Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест


Коптский крест

Сообщений 511 страница 520 из 894

511

Да, ну и денек!  Если отец хотел произвести впечталение на вело-сообщество Москвы – ему нам безусловно удалось. Да еще как удалось! Надо было видеть, как расфранченные дамы и элегантные джентльмены уставились на нас с Николкой, когда мы лихо выкатили из аллеи на большую лужайку Петровского Парка!
Операция была проведена по всем правилам военного искусства. Сначала Николка был отправлен на разведку; вернувшись, он отрапортовал, что «Бициклисты» собрались на большой лужайке парка; слуги разворачивают столы для фуршета, а публика  рассекает по дорожкам вокруг лужайки, на своих цирковых агрегатах.

Так что мы дождались, когда на аллее  будет поменьше народу  – и, разогнавшись, ворвались  в самый  центр событий. Отец что-то кричал нам вслед -  да где там! Заставь дураков богу молиться….
Центральная лужайка Петровского Парка представляла из себя круглую поляну с небольшим холмиком посредине – на нем примостилась уютная ажурная беседка. И в самой беседке, и легких полотняных щатрах  вокруг нее, суетилось множество слуг – они расставляли  на столах бесчисленные блюда, корзины, бутылки, фужеры, столовые приборы. Над беседкой лениво колыхался на ветру транспарант с неразличимой надписью, а по периметру лужайки, по дорожке, в окружении двух рядов аккуратно постриженных кустиков, двигалась шеренга велосипедистов. На глаз, здесь было человек 50 - и все, как один, на нелепых двух-трехколесных машинах.
Одеты эти «циклисты» были так, что хоть сейчас в Государственную Думу – темные костюмы-тройки, котелки, даже цилиндры.  А пара  «бициклистов» выглядели так, будто вышли из фильмов о Шерлоке Холмсе – клетчатые костюмы с бриджами, высоченные шнурованные ботинки и викторианские кепи. Честное слово, у одного я даже трубку заметил!

Дамы тоже были. Правда, они не рисковали усаживаться на «пенни-фартинги» , обходясь забавными трехколесками. Велосипедистка сидела на таком механизме между двумя задними, большими колесами, управляя маленьким передним с помощью длинного рычага - вроде румпеля парусной шлюпки.
В одну из таких трехколесок я и врезался – когда с трудом увернулся от столкновения с громадным, в мой рост, «пенни-фартингом» под управлением бородатого господина в пенсне. Думаю, лишь аристократическое воспитание помешало ему обложить меня с высоты своего сиденья извозчьей бранью. А как он ухитрился не навернуться со своего аппарата – бог весть.
Мне, впрочем, было не до того. Увернувшись  от  «паука», я со звоном влетел в другое колесо – пренадлежащее солидной,  похожей на артиллерийский лафет, машине, которой управляла молодая дама в бежево-зеленом платье и изящном, бежевом же, цилиндре с вуалеткой. Удар вышел нешуточным – в последний момент я успел выжать оба тормоза, но скорость все равно была слишком велика. Трехколеска покачнулась, встала на два колеса, зависла, словно бы раздумывая – и медленно, величаво повалилась на бок. Дама огласила лужайку ультразвуковым визгом, а я, перелетев через руль, едва не  грохнулся на бедняжку всеми своими 55-ю килограммами.
- Вы с ума сошли, юноша! Как же можно быть таким неосторожным? Смотрите, что вы наделали! –
Я резво вскочил – и нате-здрасьте! Передо мной стоял тот самый морской офицер, к которому мы с Николкой дней десять назад носили открытки! Только не в мундире, а в спортивном костюме викторианского стиля, с бриджами, крагами и шерлокхолмсовской круглой кепочкой с пуговицей на макушке. Смотрел он так же иронично, как и в прошлый раз.
- Не ушиблись, молодой человек…. Иван, кажется? –
Я пробурчал что-то невнятное и сделал попытку кинуться на помощь пострадавшей в ДТП даме. Но там уже обошлись без моего участия: вокруг нее суетились аж три «циклиста», выпутывая несчастную из руин ее трехколески. Впрочем насчет «руин» я преувеличил – аппарат был цел, даже колесо, в которое я так лихо въехал, не пострадало. Дама отряхивалась и бросала на меня возмущенные взоры. И надо оказаться таким олухом!
Я сделал попытку принести извинения:
- Простите, мадам… то есть, сударыня..  я не хотел вас вот так. Только он тоже виноват, - и я кивнул на владельца «паука» – Тормозить вовремя надо, а если ездить не умеешь – так и нечего браться… -
Нет, ну в самом деле – выскочив  на круговую дорожку, я слегка подтормозил – и увидел, как справа на меня надвигается громадное колесо бицикла, а сидящий верхом на нем господин в цилиндре судорожно вцепился в руль и не собирается останавливаться. Даже рот открыл от удивления – с нижней губы свисала тонкая черная сигара.
Вывернув влево и нажав со всей дури на педали, я выскочил из-под «паука» - а  вот  увернуться от встречи с дамским трициклом уже не смог.
- Простите, молодой человек, но как, по вашему, я мог «затормозить»? –возразил  охаянный мною господин. Видимо, он не вполне отошел от проишествия, и, вместо того, чтобы поставить на место зарвавшегося сопляка, стал оправдываться, - Если бы я предпринял попытку  остановить колесо при помощи педалей, то непременно опрокинулся бы прямо на вас!  А если бы повернул -  то никак не смог бы избежать столкновения с дамой!  - и он кивнул на пострадавшую. Та, слава богу, потеряла интерес к моей персоне и наслаждалась вниманием спасителей, один из которых был в военной форме.
А ведь точно, тип в цилиндре прав. А я, значит, выхожу идиотом. На «пауках» нет не то что ручных тормозов – вообще никаких; педали насажены прямо на ось громадного переднего колеса, и единственный способ тормознуть – слегка попридержать их ногами. Но попробуйте-ка сделать это на скорости! Исход будет один: полетишь через руль с высоты своего роста, а это, уж поверьте, неприятно, особенно -в цилиндре и с сигарой во рту!

- Господа, господа, прошу вас извинить  моего сына! Мы с ним недавно в России,  и он еще не вполне научился  вести себя в обществе взрослых! –
Ага, а вот и отец. Он, конечно, не пытался угнаться за нами с Николкой, предпочтиая прилично сопровождать семейство Овчинниковых, передвигавшихся пешим порядком – тем более, на багажнике его роскошного «круизера» была пристроена корзина с прихваченной для пикника снедью. Вот и пропустил самое интересное; впрочем, мне от этого легче не будет….
- Пап, да я не хотел, кто ж знал, что они тут все без тормозов…. –
-Помолчи, Иван!- строго прикрикнул на меня отец. Я послушно заткнулся – что спорить, когда кругом виноват?
-Нико́л, ты-то хоть цел? –
Николка стоял в паре шагов, в обнимку со своим самокатом. Он был потрясен таким стремительным развитием событий – и теперь пытался прийти в себя. В завале  гимназист  не участвовал,  вовремя спрыгнув  со своего  финского пепелаца. Я   в очередной раз похвалил себя за то, что не поддался на уговоры посадить его на велик.  А то разгребали бы сейчас кучу-малу в стиле Тур-де-Франс…
- Какая у вас интересная машина, юноша! –
А господин в цилиндре, похоже, позабыл об обиде,  и с интересом рассматривает мой аппарат. Вон он,  валяется на обочине дорожки, зарывшись рогами в траву. А господин склонился к моему дюралевому коню , и внимательно изучает конструкцию. Ну да, конечно интересно – все же 125 лет развития техники чего-нибудь да стоят. Стоп-стоп, он что, поднять его намылился?
- А какой легкий! Это просто невероятно…. неужели рама - из таких тонких труб? А по виду и не скажешь! -
Ну все, понеслась. Пострадавшая дама забыта, участники события собрались вокруг нас – точнее, наших великов. Лейтенант в первых рядах – вон, уже просит покататься! Да, точно – отец с помощью Марьяны снимает с багажника корзинку, и помогает лейтенанту взгромоздиться на незнакомую конструкцию – а Овчинниковы, стоя в стороне,  потрясенно наблюдают за разгорающейся суетой.

+9

512

Ромей написал(а):

Ехать было решено всем вместе, на трех  пролетках: на одной – семейство Овчинниковых, а на другой – Ваня, Олег Иванович и груз в виде двухколесных машин.

Боюсь, что поместить в пролётке двух человек и два велосипеда не удастся. Нужен экипаж побольше.
Пролётка:
http://gvtm.ru/d/180104/d/hpim6987.jpg
http://www.welcomespb.com/images/foto-busbig4.jpg

Ромей написал(а):

Марина говорила обидняками

Обидняк - это слово из современного подросткового жаргона, обозначающее что-то неприлично-обидное? Странно, что гимназистке позволили так вести себя за столом http://read.amahrov.ru/smile/ireful1.gif 
Надеюсь, что Автор хотел написать "обиняками" :)

+1

513

у многих пролеток сзади было нечто вроде багажных решеток; на них и креплии габаритный груз
не ломовимка же им брать?

Отредактировано Ромей (26-04-2014 13:31:02)

0

514

Ромей написал(а):

у многих пролеток сзади было нечто вроде багажных решеток

Мне ни разу не попадались изображения подобных пролёток.

Ромей написал(а):

не ломовимка же им брать?

Зачем сразу бросаться в крайности? Один человек с одним велосипедом в пролётке поместится и вполне сможет поддерживать свой "экипаж" во время пути.

Кстати, в этой фразе:

Ромей написал(а):

- Какая у вас интересная машина, юноша! –

"машину" лучше заменить на "экипаж". В то время под "машиной" понимался стационарный механизм либо двигатель. Сухопутные транспортные средства именовались "экипажами" - конными, паровыми и т.д.

0

515

учту

0

516

Ромей написал(а):

Если отец хотел произвести впечталение на вело-сообщество Москвы – ему нам безусловно удалось.

нам - лишнее.

По сюжету - уж очень не обидчиво повели себя "бициклисты". И господин в цилиндре и поваленная дама.  Может ли быть такое, с тогдашними велосипедами, что подобные падения и наезды не были чем-то из ряда вон выходящим?

0

517

Ромей написал(а):

В одну из таких трехколесок я и врезался – когда с трудом увернулся от столкновения с громадным, в мой рост, «пенни-фартингом» под управлением бородатого господина в пенсне.

Ромей написал(а):

полетишь через руль с высоты своего роста, а это, уж поверьте, неприятно, особенно -в цилиндре и с сигарой во рту!

Угу, и особенно в пенсне, что пружинками к носу прижаты.   http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif   
Вообще, конечно, мало знаю о велосипедных прогулках того времени, но описаный господин мне показался странным с сосвременой точки зрения.
1. Цилиндр. ИМХО мало удобный убор для велосипедной прогулки. Поискал фото велосипедистов 19в. Конечно на скорую руку, наверно и в цилиндрах были. но неудобно ведь и предки думали также. Фото вклосипедистов конца 19в. поисковик выдал в основном в котелках.
2. Сигара. Опять таки понятия не имею о культуре курения сигар особенно в 19 в. Возможно тогда это самый шик, на велосипеде  http://read.amahrov.ru/smile/big_boss.gif  . Но просто ведь технически трудно! Хотя бы пепел стряхнуть...
3. Пенсне. Ваабще... Без коментариев.
Наверно автор лучше тему знает. И нарисованная картинка реальна. Просто на мой взгляд такой наряд многое скажет о человке.
Чопорный модник с претензией на повышенную интилегентность (особенно если в разговоре "возмущённо уронит пенсне с носа") и... сигара тоже наверно о чём-то скажет я просто не знаю :(
Просто такое ощущение возникло, лично у меня, что автор хочет (или у него это нечаянно получилось) сказать о этом господине больше чем написано. И... недосказаность присутствует.  :dontknow:

+3

518

Орлов Гай написал(а):

особенно если в разговоре "возмущённо уронит пенсне с носа"

От возмущения (или другой сильной эмоции) можно случайно уронить монокль (слово "пердимонокль" как раз и означает выпадение монокля в подобной ситуации :)). На этот случай у монокля есть шнурок. А вот пенсне нужно намеренно стряхивать сильным движением головы - и то не факт, что оно упадёт.

+2

519

Mike77 написал(а):

нам - лишнее.

По сюжету - уж очень не обидчиво повели себя "бициклисты". И господин в цилиндре и поваленная дама.  Может ли быть такое, с тогдашними велосипедами, что подобные падения и наезды не были чем-то из ряда вон выходящим?

Похоже, так. Плюс ко всему - ощущение замкнутости круга, где всего-то полсотни человек, а любой на велосипеде воспринимается априори как свой.....
Тем более, подросток на велосипеде - явление  в принципе крайне нетипичное для того времени.

Отредактировано Ромей (26-04-2014 16:44:49)

+1

520

- Ты хоть иногда будешь задумываться над тем, что собираешься делать? – выговаривал сыну Олег Иванович. Пролетка тарахтела по булыжной мостовой Садовой. Из открытых дверей обжорок  проезжих обдавали волны запахов – кислые щи, подгоревшая каша, застоявшийся чад давно не проветриваемого помещения. Над Москвой ползли серые, низкие облака – к вечеру, похоже, собирался дождь.
Ваня отмалчивался. Он уже в десятый раз выслушивал упреки  отца. Спорить мальчику не хотелось, тем более, что Олег Иванович был совершенно прав. Велопрогулка, задуманная для внедрения в вело-сообщество Москвы, началась с досаднейшего конфуза. Ваня,  не справившись  с управлением, протаранил трехколеску дочери московского обер-полицмейстера Козлова. К счастью, обошлось без травм – барышня, правда,  изрядно напугалась,  но не пострадала;  проишествие  списали  на растерянность мальчика, впервые оказавшегося в столь блистательном обществе.
Ну а потом – поклонники  бициклов облепили велосипеды новичков, робко испрашивая разрешения прокатиться.  А в переврывах,  пришедший в себя Иван гонял  по крутым склонам, демонстрировал резкие повороты, разгоны, торможения – словом, все то, о чем почтенные члены «Общества велосипедистов Москвы» и мечтать пока не могли. Даже пострадавшая дочка полицейского чина с упоением прокатилась на Николкином самокате – барышня хотела оседлать и чудо-машину Олега Ивановича, но узкое, бежево-зеленого бархата платье,  не позволяло подобных вольностей.
«Циклисты» буквально засыпали Олега Ивановича вопросами. Особо выделался среди московских знактоков двухколестного тарнспорта Юлий Александрович Меллер;  в известной Олегу Ивановичу истории ему предстояло в 1893 году основать  московскую велосипедную фабрику «Дукс».   Меллер  был известен в Москве как спортсмен, изборетатель и почетный член основанного 5 лет назад  «Московского общества велосипедистов-любителей». Опробовав машины гостей, изобретатель пришел  в востор. Было видно, что дай ему волю, он прямо тут разберет агрегаты  по винтику.
Когда суета улеглась,  праздник пошел своим чередом.  Было все, что и полагается в подобных случаях – речи, посвященные торжественному событию,  закуски и даже полковой оркестр .  Марина представила мальчикам Варю Русакову – девочка явилась  на праздник вместе с Никоновым, который, конечно, не смог отказать любимой кузине.
Ваня сразу узнал девочку, «спасенную»  им в кафе – и с этой минуты не отходил от нее ни на шаг.  Варенька же наслаждалась пикником -  как , впрочем, и Николка, учивший девочек ездить на самокате.  Марина привычно подкалывала кузена и его приятеля, но мальчики отшучивались – настроение у всех было превосходное.
Олег Иванович, тем временем, заводил полезные связи. Никонов представил  его   Александру  Александровичу Лейтнеру, два года назад основавшему в Риге велосипедную мастерскую  .  Предприятие  выпускало велосипеды типа «паук»; продавались они,  в основном, в Лифляндской губернии. В Москву  Лейнтнер приехал по приглашению одного из членов клуба   и привез с собой два «паука»  собственного производства. Фабрикант , разумеется, был в курсе всех европейских вело- новинок, да и сам подумывал о выпуске новейших  «безопасных» моделей -   но, неожиданно,  Лейтнера  заинтересовал николкин самокат. Да, велосипеды «америиканцев» были великолепны – но выпускать что-то подобное в Риге было  нереально . А вот самокат-кикбайк казался весьма простым агрегатом.  Лейтнер предложил шестьсот рублей золотом за невиданный механизм, но получил отказ:  Олег  Иванович заявил, что самокат  –собственность  Николеньки, а тот вряд ли согласится с ним расстаться. Однако –  пообещал,, не откладывая, выписать для  Лейтнера точно такой же.
Когда об этом услышали остальные «циклисты», заказы посыпались со всех сторон – и скоро у Олега Ивановича уже был список из 18-ти известных персон, готовых хоть сейчас приобрести дорогую  новинку .  Запредельно выскокая цена  – 1000 рублей за велосипед на пневматических шинах – никого не отталкивала. Собравшиеся в Петровском парке поклонники двухколесного транспорта не привыкли отказывать себе, если дело касалось любимого хобби.
А Лейнер, самолично опробовав «круизер»,   предложил продолжить знакомство позже, в приватной обстановке. Дело обещало стать серьезным   - Олег Иванович не сомневался, что фабрикант  хбудет говорить о поставках  узлов и запчастей велосипедов. И он заметил, как вспыхнули глаза  Меллера. Похоже,  фабрике «Дукс» предстояло родиться на несколько лет раньше срока.
Олег Иванович успел побеседовать и с Никоновым – и остался совершнно очарован обходительным лейтенантом – ему импонировала ироничная манера, в какой вел разговор  моряк. Мужчины расстались, обменявшись визитками и условившись о встрече – как-нибудь на днях.

Яша трясся на пролетке рядом с Марьяной. Он держал корзины из под снеди и в который уже раз прокручивал в голове прошедший день. Да, сегодя в копилку попала масса интересных фактов. Тут и ажиотаж, вызванный появлением его подопечных на празднике циклистов, и восторги по поводу их машин, и неожиданное появление уже  знакомого Якову лейтенанта…
Даже взгляды, которыми обменивалась его кузина со старшим из мальчиков не укрылись от внимания юного сыщика. Яков и сам не смог бы ответить, зачем он собирает все эти сведниия – но ощущение тайны никак  не покидало молодого человека. 
Наконец, пролетки остановились у дома на Гороховской.  Яша, играя роль слуги, помог разомлевшей Марьяне подняться наверх, отнес на кухню корзины – и сумел поучаствовать в переноске велосипедов в мастерскую. Старания его не пропали даром  -  внося в просторное  помещение двухколесные машины, Яков улучил момент и заглянул в одну из расставленных там и сям коробок. Ее содержимое , изрядно удивило  молодного человека – серая, жудкого вида, гуттаперчевая маска с ребристым хоботом и стеклянными круглыми глазами, черные ремни, увешанные сумочками из неизвестной, но очень плотной ткани со странными застежками – Яша так и не смог их открыть.  Ему  смерть как хотелось сунуть одну из непонятных вещичек в карман, чтобы разобраться с ней на досуге – но молодой человек  сумел себя пересилить. Задвинув ящик с его загадочным содержимым подальше в угол, он  накрыл принесенный велосипед рогожей и покинул мастескую. Яша шел по следу, и не собирался сворачивать;  правда, и он сам не понимал, куда приведут его эти поиски…. 

Прошедший день доставил пищу для размышлений не одному только Яше. Лейтенант Никонов тоже вернулся из Петровского парка в задумчивости. Отужинав с сестрой и ее супругом, моряк сказался уставшим и поспешл в свои аппартаменты.
Но отдыхать он на стал. Наоборот, присел за стол, и,  положив перед собой лист бумаги , разделил его на три столбца – и принялся  заполнять их аккуратным, бисерным почерком.
За окном темнело.  Тени в углах Спасоглинищевского переулка отчетливо густели, наливаясь чернильной тьмой;  керосинка в зеленом тканевом абажуре  отбрасывала свет на стол и стены,  потолок же  тонул в темноте, накрывая Никонова колпаком из полумрака…
Лейтенант приводил  в систему все те странности, которые успели накопиться вокруг его недавних  знакомых. Он уже давно думал о загадке, которую подкинули ему Ваня с Николкой; узнав же о том, что мальчик с отцом прибыли в Россию из Русской Аляски, Никонов, поддавшись неосознанному импульсу, решил навести справки об американских гостях. Это было  несложно – в канцелярии градоначальника ему легко дали все необходимые сведения, ну а потом в ход пошли связи морского офицера.
Согласно выписке, полученной от пройдохи-делопроизводителя (что обошлось Никонову в  полтора рубля серебром), Олег Иванович с Ваней прибыли в пределы Империи из Персии, через Баку.  В их бумагах имелись все положенные  отметки с бакинской таможни – однако паспорт, необходимый иностранцу для пребывания в России, был выдан, не как положено, Бакинским градоначальником, а здесь, в Москве. Никонов, и так испытывая некоторое неудобство от того, что он, морской офицер, вынужден заниматься, в сущности, жандармским промыслом, не стал расспрашивать чиновника об этой странности. Имелся и другой путь – один из товарищей Никонова по Морскому Корпусу командовал канонерской лодкой на Каспийской Флотилии. Каспий  служил чем-то вроде места ссылки для проштрафившихся или попавших в немилость офицеров флота; однокашник Никонова попал туда из-за  некрасивой истории с карточными долгами. Но лейтенант не стал, подобно многим сослуживцам,  порывать отношения с опальным товарищем.. Вот ем у-то и написал теперь Никонов, с просьбой навести справки об Олеге Ивановиче и Ване. Моряк нисколько не сомневался, что такие колоритные путешественники ни в коем случае не могли остаться незамеченными в провинциальном, азиатском  Баку, где европейцы вообще были наперечет.
Никонов  не ошибся. Ответ пришел достаточно быстро – моряк  воспользовался для отправки депеши телеграфом, поставив,  после некоторых колебаний,  на послании казенный гриф. Товарищ по корпусу скрупулезно расспросил всех, кто так или иначе имел отношение к лицам, прибывающим в Баку из Персии – но приезжих из Америки,  русских, отца с сыном, не вспомнил никто.
Что же получалось? Американские гости,  удивлявшие московских циклистов невиданными новинками – не те, за кого себя выдают? А открытка со зловещей надписью на японском, , с которой все и началось? А  манера речи, не имеющая ничего общего –  Никонов был уверен в этом, - с говором русских выходцев с  Аляски? А навыки обращения с оружием, продемонстрированные старшим из мальчиков? 
Никонов не в силах был более копить эти  загадки. Следовало, наконец, покончить с непонятными тайнами  - благо, сегодняшнее знакомство с Олегом Ивановичем позволяло сделать это, не нарушая правил вежливости  хорошего тона.

Отредактировано Ромей (26-04-2014 16:56:18)

+7


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест