызывайте сейчас же старосту или (немецкого) комиссара этого города и прикажите, чтобы завтра рано утром, в 6-00, здесь была 1000 женщин с лопатами и кирками. А если они не явятся, я вас самих загоню в Сибирь, в лагерь на Ледовитом океане или еще куда подальше! Они сразу будут тут как тут. Этим бабам надо только сказать: вот здесь ройте пулеметное гнездо, сделать надо то-то и то-то…».
Оккупанты «нарыли» окопы и блиндажи силами мариупольских женщин, стариков и подростков, насильно мобилизованных на рытьё окопов, строительство укреплений. Сгоняли через биржи труда, после проведённых облав.
Средства защиты противника прикрывали, в основном, 5 объектов:
- порт, где готовились средства десанта, проходили подготовку немецкие и хорватские морские десантники, шел ремонт судов;
- аэродром в Новоселовке, где располагались немецкие истребители и бомбардировщики,
- аэродром в Ильичевском районе, где располагались транспортные самолеты, и завод имени Ильича, где они пытались запустить металлургическое производство,
- завод «Азовсталь»,
- район железнодорожного вокзала и санаториев, домов отдыха, где проходил железнодорожный путь к порту.
Центр города защищался огнем пулеметов, расположенных на большинстве высотных зданий центра города и отдельных объектов. По берегу от города до порта на высотах и обрывах, где располагались дома отдыха и санатории, в разных точках были отрыты окопы, устроены блиндажи, пулеметные гнезда (дзоты).Остатки немецкого ДОТа в пос. Песчаном. Мариуполь.Из архива Бутта А.А
Зенитная артиллерия. Мариуполь. Фото сайта «Мариупольский независимый форум»
ПВО противника в Мариуполе имело мощную систему: зенитную артиллерию, крупнокалиберные и обычные пулеметы, прожектора, звукоулавливатели Ringtrichterrichtungshoe rer и истребительную авиацию, которая почти постоянно несла барраж над Мариуполем в составе не менее двух самолетов-истребителей «Bf109» и «Bf.110». Прожектора начинали работу с наступлением полной темноты. Включение прожекторов происходило каждые 20-25 минут. Продолжительность работы каждого прожектора до 3-5 минут.
За мостом через речку Кальчик были сложены артиллерийские снаряды в ящиках 15 рядов, высотой 1,5 метров, длиной 200 метров. В районе Шлаковой горы по этой же дороге также в ящиках – артиллерийские снаряды. Общежитие рабочих завода имени Ильича использовалось как склад боеприпасов.
22 января 1942 года на железнодорожном пути в порту стояло 6 составов поездов, из них 4 открытых с танками, орудиями, автомашинами и 2 закрытых с боеприпасами.
В районе завода имени Ильича всегда находилось от 1500 до 2000 автомашин, здесь проводился их ремонт. Автомашинами загружены были все склады порта, Хлебной гавани, все городские и портовые гаражи.
Артиллерийские средства защиты были сосредоточены, главным образом, в районе порта, завода «Азовсталь», на участке побережья между портом и железнодорожным вокзалом. Они были расположены таким образом, что давали возможность вести перекрестный огонь по любым целям на подходах к районам общих портов: на берегу в Бузиновке – 6 зенитных орудий, на берегу у Вокзала – 4, на южной окраине Городского сада –1, севернее Курортной пристани – 6, на Угольной гавани – 6, в районе Элеватора – 2.
На оконечности Западного мола в порту в бетонированной башне, имеющей форму параллелепипеда, были установлены два 120 мм орудия. Сектор его стрельбы – по входному каналу Угольной гавани. Такая же бетонированная башня строилась в 400 метрах от корня Западного мола к поселку Песчаное.
В 600 метрах от Западного мола против поселка Песчаное на берегу в 30 метрах от уреза воды было установлено еще два орудия 150 мм, открытого типа, хорошо замаскированные.
В сквере и центре города замаскировали 36 тяжелых танков.Здесь же, во дворе здания общежития завода «Азовсталь», находилось постоянно до 100-200 автомашин. Во дворе здания бывшего 238-го полка располагались до 200 тягачей. В большинстве дворов по улице Апатова стояли автомашины, груженные снарядами, минами, горючим. Напротив бывшего призывного пункта (ул. Апатова, д.38), во дворе, находилось 12 автомашин, груженных боеприпасами. Автомашинами с боеприпасами были загружены дворы домов на улицах: Пушкина, Большая Садовая, Ленина.
..........................
В период проведения особо важной для Гитлера и вермахта операции «Блау» штаб Luftflotte 4 дислоцировался в г.Мариуполе с 18 июля по октябрь 1942г..
По приказам Рихтгофена, так же, как ранее Лёра, авиачасти 4-го воздушного флота разрушали наши города и сёла, наносили варварские бомбовые удары по фронтовикам, мирному населению.
4-й воздушный флот – авиационное оперативное соединение, практически всю войну действовал на Южном фронте. В его подчинении находились:
- 4-й, 14-й, 24-й авиаполки связи, эскадрилья связи (самолёты Fw.58 и Не.46);
- VIII (1939- 05.1942) и XVII (1939-01.01.1943), XXV (полевая) авиаобласти, 4-я и 40-я авиаобласти особого назначения, авиаобласти: «Киев» (начальник: генерал авиации Бернгард Вабер (23.10.1941-9.9.1942), контролировала оккупированную территорию Юга России. 10.9. 1942 переформирована в а.о. «Харьков»), «Ростов» (начальник: генерал авиации Альберт Фирлинг (24.10.1941-1.4.1943), с 17.11.41 контролировала территорию Юга России и Крыма, с 01.04.1943 объединена с а.о. «Харьков» в XXV полевую а.о.), ВВС «Дон», «Харьков»; ВВС «Кавказ», спецштаб «Крым».
Авиационные области – это территориальные объединения Люфтваффе, в которые входили соединения, части, военно-учебные заведения, местные военные учреждения. Они обеспечивали проведение мероприятий по подготовке войск и штабов, занимались вопросами комплектования и обучения войск, обслуживаем аэродромов и авиабаз. По функциям аналогичны военным округам сухопутных войск;
- авиационные корпуса – высшее оперативно-тактическое соединение Люфтваффе: I, IV, V, VIII, XI;
- I (15-я зенитная дивизия), II зенитные корпуса; 6-я зенитная бригада, 5-я, 10-я зенитные дивизии;
- 15-я авиаполевая дивизия (наземные соединения, построенные по подобию пехотных дивизий вермахта);
- авиакомандир (должностное лицо, осуществлявшее руководство авиационными летными частями в определенном регионе) «Юг», морской авиакомандир «Чёрное море»;
- миссии ВВС в Румынии (1941-06.1943), ВВС в Болгарии (1942-06.1943), ВВС «Хорватия», ВВС «Венгрия», ВВС на Северных Балканах и др.
В 4-м воздушном флоте числилось примерно 750 самолётов: дальние бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, одномоторные истребители, двухмоторные истребители, дальние разведчики, тактические разведчики, патрульные самолеты.
Базовыми единицами Люфтваффе были:
- пара «Rotte» – два самолета,
- звено из самолетов: двух пар – «Schwarm» или из трех – «Ketten»,
- эскадрилья «Staffel» – 12 самолетов.
Дневная истребительная авиация практиковала – Rotte и Schwarm;
ночная истребительная авиация – Staffel; а остальные виды авиации (бомбарди-ровочная, штурмовая и т.д.) летали звеньями по три самолета – Ketten. Численность этих подразделений была различной, но в среднем эскадрилья насчитывала 10-16 самолетов, что составляет штатный состав эскадры в 110-150 машин.
Части 4-го воздушного флота, дислоцировавшиеся в Мариуполе:
10-21октября 1941 – II./JG77 – II (истребительная) группа (командир Антон Мадер 26.05.1941- 07.03.1943) 77-й истребительной эскадры «Туз червей». Сформирована 01.05.1939г. в Pilsen из II./JG333, расформирована 08.04.1945.
С октября по декабрь 1941 – I./KG27 «Boelcke» – I группа 27-й бом-бардировочной эскадры «Бёльке» (нем.- Kampfgeschwader 27 «Boelcke») (командир майор Хубертус Лессманн (июль 1941-29.12.1941), капитан Йоахим Петцольд (1943). Сформирована 01.05.1939г. в Hannover-Langenhagen на базе I./KG157, расформирована 08.04.1945г.
.............................................
1 декабря 1941 по июль 1942 – 15.(Kroat.)/JG52, в июле 1944 г. преобразована в Kroat.J.Sta. «Kroat.»-«Хорваты». Самолёт в Мариуполе истре-битель - бомбардировщик «Мессершмитт» Bf. 109E-4.
Эмблема хорватской лётной части в составе 4-го флота Люфтваффе - 15.(Kroat.)/JG52
С 6 по 21января 1942 – I./JG77 (бывшая I.(J)/LG2, JG«Ставангер», IV./JG51) – I (истребительная) группа, командир капитан Илефельд Херберт (06.01.1942-11.5.1942), 77-й истребительной эскадры «Туз червей» (нем. - Jagdgeschwader 77 «Herz As»). Командиры эскадры: майор Готтгард Хандрик с 23.06.1941 по 16.05.1942 и майор Гордон Голлоб с 16.05.1942 по 30.9.1942.
6 января 1942 I./JG77 сформирована в Мариуполе на основе I.(J)/LG2 (до этого сначала была переименована в I./JG5). 21.01-03.05.1942 I./JG77 – в г.Сталино, затем в г. Константиновка, в Сарабусе (теперь – г.Гвардейское в 19 км от Симфеополя). Самолёты в Мариуполе – истребители-бомбардировщики «Мессершмитт» Bf.109Е-4 и Bf.109F-4.
С мая 1942 – штаб-квартира 15-й зенитной дивизии (генерал-лейтенант Герхард Хоффман (01.03.1942-09.11.1942), генерал-лейтенант Эдуард Мур (10.11.1942-15.04.1944), переброшена из Плоешти (Румыния) на Юг России, где поддерживала действия 17-й армии. Состав: 4-й, 7-й, 104-й зенитные полки, 135-й батальон связи ВВС.
С 18 июля по октябрь 1942 – штаб 4-го воздушного флота (командующий генерал-полковник барон Вольфрам фон Рихтгофен (с 20.07.1942 по 03.09.1943). Самолёты эскадрильи связи штаба – Fw.58 и He.46.
С середины июля по 2 ноября 1942 – Stab/KGrzbV106 (нем.- Kampfgruppe z.b.V. 106) – Бомбардировочная группа особого назначения 106, командир обер-лейтенант Штольт (Stolt) с апреля 1942г., в составе 4-х эскадрилий. Самолёт – средний транспортный «Юнкерс» Ju.52.
С 3 февраля по март 1943 – Stab/KGrzbVOels (нем.- Kampfgruppe z.b.V. Oels) –Бомбардировочная группа особого назначения Oels, командир майор Бекманн (Beckmann), в составе I, II, III, IV группы. KGrzbVOels прибыла в г. Мариуполь (пос. Аэродром в Ильичёвском районе) из пос.Зверево Ростовской области, а убыла в г.Херсон. В мае 1943г. переименована в III./Transportgeschwader 4. Самолёт – средний транспортный «Юнкерс» Ju.52.
I./JG52 на аэродроме г. Гомеля.
29 августа 1943 – I./JG52 – I (истребительная) группа (командир Герхард Баркхорн (и.о. 01.08.43 - 30.08.43 вместо раненого Йоханнеса Визе) 52-й истребительной эскадры (командир Дитер Храбак 01.11.1942-30.09.44). Самолёт в Мариуполе – истребитель-бомбардировщик «Мес-сершмитт» Bf.109G-6. Пикирующие бомбардировщики Ju.87-«Штуки» StG (нем. Stur-zkampfgeSchwader) – эскадры пикирующих бомбардировщиков 4-го воздушного флота дислоци-ровались в Полтаве, Сталино, Запорожье и др..
Источники:
- ЦАМО РФ, ф. Южный фронт (1 формирования), разведывательный отдел, оп.709, д.630. Справки РО штаба фронта о состоянии железных дорог, искусственных сооружений и тыловых учреждений противника перед фронтом на 1 июля 1942 года;
- АО ЦВМА РФ, ф.175, д.23041. Разведсводки Азовской военной флотилии.1942;
- ЦГАООУ, ф.62 Украинский Штаб Партизанского Движения, оп.2, д. 629. Протоколы опроса и показания вышедших из тыла бойцов, коммунистов партизанских отрядов, спецгрупп и местного населения об оккупационном режиме и партизанском движении.Валентина Зиновьева.
г. Мариуполь
.......................................................................
http://forum.gp.dn.ua/viewtopic.php?f=3 … p;start=60
Сообщение НКВД СССР № 16/23484
в Главное политическое управление Красной Армии
о формировании германским командованием на временно оккупированной территории Украины Украинской национальной добровольческой армии
13 июня 1942 г.По сообщению Особых отделов НКВД Южного и Юго-Западного фронтов, германское командование на временно оккупированной территории УССР активно формирует Украинскую национальную добровольческую армию из украинского населения и из числа завербованных ими пленных бывших военнослужащих Красной Армии.
Формирование частей Украинской добровольческой армии широко пропагандируется среди местного населения оккупированных районов и в лагерях военнопленных с целью показа своей «освободительной» миссии.
Добровольцам, записавшимся в украинские национальные части, с целью поощрения создаются улучшенные условия содержания в лагерях.
Задержанный Особым отделом 56-й армии 6 мая с.г. Максименко, уроженец с. Ново-Троицкое Сталинской области, показал, что он является солдатом так называемой «Украинской добровольческой армии». 20 апреля с.г. был мобилизован немцами и направлен на сборный пункт в г. Мариуполь, там уже находилось около 5000 жителей районов, временно оккупированных противником, мобилизованных в «Украинскую добровольческую армию».
В Мариуполе Максименко был одет в немецкую форму, получил винтовку советского образца и с группой в 40 человек, мобилизованных украинцев, был направлен в хутор Веселый Таганрогского района, где проходил строевую подготовку и нес охрану Таганрогского залива.
В апреле с.г. в Ольгинском районе Сталинской области и в других населенных пунктах оккупированных областей Украины немцы насильно мобилизовали мужское население в возрасте от 17 до 45 лет и всех зачислили в «Украинскую добровольческую армию».Командный состав «Украинской добровольческой армии» состоит из украинцев и русских бывших командиров Красной Армии, перешедших на сторону немцев, руководство которыми осуществляют немцы.
По показаниям Максименко, мобилизованные немцами украинцы настроены против немецких захватчиков и ждут наступления Красной Армии для того, чтобы перейти на ее сторону.
Зам. народного комиссара внутренних дел СССР
начальник Управления особых отделов АбакумовЦА ФСБ РФ
В г. Мариуполе в формировании Украинской национальной добровольческой армии наряду с германским командованием принимали участие и органы абвера. В частности, подобной деятельностью занималась абвергруппа 103, которая подчинялась абверкоман-де 101. В г. Мариуполе абвергруппой 103 формировались и другие «добровольческие» отряды из антисоветски настроенных военнопленных донских, кубанских и терских казаков для боевых действий против частей Красной Армии в случае отступления немцев с оккупированных территорий.
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=385670.5370;wap2
Нужно идти на сайт и там смотреть. Есть только один вопрос - каково было состояние немецких войск на начало августа 1942 г.
..............
http://forum.gp.dn.ua/viewtopic.php?f=3 … p;start=45
...
словаки
Штаб «Быстрой дивизии» разместился в Мариуполе, в гостинице «Спартак» (АО ЦВМА РФ, ф.175, д.23041.Разведсводки Азовской военной флотилии.1942, л.л.1-10).
........................................
В Мариуполе было 2 концлагеря: дулаг и шталаг:
Dulag 152 - Мариуполь (бывший Жданов), Украина, сент. 1941 - январь 1942.
Stalag № 190 - г.Мариуполь, Сталинская/Донецкая обл (до 40 тыс.чел.), из них 36 тысяч захоронено в братских могилах у Желдормоста, в пос. Зирка, перезахоронена (меньшая часть) на старом Ильичёвском кладбище.
Концлагеря в Мариуполе находились в пос. Ворошиловский (пос.Зирка) и в учкомбинате завода имени Ильича (между 2 и 3 проходными).
Отредактировано Ehaiai (08-05-2019 04:16:26)