Глава 25. Мосты
Полковник Петров — очень хороший лётчик. Вот вместе с ним мы и отправились в командировку для проверки моей поистине безумной идеи. Летим на двух полностью загруженных «абзацах». То есть один человек за штурвалом и куча барахла на месте заднего пилота. Ёмкие баки в крыльях позволяют нам без единой посадки заложить длинную дугу к югу в обход Крыма и дотянуть до самого Измаила.
Признаться — длинная дорога вымотала нас. Да и в конце получилась заминка — мы никак не могли отыскать аэродром двести пятьдесят шестого МАП — настолько тщательно он оказался закамуфлирован. Нам уже и по радио подсказывали, наводя на взлётно-посадочную полосу, а мы - всё мимо и мимо. Саид поднял пару хорей, которые нас и «довели». Я, признаться, глазам своим не поверил, когда первый из сопровождающих плюхнулся прямо на болотину, покрытую характерными кочками.
А вот и нет — это было твёрдой ровной поверхностью. Чудеса, да и только. Всего-то несколько месяцев как началась война, а такое искусство маскировки!
В расположении чувствовалась обжитость — видно, что давно тут сидят. Комполка Цуриев и начштаба Смирнов — давние мои знакомые. Лётный состав — двадцать семь лётчиков — тоже. Курсисты. Повариха тётя Нина — мы словно вернулись домой. И мой полковник раньше тут бывал, когда прикидывался летёхой.
- Знаешь, Шурик. Румынский-то зверинец мы выбили подчистую, - рассказывает Саид. В августе Люфтваффе откуда-то из Италии подогнало довольно много авиации — похоже полностью лишили Роммеля поддержки с воздуха. Эти поначалу развили бурную активность, но сейчас приутихли. Мы хорошо наловчились их прижимать. МИГи из пятьдесят пятого сверху клюют, а мы внизу поджидаем. Связываем худых, а И-16 и чайки из морской авиации тем временем утюжат аэродромы, обрабатывая позиции зенитчиков. За ними подтягиваются Су-2 и уже наводят окончательный марафет.
- Постой, - говорю. - Это ты мне рассказываешь о полном господстве в воздухе? Осенью сорок первого года?
- Таки да, - отвечает Саид. - А когда ты полагаешь этим следует заниматься? Внизу наш дом, а это наше небо — мы никому его не отдадим.
- Хм. Стало быть — молодцы. Кстати, Евгений Евгеньевич! Тут старый ваш знакомый — майор Бойко — гостинец прислал. Настоящее Воронежское сало, - подаю начштаба изрядный шмат, завёрнутый в промасленную бумагу.
- Правильный мужик Сан Саныч, - замечает от своих котлов тётя Нина. - Кланяйся ему от меня.
- Тут такое дело, Шурик, со смущением на лице произносит Саид. Один-то кирдык, Мусенькин, у нас в полку сохранился. Мы на него, было дело, ШКАСы поставили вместо револьверных пушек. Но только наши оружейники крепко поколдовали с порождениями твоего мрачного гения. Сначала приспособились заряжать их снарядами от современных морских зениток. Так стало значительно удобнее работать по бомберам — даже хейнкели сто одиннадцатые с одного-двух попаданий заваливаются. Но не о том речь веду.
Одесситы, а ты их знаешь, готовясь к защите города, раскопали на артиллерийских складах пушки Барановского? Слыхал о таких?
- Признаться, не приходилось.
- Двух с половиной дюймовка времён Русско-Турецкой войны. Их прибрали к рукам десантники — поставили на торпедные катера Г-5 для работы по берегу.
- Постой, как это по берегу? И почему именно торпедные катера?
- В море этим глиссерам-переросткам неуютно из-за волнения. Зато на речной глади никому за ними не угнаться. Вот и придумали их на Дунае использовать. Только торпедами в речных узостях не больно-то постреляешь, потому что их нужно на скорости сталкивать за корму и потом отворачивать с курса, пропуская вперёд. Короче, сажают в пустые торпедные желоба десантников и мчатся, куда пожелают. Мы сами видели, потому что прикрывали и работали по огневым точкам румын.
Так вот — глядим — что-то на берегу после выстрела с катера очень убедительно бабахнуло. Не просто осколочный рванул при попадании в цель, а в воздухе с недолётом. Спросили — оказалось, и правда — шрапнель. А нам очень было бы интересно эту самую шрапнель по мессерам выпустить так, чтобы она у них перед носом рванула. Начали кумекать и так и этак как бы к той пушке барабан присобачить. Тем более, что ствол из переднего окончания балки всего на сорок сантиметров выставляется — то есть развесовка планера сохраняется.
- Э-эй! Развесовка, конечно важна, но масса-то самого ствола насколько возрастает!
- Э-эй! Ты слушай до конца, имей терпение и не перебивай, - Саид вдруг вспомнил о своей кавказской национальности, а то перед этим демонстрировал явную приверженность одесскому выговору.
Я кивнул и изобразил зашивание рта.
- Выпросили мы пушку у десантников, приспособили барабан с отстрелом песка назад. Вот тут морячки и сделали нам полную предъяву, забрали пушечку и на пулемётный станок её присобачили — им, видите ли самим такая нужна, потому что требуется чем-то весомым работать по защищённым целям вроде ДЗОТов с расстояний около километра. Э-эй! Не перебивай, - спохватился он видя, как я набираю в грудь воздуха для очередного вопроса. - Вчетвером носят за носилочные ручки, а людей из-под выхлопа убирают. И станок заменили на разножку такую, вроде складной табуретки, потому что отдача совсем крошечная.
Помчались они в Одессу-маму, просить ещё — а нетути! Тех Барановок оставалось на складах кот наплакал, почти все на катера ушли. И снарядов к ним, считай, совсем мало. Но принцип понятен. И решили ребята сразу перейти на семьдесят шесть миллиметров — нынче это распространённый калибр. Но тут опять засада — негде взять для неё стволов. В Одессе такого оборудования не нашлось, чтобы нарезы нарезать, а пушек им никто не даст, даже самых древних — их давно уже разобрали все подряд и вокруг города установили.
Зато сами снаряды в городе уже выпускают, и ещё миномёты восьмидесятидвухмиллиметровые делают. Нет, ну ты что, не знаешь одесситов — да тут почти всё, что требуется для снабжения армии, уже сами изготавливают. Даже патроны готовы вручную набивать, потому что не любят, когда ими чужие командуют... румыны, то есть.
Так вот — трёхдюймовый снаряд в миномётный ствол лезет и даже не так уж сильно в нём болтается. Осталось насадить пояски потолще и придумать, как без нарезов придать ему вращение. Не сильно — чтобы всего километр пролетел без кувырканий. Представь себе — ничего они не придумали. Поэтому поступили грубо, можно сказать, не по-европейски. Присобачили к хвостовику стержень, как у старинных китайских ракет. Прямо туда, куда полагается трассер ввинчивать, по той же самой резьбе и вогнали. И оно заработало. До полутора километров снаряд летит носом вперёд, а дальше и не сильно нужно - они всё равно не попадают в амбразуру. Хоть и с оптическим прицелом от винтовки. Но с одного барабана цель уверенно поражают.
- Э-э-э... - не выдержал полковник Петров. Так стержень-то нужен длинный. Как он в гильзу-то помещается?
- В барабан, нет у нас гильз. Да, конец погружен в песок. Немного неудобно при снаряжании, но это же не под вражеским огнём делается. Приспособились.
- Погоди, - на сей раз не утерпел уже я. Какой может быть трассер в шрапнельном снаряде?
- Никакого, - согласился Саид. - Кувыркаются в полёте, только шум стоит. Но ведь лететь-то им до подрыва не больше сотни метров. Зато их даже лучше видно — можно поправки вносить в прицеливание.
- Видно? Снаряды в полёте? - полковник чуть не подпрыгнул.
- А что тут удивительного? У них скорость всего вдвое больше, чем у самолёта. Метров триста в секунду. Хорь полтораста делает.
- Гладкостволка, - кивнул я понимающе. - И давление газов при выстреле нельзя создавать большое, а то прорывы пойдут по местам стыков барабана со стволами. Так ты тоже поставил этот девайс на кирдыка?
- Слушай, Шурик! - встрепенулся Петров. Ты какие иностранные языки знаешь?
- Говорю только по немецки, и то исключительно по-делу. Хальт, хенде хох и Гитлер капут — других слов мне по жизни не требуется. А вот технические тексты по своей специальности понимаю по-французски, немецки и английски безо всякого словаря. Хотя, по-французски знаю слово «сава» - его надо отвечать, когда у тебя что-то спрашивают на языке д`Артаньяна. А по-английски - «гот дэммит». Тоже для любого случая подходит. Но что слова сии означают, хоть убей не знаю — их в технических текстах не встречается. Или я их просто написанными не узнаю — у этих европейцев куча лишних букв в книжках.
А слово «девайс» на нашенский переводиться вроде как «хреновинка такая заковыристая». Так я еще спросить хочу у товарища капитана. У тебя что, есть и такие лётчики, которые на кирдыке летают?
Чукча и Сандыр. Они маленькие и щуплые. Остальные говорят, что им в кабине тесно. Врут, думаю. Вернее, не в тесноте дело, а в норове машины. Оленевод и джигит справляются, а остальным это не под силу. Но, только знаешь, мы эту машину всегда держим в стороне от основной группы, а то немцы, как её завидят, сразу куда-то улетают. Так что сначала нужно истребители связать боем, а уж потом кирдыка по радио подзывать. Ну а то, что он навалит, мы потом на всех участников вылета поровну делим.
Полковник Петров посмотрел на нас молча и вздохнул.
- Мы — страх и ужас. Мы ночной кошмар Люфтваффе — сказала тётя Нина, ставя перед нами фаянсовые тарелки с гуляшом. - По мадьярскому рецепту готовила. Отведайте.
По традиции двести пятьдесят шестого МАП устав в его расположении действует ограниченно.
***
Переделка машин, я про «абзацы», потребовала некоторых трудов. В одном, ведомом, было демонтировано управление, а кабина наполнена тротиловыми шашками, определённым образом уложенными и закреплёнными. Взрыватель пристроили, приводы проверили. Во второй — ведущей, на переднем месте установили пульт управления — тот самый джойстик и несколько тумблеров. Пилот — полковник Петров — расположился позади, а я сел в носу — мне нужно хорошо видеть идущую впереди беспилотную машину.
Потом весь полк дружно взлетел, а остальные отошли подальше и попрятались — четверть тонны взрывчатки — это серьёзно. Запуск двигателей и очень напряжённая операция — взлёт. Задняя машина должна следовать на постоянном расстоянии за снаряженной крылатой бомбой с моторчикрм и повторять её маневры с минимальным отставанием — между самолётами натянуты провода.
Разгон, отрыв, плавный набор высоты и поворот на нужный курс. Две эскадрильи отправляются пошуметь в местах не связанных с нашей затеей, а одна сопровождает нашу парочку. Идем, обходя места, откуда могут обстрелять зенитки. Выше висит четвёрка МИГов, справа видна группа чаек с подвешенными под крыльями реактивными снарядами. Да, операция достаточно масштабная.
Я потею от напряжения, потому что управлять машиной, глядя на неё сзади довольно сложно. Плюс к тому, реакция аппарата на воздействия совершенно иная чем, когда чувствуешь самолёт всем телом. Ну и моторчики, тянущие тяги вынуждают подбирать правильное положение отклоняющихся плоскостей за несколько приёмов — туда-сюда.
Да, тут всё примитивно. Зато просто и надёжно. В продольных балках машин на шпулях намотан полукилометровый отрезок гибкого многожильного провода и механизм, похожий по принципу на устройство безынерционной катушки. Он выбирает слабину или наоборот, выпускает «верёвку» при увеличении усилия. Но, пока не дойдём до цели, нам нельзя далеко отрываться, а то вес выпущенного провода превысит втягивающее усилие, и тогда кабель провиснет и начнёт нас сбивать с панталыку, мотаясь под действием набегающего потока воздуха. Всё это требует от обоих пилотов филигранного мастерства и идеальной согласованности.
Подходим. Чарноводский мост защищён зенитной артиллерией просто на зависть. И на страх врагам. В данном случае — нам. Сейчас над ним кружатся ишаки, сбрасывающие с большой высоты свои бомбы. Чайки идут в атаку на батареи, со всех сторон пикируют хори, строча из пулемётов по целям на берегу. Прикрытие старательно отвлекает внимание от главных действующих лиц.
Мы же на бреющем над самой водой, нацеливаем передний абзац на опору моста. На какую? Кто же его знает! Сейчас я вижу только одну. Полковник старательно держит нашу машину на линии, проходящей через цель, «снаряд» и мою голову — остальной мир перестал существовать — мы на боевом курсе. Расстояние между нами и летающей торпедой возрастает — я прибавил ей оборотов, а полковник замедлил полёт нашего самолёта. Кабель удлиняется, вот он уже скользит по поверхности реки. Я компенсирую приложенную к передней машине силу — попал. Взрыв. Нас встряхивает, но Петров уже приподнялся и прибавил тяги — ударная волна швыряет нас не в воду, а в воздух. Боевой разворот — уходим.
***
- Полный абзац, - только и сказал генерал Мичугин, указывая на разложенные по столу фотографии. Изображение Чарноводского моста, доставленное авиаразведчиком смотрелось довольно грустно — разваленная взрывом верхняя часть каменной опоры и рухнувшие с неё два ферменных пролёта — искорёженные взрывом металлические конструкции погнулись и полопались во многих местах, частично погрузившись в реку, а частично опираясь на сохранившиеся соседние быки.
- Если на глазок, то не на один месяц восстановительных работ, - произнёс человек в штатском.
Нам с полковником его не представили, но на Одесском аэродроме я видел ТБ-7 — редкий зверь в это время. На них, припоминаю, возили дипломатов за границу через территории контролируемые противником. Высотные они и очень дальние. Нынче же привезли кого-то важного прямиком сюда.
- По нашим оценкам, - продолжил незнакомец, - Румыния сейчас находится на распутье. Война развивается для неё крайне неудачно. Понесены огромные потери. Есть мнение, что ещё несколько ударов — и она пойдёт на заключение с нами сепаратного мира. Сможете ли вы, товарищ генерал, обеспечить аналогичный удар по мосту в Фетешти?
Мичугин посмотрел на полковника Петрова, а потом оба они перевели взгляды на меня.
- Фокусы полагается показывать только один раз, - ответил я не задумываясь. - А вот с выдумкой использовать произведённый эффект будет крайне интересно. Так уж получилось, что неприятельская авиация сейчас и здесь действует крайне аккуратно. Что же касается создания дополнительных трудностей для Чау... Антонеску, так на подготовку потребуется некоторое время. Машины изготовить, лётчиков натренировать.
- Ты чего опять придумал? - полковник Петров выглядит взвинченным. Наверно, привык на подобного рода «пожелания» давать неизменно положительные ответы. А у меня голова уже вся в решении новой «задачки» - я в таком состоянии плохо владею собой.
***
Тем не менее, третий, последний из сделанных «абзацев» к нам под Измаил подогнали буквально через день. Снаряжать его взрывчаткой мы и не подумали — установили на обе машины по четыре крупнокалиберных УБК, которые вместе с боезапасом практически исчерпали грузоподъёмность наших невеликих машин. А потом вместе с остальной авиацией, базирующейся поблизости полетели разыгрывать этюд «Налёт на мост в Фетешти». То есть летели друг за другом на малом расстоянии, будто связанные невидимой нитью, а все остальные старательно нас охраняли.
Сразу добавлю для ясности, что бомбардировщиков в этих краях сейчас не базируется — они «сидят» в Крыму и работают в интересах защитников Перекопа. Тут же осталась одна мелочь — эскадрилья из полка Иванова на МИГах, «старички» ишаки и чайки морской авиации, и москиты. То есть серьёзно поработать по наземным целям решительно нечем. Но держать авиацию противника в ежовых рукавицах не прекращаем.
Так вот, неприятель очень быстро сообразил, что пересидеть на аэродромах угрозу для дороги из нефтеносных районов до морского порта... да их потом начальство просто порвёт. Поэтому в окрестности мнимой цели немцами было стянуто вообще всё, что только могло до неё долететь — имею ввиду истребители.
- Мужики! Они наконец то оторвали свои фашистские задницы от аэродромов! Валим всех — никого не отпускать! - выдал я вводную на общей волне.
Нет, сами мы с полковником в бой не бросились — продолжали старательно играть роль живца. Ну и «абзацы» всё-таки довольно медлительные машины по нынешним временам. Однако увёртливые, с хорошим обзором и неслабо вооружённые. Огрызались мы довольно жёстко. Сбили ли кого — наверняка не скажу. Стреляли всегда с неудобных ракурсов, иногда в лобовую. Накоротке, в общем. Вроде — попадали. Но наши лёгкие и совсем не тяговитые машины сильно тормозила отдача - приходилось энергично трудиться, чтобы не свалиться в штопор. То есть четыре скорострельных крупняка — явный перебор.
Наши потеряли одну чайку — её пилота, спустившегося на парашюте, подобрал полковник — во второй кабине нашлось немого места среди не до конца расстрелянных пулемётных лент.
Я их прикрывал — и при посадке, и на обратном пути — неуклюже они смотрелись с торчащими вбок и вверх ногами. Потом, уже дома, ребята долго вычисляли количество сбитых немцев. Нет, всех завалить не удалось, но ряды асов Люфтваффе заметно поредели. То есть — засада удалась.
Через день повторили демонстрацию — я думал, что во второй раз фрицы на этот приём не клюнут. А они клюнули. Или их заставили? Мы их опять причесали, потеряв, увы, два МИГа и хорь. А вот на третий заход хитрость наша не сработала, хотя, возможно, у немцев просто ничего не оставалось, кроме нескольких повреждённых накануне машин. Начиная с этого момента МИГи и ишаки с чайками принялись беспредельничать, гоняясь по всей Румынии за автомобилями, поездами и речными судами — даже до Бухареста добирались. Начался натуральный воздушный террор.
Только москиты остались без работы — сидели на аэродроме, устраивали танцульки с местными барышнями. Механики соревновались в том, кто яростней отполирует свой самолёт, а БАО организовало натуральную баню с парилкой. Бои под измаилом уже поутихли - стороны измотали друг друга и теперь получали пополнение. Наши получали. А противная сторона боролась с дезертирством в своих рядах.