Глава первая
Олег Иванович с Ваней стояли у верхних ступеней Большой Лестницы. Перед ними, внизу, раскинулась панорама Одесского порта. Каменное здание Морского вокзала, бесконечные крыши пакгаузов, стрелы кранов –и корабли, корабли! Целый лес мачт, перечеркнутых тонкими поперечинками реев, паутина снастей, и над всем этим – глухой портовый гомон, который, казалось, далетал даже сюда, через бесчисленный ступеньки этой, самой знаменитой в Европе, лестницы.
- Так это, значит, здесь она и катилась?
- Кто? – не сразу понял Олег Иванович. –А, ты о коляске Эйзнштейновской…. Да, наверное. Знатоки говорят – самый лучший пропагандистский кадр в истории кинематографа.
Народу вокруг было море. На белых бесконечных ступенях то там, то здесь виднелись люди – дамы в длиннющих платьях, кавалеры в светлых полотняных парах, мальчишки, няни с детьми в смешных кружавчиках. Ваня с любопытством озирался – в поезде он непечитал одесский цикл Катаева и все старался углядеть вокруг что-то из знакомых по книге реалий. А такого хватало – правда, знаменитые одесские каштаны уже отцвели и не радовали публику стройными, пахучими свечами своих соцветий. Небо было бездонным, по южному синим, отовсюду несся радостный гомон праздной публики. Шум толпы прорезали крики мальчишек-газетчиков и разносчиков:
- Семачки!
-Свежие газеты!
-Сельтерская!
Олег Иванович еще раз окинул взглядом перспективу Большой Лестницы и решительно повернулся к другой знаменитости, известной, в 20-м веке наверное, любому жителю России . Невысокий человек в античной тоге стоял, так же, как он и будет стоять через 130 лет. И полушарие английского ядра точно так же высовывалось из гранитного цоколя.
- Ладно, на сегодня достопримечательностей. Пошли в гостиницу.
Ваня пренебрежительно фыркнул: - Тоже мне, гостиница! Бомжатник какой-то.
- Да, прямо скажем, не пять звезд. – усмехнулся Олег Иванович. - Но по здешним меркам на три – вполне потянет. Помнится, когда я, году в 77-м, был в Одессе со школьной экскурсией – там мы в «Доме Колхозника жили». Так поверишь – там было не в пример комфортнее.
-Поверю, - отозвался Ваня. – Потому как куда уж дальше – разве что жабы под кроватями или грибы по углам. А уж сортиры… - и мальчик невольно поежился.
В коридорах монастырского» отеля, где размещались паломники, гуляли пронзительные сквозняки. Олег Иванович спросил у работавшего при номерах послушника: «Зачем вы открываете окна в разных концах коридора?» Тот ответил – «Это все из-за уборной».
Не согласиться с этим было трудно. Олег Иванович еще помммнил общественные туалеты советских вокзалов и парков; а вто Иван вышел из местного «заведения» с круглыми от ужаса глазами, а потом долго, ожесточенно тер руки мылом. Увы, общая умывальня тоже не могла похвастаться чистотой.
- Ты уж не суди особо строго, - добродушно попрекнул сына Олег Иванович. – Все же – монастырская гостиница, предназначена для паломников. А тем – зачем комфорт? Они юди духовных устремлений; есть где голову преклонить – и то ладно…
- Ну да, - буркнул Иван. – Они-то - духовных. А вот нам, скажи, на милость, зачем понадобились эти приключения духа? Отлично могли бы и сами доехать.
- Э, брат, не скажи, - покачал головой Олег Иванович. – Во первых, Сирия – это тебе не Ницца. Туда туристы не ездят. Паломники ведь не зря в караваны сбиваются и ходят только хорошо известными маршрутами. Там шаг вправо-шаг влево и все, ограбят и прирежут. Причем, кто угодно – что башибузуки, бандюки местные, что военный патруль, чтго местные феллахи. Для них мы мало что неверные, так еще и враги – война-то всего 10 лет как закончилась, а на Востоке у людей память длинная. Да и пароходы в Триполи и Бейрут просто так не ходят – либо грузовые суда, либо вот такие, «ковчеги» Александрийской круговой линиии – специально под паломников.
- Ну ладно. - вздохнул Ваня. – Паломники так паломники. Вообще, народ они занятный. Я вон столько кадров наснимал – потом покажу, оценишь…
[i]
Из путевых записок О.И. Семенова.
…Перед отъездом посетили представителя Православного Палестинского Общества. Получили у весьма представительного брошюру общества для ознакомления, а заодно предупредил, чтобы мы не рассчитывали на размещение в Триполи и Маалюле, поскольку в этом году наплыв паломников и все, вероятно, уже занято и придется обращаться к грекам.
Выезд из России за границу вообще сопряжён с хлопотами относительно паспорта, однако ж, иностранные подданные, тем более, американцы, от этого избавлены. В обстоятельстве можно найти даже некоторую выгоду – если раньше бакинская версия въезда на территорию Империи и могла вызвать подозрение, (и вызвала – во всяком случае, у Никонова!) то после этой поездки, все вопросы должны отпасть сами собой. Однако – к делу.
Поездка на поезде до Одессы, первым классом, требует отдельного повествования в духе «географических» романов конца 19 века. Классное купе превосходно; даже в СВ 21 века я не встречал ничего хотя бы и близко подобного. Как тут не вспомнить «Отель» Хейли: «реактивные самолеты покончили с привычкой путешествовать с комфортом». Что ж, согласен. Стремление сократить, елико возможно, время пребывания в пути, свело на нет ухищрения по обеспечению удобств пассажиров – доехали, и ладно.
В купе имелось что-то вроде «санузла», отделяемого от основного пространства раздвижной дверью; обилие бронзы, бархата и лакированного дерева наводило нам мысль о дорогой гостинице. Впрочем, трясло немилосердно – комфорт комфортом, а прогресс-прогрессом.
Путь до Одессы занял 3 дня. На больших станциях поезд подолгу стоял – брали воду и уголь в тендер. Запах сгоревшего каменного угля, знакомого путешественникам наших дней разве что по аромату вагонного «титана», здесь вездесущ; казалось, что это амбрэ будет теперь преследовать нас всю оставшуюся жизнь.
На остановках продавали всякую снедь в невообразимых количествах. Припоминались припомнил 90-е годы, поездки в Казань и Новосибирск - и невообразимые барахолки на перронах; помнится, на одной из станций, неподалеку от Гусь-Хрустального торговали хрусталем, вплодь до люстр и, почему-то, огромными мягкими игрушками. Здесь же предпочтение отдавали всякого рода мелким поделкам, дешевым книжкам для развлечения скучающей в дороге публики, ну и, разумеется, всякого рода съестному. Бублики, жареные куры, рыба всяких видов, молоко, квас, сельтерская в цветных бутылках, сайки, плюшки, ветчина….
Стоит отметить, что классные вагоны цеплялись к поезду в особом, раз и навсегда заведенном порядке - и разносчики, отлично это зная, заранее выстраивались на перроне согласно «табели о рангах» своего товара: одно предлагали чистой публике из синих и желтых мягких вагонов, а другое – шумному народу, заполонившему зеленые «жесткие».
Вагон ресторан… тут остается только умолкнуть. Воистину, высокое искусство путешествий с удобствами в наши дни утеряно навсегда.
Еще в Москве было решено присоединитьс к большой группе паломников, следующих в Палестину - и сопровождать их до определенного, удобного нам момента (по видимому, до Триполи). Так что, уже было в избытке – Палестинское общество обеспечивало паломников своего рода «турами», включающими в себя и билеты на пезд до Одессы и поездку морем и присоединение к каравану уже на Сваятой Земле. Большая часть паломников, люди простого сословия, ехали в жестких вагонах. Из классных же пассажиров, в первый же день нашего путешествия, удалось познакомиться с двумя волжскими купцами, как оказалось – родными братьями.
Оба брата рослые, с типично русскими физиономиями; оба уже в летах. Путешествовали они в сопровождении приказчика; один вез с собой дочь средних лет. Старший, Семен Иванович, крепкий старикан, оказывается, четыре раза побывал в Иерусалиме. Тут стоит отметить - как все же поменялись нравы торгового сословия за 128 лет! Потомки этих купчин будут, по четыре раза кряду, ездить, разве что, на Мальдивы.
Семен Иванович поведал, что едет в Палестину совершенно уверенно, наперёд зная, что греки его примут с распростёртыми объятиями. Это было неожиданно: : готовясь к путешествию, не раз приходилось слышать про греков много худого - об их бесстыдных поборах с паломников, о корысти и готовности зарабатывать деньги на христианских святынях. Но уже позже, на пароходе, другие паломники пояснили - этот богатый купец, всякий раз бывая в Иерусалиме, оставлял у греков не одну тысячу рублей; да и на большие праздники присылал им богатые подарки. Конечно, греки, обхаживали своего благодетеля! А тот и рад - в России епископ – лицо для простых смертных недоступное, его, если и видят, то лишь в кафедральных соборах во время богослужения. А вот в Святом Граде, купец имеет доступ не только к митрополиту, но даже к блаженнейшему патриарху. Тщеславие... всегда тщеславие! Как не ивспомнить о новорусских дельцах, готовых любые деньги выложить в Каннах за приглашение на банкет со звездами кинофестиваля. Нет, решительно, времена меняются, а люди остаются прежние.
На вокзале, в Одессе, поезд с паломниками встретили афонские монахи – и принялись приглашать приезжих в свои подворья. Поскольку решено было пока что следовать общему поведению, то тронулись за монахом Пантелеймоновского монастыря. Однако, появились окружили комиссионеры дешевых одесских гостиниц. Все, как один, зазывали: «У монахов грязно, да и не дешевле!»— хватали за рукава, делали попытки вырвать поклажу из рук носильщиков и оттащить к заполонившим вокзальную площадь пролеткам.
Однако же, притязания комиссионеров были отвергнуты - благо, монастырская гостиница располагалась тут же, на площади, напротив вокзала.
Выделили нам весьма скромный номер с самой, что ни на есть, простой обстановкой. Паломникам из простонародья отводились вообще общие спальни – мы не рискнули заходить туда, опасаясь за свою решимость и далее путешествовать в обществе богомольцев. Постели были весьма сомнительной чистоты; к счастью, будучи предупрежденными заранее о сем обстоятельстве, мы запаслись своим постельным бельм.
[i]Распоряжался здесь всем здоровенный монах, с елейным голосом – впрочем, это вообще особенность данного сословия. Он собирал с богомольцев заграничные паспорта и по рублю с каждого – за «прописку» у турецкого консула. Однако же, узнав, чтимеет дело с американцами, отстал, одарив на прощанье весьма недоверчивым взглядом.
Да, ну и барахла же у нас…. – Ваня окинул взглядом гору баулов, кофров и чемоданов. – Будто целый переезд, а не поездка на какие-то жалкие 2 месяца!
- А чего ты хотел? – усмехнулся Олег Иванович. Во первых, глобализация еще не случилась – ни теье дьюти фри, ни торговых сетей и МакДональдса в любом задрипанном городишке. Все приходится везти с собой. А, во вторых, не настала еще эпоха реактивных лайнеров; за перевес багажа денег не берут. Вот люди и изощраятся, как могут. – и мужчина ткнул носком туфли обитый медью уголок монументального кофра.
- Да уж, - уныло подтвердил Иван. – Не дай Бог такое на себе переть… тут, пожалуй, сама тара побольше груза потянет.
- А как иначе? В местных поездах – сам помнишь, как трясет. Про гужевой транспорт вообще молчу. Учти – нам, может, на верблюдах предстоит ехать, а это, доложу я тебе, та еще радость. Ну и в пароходах - багаж грузят без затей, навалом. Так что, массивные чемоданы и кофры – единственная гарантия хоть что-то довезти в сохранности. Материалы, опять же, самые что нии на есть простые – кожа, фанера, клеенка. И никакой тебе кордуры .
В самый массивный кофр путешественники упаковали арсенал, а так же кое-какой запасец «особых штучек» из 21 века. Кое-что, из числа самого необходимого, пришлось рассовать по карманами и рюкзакам. Ваня до последнего сражался за право экипироваться снаряжением 21 века – и настоял-таки на своем! В итоге, кроме горы «аутентичного» багажа, мальчик запасся парой небольших тактических рюкзаков вполне нейтрального цвета «дарк койот», оснащенных, к тому же, «кемелбэками ». Выглядел рюкзак, конечно, весьма предосудительно – во всяком случае, на перронах вокзалов Российской Империи. А потому – отец настоял, чтобы амуницию из будущего до поры упаковали в парусиновые баулы. А на Ближнем Востоке и Африке, рассуждал он, видели и не такое – судя по многочисленным фотографиям конца 19 века, снаряжение европейских путешественников отличалось порой весьма экзотическим видом. Точно так же подошли и к выбору одежды – пока и отец и сын щеголяли в местном платье – в светлых парусиновых костюмах, парусиновых же туфлях и шляпах-панамах. В багаже ждала своего часа дорожная одежда 21-го века – конспирация конспирацией, а подвергать риску здоровье лишний раз не следовало. Фасон и цвета были выбраны самые нейтральные – бермуды цвета песчаного хаки, легкие рубашки – безрукавки, неизменные пробковые шлемы, жилеты-сетки и высокие шнурованные «коркораны» позволяли вписаться в образ богатых европейских путешественников. Для убедительности Олег Иванович даже начал отпускать бороду – та немилосердно кололась, изводя своего обладателя. Однако, приходилось терпеть - посреди сирийской пустыни непременно возникнут перебои с водой для бритья.
Конечно, среди толпы богомольцев путешественники будут белыми воронами - но достигнув Трииполи, они собирлись при первой возможности расстаться с паломниками. Сирия в 19 веке оставалась провинцией Оттоманской империи – и к русским отношение было, в лучшем случае, настороженным. Другое дело – англичане или американцы; так что, наши герои условились, сойдя на берег, говорить в присутствии местных жителей исключительно по-английски.
Кроме одежды, пришлось прихватить массу другого снаряжения – легкую палатку-«купол», спальники, коврики из пенополистирола, реппеленты, светодиодные фонари, легкубю посуду и многе другое. Не забыли и о рациях – тщательно упакованные в кофр с оружием, они ждали своего часа. Отдельным пунктом шла аптечка – к ее комплектации Олег Иванович подошел особенно тщательно. Случись что – и,даже если удастся добраться до православной миссиии, пострадавшему там, в лучшем случае, посочувствуют и нальют водички. Уровень медицины в 1886 году и без того был далек от идеала, а уж в Сирии… короче, здесь оставалось рассчитывать только на самих себя. Спасибо, Каретников помог; так что теперь путешественники были оснашены медикаментами на все случаи; не приведи Бог, конечно…
- Надо бы с извозчиком заранее договориться, - рассуждал тем временем Иван. - Местный «менеджер» вроде как обещал подводы, но что-то нет у меня к нему доверия…
Олег Иванович представил себе монаха-распорядителя в роли менеджера тур-оператора - и расхохотался. Впрочем, сын был прав, о доставке багажа на пристань следовал позаботиться заранее.
- Ладно, пошли. На площади перед вокзалом полно этих… как их… биндюжников. Вот на завтра и условимся. К какому часу нам надо на пароход – к 11-ти? А ведь еще таможню проходить – или как это у них здесь называется? Лучше не опаздывать, а то уплывут еще без нас.
Из путевых записок О.И. Семенова.
На другой день с утра паломники принялись собираться на пароход. К подворью подали подводы (платформы, как их именуют в Одессе), нанятые монахами; с паломников исправно брались деньги за транспортные услуги. Особого интереса заслуживали одесские мастера извозного промысла – те самые «биндюжников», как будто сошедшие из «Одесских рассказов» Бабеля и песен Бернеса. Отслужив напутственный молебен в просторной церкви подворья, монахи проводили паломников в путь. Среди тех, что победнее, ходили тревожные разговоры – оказывается, многие еще не получили назад свои паспорта.
Помнится, в полученном еще в Москве «Наставлении Палестинского общества» подробно перечислялись сборы: за гербовые марки, за бланк паспорта, за визу турецкого консула, за регистрацию вида в полиции, за бланки прошений. А в конце этого перечня говорилось, что, даже понеся эти хлопоты и расходы, паломник «может всё-таки не получить заграничного паспорта и возвратиться обратно на родину, не посетив св. мест». Россия есть Россия – и революции, в сущности, меняют на этой земле не так уж и много…
Итак, за номер заплачено (справедливости ради отметим – содрали монахи нисколько не меньше, чем в обычной гостинице), оставалось погрузить багаж, взять извозчика и самостоятельно отбыть на пароход, с тем, чтобы прибыть за 2 часа до его отхода. Пристань заполонена толпой народа. Поднимающихся на борт провожали проводили в салон 2-го класса, где за сдвинутыми столами сидело несколько жандармов.
Они вырезали из паспортных книжек листы и ставили штемпели, а затем выкликали владельцев паспортов пофамильно и вручали им вожделенные документы:
— Петров?
— Я! — Как звать?
— Иван!
— Получи!
После чего счастливец возвращался (поперек всей толпы!) обратно на пристань, забирал свой нехитрый скарб и спускался в средний люк, искать местечко на одной из пароходных палуб.
Удивительно, сколько мешков имели при себе паломники. Почти все озаботились запасом каких-то особых, «тройной закалки», сухарей, крупы и даже картофеля и капусты. Многие тащили с собой полотна, ризы, покровы, ковры и другие предметы, взятые в пожертвование на Гроб Господень. На узлах были нашиты метки с надписанными именами владельцев; на других, хозяева коиз не знали грамоты, стояли цветные крестики.
Шум и гам отправляющейся публики перекрывали крики распорядителей – они обходились с паломниками запросто, без всякого пиетета. Размещение пассажиров третьего класса мало отличалось от скотского. Многие располагались прямо на открытой палубе - на дожде, на солнце, на ветру. Другим счастливчикам достались нары под мостиком у машинного отделения. Это были евреи из Средней Азии. Поначалу, увидев бухарские халаты, мы приняли их за мусульман, но, увидев еврейские книги, поняли, кто это такие.
В трюме паломники устроились несколько лучше. Они устраивались группами по трое-четверо, оградив себе тюками и мешками некоторое пространство – воистину, человек нуждается в собственном уголке в любых, самых случайных и неудобных для жизни условиях!
Устроившись в трюме поуютнее, паломники оживились – и вскоре оттуда зазвучали уже духовные песни.
К счастью, для нас все это так и осталось наблюдением – на нашу долю была выделена вполне удобная двухместная каюта, сомнительной, впрочем, чистоты – оставалось со вздохами вспоминать ослепляющую чистоту и комфорт классных вагонов. Видимо, паломники были в таком настроении, что готовы были безропотно помириться со всякими неудобствами и недостатком гигиены.
[/i]
Отредактировано Ромей (22-05-2014 14:44:33)