Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Заповедник Великих Писателей » Внизу наш дом


Внизу наш дом

Сообщений 361 страница 370 из 406

361

Глава 25. Мосты

Полковник Петров — очень хороший лётчик. Вот вместе с ним мы и отправились в командировку для проверки моей поистине безумной идеи. Летим на двух полностью загруженных «абзацах». То есть один человек за штурвалом и куча барахла на месте заднего пилота. Ёмкие баки в крыльях позволяют нам без единой посадки заложить длинную дугу к югу в обход Крыма и дотянуть до самого Измаила.
Признаться — длинная дорога вымотала нас. Да и в конце получилась заминка — мы никак не могли отыскать аэродром двести пятьдесят шестого МАП — настолько тщательно он оказался закамуфлирован. Нам уже и по радио подсказывали, наводя на взлётно-посадочную полосу, а мы - всё мимо и мимо. Саид поднял пару хорей, которые нас и «довели». Я, признаться, глазам своим не поверил, когда первый из сопровождающих плюхнулся прямо на болотину, покрытую характерными кочками.
А вот и нет — это было твёрдой ровной поверхностью. Чудеса, да и только. Всего-то несколько месяцев как началась война, а такое искусство маскировки!
В расположении чувствовалась обжитость — видно, что давно тут сидят. Комполка Цуриев и начштаба Смирнов — давние мои знакомые. Лётный состав — двадцать семь лётчиков — тоже. Курсисты. Повариха тётя Нина — мы словно вернулись домой. И мой полковник раньше тут бывал, когда прикидывался летёхой.
- Знаешь, Шурик. Румынский-то зверинец мы выбили подчистую, - рассказывает Саид. В августе Люфтваффе откуда-то из Италии подогнало довольно много авиации — похоже полностью лишили Роммеля поддержки с воздуха. Эти поначалу развили бурную активность, но сейчас приутихли. Мы хорошо наловчились их прижимать. МИГи из пятьдесят пятого сверху клюют, а мы внизу поджидаем. Связываем худых, а И-16 и чайки из морской авиации тем временем утюжат аэродромы, обрабатывая позиции зенитчиков. За ними подтягиваются Су-2 и уже наводят окончательный марафет.
- Постой, - говорю. - Это ты мне рассказываешь о полном господстве в воздухе? Осенью сорок первого года?
- Таки да, - отвечает Саид. - А когда ты полагаешь этим следует заниматься? Внизу наш дом, а это наше небо — мы никому его не отдадим.
- Хм. Стало быть — молодцы. Кстати, Евгений Евгеньевич! Тут старый ваш знакомый — майор Бойко — гостинец прислал. Настоящее Воронежское сало, - подаю начштаба изрядный шмат, завёрнутый в промасленную бумагу.
- Правильный мужик Сан Саныч, - замечает от своих котлов тётя Нина. - Кланяйся ему от меня.
- Тут такое дело, Шурик, со смущением на лице произносит Саид. Один-то кирдык, Мусенькин, у нас в полку сохранился. Мы на него, было дело, ШКАСы поставили вместо револьверных пушек. Но только наши оружейники крепко поколдовали с порождениями твоего мрачного гения. Сначала приспособились заряжать их снарядами от современных морских зениток. Так стало значительно удобнее работать по бомберам — даже хейнкели сто одиннадцатые с одного-двух попаданий заваливаются. Но не о том речь веду.
Одесситы, а ты их знаешь, готовясь к защите города, раскопали на артиллерийских складах пушки Барановского? Слыхал о таких?
- Признаться, не приходилось.
- Двух с половиной дюймовка времён Русско-Турецкой войны. Их прибрали к рукам десантники — поставили на торпедные катера Г-5 для работы по берегу.
- Постой, как это по берегу? И почему именно торпедные катера?
- В море этим глиссерам-переросткам неуютно из-за волнения. Зато на речной глади никому за ними не угнаться. Вот и придумали их на Дунае использовать. Только торпедами в речных узостях не больно-то постреляешь, потому что их нужно на скорости сталкивать за корму и потом отворачивать с курса, пропуская вперёд. Короче, сажают в пустые торпедные желоба десантников и мчатся, куда пожелают. Мы сами видели, потому что прикрывали и работали по огневым точкам румын.
Так вот — глядим — что-то на берегу после выстрела с катера очень убедительно бабахнуло. Не просто осколочный рванул при попадании в цель, а в воздухе с недолётом. Спросили — оказалось, и правда — шрапнель. А нам очень было бы интересно эту самую шрапнель по мессерам выпустить так, чтобы она у них перед носом рванула. Начали кумекать и так и этак как бы к той пушке барабан присобачить. Тем более, что ствол из переднего окончания балки всего на сорок сантиметров выставляется — то есть развесовка планера сохраняется.
- Э-эй! Развесовка, конечно важна, но масса-то самого ствола насколько возрастает!
- Э-эй! Ты слушай до конца, имей терпение и не перебивай, - Саид вдруг вспомнил о своей кавказской национальности, а то перед этим демонстрировал явную приверженность одесскому выговору.
Я кивнул и изобразил зашивание рта.
- Выпросили мы пушку у десантников, приспособили барабан с отстрелом песка назад. Вот тут морячки и сделали нам полную предъяву, забрали пушечку и на пулемётный станок её присобачили — им, видите ли самим такая нужна, потому что требуется чем-то весомым работать по защищённым целям вроде ДЗОТов с расстояний около километра. Э-эй! Не перебивай, - спохватился он видя, как я набираю в грудь воздуха для очередного вопроса. - Вчетвером носят за носилочные ручки, а людей из-под выхлопа убирают. И станок заменили на разножку такую, вроде складной табуретки, потому что отдача совсем крошечная.
Помчались они в Одессу-маму, просить ещё — а нетути! Тех Барановок оставалось на складах кот наплакал, почти все на катера ушли. И снарядов к ним, считай, совсем мало. Но принцип понятен. И решили ребята сразу перейти на семьдесят шесть миллиметров — нынче это распространённый калибр. Но тут опять засада — негде взять для неё стволов. В Одессе такого оборудования не нашлось, чтобы нарезы нарезать, а пушек им никто не даст, даже самых древних — их давно уже разобрали все подряд и вокруг города установили.
Зато сами снаряды в городе уже выпускают, и ещё миномёты восьмидесятидвухмиллиметровые делают. Нет, ну ты что, не знаешь одесситов — да тут почти всё, что требуется для снабжения армии, уже сами изготавливают. Даже патроны готовы вручную набивать, потому что не любят, когда ими чужие командуют... румыны, то есть.
Так вот — трёхдюймовый снаряд в миномётный ствол лезет и даже не так уж сильно в нём болтается. Осталось насадить пояски потолще и придумать, как без нарезов придать ему вращение. Не сильно — чтобы всего километр пролетел без кувырканий. Представь себе — ничего они не придумали. Поэтому поступили грубо, можно сказать, не по-европейски. Присобачили к хвостовику стержень, как у старинных китайских ракет. Прямо туда, куда полагается трассер ввинчивать, по той же самой резьбе и вогнали. И оно заработало. До полутора километров снаряд летит носом вперёд, а дальше и не сильно нужно - они всё равно не попадают в амбразуру. Хоть и с оптическим прицелом от винтовки. Но с одного барабана цель уверенно поражают.
- Э-э-э... - не выдержал полковник Петров. Так стержень-то нужен длинный. Как он в гильзу-то помещается?
- В барабан, нет у нас гильз. Да, конец погружен в песок. Немного неудобно при снаряжании, но это же не под вражеским огнём делается. Приспособились.
- Погоди, - на сей раз не утерпел уже я. Какой может быть трассер в шрапнельном снаряде?
- Никакого, - согласился Саид. - Кувыркаются в полёте, только шум стоит. Но ведь лететь-то им до подрыва не больше сотни метров. Зато их даже лучше видно — можно поправки вносить в прицеливание.
- Видно? Снаряды в полёте? - полковник чуть не подпрыгнул.
- А что тут удивительного? У них скорость всего вдвое больше, чем у самолёта. Метров триста в секунду. Хорь полтораста делает.
- Гладкостволка, - кивнул я понимающе. - И давление газов при выстреле нельзя создавать большое, а то прорывы пойдут по местам стыков барабана со стволами. Так ты тоже поставил этот девайс на кирдыка?
- Слушай, Шурик! - встрепенулся Петров. Ты какие иностранные языки знаешь?
- Говорю только по немецки, и то исключительно по-делу. Хальт, хенде хох и Гитлер капут — других слов мне по жизни не требуется. А вот технические тексты по своей специальности понимаю по-французски, немецки и английски безо всякого словаря. Хотя, по-французски знаю слово «сава» - его надо отвечать, когда у тебя что-то спрашивают на языке д`Артаньяна. А по-английски - «гот дэммит». Тоже для любого случая подходит. Но что слова сии означают, хоть убей не знаю — их в технических текстах не встречается. Или я их просто написанными не узнаю — у этих европейцев куча лишних букв в книжках.
А слово «девайс» на нашенский переводиться вроде как «хреновинка такая заковыристая». Так я еще спросить хочу у товарища капитана. У тебя что, есть и такие лётчики, которые на кирдыке летают?
Чукча и Сандыр. Они маленькие и щуплые. Остальные говорят, что им в кабине тесно. Врут, думаю. Вернее, не в тесноте дело, а в норове машины. Оленевод и джигит справляются, а остальным это не под силу. Но, только знаешь, мы эту машину всегда держим в стороне от основной группы, а то немцы, как её завидят, сразу куда-то улетают. Так что сначала нужно истребители связать боем, а уж потом кирдыка по радио подзывать. Ну а то, что он навалит, мы потом на всех участников вылета поровну делим.
Полковник Петров посмотрел на нас молча и вздохнул.
- Мы — страх и ужас. Мы ночной кошмар Люфтваффе — сказала тётя Нина, ставя перед нами фаянсовые тарелки с гуляшом. - По мадьярскому рецепту готовила. Отведайте.
По традиции двести пятьдесят шестого МАП устав в его расположении действует ограниченно.

***

Переделка машин, я про «абзацы», потребовала некоторых трудов. В одном, ведомом, было демонтировано управление, а кабина наполнена тротиловыми шашками, определённым образом уложенными и закреплёнными. Взрыватель пристроили, приводы проверили. Во второй — ведущей, на переднем месте установили пульт управления — тот самый джойстик и несколько тумблеров. Пилот — полковник Петров — расположился позади, а я сел в носу — мне нужно хорошо видеть идущую впереди беспилотную машину.
Потом весь полк дружно взлетел, а остальные отошли подальше и попрятались — четверть тонны взрывчатки — это серьёзно. Запуск двигателей и очень напряжённая операция — взлёт. Задняя машина должна следовать на постоянном расстоянии за снаряженной крылатой бомбой с моторчикрм и повторять её маневры с минимальным отставанием — между самолётами натянуты провода.
Разгон, отрыв, плавный набор высоты и поворот на нужный курс. Две эскадрильи отправляются пошуметь в местах не связанных с нашей затеей, а одна сопровождает нашу парочку. Идем, обходя места, откуда могут обстрелять зенитки. Выше висит четвёрка МИГов, справа видна группа чаек с подвешенными под крыльями реактивными снарядами. Да, операция достаточно масштабная.
Я потею от напряжения, потому что управлять машиной, глядя на неё сзади довольно сложно. Плюс к тому, реакция аппарата на воздействия совершенно иная чем, когда чувствуешь самолёт всем телом. Ну и моторчики, тянущие тяги вынуждают подбирать правильное положение отклоняющихся плоскостей за несколько приёмов — туда-сюда.
Да, тут всё примитивно. Зато просто и надёжно. В продольных балках машин на шпулях намотан полукилометровый отрезок гибкого многожильного провода и механизм, похожий по принципу на устройство безынерционной катушки. Он выбирает слабину или наоборот, выпускает «верёвку» при увеличении усилия. Но, пока не дойдём до цели, нам нельзя далеко отрываться, а то вес выпущенного провода превысит втягивающее усилие, и тогда кабель провиснет и начнёт нас сбивать с панталыку, мотаясь под действием набегающего потока воздуха. Всё это требует от обоих пилотов филигранного мастерства и идеальной согласованности.
Подходим. Чарноводский мост защищён зенитной артиллерией просто на зависть. И на страх врагам. В данном случае — нам. Сейчас над ним кружатся ишаки, сбрасывающие с большой высоты свои бомбы. Чайки идут в атаку на батареи, со всех сторон пикируют хори, строча из пулемётов по целям на берегу. Прикрытие старательно отвлекает внимание от главных действующих лиц.
Мы же на бреющем над самой водой, нацеливаем передний абзац на опору моста. На какую? Кто же его знает! Сейчас я вижу только одну. Полковник старательно держит нашу машину на линии, проходящей через цель, «снаряд» и мою голову — остальной мир перестал существовать — мы на боевом курсе. Расстояние между нами и летающей торпедой возрастает — я прибавил ей оборотов, а полковник замедлил полёт нашего самолёта. Кабель удлиняется, вот он уже скользит по поверхности реки. Я компенсирую приложенную к передней машине силу — попал. Взрыв. Нас встряхивает, но Петров уже приподнялся и прибавил тяги — ударная волна швыряет нас не в воду, а в воздух. Боевой разворот — уходим.

***

- Полный абзац, - только и сказал генерал Мичугин, указывая на разложенные по столу фотографии. Изображение Чарноводского моста, доставленное авиаразведчиком смотрелось довольно грустно — разваленная взрывом верхняя часть каменной опоры и рухнувшие с неё два ферменных пролёта — искорёженные взрывом металлические конструкции погнулись и полопались во многих местах, частично погрузившись в реку, а частично опираясь на сохранившиеся соседние быки.
- Если на глазок, то не на один месяц восстановительных работ, - произнёс человек в штатском.
Нам с полковником его не представили, но на Одесском аэродроме я видел ТБ-7 — редкий зверь в это время. На них, припоминаю, возили дипломатов за границу через территории контролируемые противником. Высотные они и очень дальние. Нынче же привезли кого-то важного прямиком сюда.
- По нашим оценкам, - продолжил незнакомец, - Румыния сейчас находится на распутье. Война развивается для неё крайне неудачно. Понесены огромные потери. Есть мнение, что ещё несколько ударов — и она пойдёт на заключение с нами сепаратного мира. Сможете ли вы, товарищ генерал, обеспечить аналогичный удар по мосту в Фетешти?
Мичугин посмотрел на полковника Петрова, а потом оба они перевели взгляды на меня.
- Фокусы полагается показывать только один раз, - ответил я не задумываясь. - А вот с выдумкой использовать произведённый эффект будет крайне интересно. Так уж получилось, что неприятельская авиация сейчас и здесь действует крайне аккуратно. Что же касается создания дополнительных трудностей для Чау... Антонеску, так на подготовку потребуется некоторое время. Машины изготовить, лётчиков натренировать.
- Ты чего опять придумал? - полковник Петров выглядит взвинченным. Наверно, привык на подобного рода «пожелания» давать неизменно положительные ответы. А у меня голова уже вся в решении новой «задачки» - я в таком состоянии плохо владею собой.

***

Тем не менее, третий, последний из сделанных «абзацев» к нам под Измаил подогнали буквально через день. Снаряжать его взрывчаткой мы и не подумали — установили на обе машины по четыре крупнокалиберных УБК, которые вместе с боезапасом практически исчерпали грузоподъёмность наших невеликих машин. А потом вместе с остальной авиацией, базирующейся поблизости полетели разыгрывать этюд «Налёт на мост в Фетешти». То есть летели друг за другом на малом расстоянии, будто связанные невидимой нитью, а все остальные старательно нас охраняли.
Сразу добавлю для ясности, что бомбардировщиков в этих краях сейчас не базируется — они «сидят» в Крыму и работают в интересах защитников Перекопа. Тут же осталась одна мелочь — эскадрилья из полка Иванова на МИГах, «старички» ишаки и чайки морской авиации, и москиты. То есть серьёзно поработать по наземным целям решительно нечем. Но держать авиацию противника в ежовых рукавицах не прекращаем.
Так вот, неприятель очень быстро сообразил, что пересидеть на аэродромах угрозу для дороги из нефтеносных районов до морского порта... да их потом начальство просто порвёт. Поэтому в окрестности мнимой цели немцами было стянуто вообще всё, что только могло до неё долететь — имею ввиду истребители.
- Мужики! Они наконец то оторвали свои фашистские задницы от аэродромов! Валим всех — никого не отпускать! - выдал я вводную на общей волне.
Нет, сами мы с полковником в бой не бросились — продолжали старательно играть роль живца. Ну и «абзацы» всё-таки довольно медлительные машины по нынешним временам. Однако увёртливые, с хорошим обзором и неслабо вооружённые. Огрызались мы довольно жёстко. Сбили ли кого — наверняка не скажу. Стреляли всегда с неудобных ракурсов, иногда в лобовую. Накоротке, в общем. Вроде — попадали. Но наши лёгкие и совсем не тяговитые машины сильно тормозила отдача - приходилось энергично трудиться, чтобы не свалиться в штопор. То есть четыре скорострельных крупняка — явный перебор.
Наши потеряли одну чайку — её пилота, спустившегося на парашюте, подобрал полковник — во второй кабине нашлось немого места среди не до конца расстрелянных пулемётных лент.
Я их прикрывал — и при посадке, и на обратном пути — неуклюже они смотрелись с торчащими вбок и вверх ногами. Потом, уже дома, ребята долго вычисляли количество сбитых немцев. Нет, всех завалить не удалось, но ряды асов Люфтваффе заметно поредели. То есть — засада удалась.
Через день повторили демонстрацию — я думал, что во второй раз фрицы на этот приём не клюнут. А они клюнули. Или их заставили? Мы их опять причесали, потеряв, увы, два МИГа и хорь. А вот на третий заход хитрость наша не сработала, хотя, возможно, у немцев просто ничего не оставалось, кроме нескольких повреждённых накануне машин. Начиная с этого момента МИГи и ишаки с чайками принялись беспредельничать, гоняясь по всей Румынии за автомобилями, поездами и речными судами — даже до Бухареста добирались. Начался натуральный воздушный террор.
Только москиты остались без работы — сидели на аэродроме, устраивали танцульки с местными барышнями. Механики соревновались в том, кто яростней отполирует свой самолёт, а БАО организовало натуральную баню с парилкой. Бои под измаилом уже поутихли - стороны измотали друг друга и теперь получали пополнение. Наши получали. А противная сторона боролась с дезертирством в своих рядах.

+14

362

Сергей_Калашников
Всё больше восхищаюсь, даже мелкие недостатки:

Сергей_Калашников написал(а):

. Бои под измаилом уже поутихли - стороны измотали друг друга и теперь получали пополнение.

не мешают поднимать градус восхищения!

П. Макаров написал(а):

С неизбывным восхищением не могу не добавить, что перечень подозрительных вещей стоило бы дополнить американскими радиостанциями - и тогда бдительность героя придет в полностью законченное состояние: а может ли он доверять самому себе! :)

Вы забыли восхитится ещё одним моментом, а именно как ловко выведен из строя комполка, заслуженный ас - орденоносец, как минимум на год. 8-)

+1

363

Dimitriy написал(а):

не мешают поднимать градус восхищения!

Подниму. Я глубоко восхищен неким лысым человеком, который в реальной истории сделал восхитительный финт - категорическим приказом переквалифицировал ИАП-ы, летающие на великолепных перехватчиках МИГ-3 в штурмовики.

Я с искренним восторгом предвкушаю встречу ГГ с этим выдающимся, выдававшим в нашей РИ всем серьгам по бабе, человеком и как же можно пропустить такой классический кОнОничный момент?   http://read.amahrov.ru/smile/girl_hysterics.gif

Отредактировано Бука (15-11-2013 22:32:24)

+1

364

"Кирдык", "хорёк", "абзац" - названия самолётов выше всяческих похвал. На очереди штурмовик "песец", и его модификация - "полный песец".

+4

365

Глава 26. От грусти до радости

У нас в Воронеже дела шли по-прежнему — сносно. Почему не хорошо? Потому что пришлось в срочном порядке переводить производство на выпуск абзацев. Мне их требовалось пятьдесят штук. А ломка почти конвейерным способом налаженного производства — тот ещё геморрой. Спасало то, что большое количество узлов и ещё большее — деталей были заимствованы от хоря. Но без путаницы не обошлось. И нервотрёпка с прибывающими за новыми истребителями представителями частей.
На курсах тоже без штурмовшины не вышло — началось обучение бомбометанию. А это не так просто, как кажется. Я ведь в своё время и Пешку пилотировал, и Ил — знаю не по-наслышке. Дело в том, что в задней части «салона» мы приспособились вешать пару пятидесятикиллограммовых бомб. Всё по-человечески — с открывающимися створками, с держателями. Отрабатывали работу с пикирования по малоразмерным целям.
Конечно, до оборудования машины тормозными решётками дело у нас не дошло — это только с виду просто, а на самом деле требует солидных аэродинамических исследований и серьёзной машинерии. Но толкающий винт, если сбросить обороты двигателя, сильно сопротивлялся набегающему потоку — шесть лопастей, как-никак. В этот момент Сан Саныч сделал нам неоценимый подарок - привёз замечательного Орского сала и целую кипу восхитительных противоперегрузочных резиновых штанов. Не в точности таких, какими мы раньше пользовались — над ними поработали и медики и люди, сведущие в технике. Они нагородили целый огород для поддержания нужного давления, зависящего от величины положительной перегрузки. Для нас же это означало возможность выводить машину из пике на несколько меньшей высоте.  В общем, я взял с собой только тех ребят, которые попадали в башню нарисованного на земле танка.
Сорок человек — считай целый легкобомбардировочный полк. Ближнебомбардировочным я его не назову, хоть тресните — дальность у нас о-го-го! Вот мы и заявились всей стаей на тот же самый аэродром под Измаилом, где по-прежнему «скучал» двести пятьдесят шестой МАП. Передохнули, заправились и дальше полетели. В кромешной тьме, за полночь поднялись в воздух, перевели двигатели на глушители и тихонько отправились к цели. Почему тихонько? Так заметную часть мощности потеряли, плюс к тому нам незаметность нынче важнее всего, поэтому прибрали газ. Ну и лететь-то какие-то четыреста километров — меньше двух часов.
Правильно рассчитали — во мглистых утренних сумерках, когда осадки, пропитавшие верхний слой литосферы, переходили в другое агрегатное состояние, мы «проявились» у Джурджи — Дунайского порта, где Плоештинская нефть грузится на речные суда. Работали с пикирования - информацию о том, где тут что находится и какие объекты нужно поразить, ребятки тщательно изучили и поделили между собой заранее. Цели расположены не в одном месте — поэтому все их можно было атаковать одновременно, не толкаясь локтями. Дымка, конечно мешала, но мишени нам достались крупные, различимые. Многие к тому же подсвеченные — порт работает круглосуточно. Одним словом — налёт получился коротким. Чуть задержались те, кого выделили для уничтожения судов — заранее ведь неизвестно, где они стоят или куда плывут.
- Заход для обстрела отменяется, уходим, - прервал я свято хранимое до этого момента радиомолчание. Не было у меня уверенности в том, что нефтепродукты полыхнут, хотя бомбы применили правильные. Поэтому рассчитывал разжечь пожары зажигательными пулями из пулемётов. Но это не потребовалось — горело всё, чему полагалось.
Через считанные минуты появились МИГи — прикрыть нас от истребителей, буде таковые появятся. Отсюда ведь совсем близко до Болгарии, где тоже имеются немецкие части. Так что лучше поберечься.

***

Едва вошли в зону слышимости полковой радиостанции, как в наушниках зазвучал знакомый голос, настойчиво вызывающий меня:
- Шурик, Шурик, ответь Лозе!
- Шурик слышит тебя, Лоза.
- У тебя горючки до Качи хватит?
- Хватит, - отвечаю.
- Вот туда и веди своих соколиков. Немцы прорвали Перекоп, и танки Клейста попёрли в степной Крым.
- А Ишуньские укрепления? - спрашиваю.
- Не докладывали мне ни про какие Ишуньские укрепления. А вот мимо тёти Нининого борща с пампушками вы надёжно пролетаете.
Я вздохнул и сообщил своим «орёликам» новый курс и конечный пункт маршрута. Пока выслушивал тридцать девять ответов о том, что меня поняли — замучился. Группа временная, на подразделения не разбитая — мы же всего одну операцию планировали провести этим составом.
Потом соображал, что это такое творится на белом свете. По старому графику немцы должны уже осадить Севастополь, а у них выходит задержка. И о захвате Донбасса сообщений не было. Опять же не помню, чтобы первая танковая группа отмечалась в Крыму — впрочем, подобных деталей моя память наверняка не сохранила. Могу путать понятия «не помню» и «не было».
К тому же мы в воздухе уже четыре часа и ещё нам около двух часов оставаться в кабинах — выдержат ли у парней мочевые пузыри? А то, чую, некогда будет отстирывать противоперегрузочные штаны и потом сушить их.

***

В Каче нам даже передохнуть не дали толком и не покормили. Заправили в пожарном темпе, а потом выяснилось, что бомбы у них не того калибра — соточки в наш бомболюк никак не лезут. Пришлось позволить личному составу передышку и накормить людей. Вылетели мы только под вечер, но без истребительного прикрытия. Как назло налетели мессершмитты. Пришлось становиться в оборонительный круг и отстреливаться.
С полчаса немцы держали нас практически на одном месте, пока у них горючее не кончилось. Танки тоже куда-то подевались — пришлось «раскидывать невод» и прочёсывать местность самим. Нашли мы колонну но, если принимать в расчёт именно танки, не серьёзную — с десяток «коробочек», напоминающих наши БТ, только с крестами. Бомбы ребята положили им точнёхонько в корпуса — те просто полопались. Остальное израсходовали на тентованные грузовики, бронетранспортёры и вообще на разные пушки и прочие подвернувшиеся цели. Хотя зениток нигде не было, по нам стреляли из пулемётов. Две наших машины так и рухнули, не выходя из пикирования — похоже, ребята были убиты еще когда прицеливались. А одна попыталась сесть на вынужденную, но разбилась. При этом в ней что-то взорвалось — спасать было уже некого.
Неудачный получился вылет. Многие привезли отверстия от пуль в крыльях и фюзеляже. Немцы — вояки серьёзные, а колонна была большая. Мы её ещё и из пулемётов обработали до полного израсходования боезапаса.
А потом я скандалил с местными, потому что никакого снабжения при себе не имел, а тут, оказывается у всех свои трудности и вообще я нарушаю установленные порядки.
Сказал, что утром вылетаю в Воронеж и самовольно разместил парней в помещении то ли клуба, то ли красного уголка — мы повалились кто куда, подстелив под себя противоперегрузочные штаны и подложив под голову шлемы. В этой просторной комнате было нормально натоплено, так что обошлись без одеял.
Единственное радостное обстоятельство — самолёты растащили по капонирам. А в остальном тут бардак.

***

Утро принесло нам завтрак, залатанные и заправленные самолёты, три комнаты в казарме, уставленные железными кроватями и приказ на вылет. Оказывается, когда мы уже дрыхли без задних ног, из Севастополя приезжал какой-то начальник и очень грубо обошелся с местными отцами командирами. Фамилию помянули — Жуков. Но, вроде как не Георгий Константинович. Он в своих «Воспоминаниях и размышлениях» про участие в обороне Крыма или Севастополя то ли вовсе не поминал, то ли про других рассказывал. Как-то не отложилось у меня ничего такого в памяти.
Да и сам полагаю — появись он здесь вовремя, навалял бы фрицам по загривку.
Короче — разделил я по-быстрому ребят на эскадрильи по семь-восемь самолётов и «нарезал» им задачи. Как выяснилось, фашиста надо было бомбить сразу в пяти местах. Командирами поставил бывших зэков, а сам занялся хозяйственными вопросами — быт-то тоже надо налаживать, и снабжение, и техобслуживание. Опять же, вместо бомб на этой местности по наземным целям удобнее работать реактивными снарядами — и у кого теперь добиваться их доставки? На двух машинах разбиты рации, передок нужно прикрыть бронелистом — где я  всё это возьму? Кругом — ни одного знакомого лица. Кто есть кто? Ничего не знаю.
И машины готовились для диверсии, а не для боевой работы. Если бы нам ночью летать — ещё куда ни шло. А так — ведь посбивают нас буквально за несколько дней. С другой стороны ситуация уж очень похожа на катастрофическую. Вот чисто умозрительно, если немец те войска, что раньше оккупировали Донбасс, направил сюда... опять не помню, какие части в тот раз куда были нацелены. Ни наши, ни немецкие.
Вытребовал себе связной У-2 со знающим пилотом и отправился в штаб. Какой? Как ни странно, командовали здесь военные моряки, хотя, на мой взгляд, основная тяжесть проблем явственно обозначилась на суше. Уже на входе возникли недоразумения с охраной - меня посчитали подозрительной личностью. Но тут увидел я знакомое лицо. Нет, по имени или фамилии я этого генерала не знаю, но мы с ним когда-то встречались. Он подошёл, видимо привлечённый недостойным, просто вызывающим поведением краснофлотцев, которым не понравились синие галифе старшего комсостава и и награды на сущем пацане.
- Шурик, если не ошибаюсь? Петров. Я видел вас в Одессе у Мичугина. Ступайте в оперативный отдел — пусть они введут вас в курс дела.
Вот так — несколько слов, и всё волшебным образом переменилось. Спустя буквально считанные минуты выяснилось, что я никакой вовсе даже не капитан а уже изо всех сил майор — командир четырёхсотого МАП, входящего в состав Первой воздушной армии, штаб которой находится в трёхстах километрах отсюда - под Одессой. Маразм крепчал. Связи с командармом у меня не было. То есть её не было не совсем — дотуда дотягивали радиостанции военных моряков, которые в настоящее время оказались заняты существенно более срочными сношениями, чем моё общение с прямым начальством.
Этап переподчинения совпал с прорывом немцами обороны Перекопа. Не скажу, что возникла паника, но неразберихи хватало. И в то же самое время все ждали какого-то события, должного что-то изменить к лучшему. Но это считалось секретной информацией. Прямо скажу — мне было не до этого. Я «завис» между небом и землёй в штабе Севастопольского оборонительного района, войска которого под давлением неприятеля перемещались где-то в окрестностях Симферополя, Джанкоя и Евпатории.
Опять же — потери управления не было, но ситуация стремительно менялась самым причудливым образом. Одна часть докладывала об оставлении некого пункта под давлением превосходящих сил противника, а другая — о том, что готовится к атаке на этот самый пункт и полагает свои шансы на успех хорошими.
При этом моему неискушённом в стратегии разуму наступили на горло, сказав, что тут вообще-то штаб Приморской армии. А я полагал, что она стоит западнее, за
Бугом. То есть обороняет Одессу.
Поэтому я наплевал на всё и принялся разыскивать хоть кого-то, командующего тутошней авиацией. Меня несколько раз посылали от одного командира к другому — неразбериха, возникшая при реорганизации на ходу — страшная вещь. Но мои мытарства не пропали даром — я снова попался на глаза к генералу Петрову:
- А-а! Шурик! Ты чего тут торчишь? Давай, перегоняй свой полк в Саки.
Разумеется, я поспешил к связному самолёту и уже через несколько минут снова был в Каче. Эскадрильи вернулись с работы без потерь — их неправильно навели. В указанных местах противника не оказалось. И разыскать его в каше из наступающих и отступающих войск, обозов и колонн ни у кого просто не получилось.
Зато видели истребители из Батаевского полка. Те выскочили, словно ниоткуда, начали выстраивать заход на атаку, но потом разглядели звёзды на крыльях и полетели своим путём.
До Сак от Качи лететь всего ничего. Зато одно удовольствие там садиться, потому что взлётно-посадочная полоса - бетонная. И ещё радость встречи с Батаевскими истребительными полками — они тут нынче оба. И Санин и Шурочкин. И вообще нынче здесь столько авиации, что просто глаз не нарадуется. В основном типы, предназначенные для фронтового использования — Су-2 и Ил-2. И те и другие явно нуждаются в защите с воздуха. То есть собран мощный кулак.
Вдобавок ко всему сюда уже прибыли столь необходимые нам подразделения аэродромного обслуживания и техники с оружейниками. Генерал Мичугин тоже здесь — он быстро навёл порядок, сделал мне замечание за то, что не поменял знаки различия, а потом созвал командиров на совещание. Основной посыл — через несколько дней начнутся большие события. А пока противник теснит наши части к югу, но сильно бомбить его не велено. Возможны отдельные вылеты в интересах подразделений, ведущих отступательную операцию. Истребителям же работать по обычному графику.
Да такого слова «Отступательная операция» я до этого момента ни разу не слышал. Думаю, генерал оговорился. Или проговорился?

***

- Шурочка! Тебе необходимо немедленно подать рапорт о переводе на преподавательскую работу и переехать в Воронеж! - Это командир двести пятьдесят седьмого МАП уговаривает командира двести пятьдесят восьмого МАП вспомнить, что она не только военный лётчик, но ещё и будущая мама. - Вот скажи ей, Шурик.
Капитаны Батаевы дружно оборачиваются ко мне и смотрят умоляюще.
Саню я отлично понимаю, но почему упрямится Шурочка?
- Все мужчины — ужасные эгоисты, - издалека начинает одна из лучших лётчиц, каких я когда-либо знал. - Разве вы ещё, не поняли, что тут затевается?
- Да, объясни нам недалёким, - я нарочно перевожу разговор в менее напряжённое русло. Пусть выговорится. Ну и она действительно имеет недюжинный ум.
Шурочка подводит нас к карте, утыканной флажками — тут каждый день отмечают линию фронта от Белого моря до Черного.
- Почему немцы не приблизились к Москве? -  задаёт она вопрос, на который имеет готовый ответ.
- Действительно, почему? - подыгрывает ей Саня.
- Может быть, наши войска оказали им достойное сопротивление? - вторю я.
- Оказали, - соглашается девушка. Ещё на подступах к Харькову — помните как мы летали из Первомайска. Ну не мы, а наши бомбардировщики. Тогда и замедлился темп продвижения немцев — они даже до Полтавы не смогли дотянуться. И куда в этот момент они повернули? Правильно — на юг. Вытеснили наших из Первомайска, потому что он встал им как кость поперёк горла. Не город, конечно — аэродром.
А потом последовали сразу два удара — на Запорожье и на Перекоп. В Запорожье их интересовала переправа через Днепр по плотине Днепрогэса, но не вышло — её наши взорвали. Но они взяли Херсон и рядом с ним навели понтонную переправу — помнишь же какое там прикрытие!
- Да уж, - согласился Саня. - Мы туда на охоту летали за мессерами. Всегда их встречали.
- И все эти усилия только для того, чтобы захватить Крым.
- На что он им? - полюбопытствовал я. Не потому, что не догадываюсь, а для поддержания беседы. - Тут же и промышленности особо нет.
- Порты, аэродромы, - как от назойливой мухи отмахнулась от меня Шурочка.
- К Бакинской нефти рвутся? - высказал я привычное для себя предположение.
- Нефть им тоже не помешает, но главный вопрос в снабжении армии. По рекам и морю грузы доставлять куда удобней, чем по железным дорогам. Пропускная способность водных путей намного выше. А у нас, если посмотреть по карте, отлично видно - уйма судоходных рек впадает в Чёрное море. Причем Днепр и Дон практически сходятся у Крымского полуострова. Если не отобрать его — так мы все их грузовые суда перетопим авиацией.
Поняли, мальчики? - она посмотрела на нас победоносно.
Ну, про себя я знаю, что не стратег, поэтом послушно кивнул. Саня последовал моему примеру — ему главное жену успокоить.
- Поэтому фрицы и попёрли к Перекопу. Да только взять его сходу не смогли, увязли, стали подтягивать силы. Наши со своей стороны укрепляли оборону, бомбили — штурмовали, обстреливали неприятеля из корабельных орудий. Потом была передышка, и вот фашисты снова полезли. И что мы видим? - на этот раз Шурочка открыла совсем другую карту — из числа тех, которыми мы пользуемся в полётах.
- Смотрите — положение на сегодня, - она дала нам полюбоваться, а потом положила второй лист. - И положение на завтра.
Мы с Саней старательно поводили носами по пометкам:
- Плановое отступление?
- Немцам дают войти в степную часть Крыма, а свои войска оттягивают в местность, удобную для обороны.
- Правильно, мальчики. Немец он ведь по науке воюет. Как только встречает сопротивление, начинает искать обход. А в сторону Феодосии дорога относительно свободна — только подтягивай части. Получается всё как раз по науке — быстрый ввод в образовавшийся прорыв свежих сил.
- А если наши ударят от Николаева и перережут пути снабжения?
- Немцы не дураки — как раз сейчас второй удар и направлен на Николаев и Одессу. Думаю, и румыны должны были начать новое наступление с запада, да только пока о нём ничего не слышно. Задерживаются, как всегда.
- Слушай, тогда нам нечем резать эту пуповину, - почесал я в затылке.
- И я не могу сообразить, какими силами командование собирается нанести отсекающий удар — мне ведь о планах руководства не докладывают, - смущённо улыбнулась Шурочка. - Но очень хочу на всё это посмотреть. Не могу я Саня, отсюда сейчас уезжать, потому что просто умру от любопытства. И, да, сама-то я больше не летаю.
- Так, скажи на милость, почему это ты так уверена, что мы нынче отступаем по чьему-то замыслу, а не оттого, что немцы нас теснят?
- Из-за Ивана Ефимыча. Он в обороне великий дока — ну, поговаривают про него такое.
- Иван Ефимович это Петров? - и, увидев ответный кивок: - А в наступлении он как?
- Этого пока никто не знает. Мы, как следует, ещё не наступали.

***

- Заходи, майор, - генерал Мичугин, похоже, рад моему появлению. - Ты вот тут пишешь, что «абзацы» для применения в дневное время совершенно непригодны, - встряхнул он бумагу, лежащую перед ним на столе. - А на что они вообще пригодны?
- Для точечных ударов в ночное или сумеречное время. По крайней мере их пилоты именно на это и натасканы.
- Пишешь, что их даже из пистолета можно сбить. Зачем ты вообще их делал?
- Учебная машина, - ответил я ничуть не смущаясь. - Простая и в изготовлении, и в управлении. По взлётно-посадочным характеристикам и пилотажным качествам приближенная к хорю. В паре специальных операций оказалась очень удобной — их даже специально сделали лишних четыре десятка, чтобы один раз положить бомбы по важной, но уязвимой цели. А на обратном пути нашу группу завернули сюда.
- Что поделаешь, - вздохнул Мичугин. Самолётов нынче не хватает, а всё, что поступает в войска, забирают к Ленинграду и на Московское направление. Хотя, ты знаешь, мы с Захаровым считаем, что те удары для немцев являются вспомогательными. А нам приходится бомбить со всего, что летает. С Р-5, с У-2, с сундуков. А нам Илы нужны в первую очередь. На худой конец — Су-2. И, знаешь, морские лётчики согласны с твоим мнением, что Ар-2 удобней Пешки, но поделать с этим уже ничего невозможно.
- Так морская авиация тоже вошла в состав нашей воздушной армии? - решил я слегка подмазаться, подчеркнув свою принадлежность к авиации Южного фронта.
- Не подхалимничай, тебе это не к лицу, - отреагировал Фёдор Григорьевич. - Думаю, со дня на день придёт приказ о твоём отзыве в Воронеж. Но остальных я не отдам. Ты мне лучше скажи, почему у тебя сержанты эскадрильями командуют? Ведь есть же и лейтенанты, и старшие лейтенанты в строю.
- Эти сержанты прибыли из мест заключения искупать вину перед Родиной.
- Предатели? Изменники? - генерал даже в лице изменился.
- Зато воюют со знанием дела. Опыт Испании и войны в Китае на нарах не вылежишь. Вы уж похлопочите о наградах для них, когда заслужат. Мужиков сейчас полезно реабилитировать, звания им вернуть, поставить на руководящие должности.
- Ну, ты жук! Ладно, будете работать по ночам, - вот так неожиданно под разговорам была подведена черта.

***

Низкая облачность. То и дело моросят противные холодные дожди. Летают только тихоходные У-2. На нескольих машинах смонтировали радиополукомпасы, что позволяет экипажам хоть как-то ориентироваться, беря засечки на специально расставленные радиомаяки. Снизившись в нужном районе переходят на местные приметы — чуть ли не дорожные указатели приходится читать. Рассказывали и о случаях, когда садились и спрашивали дорогу. Иногда командиры наземных войск беззастенчиво пользовались случаем и направляли заблудившиеся бомбардировщики на нужные им цели.
Абзацы сидят на земле — не с их посадочными характеристиками подобные маневры. Опять же, если возьмёшь второго члена экипажа для работы с аппаратурой и ориентирования в облачной мгле, некуда взять бомбы. Все или скучают или безобразия нарушают.
Немцы тоже не летают. Зато их наземные войска продолжают теснить наши части — степная зона Крыма практически вся в их руках. Тяжелые бои идут на подступах к Сакам и Евпатории. В Симферополе наши дерутся за каждый дом. Ужас охватывает сердце при каждом взгляде на карту, испещрённую соответствующими пометками. И тут вдруг ни с того, ни с сего в Херсоне и Каховке с кораблей речных флотилий высаживаются десанты — оказывается эти силы давно накапливались для прорыва вверх по Дунаю, но их поспешно перебросили на Днепр, чтобы затянуть горловину мешка, в который крупные силы противника долго и упорно рвались.
Сам-то я ничего этого не видел — сидел на земле вместе со всей нашей авиацией. Мы к земле прикованы туманом, если кто не понял. Но речные мониторы — очень серьёзные корабли. Их артиллерия — это морские калибры, опасные для возведённых немцами укреплений. До некоторых целей «дотянулись» и орудия эсминцев, но идти вверх по реке морские корабли не отважились. Ещё рассказывали о торпедах, бегущих по поверхности воды, выскакивающих на берег и по инерции доскальзывающих до ДОТов или ДЗОТов береговых укреплений — фашисты не пожалели трудов для укрепления коридора, через которое шло снабжение Крымской группировки.
Мы пользовались каждым случаем, предоставляемым нам погодой — вылетали бомбить неприятеля. Нам сначала поручали цели на железной дороге. Входные стрелки и водокачки. Потом — автоколонны. Степной Крым не изобилует укрытиями от взгляда сверху. В зоне же, где разворачивались основные события, работали, преимущественно Илы.
Немцы подтягивали к Каховке и Херсону всё новые и новые силы, почти прекратив активность на остальных участках. Да и генерал Мороз крепко затруднил им жизнь в центральных областях страны. Это тут, на юге холода не сковывали ружейную и моторную смазку.
Подтянувшиеся из Сибири дивизии те, что, насколько я помню, защищали Москву и потом гнали оккупантов от её стен, на этот раз сняли блокаду с Ленинграда. Нет, освободить Псков им не удалось, но слова «овладели Новгородом» были произнесены Левитаном настолько торжественно... то есть железнодорожное сообщение с городом на Неве восстановили, за что Георгий Константинович Жуков совершенно заслуженно был удостоен звания Героя Советского Союза.

***

Сражение которое уже назвали Каховско-Херсонским, приняло затяжной характер. Стороны атаковали и контратаковали. В моменты, когда погода позволяла, небо было черно от самолётов. Но переправы через Днепр немцам так и не удалось восстановить. Оставшаяся без подвоза боеприпасов Крымская группировка села на голодный снарядный паёк — наши это сразу заметили по ослаблению действия зениток. Мессеры здесь тоже появлялись нечасто — им и над местами основных событий хватало работы. Мы же перебоев с горючим и бомбами не испытывали. А в степях трудно спрятаться от взгляда сверху.
Огорчали потери от ружейного огня — наш полк выбили меньше, чем за месяц. Четверть личного состава и две трети машин больше никогда не поднимутся в воздух. Эта печальная история завершилась расформированием. Личный состав «разобрали» соседи, а самолёты пустили на запчасти — сняли с них всё, что представляло ценность, а остальное бросили. Собственно, остатки фюзеляжей и крыльев недолго пролежали на краю лётного поля. Что-то пошло в печи, что-то уволокли на ложные аэродромы и подставили под воздействие вражеских бомбардировщиков..

+13

366

Восхищение талантом автора выражено невнятно.

Отредактировано Злобный смотритель форума (17-11-2013 11:17:45)

0

367

Отсутствует восторг по поводу таланта Великого Писателя

Отредактировано Злобный смотритель форума (17-11-2013 11:18:32)

0

368

Торпеды, выскакивающие на сушу, это просто чистый дистилированный восторг!
Отдельное спасибо автору за новое слово в стратегии и тактике - "подступы" к поселку Саки (аж до 1961 года) отдельно от города Евпатории несмотря на дистанцию аж в двенадцать километров.

+3

369

Ivan70 написал(а):

Торпеды, выскакивающие на сушу, это просто чистый дистилированный восторг!

Этот приём применяли на Северном флоте в период десантных операция - я всего-то на пару-тройку лет поторопил события.
Поэтому восторги Ваши ошибочно направлены в мой адрес.
Увы, квалифицированно послать Вас я не могу - автора идеи не знаю.

0

370

Сергей_Калашников
Восхищаюсь Вашей осведомленностью, правда вот послать меня у Вас не получится :(, потому как то что Вы описали исключительно плод Вашего гениального воображения :). И торпеды там были несколько необычные и цели хотя и находились формально на берегу имели так называемый "заглубленный фронт" то есть ни на какую сушу торпеды не выскакивали, ввиду отсутствия необходимости :), впрочем это только возвышает Ваше произведение ... над серой реальностью :).
Если угодно, могу в личке рассказат "как это работает", Вы спрашивайте - Вам ответят :).

+5


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Заповедник Великих Писателей » Внизу наш дом