Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест


Коптский крест

Сообщений 501 страница 510 из 894

501

Глава третья.
- Ну и чудище! Не дай Бог, кто увидит в темноте –потом не откачаешь … - в который раз уже произнес Николка, стоя перед зеркалом.
Выглядел мальчик, и правда, предосудительно. С  ног до головы об был затянут в костюм из плотной блекло-серой резины . На месте лица -  невозможная треугольная харя с громадными стеклянными зенками и  круглой  дырчатой нашлепкой под носом.  Из того места, где у хари должен  был быть  рот (или пасть?) высовывасья толстая, гибкая ребристая труба из гуттаперчи.
   
Поверх резинового наряда, на локтях и коленях мальчика были накладки из черного твердого  материала –они должны были защищать суставы. Чтобы убедиться в надежности этой защиты, Николка пару раз  ударил локтем  по кирпичной стене – и, действительно, ничего не почувствовал.
На лоб нещадно давил  глубокий шлем с плоской верхушкой, а на лбу, красовался фонарь, напоминающий фасеточный стрекозиный глаз. Его мальчики уже успели опробовать – в темном дровяном сарае во дворе. Когда Иван,  включив фонарь на полную мощность, направил его на Николку, мальчик на  мгновение  ослеп – настолько сильным был мертвенно-белый свет «налобника».  Потом в глазах у него долго плавали цветные круги.
Наряд Николки дополнял  увешанный снаряжением пояс и небольшой черный ранец на спине. И все это – и резиновый костюм, и защита, и масса приспособлений, которыми буквально увешал мальчика Иван – было необычайно легким. Но,несмотря на это, даже несколько минут в том снаряжении,  стали  для Николки нешуточным испытанием. Для начала -  защитный костюм был ему  безнадежно велик. Ваня, правда, быстро это исправил,  перемотав  руки, ноги и поясницу мальчика в нескольких местах  плотной, прозрачной клейкой лентой . Лента эта называлась «скотч» и  оглушительно трещала, когда ее сматывали с рулона. Стало удобнее – но ненадолго.
Николке было  жарко.  Нет – ОЧЕНЬ жарко. Каждый вдох в  резиновой маске давался с трудом,  глаза заливал пот,  тело под защитным костюмом противно зудело,  сетчатое «термобелье», которое мальчик  натянул по требованию своего товарища, буквально плавало на теле.  Навешанное на пояс и лямки рюкзака снаряжение ужасно мешалось, цепляясь за что попало; ноги болтались внутри резировых бахил, как орехи в скорлупе – пришлось дополнительно перетягивать лодыжки  скотчем.
А Ваня был безжалостен. Он заставлял Николку приседать, прыгать , крутиться туда-сюда, наощупь вытаскивать из кармашков на ремне  разные приспособления, завязывать узлы пальцами  в чудовищно неудобных рукавицах, включать и выключать фонарик . Полчаса упражнений так вымотали Николку, что он едва держался на ногах.
Тренировались они на нежилом цокольном этаже, который  Олег Иванович снял  вместе с квартирой. Отец Вани только-только начал доставлять из  21-го века оборудование для будущей веломастерскойс -так что помещение пока пустовало. Лишь  в углу сиротливо прииткнулись несколько велосипедов и верстак, заваленный картонными  коробками с запчастями.
Возле стены стояло зеркало в рост человека – правда, треснутое в нескольких местах. Мальчики отыскали его на чердаке Овчинниковского дома и перетащили сюда Вот перед этим зеркалом и Николка и позировал, увешанный с ног до головы снаряжением для путешествий по московскому подземелью.
- Хорош, хорош! – одобрил Ваня. Сам он уже стащил противогаз и разгрузку и отдыхал, стоя в одном комбинезоне.     - Еще 20 тысяч ведер -– и золотой ключик у нас в кармане. –
- Какой ключик? – не понял Николка. Ваня постоянно ставил своего товарища в тупик, уснащая речь необычными словечкам и цитатами из книг, читать которые Николке не приходилось. Впрочем, он уже привык к этой манере  своего друга.
- Да книжка такая есть, «Золотой ключик». – ответил Ваня.  - Там герои тоже, вроде нас,  ищут секретную дверь в подземелье. Только ее напишут   еще через лет 50-т, не раньше.  –
- А они там тоже в такие костюмы одеваются? – поинтересовался Николка. Ему ужасно хотелось стащить с себя опостылевшую хламиду – но мальчик мужественно терпел.
- Да нет,  - хмыкнул Ваня,  –  обходятся  бумажными курточками.  Ладно, потом расскажу, а сейчас – давай сворачиваться, а то отец вот-вот нагрянет. Объясняйся с ним потом…. –
- Давай, конечно, - обрадовался Николка. Он был готов терпеть любые лишения и тренироваться, сколько нужно  – но все же обрадовался возможности снять опостылевшую химзащиту.
Торопиться и правда, следовало. Стоило Олегу Ивановичу узнать об авантюре, затеянной мальчиками – и все окончилось бы позорным провалом.   Отец ни за что не позволил бы Ване лезть в московское подземелье, да еще и тащить с собой ни в чем ни повинного Николку.  Так что приходилось конспирироваться, готовясь к этому  отчаянному предприятию.
Дело в том, что Ваня отнюдь не  был настроен откладывать поиски подземного «портала». Николку тоже  удалось уговорить  без особого труда. Гимназист, правда, пытался робкл возражать: «А как же дядя Олег, мы ведь обещали», но Ваня отмахнулся от этих слов. Его активная натура подростка жаждала бурной деятельности – а тут, буквально под носом имелась НАСТОЯЩАЯ тайна – тем более, с металлическим привкусом глуховской фантастики и авантюрных романов в стиле Индианы Джонса. В мечтах мальчик уже видел себя покорителем московского подземного лабиринта,  так что остановить его, мог бы разве что прямой запрет отца.  Но: «О чем человек не знает – то его не беспокоит». Этот железный аргумент окончательно убедил Николку, и мальчики приступили к реализации своего авантюрного плана.
Прежде всего, следовало отыскать портал – пусть и приблизительно. Это оказалось не так сложно; хотя, в свое время,  отец и отобрал у Вани «лишние» зернышки четок , оставив только две, у Николки имелся и свой запас– семь штук, не считая той, что он все время  носил с собой. Соорудить из куска медной проволоки рамку «искалки» оказалось делом десяти минут – а дальше на помощь пришли фильм про Отечественную Войну, где хитроумные абверовские радисты пеленгуют рацию советских разведчиков из движущегося радиофургона . В  роли «радио-вагена» выступала  московская конка, а вместо дороги через секретный укрепрайон, пришлось обойтись маршрутом «Б» по Садовому. Выбрав час, когда в вагонах меньше всего пассажиров, юные искатели приключений устроились в уголке, и время от времени «брали засечки» – Николка держал искалку в руках, а Ваня засекал на карте место и пеленги на цель, пользуясь обыкновенным, правда, весьма навороченным, армейским компасом. Карту мальчики приобрели в лавке у Китайгородской стены (хозяин божился, что это самая лучшая из всех имеющихся карт города) а для засечек  Ваня выбирал  места приметные,– такие, читобы можно было идентифицировать их и на карте 2014-го года. Не доверяя топогрофам прошлого, он собирался уточнить место по гугл-карте, а уж потом привязать его к старинному плану Москвы.

Все прошло как нельзя лучше. Правда, кондуктор конки с подозрением косился на подростков, копошащихся в углу– но, так как порядка те не нарушали, тревожить их не стал. В итоге, Ваня с Николкой отправились дломой, имея наа руках аж 23 засечки, выполненные по всем правилам исскуства радиоразведки. Привязка данных к местности заняла больше времени - и в итоге, под подозрением оказалось 4 дома в квартале между Ильинкой,  Старопанским переулком и Биржевой площадью.  Дотошный Ваня не ограничился этим, и повторил эксперимент  в 21-м веке; Николка был безмерно лишней вылазке в будущее.  Засечь портал удалось и здесь; место ничуть не изменилось. Мальчики даже прошлись по Ильинке 21-го века, чтобы своими глазами дома увидеть; но лезть  в подземелье было решено в 1886 все же году.

Оставался пустяк – запастись снаряжением и хорошенько подготовиться. Первый вопрос решался просто – с противогазами и костюмами химзащиты Ваню выручили товарищи по страйкбольной команде, все остальное либо нашлось у мальчика дома, либо было приобретено в магазине «Сплав». Николка вышел оттуда счастливым обладателем горсти волшебных трубочек – если резко встряхнуть или согнуть такую, она начинала испускать яркий, химический свет  – и не угасала довольно долго. Мальчик  уже предвкушал, какое впечатление этот подарок из будущего произведет на его гимназических приятелей.  Николка уже вполне освоился с путешествиями в будущее; была выработана даже особый набор одежды: мальчик входил в портал на своей стороне в гимназической форме, без фуражки; а, выйдя из подворотни в 21-м веке, он запихивал форменную курточку в предусмотрительно взятый рюкзак и облачался в пеструю ветровку. Машин Николка уже не боялся и втайне мечтал о моменте, когда он рискнет прогуляться по улицам будущего в одиночку. Олег Иванович даже снабдил мальчика простеньким мобильником: вылазки в 21 век становились все чаще, и эта предосторожность уже не казалась излишней. Николка с наслаждением освоил эту техническую диковинку и не упускал возмжности лишний раз пустить ее в ход. 
Вылазку решили провести через две недели – на ближайшие выходные был намечен тпикник в  Петровском парке. А пока – мальчики условились хотя бы раз в день тренироваться, осваиваясь с непривычным снаряжением.

+1

502

Ромей написал(а):

Там герои тоже, вроде нас,  ищут секретную дверь в подземелье.

Николка, конечно, не мог читать "Золотой ключик", но секретная дверь в подземелье - почти непременный атрибут приключенческих романов того времени, возможно, какие-то произведения мальчик читал?

0

503

Может и читал. А может и нет - раз не понял с ходу :) Да и какая разница?

+1

504

Ромей написал(а):

На месте лица -  невозможная треугольная харя с громадными стеклянными зенками и  круглой  дырчатой нашлепкой под носом.  Из того места, где у хари должен  был быть  рот (или пасть?) высовывасья толстая, гибкая ребристая труба из гуттаперчи.

Какой-то странный противогаз у ГГ. Сочетание "треугольной хари", разговорной мембраны и "ребристой трубы" - это армейский противогаз ШМС:
http://www.protivogas.ru/gallery/big/shms.jpg
Но его "зенки" нельзя назвать громадными.
Если же взять противогаз с "громадными зенками", например, ГП-7:
http://adaga.ru/pictures/products/sizod/gp-7w.jpg
то его "харю" очень трудно назвать треугольной.
И ещё две детали:
1. Размер головы ГГ. Взрослый противогаз будет ему велик.
2. Соединительный шланг у противогаза - резинотканевый. Снаружи видна именно ткань, поэтому вряд ли ГГ назовёт его "гуттаперчевым".

0

505

это для вас не громадные. а Николке с чем сравнивать?  ШМС и есть

0

506

Ромей написал(а):

это для вас не громадные. а Николке с чем сравнивать?

Хотя бы с обычными очками :)

0

507

Ленивый Кот
Очки или пенсне - в данном случае неважно. Речь шла о размере линз, а не о типе оправы.

0

508

вот с ними и сравните - только с тогдашнимию Тогда и увидите. что сравнение вполне уместно

0

509

Глава 4
Поход на Сухаревку обернулся неожиданной удачей. Нет, ничего особо ценного найти не удалось – так, три кремневых пистолета разной степени сохранности, офицерский походный погребец времен Ермолова, вицмундирная шпага почтового ведомства и охапка бытовой мелочевки. Все это, безусловно, будет востребованно реконструкторами – но удача была совсем в другом. Дело в том, что Олег Иванович сумел найти себе помощника.
Приобретения, сделанные во время трехчасовых поисков  на Сухаревской толкучке, оттягивали руки и все норовили рассыпаться по брусчатке. Олег Иванович уже успел расколотить полуштоф дымчатого стекла (заказ ребят их Ахтырского полка, готовящихся к празднованию юбилея клуба и обновляющих по этому случаю «бытовой» антураж), когда на очередной, видимо, уже последней на сегодняшний день, рогожке, углядел настоящую жемчужину – парадную  шпагу одного из гражданских ведомств Империи в изрядно потертых ножнах.   Находка была немедленно  приобретена – и тут Олег Иванович с ужасом понял, что унести всё это в руках будет решительно невозможно.  Барахольщик увязал покупки в какую-то невообразимую рогожу, но Олег Иванович колебался – будь дело в 21-м веке, на каком- нибудь Тишинском рынке – он и сам дотащил бы поклажу до парковки; но здесь нравы были иными. Солидному, прилично одетому господину не пристало разыгрывать из себя клоуна, таскаясь с охапкой старья по главной московской барахолке. Было решительно неясно, что делать дальше – и тут  к «торговой точке» подскочил малый лет 16-ти.

Проблема сразу уладилась. Парнишка за 3 копейки подрядился донести поклажу до извозчика  - и по дороге разговорился со своим нанимателем. Молодой человек представился Яковом Гершензоном, приезжим из Винницы.

Жил он  у родственника—аптекаря и зарабатывал  деньги на учебу в университете.   Гостя из 21 века тронул рассказ юноши, рискнувшего явиться в Москву несмотря на сложности, что ожидали здесь его соплеменников. Оказалось, что Яков не терял времени даром и хорошо изучил разные стороны  московской жизни. Узнав, что наниматель - приезжий из Америки, и разыскивает на московских толкучках старое, первой половины  века, оружие и прочий «военный антиквариат», молодой человек вызвался помочь. Он знал московских евреев-старьевщиков и мог раздобыть все, что нужно, не затрудняясь поисками  по рынкам. А когда Яша присоветовал обратиться к знакомому унтеру с Волыни, который служил писарем при складах московского гарнизонного полка.  –  Олег Иванович понял, что напал на золотую жилу.  Оказывается,  оружейные мастерские, а то и отдельные купцы, из числа ведущих сои дела в Сибири, охотно приобретали негодное, времен Крымской Войны или венгерского похода оружие для переделки в охотничьи ружья или торговли с северными инородцами. Яша уверял: старое ружье, изготовленное  при государе Николае 1-м, можно купить всего-то за рубль с полтиной  – если подмазать писаря при складе.
В итоге Яков проводил Олега Ивановича до Гороховской, помог занести  покупки в дом – и  был нанят в качестве помощника с окладом рубль в неделю – плюс премии за выполнение заданий. Так что - новоявленный Планше  получил на расходы рубль серебром и  был отправлен налаживать контакты с ушлым писарем.

+6

510

Тем временем пришло время долгожданного вело-пикника.  Ехать было решено всем вместе, на трех  пролетках: на одной – семейство Овчинниковых, а на другой – Ваня, Олег Иванович и груз в виде двухколесных машин. Дабы не будоражить раньше времени московскую публику, аппараты были укутаны в рогожу. Третья пролетка была предназначена для  прислуга Овчинниковых, Марьяны, с корзина для пикника и разбитного малого, нанятого  в соседней бакалейной лавке – для услуг.
И вот  настало утро 30-го мая.  Вчера у Николки с Мариной завершили очередной учебный год – это событие  Овчинниковы  отметили чаепитием, на которое был зван и Ваня. Разговор за столом вращался вокруг предстоящего пикника; Марина говорила обидняками, намекая на загадочную подругу, жаждущую познакомиться с приезжими из Америки. Николка с Ваней были заинтригованы; но девочка отказалась выдавать какие-либо подробности.
Оставалось ждать до завтра - и друзья не стали терять времени даром. До поздней ночи Николка с Ваней просидели в мастерской, наводя лоск на свои машины. Николка уже успел опробовать кикбайк – и во дворе дома на Гороховской, и в Москве 21-го века. Выезжать на улицы 1886 года пока не рискнули – хотя, формально запрет на передвижение относился только к велосипедам, Олег Иванович строго-настрого запретил эксперименты.
Последнее утро весны выдалось в 1886-м году на редкось солнечным и теплым. Отправив Фомича искать извозчиков, Овчинниковы и их постояльцы окунулись в предпразничную суету – на двор выносили корзинки с продуктами для пикника, а Николка и Ваня, одетые в приобретенные к этому случаю английские костюмчики с бриджами и круглыми жокейскими шапочками (Иван скептически ухмыльнулся, увидев эти головные уборы, но спорить не стал), вытаскивали из мастерской укутанные рогожей велосипеды.

Жильцы, студенты, охотно помогали – слухи о том, что в доме теперь будет вело-мастерская, успели разойтись, и кое-кто из обитателей дома на Гороховской уже пытались наладить знакомство с передовым господином из Амеррики. Многие  из жильцов  Овчинникова учились в расположенном неподалеку Императорском Техническом Училище; велосипед же по праву считался здесь вершиной технического прогресса.

Студенты, с шутками и прибаутками, помогали вытаскивать поклажу из мастерской – и гадали, отчего громоздкие машины оказались такими легкими?
Наконец, прибыл Фомич с извозчичьими пролетками. Багаж увязали, все расселись по местам - и кортеж  тронулся в путь.

+6


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест