Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест


Коптский крест

Сообщений 811 страница 820 из 894

811

Господа! Ну неужели это такой лютый косяк??????

0

812

Ромей
Вроде нет :)

Но вот, что меня все-таки смущает - это очень слабо проявленное на практике любопытство к будущей истории со стороны Николки, тем более дети вообще любопытны. Да и лейтенант. Ну вот ей Богу, если бы допустим я попал в будущее, это при наличии возможности, было бы чуть ли не первым что меня заинтересовало бы, включая поиск себя и своих родственников/знакомых в энциклопедиях и т.п.  Понятно, что в сюжет это плохо вписывается, но возникает неестественность.

Вспоминается байка, которую я еще в детстве слышал, что вроде где-то в глухих лесах во время войны наткнулись на скит/поселение с дореволюционных времен ни с кем не контактировавших (почти как Лыковы) и первым вопросом было: какой царь сейчас правит?   

Так, что мне кажется вполне ожидаемо, если бы и Николка и лейтенант очень вскоре спросили бы какой царь сейчас, в смысе в 2014-м?

Отредактировано Mike77 (21-05-2014 03:05:50)

+1

813

хм... у лейтенанта точно все впереди :)
Насчет  Николки..... подумаю. Но детям вообще свойственно концентрироваться на ,вещах сиюминутных попав в первый раз в 21 век, он о царе думал в последнюю очередь:)
Вот машины и калькулятор - это да :)
Тем более. Ваня ему что-то отрывочно рассказвает и показывает.

И в любом случае - данная тема УЖ ТОЧНО будет раскрыта во второй частиы

0

814

- Итак. о продолжении...
как и было сказано - вторая книга сейчас в работе.
Так что буду выкладывать здесь отдельные куски, как правило - не по порядку. Потом, когда все окончательно сформируется. выложу по главам. А сейчас, если коллеги не проив -мне крайне важно Ваше мнение.

Попробую во второй части кое-какие новые формы: так. описание путешествия в сирию в значительной степени будет дано в виде "путевых заметок" от имени Олега Ивановича - весьма популярный в конце 19-го века литературный жанр....

0

815

Из путевых заметок О.И. Семенова.
…Перед отъездом я посетил  представителя Православного Палестинского Общества.  Очень представительный господин; вручил мне брошюру общества для ознакомления, а заодно предупредил, чтобы мы не рассчитывали на размещение в Триполи и Маалюле в зданиях Общества, поскольку в этом году особый наплыв паломников и все, вероятно, уже  занято. Я сказал: « В таком случае, мне придётся обратиться к грекам?», услышав в ответ: «Да, придётся так вам и поступить».
Выезд из России за границу вообще сопряжён с немалыми хлопотами относительно паспорта, однако ж, мы, как «иностранные подданные», были от всего этого избавлены; Американские документы позволяли во всякое время невозбранно пересекать границу. В обстоятельстве этом я нахожу некоторую выгоду – если раньше наша бакинская версия въезда на территорию Империи и могла вызвать некоторое подозрение,  (и вызвала – во всяком случае, у Никонова!) то после этой поездки, все вопросы должны отпасть сами собой. Однако – к делу.
Поездка на поезде до Одессы, первым классом, требует отдельного повествования в духе «географических» романов конца 19 века. Классное купе превосходно; даже в СВ 21 века я не встречал ничего хотя бы и близко подобного. Как тут не вспомнить «Отель» Хейли:  «реактивные самолеты покончили с привычкой  путешествовать с комфортом». Что ж, готов подписаться под этой мыслью. Видимо, стремление сократить, елико возможно, время пребывания в пути, свело на нет ухищрения по обеспечению удобств пассажиров – доехали, и ладно.
В купе было что-то вроде «санузла», отделяемого от основного пространства раздвижной дверью; обилие бронзы, бархата и лакированного дерева наводило нам мысль о дорогой гостинице. Впрочем, трясло немилосердно – комфорт комфортом, а прогресс-прогрессом.
Путь до Одессы занял 3 дня. На больших  станциях поезд подолгу стоял – подливали воду в паровоз и засыпали в тендер уголь. Вообще, запах сгоревшего каменного угля, знакомого  путешественникам наших дней разве что по аромату  вагонного «титана», здесь  неистребим; сойдя на перрон в Одессе, нам казалось, что это амбрэ будет теперь преследовать нас всю оставшуюся жизнь.
На остановках  продавали всякую снедь в невообразимых количествах. Я живо припомнил 90-е годы, свои поездки в Казань и Новосибирск  и невообразимые барахолки на перронах; помнится, на одной из станций, неподалеку  от Гусь-Хрустального торговали хрусталем, вплодь до люстр и, почему-то, огромными мягкими игрушками. Здесь же предпочтение отдавали всякого рода мелким поделкам, дешевым книжкам для развлечения скучающей в дороге публики, ну и, разумеется, всякого рода съестному. Бублики, жареные куры, рыба всяких видов, молоко, квас, сельтерская в цветных бутылках, сайки, плюшки, ветчина….
Отмечу, что классные вагоны цеплялись к поезду в особом, раз и навсегда заведенном порядке - и разносчики, отлично это зная, заранее выстраивались на перроне согласно «табели о рангах» своего товара: одно предлагали чистой публике из синих и желтых мягких вагонов, а другое – шумному народу, заполонившему зеленые «жесткие».
Вагон ресторан…   тут я умолкаю. Воистину, высокое искусство путешествий с удобствами в наши дни утеряно навсегда.
Так как еще в Москве мы с сыном приняли  решение присоединиться-таки к большой группе паломников, следующих в Палестину  - и сопровождать их до определенного, удобного нам момента (по видимому, до Триполи). Так что, в поезде, которым мы следовали, богомольцев было в избытке. Мы  сами, правда, были избавлены от необходимости близко общаться с этой массой: большая часть паломников, люди простого сословия, ехали в жестких вагонах.  Из классных же пассажиров, в первый  же день нашего путешествия, мы познакомились  с двумя волжскими купцами, как оказалось – родными братьями.
Оба брата   рослые, с типично русскими физиономиями; оба  уже в летах. Путешествовали они  в сопровождении приказчика; один из братьев вез  с собой  дочь средних лет. Старший,  Семен Иванович, уже с сильной проседью, но все  ещё крепкий старикан, оказывается, четырежды  побывал  в Иерусалиме. Отметил про  себя – как все же поменялись нравы торгового сословия за 128 лет  – потомки этих самых купчин будут, по четыре раза кряду, ездить, разве что, на Мальдивы.
Семен Иванович рассказывал, что едет в Палестину  совершенно уверенно, наперёд зная, что греки его примут с распростёртыми объятиями. Я удивился: «Так вы у греков останавливаетесь? А почему же не на русских постройках?», на что получил обстоятельный ответ: «Всегда у греков. От них близко к Гробу Господню, а главное во время праздников они дают хорошее место в храме. Ведь всё в их руках, они всем распоряжаются…»
Признаться, он меня  озадачил: готовясь к путешествию, и не раз посетив Православное Палестинское Общество, я   много худого слышал про греков, об их бесстыдных поборах с паломников,  о корысти и готовности зарабатывать деньги на христианских святынях.  А тут встречаю такого горячего их сторонника, да еще и в лице  симпатичного русского старца! Но уже позже, на пароходе, другие паломники открыли мне глаза на это обстоятельство.  Этот богатый купец, всякий раз оказываясь в Иерусалиме,  оставлял у греков не одну тысячу рублей; да и на большие праздники присылал  им богатые подарки уже из  России. Конечно, что греки, сколь возможно, обхаживают  щедрого старца! А тот и рад! Ведь в России епископ  обширной епархии – лицо для простых смертных совершенно недоступное. Его, если и видят, то лишь в кафедральных соборах во время богослужения. А вот в Святом Граде, купец имеет доступ не только к митрополиту, но даже к самому блаженнейшему патриарху. Тщеславие... всегда тщеславие! Я снова вспомнил о новорусских дельцах, готовых любые деньги выложить в Каннах за приглашение на банкет со звездами кинофестиваля. Нет, решительно, времена меняются, а люди остаются прежние.
На вокзале, в Одессе, поезд с паломниками встретили  афонские монахи – и принялись приглашать  приезжих  в свои подворья. Поскольку мы с Иваном решили пока что следовать общему поведению, то тронулись  за монахом Пантелеймоновского монастыря – однако же, нас немедленно окружили комиссионеры дешевых одесских гостиниц. Все, как один, зазывали нас: «У монахов грязно, да и не дешевле!»—  хватали за рукава, делали попытки вырвать нашу поклажу из рук носильщиков и оттащить к заполонившим вокзальную площадь пролеткам.
Однако же мы проявили твердость -  желая поближе оставаться  к паломникам и, насколько возможно, испытать сопровождавшие их странствия коллизии, мы отвергли притязания комиссионеров и направились в монастырскую гостиницу – благо, располагалась она  тут же на площади, напротив вокзала.
Выделили нам весьма скромный номер с самой, что ни на есть, простой обстановкой. Паломникам из простонародья отводились общие спальни – мы не рискнули заходить туда, опасаясь за свою решимость и далее путешествовать в обществе богомольцев. Постели были весьма сомнительной чистоты; к счастью, будучи предупрежденными заранее о сем обстоятельстве, мы захватили свои комплекты постельного белья.
В коридорах монастырского» отеля» гуляли пронзительные сквозняки. Я спросил  работавшего здесь послушника:  « Отчего вы открываете окна в разных концах коридора?» «Из-за уборной» - был ответ.
О, да! Воистину, люди быстро привыкают к хорошему! Я-то еще помнил общественные туалеты советских вокзалов, а вот Иван вышел из этого «заведения» с круглыми от ужаса глазами. А потом долго, ожесточенно тер руки мылом. Увы, общая умывальня тоже не могла  похвастаться чистотой.
Распоряжался здесь всем здоровенный монах, с елейным голосом – впрочем, это вообще особенность данного сословия. Он порывался взять у нас заграничные паспорта и по рублю с каждого – за «прописку» у турецкого консула. Однако же, услышав о том, что мы – американцы, отстал, одарив нас на прощанье весьма недоверчивым взглядом.
На другой день с утра паломники принялись  собираться на пароход. К подворью подали подводы (платформы, как их именуют в Одессе), нанятые монахами; с паломников исправно брались деньги за транспортные услуги. Я с любопытством озирал извозчиков – тех самых «биндюжников», как будто вышедших из «Одесских рассказов» Бабеля и песен Бернеса. Отслужив напутственный молебен в просторной церкви подворья, монахи проводили паломников в путь. После напутственного молебна в богатой и просторной церкви подворья все тронулись в путь. Среди тех, что победнее, слышались тревожные разговоры – оказывается, многие еще не получили назад свои паспорта, оформленные должным образом.
Мне припомнилось, что в полученном еще  в Москве  «Наставлении Палестинского общества» подробно перечислялись сборы:   за гербовые марки, за бланк паспорта, за визу турецкого консула, за регистрацию вида в полиции, за бланки прошений. А после всего этого перечня  говорилось, что, даже понеся эти хлопоты и расходы, паломник «может всё-таки не получить заграничного паспорта и возвратиться обратно на родину, не посетив св. мест». Россия есть Россия – и революции, в сущности, меняют на этой земле не так уж и много…
Итак, расплатившись за номер (справедливости ради отметим – содрали с нас нискоько не меньше, чем в обычной гостинице) мы взяли извозчика и самостоятельно отбыли на пароход, с тем, чтобы прибыть за 2 часа до его отхода. Пристань была заполонена толпой народа. Мы поднялись на борт; нас незамедлительно проводили в салон 2-го класса, где за сдвинутыми столами сидело несколько жандармов.
Они вырезали из паспортных книжек листы и ставили штемпели, а затем выкликали владельцев паспортов пофамильно и вручали им вожделенные документы: 
— Петров?
— Я! — Как звать?
— Иван!
— Получи!
После чего счастливец возвращался (поперек всей толпы!) обратно на пристань, забирал свой нехитрый скарб и спускался в средний люк,  искать местечко на одной из пароходных палуб.
Нас удивило количество мешков, которое имели при себе паломники. Почти все озаботились запасом каких-то особых, «тройной закалки», сухарей,  крупы и даже картофеля и капусты. Многие тащили с собой  полотна, ризы, покровы, ковры и другие предметы, взятые в пожертвование  на Гроб Господень. На узлах были нашиты метки с надписанными именами владельцев; на других, хозяева коиз не знали грамоты, стояли цветные крестики.
Шум и гам отправляющейся публики перекрывали крики распорядителей – они обходились с паломниками запросто, без всякого пиетета.  Размещение пассажиров третьего класса   мало отличалось от скотского. Многие располагались прямо на открытой палубе -  на дожде, на солнце, на ветру. Другим счастливчикам достались нары  под мостиком у машинного отделения. Это были  евреи из Средней Азии. Поначалу, увидев бухарские халаты, мы приняли их за мусульман, но, увидев еврейские книги, поняли, кто это такие. 
В трюме паломники устроились несколько лучше. Они устраивались группами по трое-четверо, оградив себе тюками и мешками некоторое пространство – воистину, человек нуждается в собственном уголке в любых, самых случайных и неудобных для жизни условиях! 
Устроившись в трюме поуютнее, паломники оживились – и вскоре оттуда зазвучали уже духовные песни.
К счастью, для нас все это так и осталось наблюдением – на нашу долю была выделена вполне удобная двухместная каюта, сомнительной, впрочем, чистоты – оставалось со вздохами вспоминать ослепляющую чистоту и комфорт классных вагонов. Видимо,  паломники  были в таком настроении, что готовы были безропотно помириться со всякими неудобствами и недостатком гигиены. 
В 5 часов вечера пароход отдал швартовы. Огромная  толпа провожающих замахала с пирса  шляпами и платками. Мы с Иваном поднялись на мостик, чтобы напоследок разглядеть  Одессу с моря - а паломники в это время громко запели молитвы в напутствие.

+4

816

Ромей написал(а):

Попробую во второй части кое-какие новые формы: так. описание путешествия в сирию в значительной степени будет дано в виде "путевых заметок" от имени Олега Ивановича - весьма популярный в конце 19-го века литературный жанр...

Человек из 21в. и путевые заметки? Ну не знаю. Разве что от безделья и тренировки ради. Для кого эти заметки? Для себя скорее на камеру поснимает. Для Николки? Тогда уж в эпистолярном, да ито скорее предположу видеорепортаж на флешку.
А путевые заметки логичнее от какого-то временного попутчика. Взгляд на героев со стороны.

0

817

Вот именно что от безделья и  тренировки ради. И снимает наверняка тоже. А представьте. что у ГГ имеются литературные амбиции? И он пишет ( в стол, конечно) эдакий "путевой роман" в стиле 19 твека? И безнадежно мечтает издать его потом с иллюстрациями-фотографиями? Впрочем, почему безнадежно? Может и издать - причем в обоих веках. Просто жанры разные :)\

А взгляд со стороны - отличная мысль, обдумаю. Тут единственный минус - и так достаточно второстепенных героев, а вводить такого вот "глядящего со стороны"  - это значит своего рода обязательство  использовать его в дальнейшем. Пока места для такого "новичка" у автора нет. Хотя  - можно сделать закладку и на будущее.....

Отредактировано Ромей (21-05-2014 12:38:08)

0

818

Ромей написал(а):

Тут единственный минус - и так достаточно второстепенных героев, а вводить такого вот "глядящего со стороны"  - это значит своего рода обязательство  использовать его в дальнейшем.

Почему? ЕМНИП в литературе множество примеров единичного использования для взгляда со стороны. По ассоциациям - детская книга - путешествие - поезд - взгляд со стороны, сразу вспомнился "Старик Хотабыч", к примеру. "XLII. РАССКАЗ ПРОВОДНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ВАГОНА СКОРОГО ПОЕЗДА МОСКВА-ОДЕССА О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО НА ПЕРЕГОНЕ НАРА–МАЛЫЙ ЯРОСЛАВЕЦ" ;)

0

819

Спасибо, непременно обдумаю

0

820

Часов в 8 вечера  мы с Иваном вышли наверх – полюбоваться видами открытого моря.  Качка стала уже весьма ощутима. С трудом выбирая дорогу среди лежащих прямо на досках палубного настила паломников, мы пробрались к прогулочной площадке парохода. Темнело – огни были  только в каютах да внизу,  в  трюмах. Мы обратились к пробегавшему мима судовому служителю с вопросом – отчего так темно и не засветят фонарей? Оказалось, что на верхней палубе умышленно не держат огня, чтобы не мешать вахтенным смотреть вперёд. Неожиданно, из трюма выскочил всклокоченный мужичонка самой простецкой наружности; стоило ему сделать пару шагов, как размахом судна его швырнуло на нашего собеседника. Мужичонка обеими руками вцепился в борт и, озираясь, сказал:
- Страсти-то какие Господи! Буря все больше и больше! Видать, потопнем!
Моряк  поспешил его успокоить:
- Ну что вы, совсем напротив. Погода довольно тихая.
- А что ж тогда валяет  с боку на бок?
- Без этого нельзя. – терпеливо объяснял мореплаватель. - Летом на море случается полная тишина – но нечасто.
- А зачем, - и он ткнул пальцем в мачты, - энтих оглобель понатыкали? Они же только раскачивают пароход!
Пришлось пароходному служителю объяснять, зачем на пароходе мачты:
— На них, — втолковывал он паломнику – поднимают сигнальные флаги и фонари; а ежели машина испортится -  на них растягивают паруса. Когда нужно поднять что-нибудь тяжелое, они служат, как краны. А если качка совсем усилится, то паруса, растянутые на этих «оглоблях», могут ее до некоторой степени ослабить. 
— А мы с дороги посреди окияна не сбились? – продолжал допытываться мужичонка. – А то вон, земли-то не видать!
— Нет,  - успокаивал паникера моряк. – Погода сейчас очень тихая,  с курса сбиться никак невозможно. Горизонт чист со всех сторон. И вот, что, господин хороший – ложились бы вы спать, с Богом. Завтра полегче будет, сами увидите.
Успокоили боязливого пассажира эти слова, или нет – а только он спустился в трюм и растворился  среди спящих паломников. Мы же прошли  на бак и довольно долго наслаждались видами открытого моря.
К  утру качка усилилась. Многие из пассажиров  мучились  морской болезнью. Мы с Иваном старались не подходить без надобности  к люкам трюмов – в их тесном пространстве запах, распространяемый немытыми человеческими телами и последствиями качки, стал совершенно невыносим. Он  густыми волнами накрывал палубу; не спасал даже свежий морской бриз. Пристроившись на мостике, мы наблюдали за паломниками: они ходили туда-сюда, мылись, сливая друг другу из чайников и котелков, молились тут же, на палубе, словно бы и не замечая тесноты и качки. На бак и мостик публику третьего класса не пускали, так что мы были отделены от этих людей незримым барьером - по сообщению стюарта, на пароходе находилось  было около четырёхсот паломников, путешествовавших третьим классом.  Теснота становилась особенно невыносима, когда из трюма высыпали люди за кипятком для чая. Для этого были устроены два больших медных котла с кипятком, прямо на верхней палубе.
Другая проза жизни – отхожие места на другом борту парохода, числом  три. Их брали штурмом – без разбору, мужчины и женщины. Грязь. Ветер. Качка.  Паломники испуганно жмутся к своим мешкам; многие не в силах подняться с палубного настила, испытывая муки морской болезни.
Когда к полудню качка поутихла, паломники тоже оживились. Один из них, стоя посреди столпившегося народа с книжкой в руках, читал Акафист Божьей Матери. Сосед его, густро заросший волосом, одетый в какую-то невообразимую хламиду, подхватывал наизусть;  последнюю фразу «радуйся, невесто неневестная» или «аллилуия», — подпевала уже вся  толпа,  растянутым напевом, называемым, как мы узнали, «афонским».
Позволю себе небольшое отступление. Во время наших странствий с паломниками, я не раз обращал внимание на одно обстоятельство. И здесь, на пароходе, и среди тех, кто путешествовал по Святой Земле, было немало священников. Однако  паломники, предоставленные сами себе в выражении своего религиозного рвения, куда охотнее обращались к таким вот «каликам перехожим», нежели к официальным служителям  церкви. И дело, как мне представляется, вовсе не в неуважении к сану. Просто, как говорят – «кто первый палку взял, тот и капрал». Кто свободно, раньше остальных, проявит свои религиозные чувства, не связанные к тому же церковными уставами, кто окажется способен на вдохновенное обращение к Творцу -  тот и во главе толпы, тот и предстоятель…
Однако, рассуждая о паломниках – тип, совершенно незнакомый нам с Иваном из опыта 21-го века, – я отвлекся от наших собственных впечатлений от морского путешествия. Возьмем, например, хлеб насущный. Конечно, в описании последствий качки для желудка мне ни за что не сравниться с убедительностью Джерома , но все же рискну добавить кое-какие собственные наблюдения.
Для путешествующих по морю очень кстати приходятся  чёрный хлеб и особенно - ржаные сухари с солью. Если вас мучает приступ морской болезни, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы не надо допускать, чтобы желудок был пуст;  иначе вам грозит рвота желчью.  Лучшая пища в данном случае, сколько я мог заметить из своих плаваний, — чёрные сухари с солью. Некоторые, обращаясь к опыту «просвещенных мореплавателей », ищут спасения в лимонах, апельсинах  и разных иных кислотах. Но они, если и помогают, то весьма умеренно. Активные движения, черный хлеб и свежий воздух – вот то, что наверняка избавит  вас от мучительных симптомов морской болезни.  Однако ж, многие паломники, особенно женщины, не понимали этого – и лежали на палубе без всякого движения. По счастью, качка все более стихала – наше плавание начиналось  при весьма благоприятной погоде.

+4


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест