Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)


Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)

Сообщений 101 страница 110 из 532

101

Ну да. Остановимся на 10-ти. Плюс некий эффект от столба пусть не насмерть обваривающего, но все же горячего пара на бОльшем расстоянии.. В общем, арабы будут довольны.
Ох,  чую события во второй части идут в стиле Индианы Джонса....
Оно, может, и хорошо.

И под конец - одна из возможных винеток - шушпаннцер проламывает проволочное заграждение на подходе к порту - а инженер уже потом, задумывается о более эффективных машинах, которые будут играть ту же роль на будущей войне....

я даже не к тому, что это будет иметь реальные последствия. Скорее - повод для автора вернуться к беседе между О.И. и Ваней о возможности влиять на ход местной истории и прогресса....

Отредактировано Ромей (26-07-2014 20:02:51)

0

102

Высокие железные ворота распахнулись, и люди в пропыленных абах , кучковавшиеся на площади перед пакгаузами немецкой строительной компании, потрясенно уставились на выползающее оттуда чудовище. Вообще-то Басра уже привыкла к виду европейских механизмов - первый паровой экскаватор был доставлен сюда не менее полугода назад, заработав, чуть не вызвал массовое бегство жителей из округи. Однако, с тех пор накал эмоций поутих - привыкли. И к пыхтящим экскаваторам, и к долбящим с утра до вечера паровым копрам, и к неспешно ползущим паровым тракторам, волокущим за собой вереницы вагонеток;  к свисткам и столбам черного дыма, вырывающимся время от времени из недр механизмов… Человек вообще быстро ко всему привыкает - особенно если оно ни чем ему не угрожает, а, пожалуй, и приносит известную пользу:  с появлением немцев, в карманах местных торговцев стали водиться деньги, а феллахи  из окрестных селений тонким ручейком потянулись на стройку, на заработки….
А вот дети пустыни, уже пять дней баламутившие самый крупный портовый город баградского вилайета, не видели ничего подобного даже в кошмарных снах. То есть, в снах-то, может, и видели - бедуину, не испорченному цивилизацией сыну Аравийских песков, появившееся из ворот   чудовище должно было напоминать ифрита. Ползущий впереди тягач непрерывно оглашал окрестности пронзительными гудками, пыхтел, грохотал сочленениями, исторгал из себя клубы черного дыма и струи белоснежного пара - и сочетание их на фоне белесого, выжженного солнцем, неба было особенно зловеще. Тянущиеся за локомобилем вагоны, оббитые сверху донизу черными брусьями шпал немилосердно лязгали сцепками и хрустели, вдавливая ребристые колеса в разбитый булыжник площади. И все это сооружение катилось, нет - перло, окутанное клубами дыма и пара - опасное, не рассуждающее, громадное, неудержимое в своем медлительном движении вперед…
В течение нескольких бесконечных минут ни один звук не вырвался из глоток потрясенных людей;  площадь наполняли лишь звуки механической твари, вытянувшейся уже на середину площади и как бы невзначай смявшей огромными, ярко-красными колесами палатку старого Юсуфа, в которой тот торговал финиками. Самого Юсуфа, впрочем, в палатке не было - он, дрожа от ужаса, вжимался в глинобитный забор и тонко скулил от ужаса, гляжя на пропозающее мимо творение шайтана.
На носу стреляющей дымом громадины со скрипом повернулось какое-то сооружение, заканчивающееся нелепым медным раструбом,  и окрестности огласил заунывный вой, заглушивший нвсе остальные звуки. Толстая струя пара вырвалась из раструба и, словно гигантской снежно-белой метлой прошлась по камням,  почерчивая вокруг механического ифрита широкую дугу.
У вагабитов, собравшихся на площади, и который день уже ожидавшие знака своих шейхов - идти на штурм этого гнезда христиан-нечестивцев и кровью их смыть ту грязь, что занесли они в священные пески - было два выхода. Либо бежать со всех ног от ужаса в пустыню, из которых явились они в древнюю Басору, чтобы покарать погрязших в пороке горожан и торгашей, или - идти, невзирая ни на что, на штурм чудовищной чугунной змеи, попирающей сейчас древние камни четвертого рая Муххамеда.
Бедуины пошли на штурм.

Отредактировано Ромей (27-07-2014 11:01:43)

+3

103

Ромей написал(а):

к свисткам и столбам черного дыма, () вырывающимся время от времени из недр механизмов…

Дым идёт непрерывно, стоит вставить - облакам пара, вырывающимся...

+1

104

Ромей написал(а):

вагоны ... хрустели, вдавливая ребристые колеса

Рёбра делались только на ведущих колёсах, для лучшего сцепления с грунтом. Вагонам рёбра на колёсах не нужны и даже вредны, т.к. увеличивают сопротивление качению.

0

105

Как и было сказано, материал пока выкладывается не в той последовательности, в которой он будет в книге - за что нижайше прощения прошу у коллег.
Данный эпизод предшествует предыдущим эпизодам с шушпанцером и касается прибытия героев в Басру.

Когда-то, еще в той жизни (ну, до того, как мы встретили на Садовом гимназиста Николеньку, поведавшего нам о портале в 19 век) мы с отцом нередко обсуждали разные фантастические романы. Особой популярностью пользовались так называемые «попаданческие» книжки и «робинзонады». Сам-то я предпочитаю скорее киберпанк и постапокалиптические сюжеты (это, конечно, не считая классики - Стругацкие там, Снегов, Лем…), но отец давно уже любит книги, в котором группа наших «земляков» и по планете и по времени,  оказывается перенесена в чужое время, или в чужой мир. Так вот, обсасывая очередной сюжет, он высказался как-то, что одним из самых ценных источников информации для возможного «переселенца» может оказаться вовсе не кипа современных технических или научных трудов (пусть даже и в электронном виде), а самая обыкновенная энциклопедия Брокгауза и Ефрона . Это убеждение сохранилось у него с давних пор - душевный друг отца, дядя Петр, которого я немного даже знал, и который умер три года назад от сердечного приступа, всякий раз, стоило им заспорить об одном из их бесчисленных фантастических сюжетов (они плодили их как горячие пирожки, населяя выдуманными персонажами, расписывая детально окружающий мир, его историю и географию), обращался именно к этому кладезю знаний. Энциклопедия, причем  не в репринтном, а в самом настоящем, дореволюционном издании,  стояла у дяди Петра в книжном шкафу; по словам отца там всегда можно найти подробную справку о всяких полезных  вещах, сведения, которые не вдруг выудишь из современных изданий и справочников. Как приготовит поташ? Кто такие троглодиты? Как строился панамский канал? Как устроен кузнечный мех? - и массу всего, что вряд ли пригодится в повседневной жизни 21 века, но будет бесценно в космической или меж-временной робинзонаде.
А потому, отправляясь в путь, я, среди прочего, закачал в планшет и электронную - сканированную с оригинала!  - Брокгауза и Ефрона. И, вы знаете, не пожалел! Стоило по ходу дела упомянуть какой-то географический пункт, исторического деятеля, да и вообще любую сущность, незнакомую нам с отцом за давностью лет, как я тут же лез в Брокгауза, и, как правило, находил необходимую мне справку - подробную, детальную, почти что исчерпывающую. Оставалось только сделать попарвку на время (же, большая часть статей энциклопедии была написана несколько позже, уже в начале 20 века),  и дело было в шляпе.
Не верите? Пожалуйста:

Басра или Бассора (в древнейших сочинениях также Балсора) — главный город багдадского вилайета   в Азиатской Турции, на правом берегу Шат-эль-Араба (место соединения Евфрата с Тигром), под 30°29' сев. шир. и 45°14' восточной долготы. …..  Пароходное сообщение из Б. вниз по течению реки получило особенное значение со времени открытия Суэцкого канала (ноябрь 1869). Однако все увеличивающееся обмеление реки тормозит быстрое развитие судоходства. Как значительный турецкий город, расположенный у границ восточной Аравии, Б. является также важным опорным пунктом для дальнейшего распространения османского владычества…..
Вследствие беспримерной нечистоты улиц и благодаря миазмам, которые поднимаются из окрестных болот и стоячих вод, лихорадка свила себе здесь прочное гнездо. Почва при известных условиях обработки могла бы давать в изобилии самые разнообразные произведения. Между тем, жители возделывают почти исключительно лишь финики, огромное количество которых вывозится отсюда в гавани Персидского и Индийского морей. Другим предметом отпускной торговли Б. служат лошади, несколько сотен которых ежегодно отправляют в Индию. Прежний значительный вывоз меди теперь прекратился. Из Индии сюда привозят лишь кофе, индиго, рис, пряности и строевой лес для барок, идущих по Евфрату и Тигру. Турецкое правительство содержит в Б. арсенал и небольшое количество артиллерии. Сообщение с Багдадом поддерживается посредством двух английских и семи турецких пароходов. (…)
Местность у нижнего Шат-эль-Араба имела в прежнее время большое значение в торговом отношении . (…)
Вследствие прекрасных, густо заселенных окрестностей города, богатых финиковыми пальмами и фруктовыми садами, арабы вплоть до XIV ст. причисляли этот край к четырем раям Мохаммеда. Как рынок столицы Багдадского калифата для индийских и арабских товаров Старая Б. достигла большого благосостояния, и по ее имени Персидский залив назывался Басорским морем. Она приобрела громкую славу также в мусульманской литературе благодаря своим поэтам и ученым. В IV в. геджры Ибн-Рисаа учредил здесь одну из первых магометанских ученых академий, и город получил поэтому почетное звание Куббэт-Эль-Ислам (Венец Ислама). (…)
В 1787 г. Б. перешла к арабам и, наконец, снова к туркам. С 1810 г. вагабиты неоднократно угрожали городу.

Могу подтвердить, как человек видевший все это собственными глазами - так оно все и есть. И сады финиковых пальм, которым позавидуют и Триполи, и невиданная в том же Триполи и, тем более, в горной Маалюле грязища, и пароходы под турецкими и английскими флагами, разгружающиеся в речном порту…
Не надо быть гидрографом или судоводителем, чтобы понять, что река, на которой стоит город, мелеет и выдыхается - берега ее окаймлены, будто мерзкой коростой, полосой высохшего речного ила,  в котором полного сгнивших деревяшек, речных валунов и всего прочего, что оставила, отступив, вода. Люди же, испокон веку добывавшие от реки пропитание, наоборот, пододвигались к воде, подтягивая к реке мостки, дощатые причалы, у которых теснились бесчисленное лодчонки, целые рощи шестов с рыболовными сетями…
Грязю здесь царила неимоверная - полоса оставленного рекой грунта источал болотные миазмы, да и  обитатели города вносили в общий аромат массу колоритных ноток. Так что, мы предпочли поверить энциклопедии насчет лихорадки - и приняли меры заранее, обратившись к нашей аптечке.
Кстати, именно обмелению реки мы оказались обязаны встрече, которая в дальнейшем предопределила многие из событий нашего путешествия. Дело в том, что река и правда мелела - причем, устрашающими темпами, и особенно здесь, в устье. Мелела настолько, что даже плоскодонные речные посудины испытывали серьезные трудности при маневрировании и швартовке. Так что турецкие власти думали-думали, да и пригласили провести дноуглубительные работы крупную немецкую компанию. Немцы со своим делом справились отлично - немцы, все же, -   да только климата это изменить не могло. Река продолжала мелеть, и туркам пришлось задуматься о том, чтобы продублировать эту важнейшую транспортную магистраль железной дорогой. Обратились они снова к немцам - и вот уже два года компания «Крафтмейстер и сыновья» вела изыскательские и проектные работы на предмет строительства железной дороги между Басрой и Багдадом. Примерно за полгода до нашего появления в здешних краях, немцы принялись разворачивать строительство;  в частности, возвели в паре верст от порта ряды унылых пакгаузов, обнеся их прочным забором. Это был бастион цивилизации посреди моря арабов - теперь на улице города можно было встретить и немецкого машиниста в спецовке и инженера в сюртуке и с тросточкой. За оградой попыхивали паром локомобили, громоэдились штабеля шпал и строительного леса - в общем, цивилизованная жизнь кипела.
Неподалеку от своего «технопарка» немцы возвели что-то типа «европейского квартала», где обитали строители и их семьи. В этом квартале имелось даже нечто вроде гостиницы - и мы с отцом, прибыв в город,  предпочли остановиться именно там. Да, здесь тоже хватало арабского колорита, но нам, за месяц скитаний по Ближнему Востоку настолько надоели все эти абы, фески, смуглые, немытые рожи и гортанная турецкая и арабская речь, что мы готовы были на все, лишь бы хоть частично оказаться в окружении нормальных европейцев.
При гостинице была и пивная, а как же! В конце концов, здесь обитали немцы, а значит, без пива и сосисок обойтись было никак невозможно. Сосиски, правда, оказались не свиными - не следовало настолько явно пренебрегать местными обычаями, да и свинины, ближе чем в Италии, сыскать было мудрено. Вот как раз в этой пивной мы и познакомились с Куртом Вентцелем  - 47-летним инженером, уроженцем Восточной Пруссии и - вот сюрприз! -  подданным Российской империи. Нет, не думайте, что отец решил меня споить - просто пивная оказалась единственным европейским заведением на полтысячи миль в округе, а местные чайханы успели нам уже изрядно осточертеть.
Так вот, о нашем новом знакомом. Вентцель, оказывается, много лет работал на Ближнем Востоке, принимал участие даже в строительстве Суэцкого канала. Здесь он занимался эксплуатацией тяжелой техники - паровых экскаваторов, тягачей и локомобилей. И когда в городе начались беспорядки, именно герр Вентцель предложил нам перебраться на охраняемую территорию строительства.
Как следовало все из той же  статьи, Басра считается у мусульман если не священным городом, наподобие Мекки или Иерусалима, но все же - весьма и весьма важным духовным центром ислама. Арабы уже много лет делили столь лакомый город с новыми хозяевами этих земель, турками, поддержанными всей мощью Османской империей - так что мятежи и беспорядки возникали здесь с дивной регулярностью. Нас угораздило явиться в город как раз в такой «интересный момент» - древняя Бассора в очередной раз была наполнена «вогабитами» - выходцами из пустыни, мрачными, фанатичными бедуинами, в очередной раз решившими свести счет с турецкими завоевателями - а заодно со всеми, кто посмел исказить истинный  ислам своими нечистыми бида .

Отредактировано Ромей (27-07-2014 11:02:34)

+3

106

Ромей написал(а):

Сосиски, правда, оказались не свиными - не следовало настолько явно пренебрегать местными обычаями, да и свинины, ближе чем в Италии, сыскать было мудрено.

Греция ближе.

0

107

Ну да, пожалуй.
Но я вот что подумал - в конце концов, турки ушли оттуда не так и давно, традиционно свиноводства в тех краях не было. Козы, овцы... потому и заменил на Италию.

Отредактировано Ромей (27-07-2014 11:20:06)

0

108

Продолжение эпизода с прорывом

Из путевых записок О.И. Семёнова
План был составлен с истинно немецкой пунктуальностью - и до поры нам удавалось следовать ему даже и в мельчайших деталях. Прорыв был намечен на 7.00 утра - в полдень должен был отойти немецкий пакетбот, следующий в Суэц, и далее - до Александрии. Именно на нем и предполагалось выезти из Басры оставшихся еще на этой негостеприимной земле служащих компании. Турецкие же офицеры, высказавшие  готовность принять участие в нашей эскападе, намеревались присоединиться к охране порта - там, под защитой береговых батарей, можно было не опасаться никаких мятежников.
Итак, ровно в 7.05 мы, распахнув ворота, вывел наш бронепоезд на площадь. Арабы, уже третий день блокировавшие факторию, прыснули во все стороны, но ненадолго. Сынов пустыни потряс, конечно, вид невиданного парового чудовища - но не настолько, чтобы удержать от опрометчивых поступков. К счастью, их было сравнительно немного; и стоило нашей ползучей крепости огрызнуться несколькими струями перегретого пара и перестуком картечницы, как  вагабиты отхлынули в переулки, оставив на камнях несколько неподвижных тел,  пару десятков раненых и обваренных паром. Пострадавшие страшно кричали;  машинист на рутьере непрерывно жал на рычаг гудка, так что вопли обваренных паром людей почти не доносились до европейски деликатного слуха наших пассажирок.
Женщины и дети (не так много их и было; большинство немцев предусмотрительно вывезли свои семьи, как только появились первые слухи о беспорядках) сидели на самом дне броневагонов, между параллелепипедами несгораемых шкафов с технической документацией строительства. Их мужья, вместе с с остальными сотрудниками компаний, стояли возде амбразур с карабинами и револьверами в руках. При первом накате арабов команды «огонь» не последовало, и дисциплинированные немцы не стали стрелять - атаку бедуинов отбил наш импровизированный «паромет» и миртальеза Гарднера. Но вот когда рутьер, влекущий вереницу блиндированных шпалами вагонов, вломился в глинобитную застройку квартала, отделявшего факторию от главной базарной площади, откуда уже рукой уже было подать до порта - ситуация резко изменилась. Отступившие к выбеленным солнцем домишкам бедуины пришли в себя, опомнились, набрали булыжников - и снова пошли на приступ. Огнестрельного оружия у них, по счастью, почти не было, так что мы с Иваном ощущали себя солдатами ЦАХАЛ, сидящими в броневиках, медленно движущихся посреди беснующегося моря палестинцев. Да, в наше время телевидение исправно снабжало нас картинками очередной интифады…
  В ответ на град камней и редкие хлопки кремнёвых ружей, вагоны оконтурились огоньками залпа; на площадке застучал Гарднер. Я взглянул туда - Иван, не обращая никакого внимания наа свистящие в воздухе каменюки, засовывал в рельсу приемника длинную вертикальную обойму. Вот она с щелчком стала на место - Ванька ловко выдернул жестяную планку , швырнул под ноги - ее тут же принялась набивать патронами миловидная  дочка Штайнмайера, специально приставленная к этому ответственному делу. В носу рутьера пронзительно выла паровая пушка, в очередной  отбрасывая нападающих на почтительное расстояние; рев перегретого пара перекрывал пронзительные крики обваренных. Слитно грохотали залпы - дисциплинированные немцы, хоть и не были солдатами, в точности выполняли команды турецкого офицера и не позволяли себе беспорядочной пальбы. Камни весело стучали по сетчатой крыше броневагона и скатывались вниз; я мельтком подумал - какой же молодец мой сын, предложивший это, в сущности, нехитрое усовершенствование, которое и спасало сейчас наши черепущки от костоломного дождя….
Тягач с хрустом проломил глинобитную ограду; вагон затрясло и перекосило, когда он принялся переползать через образовавшуюся кучу мусора. Колеса паровика безжалостно подмяли какой-то драный полосатый навес, и бронепоезд, плюясь паром и свинцом, выкатил на главную базарную площадь города Басра….

Отредактировано Ромей (27-07-2014 12:29:15)

+3

109

Коллеги, кто силен в географии особенно Малой Азии и ближнего востока. Я тут планирую "путешествие" О.И. и Вани из Маалюли, кружным путём - обратно им нельзя, их там типа "нехорошо ждут".
Получается: караванными тропами через Пальмиру, на Дейр-эс-Цор. Оттуда - вниз по Евфрату. Можно и до упора, то есть до Басры, но - на местных посудинах; судя по Брокгаузу, пароходства на Евфрате нет. Можно - до Эль-Фалуджи, оттуда сухим путев в Багдад, ну а дальше - пароходом, как белые люди. В любом случае путешествие становится куда разнообразнее... :)

0

110

Цоккер написал(а):

Рёбра делались только на ведущих колёсах, для лучшего сцепления с грунтом. Вагонам рёбра на колёсах не нужны и даже вредны, т.к. увеличивают сопротивление качению.

Вероятно именно по этому, в современных автомобилях на неведущих колёсах рисунок протектора совпадает с рисунком протектора на ведущих колёсах.
ЗЫ, сопротивление - уменьшает. Именно по этому и падает сцепление с грунтом, а, учитывая, то не ведущие колёса - управляющие поворотом.....

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)