Никонов шел по Покровскому бульвару. Лейтенанта мутило от стыда.Он вспоминал ясные глаза Николки – и то, как мальчик застенчиво заглянув моряку в лицо, протянул ему драгоценную бусинку. «Возьмите, вам нужно, вас ведь Ольга ждет…»
Если бы кто-нибудь хотя бы месяц назад рассказал бы Никонову, что тот примет участие в столь недостойном лицедействе – он не медля ни мгновения хлестнул бы наглеца по щеке. А потом с легким сердцем принял бы вызов - и постарался бы не промахнуться. Разыграть целый спектакль, изображать несчастного влюбленного, до отвращения похожего на романтических героев бульварных романов, столь любимых барышнями нежного возраста…. Кузина, Варя, несомненно, оценила бы его актерские способности! Никонов скривился от отвращения к самому себе. Конечно, мальчик ни сном ни духом не заподозрил, что чувствительная сцена, разыгранная в полумраке гостиной – всего лишь недостойная клоунада, имеющая целью выманить у него заветный шарик от четок, тот, что открывал проход между веками. Импровизировать пришлось на ходу – только утром они познакомились с мальчиком, кинувшимся за помощью туда, в 21-й век – и вот, за считанные минуты, на ходу вникая в подробности, то и дело под разными предлогами выходя из комнаты, где остальные заговорщики беседовали с Николкой, удалось составить план. Вдохновителем его оказался Геннадий – этот молодой человек, казалось, вообще не проявлял никаких эмоций, мгновенно выдавая, подобно счетным машинам потомков, этим их «компьютерам», готовые решения. Ольгу – и ту воротило; тем более, она явно выказывала к моряку благосклонность, которую лейтенант не мог, разумеется, не заметить. И это было тем более отвратительно – Никонов осознавал, что в угоду замыслу, он согласился превратить в балаган то искреннее и, - он был уверен! – взаимное чувство, которое затеплилось уже между ним и девушкой…
Этой гнусному лицедейству, разумеется, не было бы никакого оправдания – если бы не то, что Никонов успел узнать за время своего недолгого пребывания в будущем. Он вспомнил, как проглатывал книги, которые приносил Геннадий; читал, до головной боли, до потери ориентации в пространстве, мучительно, с трудом привыкая к чужой орфографии, к непривычному стилю изложения, путаясь в датах, названиях… а потом искал подтверждения прочитанному в обрывках телепередач, которые удавалось увидеть в кратких промежутках между чтением и просмотрами многих часов видео с Гороховской. Конечно, он набросился с расспросами, прежде всего, на Ольгу и Романа. Как живут люди в 21-м веке? Кто стоит у власти? Насколько изменился мир с 1886-го года? И когда разговор перетек на события прошлого– Никонов с удивлением обнаружил, что молодые люди практически не знают историю своей страны. На всякий на из его вопросов Ольга и Роман давали разные ответы, путались, сбивались, поправлялись…. Лейтенант очень быстро осознал – молодые люди даже и не интересуются этими вещами. Зато о том, как выглядит современный им мир, рассказывали много и подробно - но большинства из сказанного Никонов просто не понимал. Но то, что понял, вогнало его в оторопь.
Бомба, способная уничтожить целый город? И не один, а много сразу? А несколько бомб могут уничтожить целую страну? Ах, ракета…. И запускают их с другого континента? Какие штаты? Те, которые североамериканские? Да им разве что с Мексикой воевать…. С какой стати – сильнейшая держава мира? И устраивает военный переворот на Украине? Значит, теперь принято говорить на «на» а «в» ? Что??? Украина и Россия - разные государства? А Польша? И Финляндия с Эстляндией тоже? Как, и Белая Русь? Что, Украина и Россия собираются воевать???? И Израиль - за Россию? Что??? Еврейская армия – одна из лучших в мире???? И женщины воюют тоже? Что, и содомиты? Ах, только в Америке…. Как – парад? Точно, парад, а не публичная порка? Где? В центре города? Еще и бунты негров и арабов? Не в Алжире, не в Судане, а в ЛОНДОНЕ???? Как нет Британской Империи? А куда она делась? Ах, сателлит Америки….. Что? Китай – второе по мощи государство в мире? А в Аравии король арабов торгует нефтью? Что, здесь тоже террористы? Значит, не студенты, стреляющие в губернаторов, а женщины-самоубийцы, взрывающие вокзалы, полные мирных обывателей? Война на Кавказе??? ДО СИХ ПОР????
К счастью, Геннадий, с которым Ольга познакомила Никонова на следующий день после его опрометчивого бегства от Семенова, оказался человеком куда более знающим. Он обстоятельно отвечал на вопросы лейтенанта, мгновенно находил в удивительном устройстве под названием «ноутбук» нужные тексты, картинки, фильмы… Узнав об открытке с броненосцем, с которой и началось расследование, приведшее Никонова в далекое будущее, Геннадий дал моряку исчерпывающие пояснения – и Никонов целый вечер потрясенно слушал о бесславно гибели Первой Тихоокеанской эскадры в лужах Порт-Артура, о неслыханном позоре Цусимы, о японских флагах на мачтах балтийских броненосцев…. Узнанное причиняло лейтенанту боль почти физическую, и Геннадий, видимо уловив это, предложил пластырь для кровоточащей раны – оказывается, потомки, чья душа тоже болела о позорных неудачах предков, создали целый жанр литературы и даже целую науку –«альтернативную историю», согласно которой можно было, пользуясь знаниями будущего, перекроить уже свершившиеся события.
«До сих пор эта наука была абстрактной, чисто умозрительной дисциплиной, - внушал лейтенанту Геннадий, - но теперь, когда возникла, пусть призрачная, но возможность проникнуть в прошлое и попробовать изменить неумолимый ход истории, - теперь она становится из интеллектуальной забавы руководством к действию, рецептом горького, но чудодейственного лекарства, которое призвано отвести от России призраки грядущих в 20-м веке катастроф!»
Никонов, сам морской офицер и сотрудник Научного комитета при Адмиралтействе, не мог не оценить перспективы – и с этого дня с головой ушел в справочники и книги по истории флота. А Геннадий продолжал искать вместе с лейтенантом ответы на вопросы, упорно повторяя одну и ту же мысль – все это, вся эта история в его, Никонова мире еще не состоялась, и надо запастись знаниями, выработать план действий, который позволит Андреевскому флагу гордо развеваться над всеми океанами, отодвинув и знамя с восходящим солнцем, и звездно-полосатое полотнище крепнущего североамериканского хищника, и даже гордый Юнион Джек. И единственное, что надо сделать – найти способ попадать в будущее, найти – и не выпускать из своих рук!
Да, этот способ оказался более чем сомнительным с моральной точки зрения – но альтернативой были волны, захлестывающие палубу «Графа Суворова», безмолвные вопли ослябинцев, погибающих в клепаной стальной ловушке на дне Японского моря, бомбы осадных мортир, рушащиеся на беззащитные в Порт-Артурской гавани броненосцы и крейсера… И потому – он, Никонов, согласился на то, что в иное время отверг бы с презрением и отвращением, не подал бы руки тому, кто осмелился бы предложить ему нечто подобное.
Вот только Николка… лейтенант утешал себя мыслью, что мальчик – сын морского офицера, а значит, эта невольная подлость призвана сослужить добрую службу и ему тоже; моряк, в который уже раз, клялся себе, что непременно расскажет мальчику о своем недостойном замысле, попросит извинения – и тот, конечно, поймет, не может не понять…
Запоздало подумалось, что, может быть, следовало все же поддаться первому, самому естественному порыву и прямо попросить мальчика о помощи. Удерживало то, что в друзьях у него был все же Семенов, который не слишком-то деликатно обошелся с самим Никоновым и уж конечно, предупредил строжайше Николку о том, как трепетно надо беречь их общую тайну. Уже задним числом лейтенант пенял себя – по сути, его поступок ничуть не лучше выходки Олега Ивановича; даже много хуже, если вспомнить, что им-то пришлось играть на чувствах неиспорченного ребенка, по сути – обманывать его самым циническим образом….
Да, к том уже – лейтенант поморщился, - мальчик ведь пришел в 21-й век не просто так , а за помощью. И, конечно, об этом забыли – за великими-то целями! Да Николка и сам позабыл о своих неурядицах, потрясенный внезапным появлением Никонова и тем, какой оборот приняли с этого момента события. А зря, между прочим – моряк, слово в слово припомнил все то, что успел рассказать мальчик: и о слежке за домом и о похождениях Яши и о стычке в подворотне с преследователями, посланными таинственным бельгийцем. С этим предстояло разобраться, причем в самое ближайшее время – лейтенант был уверен, что все эти события так или иначе связаны с тайной портала… да и сам Николка! Никонов считал теперь себя ответственным за мальчика и хотел хотя бы таким образом искупить свою вину перед ним.
Отредактировано Ромей (04-06-2014 13:51:38)