Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест


Коптский крест

Сообщений 351 страница 360 из 894

351

Ромей написал(а):

Скажем - в виде пристегнутых файлов?

Можно выложить снова. Даже целыми главами, но лучше частями по 40000 знаков. Проще проверять на ошибки.

+1

352

прямо здесь текст вставлять - или пристегивать?
Да, я переразметил главы, как это советуют ваши коллеги - сделал их намного компактнее.

0

353

Наконец-то Яша мог с чистой совестью отрапортовать  дяде Ройзману о выполнении  его поручения. Дело было так. Молодой человек уже второй день дежурил у дома Николки Овчинниикова. Но увы, единственным успехом за все это время было то, что  Яша сумел «установить клиента» - то есть, через мальчишек из ближайших дворов навел кое-какие справки о гимназисте и его семье. Это было все – загадочный мальчик и его отец больше не появлялись, и Яша уже начинал потихоньку звереть и  прикидывать, как объясняться с часовщиком. Мало того, что поручение не выполнено – за эти дни Яша потратил не много ни мало, как один рубль семнадцать копеек дядиных денег – и теперь ни на минуту не сомневался, что склочный Ройзман не преминет вычесть их из жалования нерадивого родственника. А рубля семнадцати Яше было жалко до слез – он копил деньги на учебу в университете и привычно считал каждый грош.
И вдруг – такая удача! Притомившись от безделья, Яша всего на минутку отвлекася от своего поста, сбегав на угол, к лотку пирожника – а когда вернуля, то увидел на улице, напротив Николкиного дома, того самого незнакомца! Мужчина постоял перед домом, на мостовой, затем поправил шляпу и проследовал во двор. Во двор Яша соваться не рискнул – он уже знал о грозной репутации местного дворника и отнюдь не горел желанием вступать с тем в конфликт. Так что молодой человек пристроился на привычном месте  и приготовился ждать, не спуская глаз с дома Овчинниковых.
Ожидания увенчались успехом. Примерно через час, из ворот выскочил вредный дворник и мелкой трусцой устремился по улице, в сторону Земляного Вала. Вернулся он спустя каких-то десять минут, причем в сопровождении квартального. Яша насторожился, припомнив недавний случай с визитом квартального и гимназического инспектора. Однако, на сей раз, страж порядка пробыл в подозрительном доме не так долго. Вскоре он снова показался на улице – и снова  в сопровождении Фомича. Яша, предусмотрительно занявший стратегическую позицию в двух шагах от подворотни, прекрасно слышал разговор двух  почтенных охранителей покоя обывателей Гороховской улицы.
По всем увыходило, что таинственный гость часовой лавки, так заинтересовавший дядю Ройзмана, будет  теперь проживать здесь, в этом самом доме. Для этого, собственно, и посылали за квартальным – представить тому нового квартиросъемщика. Из подслушанных обрывков беседы Яша уловил, что во первых, Савватей Игнатьевич (так звали квартального) считает новосела человеком солидным, добропорядочным, а так же полагает, что тот прибыл в Москву для того, чтобы открыть торговлю каким-то «мириканским» товаром. Дворник поддакивал городовому, вворачивая то и дело, что «не худо было бы хозяину повыгонять взашей заполонивших дом скубентов и брать на постой людей зажиточных».
Больше ничего Яше и не требовалось. Бочком, тихо, он отошел в сторону от собеседников – и со всех ног кинулся на Никольскую, в лавку старого пройдохи Ройзмана.

+6

354

Никонов третий день не мог найти себе места. Он уже десять раз проклял себя что не устроил юным странным визитерам, что не стал выяснять, где они живут, не проследовал наконец, за мальчиками. История с открытками никак не шла у лейтенанта из головы; и на следующий день он отправился на поиски  своего давнего знакомого,  московского художника. Знакомый этот вел весьма рассеянный образ жизни, время от времени развлекаясь оформлением театральных спектаклей – но в средствах особо не нуждался.  Время он проводил, в основном, в трактирах, облюбованных московской театральной и художественной богемой, а  то и вовсе коротал вечера на Живодерке , в «Собачьем зале», в обществе неудавшихся драматургов, подрабатывавших переделкой чужих  пьес для второразрядных театральных трупп.
При всем при том Аркаша Коростенько́в (так звали знакомца Никонова) происходил из дворянской семьи, воспитание имел безупречное – и казалось, знал наперечет всех художников, искусствоведов и реставраторов Первопрестольной и Питера. Такой человек был Никонову теперь и нужен – так что лейтенант, потерпев неудачу в «Колоколе» на Сретенке (где собирались обыкновенно живописцы, работающие по церквам), направился на Живодерку.
Населенная мастеровым людом, цыганами, извозчиками да официантами, Живодерка была улицей шумной и весьма бурной как днем, так и ночью. Здесь же обитали артисты и драматурги, перебивавшиеся случайными заработками; именно им и был обящан Собачий зал своим колоритным прозвищем.
Когда большинство московских «заведений с напитками» уже закрывалось, именно здесь охочий человек мог раздобыть живительной влаги; впрочем, и во всякое другое время местные винные лавки и шланбои   не знали отбою от посетителей.
Там он и застал Аркашу – в компании двух пропитых молодых людей, один из которых представился драматургом Глазовым, а другой вовсе не представился – лишь глядел на Никонова мутными, залитыми хлебными вином глазами, да мерно икал.
Сам Коростеньков, одетый в чистую коломянковую пару, при шляпе калабрийского разбойника и шотландском шарфике, завязанном на модный манер «неглиже с отвагой а-ля «черт меня побери», сидел, откинувшись, на скрипучем деревянном стуле и курил огромную дешевую сигару.  Он встретил лейтенанта, брезгливо озиравшего чадный мрак распивочной при Собачьем зале  так, будто ждал его здесь уже, по меньшей мере, несколько часов:
- Ну вот, друг, спасибо, что пришел! А то без тебя чего-то не хватало. Иди, причастись….. а я вот, запутался, брат, запил. Кисти видеть не могу, бросил, сижу вот в здешних палестинах, жду творческого аванта́жа.  –
Такая манера, впрочем, ничуть не удивила Никонова. Он дружески кивнул Аркаше и подсел на  свободный стул. Драматург Глазьев немедленно вскочил, и со словами, «я Мигом, господа», удалился в сторону стойки; безымянный же икающий компаньон сделал движение, как бы падая лицом в стоящие на столе тарелки; однако же удержался, кое-как выпрямился  и продолжил свое размеренное занятие.
Отправляясь на поиски Аркаши, лейтенант предусмотрительно переоделся в цивильное платье. Появляться в подобных местах в офицерской форме мало того, что было моветоном, и прямо запрещалось уставом, так это могло еще и привести к нешуточным неприятностям. Людей в форме на Живодерке всегда недолюбливали Но Нконов, не раз  в кадетские годы, посещавший богемные и просто сомнительные  заведения Санкт-Петербурга, понимал  нравы обитателей «Собачьего зала». Куда только делся образ утонченного, холодно-презрительного, англезированного морского офицера?  За столиком теперь сидел то ли мелкий  чиновник, то ли начинающий присяжный поверенный – только вот прямая спина да отчетливая посадка выдавали в Никонове военную косточку. Да, пожалуй, еще и неистребимая брезгливость, заставлявшая его не прикасаться к остаткам драматургического застолья.
- Знаешь, Аркадий, а мне нужна твоя профессиональная консультация. – Никонов принял из рук подошедшего драматурга  Глазьева граненую стопку зеленоватого стекла и поспешил перейти к делу. – Ты, милый друг, помнится, когда-то был связан с реставрацией миниатюр? Мне бы надо, чтобы ты  осмотрел кое-какие репродукции и подсказал, чья это работа.
Дело закипело. Аркаша единым духом опрокинул принесенную для Никонова стопку; тем временем, драматург Глазьев, повинуясь указующим жестам Коростенькова, освободил стол и рысцой побежал в соседнюю лавку  за лупой.  Когда искомый инструмент был принесен, Аркаша, на которого, казалось, никак не подействовало принятая внутрь порция хлебного вина, долго ползал с увеличительным стеклом по открыткам, то в раздражении отбрасывая их в сторону, то надолго приникая к очередному картонному прямоугольничку.
Наконец он выпрямился, шумно выдохнул и укоризненно посмотрел на Никонова:
- Ну, брат, ты и задал мне задачку. Признаюсь – я такого отродясь не видел. Ты уж строго не суди старого пьянчугу, но, пожалуй, я тебе и вовсе помочь не смогу. Не знаю. Сказал бы, что это фотокарточки – только это не так. В тех зерна видны, а здесь… я вообще не понимаю, как это может быть сделано. –
Было видно, что художник изрядно озадачен. Хмель с него почти что слетел, и теперь он смотрел на Никонова вполне ясными глазами – и в глазах этих отчетливо читалось недоумение.
- Скажи честно, Серж, где ты это взял? Я всякого навидался, но ты мне поверь – такое даже старику Евреинову   не снилось!  А детали какие! Я бы сказал, что это большие полотна, только сильно уменьшенные – но кто их писал? И как уменьшил? Нет, брат, такого решительно не бывает. И ты теперь   просто обязан рассказать мне, откуда у тебя эти рисунки! –
Избавившись кое-как от Аркаши, Никонов с облегчением покинул Живодерку. Впрочем, какое там облегчение – на душе у него скребли кошки. Количество несоразмерностей, накапливающихся вокруг двух его юных гостей, превышало все разумные пределы. Непонятная техника миниатюр… удивительные приемы обращения с револьвером, продемонстрированные старшим из мальчиков. Непонятные словечки, порой проскальзывавшие в его речи, да и сама манера говорить -  до странности отличающаяся от всего, что мог припомнить Никонов. Вроде, и московский акающий говор но…
А  удивительно деталированные картинки с американскими аборигенами и переселенцами? А  непонятный, но  такой грозный броненосец с цветком сакуры на форштевне? И, наконец, главное….  Никольский шагал по московской мостовой, а в висках у него метрономом  билась, то на японском, то на русском, страшная фраза: «Роши́я кика́н  кутсугуе́са» …«Русский флагман перевернулся…»

Конец первой части

Отредактировано Ромей (21-04-2014 11:40:04)

+5

355

подскажите, как прикреплять текстовый файл? Не  хочу снова выкладывать уже редактированные и вычитанные главы.. или. может, имеет смысл?

0

356

Ромей написал(а):

прямо здесь текст вставлять - или пристегивать?

Вставляйте здесь же. Обычно я так и делаю - просто добавляю в тему исправленный файл.

+1

357

Глава 1-я, исправлено.
Я  по совету компетентных товарищей разбил текст на главы поменьше - и вот теперь начинаю выкладывать отредактированные и исправленные версию А тем временем, накоплю несколько глав второй части - и вперед....

0

358

КОПТСКИЙ КРЕСТ

Часть первая.
Вниз по кроличьей норе

Глава первая
Судьба порой выбирает своим орудием самые неожиданные предметы. В данном случае эта роль досталась обычной тетрадке. Она коварно завалилась за заднюю стенку письменного стола и никак не хотела  оттуда выбираться, несмотря на все усилия своего  законного владельца, Николеньки Овчинникова, московского гимназиста, 13-ти лет от роду. Тетрадь  отражала атаки одну за другой. Сначала она посмеялась  над попыткой выцарапать ее из-за ножки стола с  помощью карандаша, потом проигнорировала циркуль, а  под конец, когда Николенька все же сумел подцепить  беглянку линейкой, коварно за что-то зацепилась. Это  оказалось последней каплей – Николенька встал,  выпрямился, утер со лба трудовой пот, и со вздохом  признал свое поражение.  Тетрадь надежно закрепилась  на занятых позициях, и мальчику приходилось  решительно менять стратегию – а именно, двигать стол в  сторону, чтобы извлечь ее из щели.
Николенька сначала просто толкал массивное дубовое  сооружение руками, потом, когда оно не сдвинулось ни на  дюйм, навалился на его всем весом. Где-то хрустнуло, но стол, все же, немного  сдвинулся – на ладонь, не больше. Впрочем, этого было  достаточно – теперь у гимназиста  появился шанс забраться в  узкую щель между стеной и столом и нащупать-таки  проклятую тетрадку.
Однако, требовалось поторопиться. По-хорошему,  Николеньке  уже минут десять, как следовало выйти из  дома и поспешать в родную 5-ю классическую гимназию.  Менее всего мальчику   хотелось опоздать - он прекрасно  знал, чем это кончится. Стоит попасться в лапы  гимназического надзирателя – запись в кондуит обеспечена. А это -  оставление после  уроков, а с учетом накопившихся уже мелких грешков -  то и вызов родителей. То есть, не родителей конечно, а  дяди… но легче от этого не становилось.
В общем, попадать в кондуит  ему сейчас не  стоило. Не то, чтобы дядя был как-то особо строг к  мальчику -  скорее, уж наоборот. Но Николеньке не хотелось его расстраивать, - тем более, что дядя Василий и сам  был учителем, преподавал словесность в гимназии для девочек. Так что -   следовало поторопиться. Даже если выйти  прямо сейчас – придется бежать со всех ног, и не дай бог,  налететь на кого-нибудь из гимназических церберов!
Здравый смысл подсказывал оставить тетрадь в покое и идти. Но увы -   Николенька никак не мог этого сделать. Тетрадь была  по латинской грамматике.   Надо заметить - в гимназиях Российской Империи латинисты никогда не  относились к категории любимых учителей. Наоборот -   гимназисты ненавидели их  всеми фибрами своих детских душ, и  большинство преподавателей   этого классического мертвого языка платили  ученикам полнейшей взаимностью. Однако,  латинист 5-й Московской классической казенной гимназии выделялся скверным нравом даже среди своих  коллег. Он изводил учеников бесчисленными  придирками за малейшую ошибку, исправление,  неаккуратность… что уж там говорить о несделанном  домашнем задании! Нет, явиться в гимназию без тетрадки  по латыни было решительно невозможно.
-НиколЯ, что ты там возишься? Опоздаешь! –
А то он об этом не знал! Тяжко вздохнув, Николенька  снова встал на четвереньки и попробовал ввинтиться между столом и спинкой кушетки –  только так можно было дотянуться до синего  матерчатого переплета, злорадно  выглядывавшего из-за массивной, в виде львиной лапы,  ножки. Ну вот, еще немного…

- Николя́, что это значит? Куда ты залез? Брюки  помнешь, негодный мальчишка! –
Тетя стояла в дверях Николенькиной комнаты, и ее  глаза пылали праведным гневом. Еще бы! Как раз сегодня прислуга Овчинниковых, Марьяна  отсутствовала - у нее заболела двоюродная сестра,  и девушка отпросилась на пол- дня  - «ходить за сродственницей». А тетя Оля, как назло,  забыла напомнить ей, погладить Николенькину  форму!  Так что, пришлось супруге Василия  Петровича самой браться за пышущий жаром чугунный утюг, принесенный дворником Фомичом, и  проглаживать жесткие суконные  складки. Так что безответственное поведение мальчика законно ее возмутило.
-Щас, теть Оль, тетрадка по латыни за  стол завалилась…-
- Следить надо за вещами и не разбрасывать, где попало - тогда и заваливаться не будет! И  вообще, Николя́,  ты уже давно должен был уйти  в  гимназию. Снова опоздать хочешь? –
Тетя Оля, единственная из домашних, обращалась к племяннику не «Николка» или «Николенька»,  а на французский манер - Николя́. До замужества тетя Оля  закончила  Московский институт благородных девиц – и там приобрела привычку вставлять в речь французские  словечки и забавно коверкать русские имена  галльским ударением.  Николеньку это нисколько не задевало –наоборот, он находил эту манеру любимой тети милой и очаровательно старомодной. В представлении мальчика, так же говорила Татьяна из «Онегина» и тургеневские барышни.
Наконец –то Николеньке удалось дотянуться до проклятой  тетрадки Ухватившись покрепче – насколько  сумел,  тремя пальцами -–  Николенька дернул. Тетрадь, как ни странно, не  поддавалась. Мальчик  дернул еще раз;  раздался  треск,  и тетрадь оказалась у него в руках. По  полу  раскатились  черные бусинки;  а из-за дубовой львиной лапы высунулся какой-то витой шнурок. 
- Скорее, Николя́, что ты копаешься? –
Тетя была неумолима. Не мог же Николенька  объяснять, что обнаружил под столом что-то такое, чему там совсем не место? Бусинки какие-то, шнурочки… нет,   тетя решительно не поймет,  как можно, опаздывая в гимназию, отвлекаться на подобную ерунду. Да еще - рискуя измять брюки, выглаженные ею с такими трудами! Но не бросать же дело на полпути…  мальчик извернулся и  ужом заполз еще глубже. Загадочные бусинки он подобрал и сунул в карман -   и исхитрился, наконец, заглянуть  в узкую щель между плинтусом и ножкой стола.
Плинтус оторвался. Видимо, виной тому  был сам Николенька и  его отчаянные попытки сдвинуть с места письменный стол. А из возникшей щели   и раскатились по полу те самые бусинки. Мало того – в глубине виднелось еще с десяток таких же шариков, на шнурке – похоже, за него и зацепилась тетрадка. Шнурок лопнул, стоило Николеньке дернуть посильнее - вот бусинки и раскатились.
- Николя́, сколько можно? Я кому говорю?–
Решительно, тетя Оля не понимала, что у человека в 13 лет уже могут быть свои, важные дела! Не вступать же в пререкания…. Мальчик, пыхтя от натуги, дотянулся до щели левой рукой, сгреб бусинки, потом зацепил  шнурок и аккуратно, чтобы снова не порвать, вытянул из-под плинтуса. Это  оказалось что-то вроде четок, на которых висел потемневший от времени крест странной  формы.
- Все, Теть Оль, уже иду, правда-правда! - Николенька выбрался из-под стола, разгладил брюки (жалкая попытка, ну да уж что там…) не глядя, сунул добычу в ящик, схватил ранец, и проскользнул мимо разгневанной  тети в прихожую.
Лестничный пролет, ведущий во двор,  мальчик преодолел в три прыжка. Солнце светило по-майски ярко;  хотя, куда ему было до того, что заливало своими лучами двор родительского дома! Но, увы, дом остался на юге, в Крыму, в Севастополе, там, где служил отец – старший офицер странного круглого броненосца «Вице-адмирал Попов». 
Впрочем, Николенька не особенно рвался домой. Нет, он, скучал по отцу, но слишком свежа еще была горечь после смерти мамы. Каждая половица их старой квартиры на Корабельной стороне отзывалась ее шагами, каждая гардина хранила тепло ее рук….
Мама Николеньки умерла 4 года назад. Препоручать мальчика заботам гувернантки отец не захотел; к тому же, мальчику пришло время поступать в подготовительный класс гимназии. Отец видел сына студентом университета, а в Севастополе, увы, не было  классической гимназии. Так что -  на семейном совете было решено отправить Николеньку к дяде, в Москву, продолжать образование.  Сам дядя, Василий Петрович Овчинников, жил с семьей - женой и двумя дочерьми, 12-ти и 8 лет - в доме, что достался ему года три назад, после смерти дальнего родственника. Василий Петрович  вел жизнь домовладельца и обеспеченного человека. Овчинниковы обитали  в большой 7-комнатной квартире, а остальные комнаты сдавались внаем -  как делал это прежний владелец дома.
Надо отметить, что дядя Николеньки, человек интиллегентный, но не слишком-то практичный, предпочел,  в память о своей  университетской юности, сдавать жилье небогатым студентам. У него селились те, кому не нашлось места в «Чебыша́х» или «Аде», на Кози́хинской и Большой Бро́нной .
Вот и сейчас трое таких студиозусов (как именовал их дядя Василий ) - Никита Васютин, с 3-го курса Императорского Московского Технического Училища  и парочка его  приятелей из Университета  восседали на лавочке, во дворе и   спорили о чем-то, вооружившись целой россыпью книг и брошюр. Да так жарко, что казалось, книги вот-вот превратятся  из орудия пытливого ума в метательные снаряды. Дворник, Фомич с размеренно шкрябал метлой по камням двора, время от времени неодобрительно косясь на «скубентов».
Фомич достался Овчинниковым в наследство  вместе с домом. Сей достойный муж не одобрял постояльцев, которых приютил в доме новый хозяин. Впрочем, порядок он понимал. Бывший скобелевский солдат, отставленный по ранению после хивинского похода 73 года, не рисковал открыто выражать недовольство, ограничиваясь взглядами исподлобья да придирками. Впрочем, и тех и других становилось все меньше – студенты стали  для Фомича недурным источником дохода. Они, частенько возвращаясь домой за полночь, исправно отдавали недовольно бурчащему дворнику,открывавшему ночным гулякам ворота, кровные алтыны и пятаки.
Николенька поздоровался с господами студентами и пролетел, было, мимо них, как вдруг – замер, как вкопанный.
Во дворе появилось что-то лишнее. Николенька сразу даже не понял, что именно. Просто  - глаз зацепился за что-то, чего быть не должно́;  да так крепко, что мальчик с разбегу замер на месте.
Подворотня. Даже не подворотня, а темный  тоннель в свеже-оштукатуренном простенке,  в паре шагов за спинами сидящих на лавочке студентов. Темный такой проход, в глубине которого проглядывает ажурная вязь кованой железной калитки. Словом – ничего особенного, самый обыкновенный элемент московского дворика.
Если бы не одно «но» - еще вчера этого тоннеля не было.  И Николенька знал это наверняка. Ведь там, где возник непрошенный элемент интерьера, как раз и стояла та самая скамейка, на которой бурной дискутировали студент Васютин со товарищи. Это сейчас они вытащили скамейку почти на середину двора, на самое солнышко - чем и вызвали недовольство Фомича. Но вчера-то она была  там, у стены, рядом с заросшим травой штабелем досок, напротив двери на лестницу, ведущую в квартиру Овчинниковых! 
- Фомич, а Фомич? –
-Что вам, барин? – Дворник прекратил шваркать метлой по брусчатке и обратил благосклонное внимание на Николеньку. Любой мальчишка ни за что не посмел бы обратиться к Фомичу столь фамильярно. Рядовому  уличному сорванцу  внушала уважение  и казенная бляха поверх фатрука, и  тусклая серебряная медалька «за Хивинский поход»  с витиеватым вензелем Александра  Освободителя, которую Фомич носил, не снимая,   рядом со знаком своей высокой должности.
- Фомич, а Фомич! Что это за ворота новые? –
-Какие ворота, барин? Не новые они, а старые, тока покрашенные. Василий Петрович распорядился. –   И, удовлетворив любопытство бестолкового барчука, Фомич снова взялся за метлу – шшух, шшух, шшух….
Так, выходит, Фомич не заметил «лишней» подворотни? Это Фомич-то, который  в лицо знает каждую травинку на вверенном ему дворе? «Все чудесатее и чудесатее», как говорила девочка Соня, оказавшаяся в царстве Дива - книгу с этой волшебной историей Василий Петрович в прошлом году подарил на день ангела кузине Николеньке, 14-тилетней Марине.
Но  сейчас Николеньке было не до литературы. Во дворе появилась некая загадка, и с ней следовало немедленно разобраться. Тетрадь по латыни, находка под плинтусом, даже перспектива попасть в кондуит - все было забыто. Николенька, воровато оглянулся  на окна – а вдруг тетя Оля стоит и наблюдает, не застрял ли племянник во дворе, вместо того, чтобы поспешать в гимназию? Но на этот раз любимая тетушка не проявила своей обычной бдительности -  так что   мальчик,  обойдя скамейку со студентами, подошел к загадочной подворотне. Нет, решительно она была не на своем месте! Вон, даже трава, отделяющая подворотню от остального пространства двора какая-то неправильная - такой впору расти у стенки, а на проходе она должна быть вытоптана….. и тянуло из подворотни как-то непонятно. Сыростью оттуда тянуло – да так отчетливо, что мальчик невольно поежился, хотя и стоял на ярком майском солнышке. Он даже невольно обернулся и окинул взглядом родной двор.
Все было так же, как и всегда. Компания Васютина бубнила на скамейке что-то свое, студенческое; утреннее  солнце радостно заливало двор лучами, мерно шваркала  метла Фомича – «Шшух, шшух….»
И Николенька шагнул в кроличью нору.

+4

359

Ромей написал(а):

Он уже десять раз проклял себя что не устроил юным странным визитерам

Не устроил ЧТО?

Ромей написал(а):

Сказал бы, что это фотокарточки – только это не так. В тех зерна видны,

Разглядеть зерно в фотографиях XIX века можно разве что под микроскопом. Проблема зернистости появилась гораздо позже, в связи с ростом светочувствительности эмульсий (чем она выше, тем крупнее кристаллы серебра) и распространением узких фотоплёнок (что потребовало оптического увеличения при печати фотографий). Старые же фотоматериалы имели весьма низкую чувствительность (не зря время экспозиции достигало десятков минут) и почти никогда не требовали увеличения (при размере негатива, например, 18х24 см оно просто не нужно). Поэтому различить фотографическое зерно с простой лупой художник не смог бы.
А вот пикселы принтера, на котором ГГ печатал открытки, художнику, возможно, и удалось бы различить под лупой :) И он очень сильно удивился бы их упорядоченному расположению.

+1

360

Глава вторая
То, что история наша не закончилась прямо на этом нельзя назвать, иначе как чудом. Когда Николенька, пройдя сквозь сырую и холодную подворотню, ступил на тротуар, он, в первый момент ничего не понял - а ноги по инерции пронесли его еще несколько шагов. Но, достигнув кромки тротуара, мальчик споткнулся на бордюрном камне, и чуть не упал. Ч тобы удержаться на ногах, пришлось  совершить унизительную пробежку вперед, и тут….
Что-то огромное, яркое, пронзительно воя,  пронеслось впритирку к мальчику, обдав его отвратительным смрадом. Николенька  отпрянул, споткнулся о проклятый бордюр, и полетел с ног -  спиной вперед. Но упасть ему не дали – мальчик  с размаху въехал в кого-то ранцем, получил тумака, сопровождаемого крепким ругательством, отпрянул – и снова был вынужден спасать жизнь, уворачиваясь от другого ревущего ярко-фиолетового чудовища.
Пронзительный визг, заполошные крики…. сильный удар швырнул Николеньку вперед, и мальчик полетел куда-то, под вой сирен и истошный женский вопль – «ребенка задавили!»
Незадачливому гимназисту повезло. Разминувшись на какой-то миллиметр с бампером серебристого «Ауди», он угодил прямиком под следующий за ней микроавтобус - но, на счастье, гастарбайтер-таджик, сидевший за  рулем  потрепанной Мосгазовской «буханки», успел каким-то немыслимым усилием затормозить. Так что мальчик, лишь получил дополнительное ускорение, вылетел на тротуар и опрометью бросился бежать, оставляя за спиной визг тормозов, крики прохожих и матюги ошалевших от ужаса водителей.
Николенька остановился только в третьем по счету дворе. Два первых он проскочил не задержавшись ни на секунду, шарахаясь от ярких четырехколесных экипажей, загромоздивших обочины, оскальзываясь на сером каменном монолите, которыми была, как коркой, покрыта земля.  Но, стоило  мальчику влететь в тихий, самого обычного вида дворик -  как силы оставили его. Николеньки хватило только на то, чтобы добрести до скамеечки и рухнуть на нее.
Немного отдышавшись, мальчик попытался взять себя в руки и принялся озираться по сторонам. Выяснилось, что давший ему приют дворик  лишь на первый взгляд казался обыкновенным. Стоило приглядеться повнимательней - как на свет божий тут же вылезали несообразности. Для начала – двор был вымощен подозрительно аккуратными шестигранными плитами.   На уровне крыши небо над ним во всех направлениях пересекали какие-то проволоки;  возле окон красовались какие-то несуразные белые тарелки с яркими эмблемами и буквами латинского алфавита. 
А вывески?! Они были непривычно яркие,  большие, а некоторые даже светились изнутри. Николенька, вроде бы понимал, что на них написано -  но  почему-то почти все надписи  были  с ошибками. Буквы и слова, казалось, были знакомые, но во всех отсутствовала  привычная буква «ять». А,  если  приглядеться, то и не только она – скажем,  положенных в конце многих слов твердых знаков  Николенька тоже не заметил.
Засмотревшись по сторонам, мальчик не сразу увидел, как из подъезда вышли две молоденькие девушки.  Николенька, было, дернулся – подбежать, засыпать вопросами… Но,  приглядевшись к незнакомкам, мальчик так  и остался на скамейке. Мало того – будь его воля, Николенька растекся бы по спинке, делаясь как можно менее заметным. И ведь было с чего!
Дело в том, что вид у девиц был совершенно дикий. И если первая   всего лишь щеголяла в чудовищно неприличном, коротком платье, оставлявшем ноги открытыми куда выше колен, то вторая более всего напоминала чудище из кошмарных снов. Впрочем, ТАКИЕ сны, Николеньке, пожалуй, что и не снились – а то он каждый раз просыпался бы в холодном поту.
Начать с того, что девица с ног до самой шеи была затянута в лаковую черную кожу. Причем одежда ее (короткий, жилет без рукавов  и неестественно узкие штаны) были усеяны невероятным количеством блестящих пуговиц, заклепок и каких-то рифленых металлических змеек. На шее красовался собачий ошейник, ощетинившийся зловещими острыми шипами в полдюйма длиной. На голове у девицы была… нет, не прическа. Скорее уж -  какие-то патлы ядовито-зеленого и желтого цветов;  и они торчали во  все стороны самым беспорядочным образом. Лицо же… Николенька только раз взглянул этому пугалу в лицо - и, вздрогнув, отвел глаза. Надо сказать, что в семье Овчинниковых излишняя суеверность не была в почете;  но тут мальчика неудержимо потянуло, то ли перекреститься, то ли сплюнуть через левое плечо,  как делал это порой дворник Фомич, и Марьяна, люди, как известно, дремучие и темные. И   неудивительно - в  ноздрях девицы тоже красовались шипы;   они, правда, были заметно меньше, чем на ошейнике.Только торчали  эти  шипы прямо из кожи! В нижнюю губу девицы было вдето  несколько мелких металлических колец; а два других,  точно таких же, украшали брови. Ухо…  это было  самое отвратительное. Мочка уха, разросшаяся до  противоестественных размеров, была украшена  массивным металлическим кольцом. Причем кольцо было не продето в ухо, как дамская сережка, а  именно что вставлено – металл буквально врос в плоть, напоминая мальчику латунный люверс, вшитый в угол паруса . А  ведь кольцо было здоровенное – в него можно  было продеть сразу два пальца,. Руки и шея  непонятного существа (Николенька уже не решился бы я  называть ЭТО женщиной) были покрыты  густой вязью рисунков невообразимого  содержания. Жуткого вида черепа, оскаленные  пасти, рогатые сатаноиды, зловещие иероглифы, то  ли змеи, то ли драконы, оплетающие руки….
Тем временем,  зеленоволосая, шипастая образина  повернулась к мальчику  - и глаза у него оказались  неестественного,  ярко- зеленого цвета!  -  и выдало:
- Эй, чел, че уставился? Типа, я напрягаю, да?-  Это было уже слишком. Чуть ли не завывая от ужаса,  Николенька сорвался со скамейки и кинулся  прочь – куда глаза глядят, только подальше от  этого кошмара ...

- Полегче, юноша! Так ведь и шею свернуть недолго! –
Николенька отчаянно извивался,  пытаясь вырваться из очередной довущки, которую коварно подсунула ему  судьба.  Вылетев  из двора, мальчик нос к  носу столкнулся с каким-то господином. Тот, правда,  успел среагировать и перехватил Николеньку,  прежде кем мальчик успел врезаться головой ему в  живот. Крепко взял  несчастного гимназиста за плечи, незнакомец теперь рассматривал его -   слегка насмешливо, но внимательно и по-доброму заинтересованно.
- Смотри, Вань, какой интересный персонаж нам  встретился! -
Доброжелательный господин был не одинок. Его попутчик,  подросток лет 14-ти - 15-ти, был  почти на голову  выше Николеньки. Сам господин сразу вызвал у гимназиста  симпатию – хотя бы тем, что не носил ни  шипов, ни ошейников, а был облачен в приличный  костюм, даже при шляпе и трости. А вот платье  его юного  спутника вызывало у Николеньки оторопь.  Ярчайшая красно-белая куртка,  распахнутая на груди, под ней - сорочка без воротника и пуговиц,  украшенная рисунком какого-то чудища. Странные, синие, протертые на коленях до белизны  штаны, непокрытая голова – ничего похожего гимназист  никогда не видел. И, при том при всем, в глазах  мальчика ясно читалось удивление. Да и сам  любопытный господин смотрел на Николеньку как  энтомолог на редкостного жука.
- Скажите на милость, юноша, с чего это вам  пришло в голову гулять по Москве в костюме  гимназиста? Ты смотри, Иван, даже ранец правильный.  Можно вашу фуражку, молодой человек? –
Николенька хотел возразить – а в чем ему,  гимназисту,  ходить по улицам? – но не смог выдавить из себя ни звука. Горло было забито пылью, он  не понимал ровным счетом ничего из того, что творилось вокруг. Так что мальчик  молча  протянул любопытному господину смятую  гимназическую фуражку. Тот взял ее, расправил и протянул своему спутнику.
- Вот это я понимаю - внимание к деталям. Видишь кокарду? Нашим бы реконструкторам такую дотошность … –
Мальчик взял фуражку и с интересом повертел ее в руках. Над блестящим лаковым козырьком красовалась, как и положено, кокарда белого металла  – две скрещенные веточки, увенчанные тремя острыми листиками. Между веточек чего-то не хватало; приглядевшись, можно было различить металлические заусенцы -  как будто бы часть кокарды, крепившаяся между листиками была безжалостно выломана.
- А что такого тут, пап? Кокарда как кокарда…..   только поломана. Что в ней особенного?
Николенька недоумевал. Поломана? Да кто он такой,  этот мальчишка, что не знает самых простых вещей? Он, вообще, в Москве живет, или где? Николенька совсем было собрался вставить свое слово, но  доброжелательный господин успел первым: 
-Так и бывает, когда учишь историю по  популярным изданиям. Что ты знал - в этой  «поломанной» кокарде больше достоверности, чем в  мундире иного кавалергарда, из числа тех, что говорят по  мобильникам, не слезая с седел. И не поломана кокарда, а приведена в соответствие с обычаем. Верно, молодой  человек? –
Николенька торопливо кивнул, а господин  продолжил: 
- Здесь, вообще-то,  должен был быть номер гимназии - латинскими цифрами. Но - любой уважающий себя гимназист этот номер выламывал. Мера предосторожности: случись что, по кокарде городовой или  гимназический инспектор мог определить из какой ты гимназии. И не только ты, между прочим. Так что – любой, сохранивший кокарду в целости, подставлял своих товарищей Помнишь «Кондуит» Кассиля? Так там, когда мальчик пришел в класс, у него тут же кокарду выломали. -
Ваня кивнул, повертел фуражку в руках и вернул ее Николеньке.
- Круто ты прикинулся. В каком-нибудь клубе состоишь, или это вас в школе так ходить заставляют? -
- Простите…. прикинулся кем? И в каком клубе? –  Наконец-то Николенька сумел выдавить из себя что- то связное. - Вы, наверное, меня не за того приняли.  Меня новут Николка, я…. –
- Ну да, как младшего Турбина́. Отлично  играете свою роль, юноша, только вот мы сейчас  не на  сцене, не так ли?  Ну, ладно, мы-то люди привычные, а другие могут и не так понять. Впрочем, простите, мы не  представились, - и господин слегка поклонился, приподняв шляпу:
- Меня зовут Олег Иванович Семенов. А этот молодой человек  – мой сын, Ваня. –
Николенька смог только выдавить из себя: - Очень  приятно, – и неловко поклонился в ответ и шаркнул ножкой. Что вызвало у вежливого господина улыбку, а  у его юного спутника - ехидный смешок .
- А все же,  – откуда вы, если не секрет? – продолжил Олег Иванович.
- Я.. это… тут,на  Гороховской живу, рядом….   заблудился, а потом такая, зеленая, с шипами…. –
- Хорошо, хоть не бледная, с косой, – ответил  Олег Иванович. Ваня же хихикнул, как  будто отец сказал нечто необычайно смешное, а тот, тем временем, продолжил:
- Гороховская, значит ? Что-то я такой улицы не  припомню, хотя, вроде,  знаю здешние края… –
- Да нет, это рядом совсем - надо идти  от Земляного Вала  до Гороховского переулка. Тут рукой подать, мы там и на углу  живем – заторопился Николенька, но новый знакомый в  очередной раз его прервал:
- То есть на Казакова? Так и говорили бы. Это,  и правда,  в двух шагах. Как вы тут заблудиться  сумели? –
- Я… мне… а куда…. – Николенька снова запнулся.  Беседа с Олегом Ивановичем и Ваней  заставила его на минуту забыть о том, что с ним произошло. Но теперь все это – и  незнакомо-знакомые улицы, полные рычащих четырехколесных монстров, и  дворы, в которых шастают другие монстры, издали  напоминающие людей, но с растущими из кожи  стальными шипами;  и повсюду - безграмотно написанные  вывески с диким содержанием…  Все эти несчастья снова навалились на несчастного гимназиста. Он припомнил,  что прошел уже час, а он все еще ничегошеньки не понял – и, похоже, уже не поймет. Нервы у Николеньки не выдержали, и он,  вцепившись в рукав нового знакомого, горько,  самозабвенно  зарыдал.
Что было  дальше, Николенька не сумел бы вспомнить  ни за какие коврижки. Вроде, он что-то говорил  взахлеб; потом они втроем куда-то шли … в память врезался  эпизод: они с Ваней и Олегом Ивановичем стоят рядом со странной прозрачной коробкой без  боковых стенок, и скамейкой внутри. На стенке -  яркуая афиша: почти совсем раздетая девушка на фоне пальм и странного, стремительных обводов, парахода, а поверх всего этого надпись: «Курортный сезон 2014 года в Крыму.»
Да, действительность оказалась  страшнее зелено-патлатой  девицы с шипами на лице. По словам новых знакомых, вокруг  Николеньки была Москва 2014 года;  а значит, с того  момента, когда мальчик шагнул в коварную подворотню,  прошло ни много ни мало, как 128 лет! Поверить в это было невозможно. Но  - ничего другого мальчику не оставалось. А как иначе объяснить то, что творилось вокруг? Откуда взялись  эти, вроде, знакомые, но ставшие в одночасье неузнаваемыми улицы, по которым катят разноцветные экипажи без всякого признака лошадей? А тяжелый смрад, разрывающий легкие? А люди в странных, порой вызывающих одеждах? Шум, вокруг…  а какие тут дома? Некоторые  были невероятно высокими -   таких  подобного Николенька не видел ни в Москве, ни в родном Севастополе.
Тем не менее, мальчик уже  успокоился. Выплакавшись и выгорившись, он почти что взял себя в руки и попытался  членораздельно отвечать на вопросы новых знакомых. И сразу осознал – ему не верят! Нет, вопросы Олега Ивановича были веждивы и  корректны, но в них явно сквозила ирония. Что до его сына,  то Ваня откровенно развлекался, давая понять, что Николенькины рассказы - не более чем розыгрыш. А ведь мальчик так старался, чтобы ему поверили! Он вдруг осознал, что отец и сын - его единственная надежда в этом страшном,  чужом мире. И, если Олег Иванович и его сын сейчас попрощаются и отправятся своей дорогой, Николеньке останется одно – пропадать.
Впрочем, новый знакомый, кажется, не собирался бросать мальчика. Наоборот - Олег Иванович, в который уже раз, терпеливо вслушивал сбивчивый Николенькин рассказ -  как вдруг его прервала мелодичная трель.
Новый знакомый, жестом попросив мальчика подождать, полез в карман и извлек на свет божий маленькую плоскую коробочку. Она-то и издавала странные звуки. Олег Иванович сделал что-то с коробочкой, поднес к уху - и, к удивлению Николеньки заговорил, будто беседовал с невидимым собеседником.
- Да, Владимир Георгиевич, я. Нет, не отменяется. Простите, у меня тут образовался небольшой форс-мажор.  Нет, буду минут через десять. Не стоит, я в ваших краях,  как раз подхожу к редакции.  -
Олег Иванович отнял  коробочку от уха, снова сделал с ней что-то, от чего она отчетливо пискнула, и снова обратился к мальчикам:
- Так, молодые люди, у меня тут образовались срочные дела. Так что придется на время вас покинуть. Ваня, проводи нашего нового друга до дому. Адрес помнишь? –
Ваня кивнул, и Олег Иванович уже обратился я к  Николеньке:
- Что ж, юноша, был рад знакомству. Надеюсь, все  уладится, и мы еще сможем как-нибудь побеседовать.  Должен отметить, у вас на редкость богатая фантазия и  недюжинные актерские способности. – И, снова  Николеньке: - Не забуть взять у парня координаты и  позвони, как доберетесь до места. Как закончу дела в  журнале - встретимся и зайдем в «МакДональдс».  Договорились? -
Николеньке  торопливо кивнул,  а Ваня  уже дергал мальчика за рукав:
- Ну что, пошли? Тут недалеко, по дороге  и поговорим. - 
И вот, распрощавшись с милейшим Олегом   Ивановичем, несчастный гимназист отправился я вслед за  Ваней, изо всех сил стараясь не шарахсться от странно  одетых людей и проносящихся возле самого тротуара  самоходных экипажей.
Дорога до дома на Гороховской  (то есть, на  улице Казакова – так , кажется, назвал улицу новый знакомый?)  заняла совсем немного времени. Николенька  даже удивился – как недалеко он успел  уйти за эти страшные полчаса! Поворот, переулок, два  квартала вдоль тихой улицы – и вот он,  нужный дом! Николенька не уставал  удивляться сам себе. Всего-то, час с небольшим прошло с  тех пор, как он несся  этими самыми дворами, с  выпученными от ужаса глазами, ничего вокруг не  замечая. А сейчас – уверенно идет по улице  города будущего (ну не совсем уверенно,  честно говоря – куда делась бы это чувство, не будь рядом  Вани?), с любопытством рассматривает «автомобили»,  как называют эти самодвижущиеся экипажи, изучает яркие плакаты и вывески…   
Нет, решительно, Николенька мог гордиться собой!  Особенно, если учесть, что, он еще и  успевал задавать своему провожатому тысячу и один  вопрос. Ваня охотно отвечал, но насмешка в его голосе   ощущалась вполне явственно. Николенька  понимал, что его спутник так до конца ему не поверил - и  теперь находит удовольствие в том, чтобы подыгрывать  собеседнику, зачем-то валяющему дурака.  Игра эта Ваню забавляла, и он охотно принял тон,  предложенный несчастным гимназистом.
Дом номер девять Гороховской улице (то есть   архитектора Казакова) стоял на своем месте. Но -   нельзя сказать, что он совсем уж не изменился. Цвет теперь был не темно-желтым, а каким-то  салатовым; фасад же изрядно облупился. На окнах  первого этажа появились решетки, а сам  фасад был изуродован какими-то щелястыми  серыми ящиками. Ваня называл их «кондиционеры» и  даже объяснил, для чего они служат - но  Николенька пропустил объяснение мимо ушей, рассматривая на очередном рекламном плакате  очередного размахивающего оружием монстра.
В общем, дом был тот самый. Да и подворотня, на  первый взгляд, почти не изменилась. Добавились,  правда, какие-то корявые размытые, разноцветные  надписи дикого содержания и непонятные  символы… но мальчику было уже не до них. Со всех ног  он кинулся во двор…  и замер, как вкопанный. Во дворе  не было ничего, хоть отдалено знакомого – серый  монолит вместо брусчатки, хилая клумба, уродливые  крылечки, где надо и где не надо. Посреди двора – пять  «автомобилей» и какие-то дурно пахнущие баки. Так,  похоже, в будущем выглядела помойка.
- Ну, и где здесь  твой 19-й век? Ладно, признавайся, что все выдумал.  Классно сыграно, кстати, ты талант.  Мы с папой чуть не поверили... – 
Это было невыносимо!  В отчаянии Николенька обернулся к насмешнику. Увидев в глазах  товарища самое настоящее,  неподдельное горе, Ваня поперхнулся очередной  колкостью:
  - Ну, ты что… ладно, я так, не бери в голову. Счас  найдем, где ты живешь. А давай, дом обойдем, может тебе  в другой подъезд, или вообще в соседний дом? Может, с  адресом что-то напутал? – и с этими словами Ваня увлек  мальчика назад, на улицу.
И надо же - Ваня как в воду смотел! Не успели они  сделать вдоль фасада и десятка шагов, как  загадочная подворотня нашлась. Причем -  она и здесь  была не на месте;  и точно так же  из нее тянуло сыростью и холодом. И таким пугающим  был этот  холод, что Николенька остановился в двух шагах от цели,   к которой только что стремился всеми силами …
– Ну вот, кажется, пришли… - неуверенно сказал мальчик. – Мне, кажется, сюда… –
- Туда, говоришь? И  правда, странное местечко… - И Ваня поковырял ногой кромку асфальта.  Подобно траве на «той стороне», асфальт тоже заканчивался как-то… неправильно. Он обрывался  идеально прямой линией: ни трещин, ни  щелей. А за обрезом начиналась плотно утоптанная земля,  тоже какая-то странная - ни нежной, майской травки, ни  мелкого мусора, ни даже камешков. Но- делать было нечего, и Николенька постаорался унять внутреннюю дрожь:
- Да, точно, туда. Ну что, пошли? – и первым  вошел в  темный зев загадочной подворотни.
Наверное, ни один приговоренный к казни и  помилованный в последний момент преступник не  чувствовал такого облегчения, какое испытал  Николенька. Милый, знакомый до слез двор!  Фомич со своей метлой! Увидев дворника, Николеньке  захотелось тут же броситься и расцеловать его. И т Васютин в комании двух студентов и вороха бошюр! И  тетя Оля -такая домашняя и родная - идет через двор с  кошелкой в руке.
- Тетенька, дорогая! – Николенька бросился к  ней со всех ног и с разбегу зарылся лицом в ткань  капота. Мальчик испытывал не просто  облегчение – ему казалось, что он проснулся после  тягостного ночного кошмара, который изводил его всю ночь, и никак не отпускал - и вот, наконец, пришло блаженное пробуждение, после которого утро кажется таким ярким и прекрасным…
Тетя Оля была немало удивлена:
- НиколЯ, что это значит? Ты уже вернулся из  гимназии? –
Но, стоило женщине взглянуть в лицо мальчика, увидеть заплаканные, полные страха глаза, как она сменила гнев на милость.
- Вот что, друг мой, ты немного не в себе. Пойдем домой, я тебе чаю налью. – И с этими словами тетя увлекла Николку в подъезд. Мальчик шел за ней и буквально ощущал, как  страшный мир будущего за спиной стремительно растворяется, тает, превращается в ночной морок…
Уже на лестнице, у самой двери в квартиру, Николенька вспомнил о Ване. Как он мог, вот так, просто, за здорово живешь,  позабыть о человеке, который, считай, спас его из ужасной передряги?  Николеньку пронзила ужасная мысль – а что, если Ваня застрянет тут, в его времени?  Наверное, мальчику будет ничуть не легче, чем было  Николеньке в веке 21-м? Хотя, конечно, зеленоволосых девиц тут нет.   И, буркнув; - Щас, теть, Оль, я на  минутку…. – Николенька мухой слетел по лестнице и выскочил на двор.
Но там не было никого, кроме Фомича да давешней компании студентов. Николенька поискал  взглядом загадочную подворотню - она-то никуда не делась -  но и там не Вани оказалось.
«Вот и славно – значит, ушел, вернулся к себе, в свой   непонятный 21-й век», – решил Николенька, и с легким  сердцем потопал вверх, по лестнице.  Несмотря на  огромное облегчение, мальчик чувствовал себя  совершенно разбитым. Ему хотелось одного -  уклониться расспросов тетки и спрятаться в своей комнате.

Отредактировано Ромей (21-04-2014 12:22:49)

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест