Да, а в каком смысле "съемки"?
Топографические. Когда это началось, наизусть не скажу, но уже во времена Куприна офицеры обязаны были уметь рисовать кроки и топографические карты, а первый этап этих важных дел — топографические съёмки местности.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс на Юг
Да, а в каком смысле "съемки"?
Топографические. Когда это началось, наизусть не скажу, но уже во времена Куприна офицеры обязаны были уметь рисовать кроки и топографические карты, а первый этап этих важных дел — топографические съёмки местности.
IV
New York Herald, САСШ
…июня 1879 г.
«…перуанский монитор «Уаскар», прославившийся два года назад в стычке с британской эскадрой, отличился вновь! Потопив в морском бою возле порта Икике чилийский корвет «Эсмеральда» (при этом героически погиб командир корвета, капитан Артуро Пратт), монитор продолжил крейсерство и уже на следующий день ворвался в гавань захваченного чилийцами боливийского порта Мехильонес, где устроил настоящий погром, потопив восемь разных судов. После чего направился к порту Антофагаста, где чилийцы высаживали с транспортов подкрепления, и подверг порт бомбардировке, несмотря на ответный огонь береговых батарей и канонерской лодки. Перед тем, как вернуться в Кальяо, командир «Уаскара» адмирал Мигель Грау велел перерезать подводный телеграфный кабель, связывающий Антофагасту с Вальпараисо и Кальдерой, а на обратном пути перехватил и потопил несколько чилийских шхун с воинскими грузами…»
«Berliner Börsen-Courier», Берлин
…июня 1879 г.
«..на международной конференции в Тильзите снова бушуют страсти! Британская делегация отказалась обсуждать поправки в итоговый документ о статусе Суэцкого канала, ссылаясь на то, что Германия и Франция предпринимают агрессивные действия в западной части Индийского океана, в частности…»
«Le Petit Journal»
Франция, Париж.
…июня 1879 г
«…наши доблестные войска высадились в порту Анцирана на северном побережье острова Мадагаскар. С моря высадку прикрывали боевые корабли Третьей Республики: новейшие крейсера «Риго де Женуиль» и «Эклерир», а так же броненосец третьего ранга «Ля Галлисоньер», специально для этой экспедиции отозванный из Карибского моря, где он охранял интересы французских колоний в Вест-Индии.
Напомним нашим читателям, что король мальгашей, Радам II-й ещё в 1861-м году предоставил секретные концессии нашему соотечественнику Жозефу-Франсуа Ламберу. Но после злодейского убийства короля двумя годами позднее, концессии были отменены, причём малагасийские власти отказались возмещать убытки, понесённые гражданами Франции. Переговоры, продолжавшиеся более пятнадцати лет, результата не дали, и в результате власти Третьей Республики приняли решение о вводе войск на Мадагаскар с одновременным объявлением этого острова французским протекторатом…»
«С.-Петербургские ведомости»
…июня 1879 года.
Нам пишут из Занзибара:
«..русско-германская эскадра в составе пяти вымпелов – полуброненосный фрегат «Князь Пожарский», клипер «Вестник», а так же корветы Кайзерлизмарине «Винета» и «Лейпциг» в сопровождении канонерской лодки «Альбатрос» нанесли визит в Занзибар. Это первый совместный поход такого рода. Эскадра была встречена на рейде занзибарской столицы «салютом наций» из двадцати одного пушечного залпа. Султан Занзибара Сеид Баргаш ибн Саид аль-Бусаид вышел навстречу боевым кораблям на своей яхте «Глазго», отремонтированной после морского сражения в декабре прошлого года, где яхта султана вместе с русским клипером «Крейсер» вступила в бой с британской крейсерской эскадрой. Наш корреспондент особо отмечает, что русские корабли в Занзибаре встречали с особенным восторгом; на состоявемся на следующий день приёме во дворце султана командиры «Пожарского» и «Вестника» были удостоены ордена Бриллиантовой Звезды Занзибара. Такую же награду получил и начальник германского отряда капитан первого ранга Фолькман фон Арним. Во время визита прошли переговоры об устройстве на острове совместной русско-германской угольной станции и ремонтных мастерских для военных судов, совершающих плавания в западной части Индийского океана. Особо отмечено, что услугами этих мастерских смогут пользоваться и суда заново создаваемого (не без помощи Второго Рейха и нашего Отечества) занзибарского флота…»
«Times»
Лондон
…июня 1879 г.
«…наглый плевок в лицо Британской Империи! Власти Китая объявили о запрете всем без исключения британским кораблям посещать порты как материкового Китая, так и острова Формоза. Одновременно при Цинском дворе ходят упорные сллухи о грядущем полном запрете торговли опиумом по всей территории Поднебесной, а так же о введении смертной казни для иностранцев, замеченных в этом.
Палата Общин единодушно приняла резолюцию, требующую от кабинета Гладстона немедленно предпринять самые решительные меры. Однако, из-за обстановки, сложившейся на конференции в Тильзите, а так же из-за потерь, понесённых Королевским Флотом в недавней несчастливой для Британской империи кампании, это может быть вызвать известные затруднения....»
V
Июнь 1879 г.
Северная Атлантика
- Свистать всех наверх паруса ставить!
Перекличка боцманских дудок – точь-в точь, словно в роще, населённой спятившими соловьями – пронеслась по кораблю Дружный дробот босых пяток – на палубе в тёплую погоду матросам велено было снимать тяжёлые матросские башмаки, сберегая белизну тщательно выскобленных тиковых досок. Замелькали, карабкаясь на ванты, марсовые, разбежались по пертам и легли животами на реи. Умелые, твёрдые, словно старые дубовые корневища, пальцы справились с узлами на бык-горденях , и тяжёлые полотнища парусов падали вниз, разворачивались и выгибались, наполняясь. Из единственной кургузой трубы едва курился жиденький угольный дым, а бронзовый, напоминающий бронзовый цветок с четырьмя причудливо изогнутыми лепестками, гребной винт был уже поднят в кормовую шахту, чтобы не создавать дополнительного сопротивления. Паруса дружно взяли ветер, и «Витязь», слегка накренившись на левый борт, разгонялся на низкой волне. Погода заставляла радостно петь сердца моряков – на небе ни облачка, от горизонта до горизонта, вода ртутно сияет под июньским солнцем, и только где-то на страшной высоте мелькает крохотное белое пятнышко – королевский альбатрос, вечный скиталец морей, которого невесть каким ветром занесло из южных широт сюда, в Северную Атлантику…
Аврал продолжался недолго. Матросы вернулись в кубрик, добирать недолгие часы сна до вахты – если не случится, конечно, очередной аврал. Вперёдсмотрящие и сигнальщики замерли на своих местах, а лейтенант Сергей Казанков облокотился на ограждение мостика и по-хозяйски огляделся по сторонам. Ветер ровный, судно бежит резво, на палубе полный порядок, боцмана бдят, вахтенный офицер толковый – а не спуститься ли в каюту, уделить, наконец, время заброшенному с самого Кронштадта дневнику?
Ещё на «Москве», после захода в Нагасаки, когда судно отправилось в Портленд для ремонта и переборки машин, Серёжа, уступив просьбам Карлуши Греве (поди, откажи увечному герою!) дал ему почитать свои записки. К удивлению, тот проглотил их единым духом, после чего, не слушая возражений смущённого автора, заявил, что будет сущим преступлением перед читающей российской публикой не опубликовать эти труды - «да вот, хотя бы и в иллюстрированном журнале «Нива», они охотно печатают всякие путевые и военные заметки!»
Шутки шутками, а по прибытии в Петербург, Серёжа действительно отослал изрядно исправленные и переработанные выдержки из своего дневника в редакцию. И был немало удивлён, когда они появились в очередном номере, после чего – выходили регулярно, занимая три полных разворота, да ещё и с иллюстрациями! Редактор «Нивы», милейший Фёдор Николаевич Берг убеждал молодого человека ни в коем случае не бросать, как он выразился «прозаических упражнений» и даже поговаривал об издании его «трудов» отдельной книжкой-приложением к журналу.
«Не слушайте, голубчик того, что твердят господа Салтыков–Щедрин и его присные и круга «Отечественных записок о том, что наше издание якобы потакает обывательским и буржуазным вкусам! – убеждал Серёжу Берг. - Читатель любит «Ниву», и недаром по числу подписчиков мы уступаем, разве что, лондонскому «Illustrated London News». Лучшего старта для начинающего литератора, пожалуй, не придумать – особенно для того, кто пишет на военные темы, и не с чужих слов, а подобно графу Толстому, опираясь на собственные впечатления. Тем более, вы моряк, офицер, а ведь морские походы, сражения, бытовые зарисовки из флотской жизни наших моряков - подобные темы у нашего читателя теперь в почёте. Кому ж, как не вам о сём писать? Так что дерзайте, друг мой, не останавливайтесь!..»
Всё это, конечно, изрядно льстило молодому человеку, как и толстые пачки писем от благодарных читателей, которые аккуратно пересылали ему из редакции. Но увы, хлопоты, связанные с оснасткой и подготовкой «Витязя» к первому выходу в океан съедали всё время новоявленного литератора время без остатка. И вот, теперь, когда выдалась столь редкая в распорядке старшего офицера военного судна свободная минутка – почему бы не выполнить обещание, данное Бергу и не взяться, наконец, за перо?
Отредактировано Ромей (20-06-2021 19:00:39)
Сами знаете – армейский корнет +и/или+ прапорщик, из тех, кто живёт исключительно на казённый кошт отнюдь не шикуют…
По контексту просится.
Как я понял, так называли летние полевые лагеря. Точнее, проводящиеся на них занятия по топографии и полевому картографированию.
А вопрос про отсутствующее "или", Вы не заметили?
да, поправил в чистовом варианте.
Из дневника С.И. Казанкова.
«…не могу не отметить, сколь сильно изменилась российская жизнь. Конечно, я смотрю на эти перемены глазами морского офицера – но всё же, они поистине удивительны! И тем более поражают воображение, что произошли за какие-то полтора года, миновавшие с нашей победы в кампании на Балтике. Мне же всё это тем более очевидно, что большую часть этого времени я по долгу службы отсутствовал в пределах Отечества.
Судите сами. То, на что раньше требовалось полгода, теперь успевают сделать за три недели, и ещё сетуют на волокиту! Вроде, и крапивное семя наше, чиновники от всяко-разных департаментов никуда не делись – а словно и их подменили! Работают не за страх, а за совесть, да и мздоимство, как мне говорили люди знающие, не то, чтобы вовсе прекратилось, но стало его куда как меньше. С тудом в это верится, конечно: Россия есть Россия, здесь спокон веку не перевозились охотники запустить руки в казну – а всё же, наводит на размышления…
Что до господ «революсьонэров», всех этих радетелей за благо народное, отрыжку господ Герцена и Некрасова, то замечу следующее: раньше их за противные слова о Государе можно было схлопотать по физиономии разве что от московских охотнорядцев да лабазных сидельцев с Сенного рынка. Теперь же и в университетской аудитории за то же самое могут произвести такое «оскорбление действием», после которого человек порядочный и благородный обычно присылает секундантов, либо пускает себе пулю в лоб от позорища. Но - ни первое не второе к господам либералам и народовольцам не относится – жидковат народец, мелковат. Таких хватает только на то, чтобы взрывать бомбами ни в чём не повинных людей а потом убегать с места злодеяния, как записным прохвостам и трусам. А что вы хотели, судари мои - патриотический подъём, после победной войны иначе и быть не может!
Фабричная и заводская промышленность демонстрирует отчётливый рост – то, чего нам так не хватало раньше! В деревнях молодые парни всё чаще снимаются и наплевав на отцовские увещевания, уходят в города, поступают в фабричные. А чем, скажите на милость, плохо? Там и ремеслу обучат, и жалованье положено твёрдое. В одном Петербурге три новых механических завода построены и ещё два стоят в лесах; , заказы от адмиралтейские да Военного Министерства расписаны на пять лет вперёд.
Да, темпы строительства, что гражданского, что военного, а в особенности в области судостроительной, теперь какие-то фантастические. Взять хотя бы наш «»Витязь»: где это видано, чтобы корабль второго ранга, далеко не самый мелкий (три с половиной тысячи тонн водоизмещения – это вам не жук чихнул!) да ещё и построенный по передовому проекту, со стальным корпусом и новомодным британским изобретением, называемым «карапасная», сиречь, выпуклая, броневая палуба, достраивался и снаряжался к заморскому походу менее, чем за месяц после спуска на воду! Однако ж – так оно и есть, и палуба «Витязя», которая содрогается под моими ногами (мы идём в полный бакштаг, вздев фок, грот, все марсели и косые паруса, так что и на такой скорости удары набегающих волн в скулу весьма даже чувствительны) – наилучшее тому подтверждение…
Однако ж потери в минувших кампаниях – что в балтийской, что в океанской – весьма велики. К тому же, перед нашими судостроителями стоит задача заново воссоздавать как Черноморский, так и новый, Средиземноморский, флота. Отечественные верфи и механические заводы не справляются – впору заказывать новые суда и корабли во враждебной Англии! Но эо, конечно, невозможно – британские верфи загружены, Королевский Флот спешно восстанавливает свою численность. Вот и приходится размещать заказы в Германии, Франции и даже у заокеанских судостроителей. К одному из таких и лежит сейчас мой путь, определённый казённым предписанием, полученным из родимого Морского министерства…»
Выкроить время для дневника опять толком не получилось. Не успел он заполнить своим мелким бисерным почерком даже одной страницы (Серёжа всегда тщательно обдумывал фразы, прежде чем перенести их на бумагу, оттого помарок с исправлениями было немного), как над головой, на шкафуте, снова застучали матросские пятки и засвиристели в свои серебряные дудки боцмана. Серёжа поспешно запер тетрадку в ящик стола (не хватало ещё, чтобы вестовой увидел его «прозаические упражнения!), и по узкому деревянному трапу взбежал наверх. Ветер разошёлся; с норда наползали лохматые облака, и вахтенный офицер, не дожидаясь начальства, скомандовал «все наверх, рифы брать!»
Аврал не затянулся. Командир корвета, изучив в трубу горизонт, распорядился оставить на мачтах одни марселя, взятые в два рифа. И верно, ветер вскоре разошёлся до шести баллов. Он заунывно свистел в снастях стоячего такелажа, срывал пенные гребни с валов, высотой достигавших уже верных шести футов. Ещё не шторм, но уже очень свежий ветер – такой, дай ему только шанс, с лёгкостью ломает стеньги, сносит не убранные вовремя лисель-спирты, превращая судно в беспомощную игрушку разыгравшейся стихии.
Однако же на «Витязе» всё было сделано вовремя и корвет, подгоняемый крепчающим норд-остом, резал волны – да так, что пенные брызги взлетали до самых марсов, валы то и дело захлёстывали бак, прокатываясь по шкафуту, разбиваясь о ходовой мостик, который на корвете были вынесены перед дымовой трубой и вентиляторными кожухами. Серёжа – они с командиром оставались наверху, – радовался, что в «духам» в кочегарках не велено усердствовать, а держать пар на «стояночной» марке, не давая остыть котлам - иначе дым из трубы, с каждым порывом ветра накрывал бы мостик чёрной пеленой, от которой скрипит в зубах и на белоснежных манжетах и остроконечных воротничках-«лиселях» остаются жирные угольные пятна.
С шестой склянкой командир предложил спуститься в низы, в кают-компанию. Вахтенный мичман проводил их тоскливым взглядом – ему предстояло стоять на мостике ещё полтора часа. Серёжа не спорил – у него уже зуб на зуб не попадал. Клеёнчатый непромокаемый плащ он неосмотрительно оставил в каюте, из-за чего промок во время аврала насквозь, и чашка «адмиральского» чая – сейчас было самое то.
После пары глотков крепчайшего напитка, вдоволь разбавленного чёрным ромом, молодой человек немного отошёл, и даже нашёл в себе силы поддерживать беседу. Командир корвета сидел напротив и делал маленькие, аккуратные глотки из фарфоровой, с золотым силуэтом «Витязя», чашки – сервиз этот преподнесли кают-компании перед выходом в море общество офицерских жён.
- Жаль мне отпускать вас, Сергей Ильич. Двух месяцев не прослужили, только-только успели освоиться – и, пожалте бриться, вас уже забирают!
- Спасибо господину Повалишиину. - вздохнул Серёжа, доливая опорожнённую на четверть чашку ромом. - Это он, надо полагать постарался. А я и понятия не имел-то. Получил казённую депешу: лети, мил человек, сизым голубем в САСШ, принимай надзор за строительством нового монитора. Этот монитор, - пояснил он, - строят там по новейшему «мореходному» проекту. А я, как вам известно, и на судах этого типа успел послужить в балтийской весенней кампании семьдесят восьмого года, и с американцами тоже дело имел - когда наша «Москва» заходила в Портленд для докования. Вот начальство и сочло, что для меня это дело будет в самый раз.
- Ну, решили, значит решили.. – кивнул собеседник. – Начальству, знамо дело, виднее.
Серёжа кивнул, отхлёбывая «адмиральский чаёк». Капитан второго ранга Григорий Павлович Чухнин слыл среди офицеров «Витязя» фаталистом – после того, как пушки отряда адмирала де Хорси в щепки расколотили корвет, которым он командовал, Чухнин вернулся в Россию – и вместе с орденом Св. Владимира с мечами получил под своё начало новый корвет, носящий то же название, что и тот, погибший у берегов Южной Америки.
На Балтике-то вы и верно, изрядно погеройствовали. – продолжал меж тем Чухнин. - Да и потом, на «Москве», тоже отличились. Егория-то, батенька, просто так, за понюх табаку не дают…
Серёжа пожал плечами и промолчал. Он так и не научился скрывать смущение, когда речь заходила о подобных вещах. О других говорить – сколько угодно, он с удовольствием рассказывал об одиссее Карлуши Греве на «Крейсере», о самопожертвовании моряков «Чародейки» и «Адмирала Грейга», ушедших на дно со своими кораблями при Свеаборге. Но – чтобы говорить о себе? Нет уж, увольте, тем более, что и самому Чухнину есть, о чём порассказать. Вступить на краю света в бой с двумя неприятельскими кораблями, каждый из которых был сильнее его корвета, а один, «Трайумф», ещё и нёс броню, и при этом суметь спасти от гибели и плена почти всю команду – это ли не самый настоящий подвиг?
А командир его мучений, похоже, не замечал. Или делал вид, что не замечает – и продолжал беседу.
- Так новый монитор, тот, что американской постройки, значит, будет мореходным? Это чтобы своим ходом перейти через Атлантику?
- Скорее уж, через Тихий океан. – ответил Серёжа, обрадованный тем, что Чухнин сменил тему разговора. – На Западном побережье САСШ строятся для нас два монитора – один в Портленде, а другой на юге, в городке Вальехо, это вблизи Сан-Франциско. Оба монитора предназначены для защиты Владивостока, и туда им и предстоит направиться после ходовых испытаний.
- Тихий Океан, говорите? – кавторанг недоверчиво покачал головой. - Что-то слабовато верится, уж не обессудьте. Как вспомню наши балтийские броненосные лодки – куда им соваться в открытый океан? Они-то и по Финскому заливу с бережением ходят.
Серёжа насупился – ему стало обидно за свои любимые мониторы. Хотя Чухнин прав, разумеется, и остаётся надеяться, что «американцы», в самом деле, будут избавлены от подобных недостатков.
- Если вы помните, Григорий Палыч, американский двухбашенный монитор «Миантономо» ещё до войны пересёк Атлантику и заходил с визитом в Кронштадт. А эти, новые, думаю, всяко помореходнее будут.
Ну, дай Бог, дай Бог… - мелко покивал Чухнин. – А сейчас - давайте-ка, батенька, допивайте чаёк, переоденьтесь в сухое и ступайте наверх. Как там наш мичманец справляется? А то ветер что-то разыгрался, не вышло бы чего…
Что до господ «революсьонэров», всех этих радетелей за благо народное, отрыжку господ Герцена и Некрасова, то замечу следующее: раньше их за противные слова о Государе можно было схлопотать по физиономии разве что от московских охотнорядцев да лабазных сидельцев с Сенного рынка. Теперь же и в университетской аудитории за то же самое могут произвести такое «оскорбление действием»,
Резануло глаз. Откуда Казакову это знать? По тексту он в дальнем плавании, а до того как старший офицер должен был быть загружен по самое не балуй достройкой корабля и подготовкой его к походу.
Фабричная и заводская промышленность демонстрирует отчётливый рост – то, чего нам так не хватало раньше! В деревнях молодые парни всё чаще снимаются и наплевав на отцовские увещевания, уходят в города, поступают в фабричные. А чем, скажите на милость, плохо? Там и ремеслу обучат, и жалованье положено твёрдое. В одном Петербурге три новых механических завода построены и ещё два стоят в лесах; , заказы от адмиралтейские да Военного Министерства расписаны на пять лет вперёд.
Ещё одна благоглупость, подтверждающая то, что Казаков видел лишь немногие столичные предприятия ВПК. Если смотреть шире (в географическом и отраслевом смыслах), картина получается не столь радужная. Рекомендую посмотреть третью часть книги В.В. Бреви (Флеровского) "Положение рабочего класса в России"
Ну и чисто литературно, если "заказы от", то "Адмиралтейства", а не "адмиралтейские".
Резануло глаз. Откуда Казакову это знать?
По вашему, он газет не читает? Особенно с учётом того, как она сам попал под террористов, когда погибла его невеста...
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс на Юг