Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Курс на Юг

Сообщений 81 страница 90 из 246

81

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
На краю Земли.

I
Южный океан,
55°58′ ю. ш.
67°17′ з. д.
Август 1879 г.

Мыс Горн – самое скверное место на Земле. Здесь лоб в лоб сталкиваются два океана; здесь бушуют самые сильные шторма на планете; здесь бродят оторвавшиеся от вечного ледяного панциря айсберги; здесь холодное поверхностное течение гонит воды Тихого океана сквозь широкую горловину Пролива Дрейка в Атлантику. Здесь сливаются воедино все силы ветра, воды и льда, и соваться сюда людям – всё равно, что добровольно ходить по краешку могилы.
Хорошей погоды здесь не бывает. Летом в районе мыса Горн шторма случаются хотя бы раз в неделю, весной — не меньше двух раз; зимой они не прекращаются вовсе. Западные ветры порождают течение — гигантскую «реку», опоясывающую весь земной шар. А материковая отмель, лежащая между мысом Горн и Шетландскими островами, заставляет разбиваться в буруны огромные океанские валы, порождая волны высотой до пятидесяти футов, и ледяной ветер, прилетевший с запада, с промороженных насквозь снежных просторов королевы-Антарктиды, срывает с гребней хлопья пены, смешивая их со снежными зарядами.
Да, нехорошо зимой у мыса Горн. Судно тяжко валяет с борта на борт. А когда оно вскарабкивается на гребень очередной волны и, на секунду замерев в неустойчивом положении, скатывается с другой стороны, бронзовый винт показывается из воды и продолжает вращаться, впустую перемалывая воздух. Втугую выбраны вант-путенсы, ванты  и штаги едва не звенят. Спущены и надёжно закреплены стеньги и гафели – сделано всё, чтобы неистовые размахи качки не разболтали в хлам рангоут. Тонко посвистывает ветер у снастей стоячего такелажа – шесть баллов, по здешним меркам так, лёгкий бриз…
- Не понимаю, зачем понадобилось лезть в этот адский котёл со штормами и айсбергами! Шли бы Магеллановым проливом, как и прочие пароходы. Я понимаю, парусники – им в тамошних узостях, если что, не вылавировать против встречного ветра. Но мы-то!...
Шкипер Девилль  стоял на мостике, вцепившись в огораживающие его поручни так, что костяшки пальцев побелели.  Узнать его было непросто – вместо форменного, тёмно-синего с золотом, сюртука пароходства и такой же фуражки – кожаная зюйдвестка и непромокаемый плащ. На ногах – тяжёлые сапоги, из тех, которые носят рыбаки. В таких крикнуть не успеешь - пойдёшь на дно, словно с гирей, привязанной к лодыжкам, и никто даже круга спасательного бросить не успеет…
Впрочем, бросай – не бросай – исход один. Ни единого бедолагу, оказавшегося за бортом на траверзе мыса Горн Дрейка, ещё не удалось спасти, выудить, поднять на палубу.
Греве – он, как и шкипер, был в «штормовом» костюме - спорить с опытным мореходом не стал. Тот прав, конечно: это парусникам приходится идти в обход мыса Горн, где довольно места, чтобы вырезаться длиннющими галсами. Судам с паровой тягой это ни к чему – в Магеллановом проливе куда безопаснее и комфортнее, несмотря на коварные прибрежные камни и выматывающее душу маневрирование в узостях.
- Я уже объяснял, герр Девилль: не хочу раньше времени попадаться на глаза персоналу своим будущим служащим. Мимо Пунта-Аренас, где расположен угольный склад «Пасифик Стим» незамеченными не проскочить. «Луизу Марию сразу опознают, а матросики с проходящих проливом пароходы разболтают по всем кабакам, что новый владелец компании явился принимать имущество. А это сейчас ни к чему – планы  мои таковы, что следует, сколь это возможно, избегать постороннего внимания.
Девилль пожал плечами и что-то пробурчал в ответ. Вся сущность старого морехода противилась тому, чтобы рисковать «Луизой-Марией» по столь ничтожному поводу. Но -  с судовладельцем не поспоришь, тем более, что супруга его, так же вполне сведущая что в морских, что в коммерческих делах, с мужем вполне согласна. Правда, сейчас она лежит пластом в своей каюте, и стюард таскает ей куриный бульон и зажаренный кукурузный хлеб – вместо горничной, которая находится в столь же незавидном состоянии. Мыс Горн безжалостен.
- Судно на правом крамболе! – сигнальщик едва перекрикивал завывания ветра. - Парусное, большое, три мачты. Дистанция двадцать кабельтовых, идёт напересечку!
Греве вскинул к глазам бинокль, вгляделся – и замер, поражённый.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t670962.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t34971.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t147601.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t602133.jpg

Отредактировано Ромей (28-06-2021 18:48:04)

+5

82

Ромей написал(а):

. А материковая отмель, лежащая между мысом Горн и Шетландскими островами,

Какими-какими? Шетландские острова в другом полушарии, в Северном море. А рядом с мясом Горн, если верить безблагодатной Вики, острова Диего-Рамирес

+1

83

Ромей написал(а):

- Я уже объяснял, герр Девилль: не хочу раньше времени попадаться на глаза персоналу своим будущим служащим.

Или что-то лишнее, или что-то пропущено.

0

84

Южные. Есть и такие.

0

85

Ромей написал(а):

Южные. Есть и такие.

Не подходят, потому что вы писали про материковый шельф, а Южные Шетландские острова по этому признаку относятся к Антарктиде и отделены от Южной Америки глубоководным проливом Дрейка.

Я уж не говорю о необходимости писать название полностью.

+1

86

Поначалу показалось, что в линзах цейссовского апризматического бинокля мелькнул лишь клок тумана, сгусток пены сорванный с гребней волн, и принявший по прихоти ветра причудливые очертания. Но стоило только приглядеться – и неясный силуэт приобрёл резкость, чёткость очертаний, превращаясь в контур парусника, идущего с сильным креном под всеми парусами. Корпус, прогнутый глубокой седловиной в районе шкафута; сильно заваленные, словно у французских броненосцев, борта, на юте и баке – высокие двух- а то и трёх ярусные надстройки. Длинный гальюнный выступ под круто задранным вверх  бушпритом, несущим вместо привычных стакселя и кливеров малый квадратный парус блинд -  такие суда бороздили моря во времена Фрэнсиса Дрейка, давшем своё имя этому проливу. А ещё -  таинственный пришелец не карабкался, подобно «Луизе-Марии», на гребни волн - она шёл сквозь них, словно не замечая стены ледяной воды, вздымающиеся на пути…
Греве услышал, как вздохнул – или всхлипнул? – стоящий рядом Венечка Остелецкий.
- Ты тоже видишь это.. эту?...  – спросил барон.
- Ясно, как день. – отозвался Остелецкий. – Что за чертовщина? Как можно в такой ветер, при такой волне нести все паруса? И вообще, этому корыту лет двести, не меньше…
- Сохрани меня святой Эмеберт, и его сёстры, святые, Фараильда и Рейнельда!
Девилль мелко закрестился - в глазах его плескался тёмный мистический ужас. 
– Это судно проклятого капитана Ван дер Деккена! Все, кто его увидит, обречены!
Жуткая тень приближалась – на глаз до неё было теперь не более пяти кабельтовых. Греве почувствовал, как спина, несмотря на пронизывающий ледяной ветер, покрылась потом и волосы зашевелились под зюйдвесткой -  на ноках реев и на клотиках всех трёх мачт чужака пылали мертвенно-синие огни. И, словно ответ, палуба «Луизы-Марии» озарились сиянием огней святого Эльма, вспыхнувших на клотиках её мачт, на ноках гафелей, даже на леерных стойках, окаймляя палубу  призрачным световым контуром. И - тишина, внезапно навалившаяся на барона, словно не свистел минуту назад ветер у снастей, словно не били в барабан корпуса валы, словно не отзывались измученные шпангоуты и киль глухими тресками и скрипами…
Девилль медленно опустился на колени. Подзорная труба выпала из его рук, глухо стукнулась о доски палубного настила и откатилась, застряв в шпигате.
Этого Греве снести уже не мог.
- Возьмите себя в руки, шкип! Веня, вперехлёст тебя через жвака-галс, чего встал столбом? Высвистывай к носовому орудию своих архаровцев, да поживее!
Остлецкий кивнул и ссыпался с мостика, судорожно хватаясь за поручни – Греве заметил, как побелели у него костяшки пальцев. «А ведь перепугался старый друг… - отстранённо подумал он. – Да и кто бы на его месте не перепугался?..»
Он стоял, намертво вцепившись в ограждение мостика, и не отрывал взгляда от надвигающегося на пароход кошмара. А потому – не видел, как высыпали на палубу из носового люка комендоры, подгоняемые Остелецким, как сноровисто расшпилили носовое орудие, как сорвали просмолённые чехлы с кранцев первых выстрелов, как  подали сначала чугунную чушку фугасной бомбы, а потом пороховой заряд в шёлковом, промасленном картузе.
Грохот выстрела вырвал Греве из оцепенения. Сразу навалились звуки – вой ветра, волны, скрип рангоута, истошный крик Остелецкого: «Заряжай!» и матерный рёв артиллеристов, осознавший наконец, в какую цель приходится наводить сорокафунтовку.
Грохот.
- Заряжай, храпоидолы, коли жизнь дорога!
Грохот.
- Задробить стрельбу! – каркнул барон, свесившись с мостика. – Нет уже никого! А может и не было вовсе, привиделось…
И действительно – жуткий призрак куда-то пропал, погасли мертвенно-белые огни, и даже шторм, вроде, поутих, словно изумлённый случившимся.
- Орудие по-походному, зачехлить! Спасибо, ребята!
- Рады стара-а-а…
Донеслось в полубака.
Боцман, всей команде – по чарке! – гаркнул воодушевлённый Греве, забыв на миг, что он не на борту «Крейсера». -  А молодцам-комендорам по две, заслужили!
- Спасибо вашброди-и-и…
Прошу великодушно простить меня, герр Греве… - просипел, поднимаясь на ноги Девилль. Оказывается, он так и простоял всё это время на коленях, обняв тумбу нактоуза. – Должен заметить, что на «Луизе-Марии» до сих пор не было заведено…
- А теперь будет! – перебил его барон.  - Сам подумай, головой своей нерусской: как матросам после эдакой страсти  - и без чарки? Совершенно невозможное дело!

А ты, Гревочка, силён! Это надо было додуматься:  по Летучему голландцу – и бомбой! Кто другой рассказал бы – нипочём бы не поверил. Это ж какая байка теперь будет!..
А что мне было делать – фигу ему скручивать? – огрызнулся барон. И вообще, Ты уверен, что нам это всё не примерещилось? Я вот – не очень.
- А что ж мы, по-твоему, видели? – изумился Остелецкий. – Вроде, ты адмиральским чайком не баловался, да и я тоже…
- А пёс его знает! Может, и ничего. Мираж, видение – знаешь, как в пустыне?
Остелецкий сощурился.
- Ты что-нибудь слышал о миражах, которые тают от фугасной бомбы?
- Бомба тут ни при чём. Знаешь, как на парусном флоте спасались в открытом море от смерчей? Заряжали пушки холостыми, да и давали залп! Смерч – это особым образом закрученная воронка, вот удар воздуха при выстреле её и разрушал. А ежели мираж схожее происхождение имеет? Знаешь, как изображение в камере обскура – только не на стене в тёмной комнате, а скажем, на сгустившемся воздухе? Наука умеет много гитик, как говорят в нашем благословенном отечестве…
Остелецкий посмотрел на друга с изумлением.
- Не думал пойти в естествоиспытатели, Гревочка? Нет, я серьёзно – мысль недурна…
- Смейся-смейся… – огрызнулся барон. – Не знаю, как ты, а меня после такого пердимонокля, так и тянет освятить судно. В Чили, кажется, католическая вера? Найдём монаха – и сладим…
- А что, лишним не будет. – серьёзно отозвался Остелецкий. Да и баронесса, думаю, одобрит.
- Вот только Камилле не вздумай рассказывать! – встревожился Греве. - Незадолго до свадьбы мы были в Вене, и  чёрт меня дёрнул сводить её в Придворный оперный театр, где давали «Летучего Голландца». Не дай Бог, теперь  узнает про сие происшествие  - непременно потребует поворачивать назад. А характер у неё  сами знаете…
- Да вы, барон, как я погляжу, ещё и  романтик! – ухмыльнулся Остелецкий. – Вагнера, вот, слушаете… Что до вашей супруги – то она всё равно узнает. Судно небольшое, такое происшествие не скроешь. Вы скажите, что наш призрак как раз и направлялся на ост, откуда мы с вами явились!  Вряд ли баронесса захочет за ним последовать. Я вот о чём думаю…
Оон потеребил подбородок.
- Воля твоя, а эта встреча не к добру. Может, зря мы сюда сунулись?
- Так ведь ты же сам настаивал! – опешил барон. До сих пор он не замечал за другом чрезмерной склонности к суевериям. - Я-то, как и Девилль, тоже хотел идти Магеллановым проливом…
- Настаивал, не спорю. А теперь вот сомневаюсь:  а стоила ли овчинка выделки? Ну, увидели бы нас там, узнали – так и что с того? Всё равно, стоит нам прийти в первый же порт – через два-три дня об этом будут знать все, кому это хоть сколько-нибудь интересно. Зато обошлось бы бех этой жути…
- Не бери в голову, Веня, дружище…  - Греве поплотнее запахнулся в свою «непромокаблю». Он уже успокоился и вернул себе обычную жизнерадостность.  – Встретили, не встретили… Это же самый край света, тут, небось, и не такое встретить можно. Помнишь, как ты рассуждал о слонах и черепахе, на коих земной диск опирается? Так ведь это тут, недалеко,  рукой подать….
И ткнул подзорной трубой на зюйд-ост – туда, где в штормовой пелене растаял зловещий призрак.
Август.
Южное полушарие.
Траверз мыса Горн.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t863328.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t496737.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t686847.jpg

Отредактировано Ромей (28-06-2021 18:58:37)

+7

87

Ромей написал(а):

Боцман, всей команде – по чарке! – гаркнул воодушевлённый Греве, забыв на миг, что он не на борту «Крейсера». -  А молодцам-комендорам по две, заслужили!

Какая, нафиг, чарка в шторм. Думаю, команда звучала бы так: "Боцман, по окончанию шторма, всей команде – по чарке!"

0

88

Вы просто не в курсе. Согласно заведённому порядку, на кораблях и судах РИФ "наградные" чарки, как всей команде, так и отдельно отличившимся нижним чинам выдавались во время регулярной раздачи винной порции, и никак иначе. То есть получи обычную чарку, а сверх того - ту, которой был ранее поощрён. И разъяснять это боцманам незачем, сами всё знают. И офицеры знают, потому Греве и скомандовал - по инерции.
И - да, в случае аврала раздача винной порции может быть перенесена.  И это тоже все знают.
Другое дело, что на "Луизе-Марии" порядки иные, ну так чего не крикнешь в запале?

Но...

- А теперь будет! – перебил его барон.  – Что до шторма, то согласно обычаю, заведённому на кораблях и судах Российского Императорского Флота, наградные чарки отличившимся следует выдавать во время ежедневной раздачи винной порции. Но в данном случае я бы от этого порядка отступил. Сам подумай, головой своей нерусской: как матросам после эдакой страсти  - и без чарки? Совершенно невозможное дело!

Отредактировано Ромей (28-06-2021 21:50:00)

+1

89

II

« The Daily Telegraph »
Англия, Лондон,
…июля 1879 г.

  «…из Берлина получено сообщение о возобновлении переговоров между Германией и Империей Цин. Речь идёт о передаче Китаю двух германских броненосцев и нескольких военных кораблей классом поменьше в обмен на аренду земли на востоке провинции Шаньдун, на побережье Жёлтого моря сроком на 50 лет для строительства военно-морской базы и крепости.
Коммандер N, признанный знаток флотов иностранных держав, любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента. В частности, он отметил, что вместе с заложенными на верфи «Вулкан» двумя броненосцами, это приобретение выводит Бэйянский флот Китая на первое место среди неевропейских стран и позволяет, в частности, задуматься о противостоянии в дальневосточном регионе с таким монстром, как Российская Империя…

«Berliner Börsen-Courier», Берлин
…августа 1879 г.

«…снова приостановлена работа международной конференции в Триесте! Вторая Республика в ответ на обнародование британским посланником списка требований по статусу территорий на Ближнем Востоке, заявила о своих претензиях на Британскую Гвиану, что вызвало чрезвычайно резкую реакцию Лондона.
Немного об истории этого конфликта, несомненно, мало известной большинству наших читателей.
Во время  революционных войн, разразившихся в Европе в конце прошлого века, когда Нидерланды были заняты французскими войсками, а  Великобритания и Франция находились  в состоянии войны, англичане  выслали с Барбадоса экспедиционный отряд для захвата Батавской республики, тяготевшей к Франции. В 1802-м году  колонии были возвращены по  условиям  Амьенского договора, но после возобновления годом спустя военных действий Великобритания вновь захватила Эссекибо, Бербис и Демерару. После 1831-го года объединённая колония стала называться Британская Гвиана, и вот теперь, когда Лондон столкнулся с невиданными в истории Британской Империи поражениями, Париж намерен вернуть себе эти заморские территории.
С этого момента события понеслись вперёд подобно скаковой лошади в призовом забеге. Неделю назад французская эскадра, в составе которой входят новейшие броненосцы, отшвартовалась на рейде Кайены, столицы Французской Гвианы. В ответ Британия послала на Бермудские острова броненосный отряд, присоединившийся к эскадре Восточно-Карибской станции Ройял Нэви. Видя это, нам остаётся с сожалением констатировать, что отношения между Парижем и Лондоном достигли точки кипения и в любой момент могут перерасти в открытое столкновение – и, возможно, не только за океаном…»

«New York Herald», САСШ
…июня 1879 г.

«Перуанский монитор «Уаскар» снова отличился! В ночь на 23-е июля он, в сопровождении корвета «Уньон», совершал крейсерство на подходах к порту  Антофагаста, ранее занятому чилийскими войсками.  Ускользнув в темноте от чилийского броненосца «Адмираль Кохрейн», охранявшего чилийские транспорты,  перуанцы встретили в открытом море пароход «Римак», следующий из порта Вальпараисо в занятую чилийцами Антофагасту. На борту «Римака» находился, ни много, ни мало, полный эскадрон юнгайских  карабинеров (лёгкая чилийская кавалерия) – две с половиной сотни солдат и офицеров с лошадьми. После недолгой погони («Римак», построенный в Англии для Южно-Американской пароходной компании был самым быстроходным судном чилийского флота), перуанцы настигли свою жертву и принудили её к сдаче. Захваченный пароход был отведён в перуанский порт Арика. Военные обозреватели хором утверждают, что последствия этого отчаянного рейда равноценны выигранному сражению…»

«Manchester Evening News»
Англия, Манчестер,
…августа 1879 г.

«…слухи о продаже на Лондонской бирже сорока пяти процентов паёв «Пасифик Стим Навигейшн Компани» полностью подтвердились. Покупателем оказался российский подданный, барон Карл Густав фон Греве, сын обер-камергера русского императорского двора и бывший морской офицер, в настоящий момент - владелец одной из крупнейших бельгийских судоходных компаний. После заключения мира барон перебрался в королевство Бельгия, где сочетался браком госпожой Камиллой де Кремс, подданной королевства Бельгия, вдовой владельца упомянутой  компании. Хоть злые языки и утверждают, что их брак носил сугубо меркантильных характер, мы располагаем иными, куда более пикантными сведениями. Ходят упорные слухи, что романтическая связь русского морского офицера и вдовы одного из крупнейших бельгийских судовладельцев вспыхнула после того, как русский военный клипер, на котором служил барон, захватил в Индийском океане судно, принадлежащее мадам Кребс – она совершала на нём путешествие, надеясь восстановить душевное равновесие после безвременной кончины супруга.  Сам же барон, расставшись с прекрасной мадам Кребс, принял на своём клипере участие в достопамятном (и, увы, несчастливом) бое с крейсерским отрядом Королевского Флота у берегов Занзибара. Потеряв в этом бою руку, Карл Греве вышел в отставку и счастливо соединился с предметом своей страсти. 
Но вернёмся к делам коммерческим и финансовым. Приобретение упомянутого выше пая в «Пасифик Стим»,   даёт барону Греве возможность единолично распоряжаться делами компании, поскольку следующий по размеру пай, находящийся в одних руках, составляет всего пять процентов. После того, как новый владелец вступит в свои права, он, вероятно, предпримет…»

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t639023.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t461877.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t485672.jpg

Отредактировано Ромей (29-06-2021 12:09:36)

+5

90

Ромей написал(а):

В ответ британская эскадра, состоящая из нескольких броненосных боевых кораблей прибыла на Бермуды. Полутора неделями позже французская эскадра, в составе которой так же входят новейшие броненосцы, бросила якорь на рейде Кайены, столицы Французской Гвианы. В ответ британская эскадра, состоящая из нескольких броненосных боевых кораблей прибыла на Бермуды. Полутора неделями позже французская эскадра, в составе которой так же входят новейшие броненосцы, бросила якорь на рейде Кайены, столицы Французской Гвианы.

2 раза.

0