Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)


Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)

Сообщений 151 страница 160 из 532

151

Фокус в том, что я стараюсь все время держать в голове и подростков, которые не избалованы в наше время ни Жюль Верном ни вообще "географическим" жанром... а я хорошо помню, как мне это в детстве нравилось...

И.. спасибо за такую оценку.

Еще вопрос - как вы думаете, имеет смысл "спойлерить", то есть обсуждать грядущие сюжетные решения?

Отредактировано Ромей (29-07-2014 13:00:56)

0

152

Ромей написал(а):

Еще вопрос - как вы думаете, имеет смысл "спойлерить", то есть обсуждать грядущие сюжетные решения?

Думается у Вас есть основной план написания книги, вот и следуйте ему. По мере выкладки и с учетом тапков, можно скорректировать и повторно выложить спорный отрывок. Прыжки вперёд/назад по сюжету напрягают, приходиться заново перечитывать предшествующие моменты.

+1

153

Постараюсь. Единственный момент - во второй части,как и в первой, будут две линии - ближневосточна и московская. В кииге фрагменты их снова будут последовательно. но пишу я из в иом пордке - сначала Сирия, потом Мсква целиком. Потому и выкладываю отдельными линиями

Отредактировано Ромей (29-07-2014 17:10:17)

0

154

Колеса ритмично хлопали  по воде. А если встать у борта сразу за огромным, красно-синим кожухом, прорезанным радиальными щелями - то из распахнутого люка, ведущего куда-то в низы «Царевны Багдада» (Ваня упрямо называл пароход «Царевной Будур» ) будет отчетливо доноситься мерное пыхтенье паровой машины. Эти два потока шумов, смешиваясь, и образовывали звуковую картинку путешествия - разве что порой в нее вплетались крики всякой птичьей мелочи, мельтешившей в воздухе за кормой пароходика.
Олег Иванович лениво оглянулся. Все хотелось делать именно лениво, не торопясь, прежде хорошенько подумать - а нужно ли ему именно сейчас и именно это движение? А, подумав - остаться на месте.
Полдень… жара… река…
Колесная посудина английской пароходной компании уже второй день шлепала по волнам Тигра. «Надо же как получилось» -  думал Олег Иванович, - «В один заход удалось побывать  на двух самых древних водных артериях мира, и, если, хорошенько пофантазировать - то и совместили в этих «круизах» две разные эпохи. Одна - плаванье на дощатых, длинных лодках, какие бороздили эти воды что при Сала́х ад-Дунийе (он же Саладин), что при Александре Македонском, что при Навуходоносоре.. или кто там у них был в совсем уж седой древности? Какая, впрочем, разница… эти скорлупки были тут во все времена.
А вторая  - классика колониальных путешествий: пароход британской компании, азиатские берега в камышах, аборигены в своих жалких скорлупках, предлагающие во время редких стоянок рыбу и мелкие поделки местных мастеров… дамы, прикрывающиеся кружевными зонтиками, на пассажирской галерее, угольный дым над рекой… Подумалось - вот так же, наверное, смотрели на проплывавший азиатский берег лощеные английские офицеры с речных канонерок, дествовавших во время Великой войны на Евфрате и Тигре… то есть будут смотреть, конечно. Тьфу на эти путешествия во времени, с ними даже расслабиться толком не выходит...

- Пап! - раздался откуда-то с кормы крик Вани. - А можно я в машинное слазаю? -
«Похоже, придется все-таки оборачиваться»,  -  мелькнула ленивая мысль.  -   «А ведь так хорошо стоялось…»
Иван, впрочем, не стал дожидаться санкции отца - вопрос был задан риторически. Секунду спустя раздался дробот подошв по трапу - мальчик бодро скатился в машинное отделение. Олег Иванович удовлетворенно вздохнул и вернулся к прежнему блаженному состоянию.  Он второй день предавался полнейшему безделью - что было особенно приятно после стремительного конного марша из Маалюли на восток, а Евфрату, после долгого, полного мелких треволнений, плаванья вниз по реке на дощатых лодках, после высадки в Эль Фаллудже и оглушительного гомона Багдада…
По палубе заухали сапоги - Антип. Вот что значит лейб-гвардейская выучка! По словам бравого улана, он сам никогда не ходил в денщиках у господ гвардейских офицером, однако же, ухитрился набраться где-то манер - нет, не лакея, это было бы слишком пошло, - а скорее уж слуги джентльмена, коротающего время между манежем, клубом и полковым собранием. Вот и сейчас Антип выскочил, можно сказать, ниоткуда - и не просто так, а с запотевшей бутылкой пива, завернутой в полотенце. Олег Иванович потеплел сердцем.
- Ну-ка, голубчик, давай сюда…. Эк ты вовремя, любезный….
Антип ловко сковырнул пробку и подставил барину стеклянную кружку. Пиво полилось в нее пенной струей, стекло тут же запотело. Олег Иванович невольно сглотнул, предвкушая наслаждение. Нет, все же есть своя прелесть в таком вот, колониальной, имперской манере путешествовать! Можно плыть себе и плыть, пользуясь неизменным викторианским комфортом, не отказывая себе ни в ледяном пиве, ни в бифштексах, ни в неторопливой карточной игре в вечернем полумраке бархатного салона…
Антип подхватил пустую бутылку и немедленно растворился в окружающем пространстве. Но остаться в одиночестве не удалось - по лесенке поднимался гер Вентцель, инженер, сотрудник немецкой компании «Крафтмейстер и сыновья» - человек умный, безупречно воспитанный и к тому же тонко понимающий Восток. Олег Иванович с Ваней познакомились с герром Вентцелем сразу же после того, как поднялись на борт «Царевны Будур». Подкупило то, что немец знал  русский - впрочем, этим его достоинства отнюдь не исчерпывались. Инженер был в Багдаде на отдыхе - служащие компании, оказывается, нередко позволяли себе подобные вот турпоездки, благо, посмотреть в столице багдадского вилайета и одном из самых крупных городов Востока было на что. Уже через час Олег Иванович знал, что герр Вентцель - российский подданный, хотя и родился не в России -  42 года назад он появился на свет в городе Кёнигсберге. Профессиональная карьера молодого Курта началась в Польше, на строительстве Лодзинской фабричной железной дороги; в дальнейшем он прокладывал железнодорожные магистрали по всему Востоку - и в Турции, и в Египте, успев поработать даже на прокладке вспомогательной железнодорожной ветки Суэцкого канала. Путешествуя по Востоку, инженер приобрел вкус к древностям, неплохо изучил историю этих мест и стал даже недурным археологом-любителем - благо, земляные работы  случалось проводить и в поистине исторических местах. Так что поездка герра Вентцеля в Багдад носила характер, в определенном смысле научный - он долго, обстоятельно рассказывал, об удивительных экспонатах, которыми сумел пополнить свою коллекцию. К немалой своей досаде, инженер не мог продемонстрировать «герру Семеноффу» особо интересные образцы, поскольку те были тщательно упакованы в багаж;  зато он с видимым удовольствием поведал Олегу Ивановичу и Ване о том, что коллекцию собирает не для себя. Его собрание хранится в одной из мужских гимназий его родного города, и он сам, как член попечительского совета сего учреждения, неустанно печется о пополнении столь полезной для учащихся экспозиции…
Все это герр Вентцель излагал с восхитительной серьезностью и без тени улыбки. Ваня поначалу пытался подшучивать над «германцем» (как называл инженера Антип), но, натолкнувшись на укоризненный взгляд отца, оставил это занятие. Тем более, что немец оказался прекрасным рассказчиком и по-настоящему хорошо знал предмет - так что изрядную. Часть дня и Ваня и его отец проводили под навесом, на пассажирской палубе, у лееров или уютно устроившись в полотняных шезлонгах - и слушали неторопливый рассказ герра Вентцеля об истории древней земли, неспешно проплывавшей мимо бортов «Царевны Багдада»…
Немец пододвинул шезлонг поближе к лееру, сел, удовлетворено вздохнув. Олег Иванович обвел взглядом палубу, заметил пустой шезлонги, слегка помедлив, пристроил его рядом с инженером. За спиной тут же возник понятливый Антип - на жтот раз у него были уже не одна, а целые три бутылки  - запотевшие, холодные. Инженер благодарно кивнул и, приняв от бывшего лейб-гвардейца кружку пенного  напитка, завел неспешную беседу. Олег Иванович лениво слушал, время от времени вставляя какие-то реплики - а сам наблюдал за проплывающей  мимо борта шетиной камышей, которыми на всем своем протяжении, были окаймлены берега Тигра.
Жара… пароход…Азия….

Отредактировано Ромей (30-07-2014 02:15:24)

+3

155

Ромей написал(а):

член попечительского совета сего учреждения, неустанно печется о пополнении

Два однокоренных слова рядом. Второе можно заменить на "заботится".

+1

156

спасибо, учтено

0

157

Ну вот. Фрагмент, описывающий путешествие героев от Маалюли до Басры завершен. далее по порядку повествования следует фрагмент уличных боев в Басре, он был уже выше. А теперь - начинаю выкладывать последующие главы, путешествие по морю до Суэца - и далее, в порядке повествования....

Глава одиннадцатая.

[i]Из путевых заметок О.И. Семёнова

Наверное, мало какое побережье изменилось за эти 130 лет так сильно, как аравийский берег Персидского залива. Хотя, наверное, побережье Японии в районе Токийского мегаполиса тоже произвело бы на жителя острова родом из 19 века неизгладимое впечатление…
Мне не сличилось побывать ни в Абу-Даби, ни в Дубае - никогда не был сторонником отдыха на модных арабских и египетских курортах. Но, как и всякий человек из 21 века я, конечно, не раз видел телевизионные картинки и панорамные фотографии с видами  грандиозных футуристического облика городов, возведенных в песках силой бесчисленных нефтедолларов. И тем более удивляли меня однообразные, пустынные берега, бесконечно тянувшиеся по правому боту нашей «Калиопы» (кажется, моряки называют его «штирборт»; впрочем, я  могу, конечно, и ошибаться.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, к которому Иван взял манеру обращаться при каждом удобном случае, дает следующую характеристику здешним местам:

…Узкая и низменная полоса земли, заключенная между горами и морем, носит местное название "Гермзир", т. е. горячая страна, название вполне заслуженное, так как вся эта местность лишена орошения, летом совершенно бездождна и действительно принадлежит к наиболее жарким странам земного шара. По берегу расположено несколько небольших портовых местечек, исключительно населенных арабами.( ….)
Берег вообще очень негостеприимен; здесь не существует ни одной хорошей стоянки для больших судов. (…)
..На аравийском берегу Персидского залива -  лишь редкие  деревни, много заброшенных городков. Берега П. залива довольно бесплодны…

Ну что тут добавить? Разве что сказать несколько недобрых слов об ужасном здешнем климате - он вообще  чрезвычайно трудно переносится европейцами. Тяжесть ужасной летней жары усиливается еще большой влажностью воздуха и пылью, поднимаемой всяким ветром. В иной день, береговые ветры, дующие со стороны Аравии,  укрывыают море пеленой серо-желтой мелкой песчаной пыли; спасения от нее нет, не помогают даже свежие морские бризы, дующие здесь с завидной регулярностью. Плавание по заливу для парусных судов довольно затруднительно;  ветра там очень непостоянны и нередко дуют очень свежо с севера на юг, а зимой и в обратном направлении. Господствующие ветра — северо-западные, по-местному шамал; они чаще всего дуют в июне и июле и обыкновенно подряд 3—7 дней; эти ветра приносят из Месопотамии такое количество пыли, что образуется густая мгла.
Несмотря на это, вдоль  аравийского берега все море - в серых и коричневых лоскутьях парусов; местный каботаж по обеим берегам залива целиком в руках арабов; персы же, нация совершенно не морская, к мореходству раводушны. Главные  предметы вывоза — лошади, хлопчатая бумага, сухие фрукты, розовая вода, опиум.
Плавание по заливу для парусных судов довольно затруднительно, потому что ветра там очень непостоянны и нередко дуют очень свежо с севера на юг, а зимой и в обратном направлении.
Местное судоходство совершается отчасти на довольно больших судах (в 100—400 тонн), называемых "багалас"; они ходят даже в Индию, в Красное море и к западному берегу Африки; при умеренных ветрах идут хорошо, но требуют большой команды.. Меньшие суда, в 100—120 тонн, употребляются для плавания по заливу и для ловли жемчуга.
Судозодство в заливе довольно оживленное, особенно после открытия Суэцкого канала; кроме  грузовых пароходов, еженедельно ходит почтовый пароход между Бомбеем и Бассорой. По заливу проложены телеграфные кабели до Фао, Бушира и Яшак. Пакетботы регулярно ходят и на запад, в обход Аравии, в Суэц. На линии этой работают и суда Северогерманского Ллойда, к числу которых и принадлежит наша Калиопа.
В Адене, где мы стояли сутки с лишним, пароход непрерывно осаждали со своих лодчонок  местные торговцы. Особенно много предлагали жемчуга - как россыптью, так и в виде нехитрых местных изделий. Персидский залив вообще славится жемчужными промыслами; большая часть улова идет оттуда в Индию, но немалое количество попадает и в Аден, и дальше - в Аравию,Занзибар,  Левант , Египет, ну и, разумеется, в Европу.  Раковины с жемчугами встречаются по всему аравийскому берегу залива, на всех многочисленных его мелях. Ловля продолжается с мая по сентябрь. Полагают, что ежегодно выезжают на ловлю до 5000 лодок, с 70000 чел., вылавливающих жемчуга на сумму до 2,5 млн. металл. руб. Несмотря на ежегодную ловлю с незапамятных времен, улов, по-видимому, не оскудевает. Лучший жемчуг попадается около устьев ручьев и речек. Самые богатые ловли -  около островов Барейн (Бахрейн, нефтяная сокровищница наших дней) . Сама ловля производится вполне примитивно; ловцы ныряют иногда на глубину до 13 морских саженей, подвергаясь опасности от акул, жертвой которых ежегодно становится десятка два ныряльщиков.
Однако имеет смысл вернуться немного назад. В порут Басры мы оказались перед ннеобходимостью выбора: имелась возможность воспользоваться услугами английской пароходной компании, обслуживающей линию до Бомбея; это привело бы нас к «персидскому» варианту возвращения в родные пенаты. Так же к нашим услугам был колесный пакетбот «Калиопа», пренадлежащий Северогерманскому Ллойду; пароход ходил по регулярному маршруту  Басра-Аден - Суэц - Порт-Саид - Александрия, затрачивая в один конец 11 суток. Поразмыслив, мы выбрали этот вариант, хотя он и сулил нам определенные опасности: в конце концов, от Александрии рукой подать до Сирии и Палестины, где мы были в своего рода «международном розыске». Однако же перспектива возвращения в Россию через бакинскую таможню (что было неизбежным, выбери мы маршрут через Персию) настораживала еще больше - в свое время, составляя легенду о нашем появлении в России, я указал именно Баку, как пункт пересечения нами границы Империи. Отметки об этом и сейчас имелись в наших паспортах, и, попадись они на глаза бакинским таможенным чиновникам, нам не удалось бы избегнуть крайне неудобных расспросов.
К тому же,  в Александрии у нас имелся интеес иного рода - именно в этом городе закончился земной путь египетского ученого, автора загадочного маалюльского манускрипта - и именно там хранился до сих пор таинственный ковчег, вывезенный им некогда из Сирии. Так что мы с легким сердцем решили отпавиться именно на германском пакетботе, тем более, что и герр Вентцель взялся составить нам общество; после ужасных беспорядков, приключившихся в Басре, немецкая строительная компания приняла решение временно свернуть работы и эвакуировать персонал. Директор местного филиала  компании «Крафтмейстер и сыновья» пока оставался в Бассре - на его плечи легли все заботы по вывозу людей и заботы об уцелевшем оборудовании. На долю герра Вентцеля пришлись хлопоты по доставке в Европу бесценной документации - тех самых трех несгораемых шкафов с бумагами, которые проделали вместе с нами путь на «шушпанцере» от фактории до порта). Заодно - герр Штайнмайер попросил инженера доставить к родственникам в Штеттин свою дочь, 14-ти летнюю Грету, ту самую миловидную барышню, что так бесстрашно отбивала вместе с нами безумные наскоки вогабитов.

Отредактировано Ромей (30-07-2014 12:25:17)

+2

158

http://se.uploads.ru/t/PxMXH.jpg
http://se.uploads.ru/t/NhZ4r.jpg
http://sd.uploads.ru/t/Bj2N1.jpg
http://se.uploads.ru/t/wlHhV.jpg
http://sf.uploads.ru/t/HrqZu.jpg

Отредактировано Ромей (30-07-2014 12:29:07)

0

159

«Калиопа» ушла из Басры вечером того же дня; не могу передать, какое облегчение испытали мы, когда негостеприимный город наконец скрылся в береговой дымке - мы-то знали, что марево это пахнет гарью сожженных кварталов, кровью и порохом. Ванька сидел смурной: он вообще с того самого момента, как мы с Антипом успокоили его после жуткой истерики, приключившейся уже в порту, все больше отмалчивался, пристраивался где-нибудь в уголке и сидел, смотря прямо перед собой. Губы его шевелились; время от времени мальчик сжимал кулаки и вскакивал, принимаясь ходить взад-вперед. От людей, особенно, немецких пассажиров «Калиопы» Иван шарахался, на Курта же смотрел с откровенной ненавистью. Продолжалось это два дня, все время, пока пакетбот находился в Персидском заливе- за это время я не раз пытался деликатно завести разговор о местах, мимо которых мы проплывали. Бесполезно - сын, обычно так живо реагировавший на все, что  происходит вокруг, совершенно замкнулся в себе. Я начал уже всерьез беспокоиться, однако, после стоянки в Адене, после приятственной прогулки по набережной эспланде, после кофе на террасе в английском колониальном квартале,  в компании миловидной Греты, мальчик стал понемногу оттаивать.  К концу прогулки, Иван уже живо беседовал с девочкой на какой-то невообразимой смеси английских и русских слов и украдкой щелкал фотоаппаратом. Вообще, фотоотчет о нашей экспедиции уже перерос отметку в тысячу кадров и продолжал стремительно расти; что касается видеороликов, то некоторые из них, попади они в Ютуб, смогли бы взорвать интернет. Иван ухитрялся снимать даже в Басре, во время прорыва в порт - так что эффектных кадров хватало. Я имел с ним строгих разговор на эту тему, но эффекта кажется не добился - Иван заявил, что сейчас можно хоть интервью с марсианином выложить - все равно никто не поверит; наберешь кучу лайков и все.  Остается надеяться, что грозные события последних дней отобьют у моего сына охоту к интернет-хулиганству…
Отношения с Вентцелем тоже начали понемногу выправляться. К моему удивлению,  немец крайне болезненно отреагировал на внезапное охлаждение Ивана к его персоне. Курт так и не понял, чем это было вызвано; но я-то знал, какое тягостное впечатление произвела на Ивана та резня с применением последних достижений сумрачного германского гения, которую мы учинили на улицах Басры. Я, признаться, оже не ожидал столь острой реакции - мне казалось, что 14-ти летний мальчишка, выросший на боевиках и видеоиграх, окажется не столь чувствителен. Рад что ошибся; то, как Иван отреагировал на страдания вогабитов, попавших под огонь бронепоезда и струи пара с боевой площадки рутьера, говорит о том, что современные масс-медиа не так уж и сильно повлияли на его разум  и душу...

+2

160

Пост 155

Ромей написал(а):

Тем более, что немец оказался прекрасным рассказчиком и по-настоящему хорошо знал предмет - так что изрядную. Часть дня и Ваня и его отец проводили под навесом,

Похоже ворд порезвился.
ПОСТ 158

Ромей написал(а):

Судозодство в заливе довольно оживленное,

Судоходство...

Ромей написал(а):

вылавливающих жемчуга на сумму до 2,5 млн. металл. руб.

Лучше прямо написать - серебренных рублей...

Ромей написал(а):

В порут Басры мы оказались перед ннеобходимостью выбора

порту...

Ромей написал(а):

Так же к нашим услугам был колесный пакетбот «Калиопа», пренадлежащий Северогерманскому Ллойду;

принадлежащий...

Ромей написал(а):

На долю герра Вентцеля пришлись хлопоты по доставке в Европу бесценной документации - тех самых трех несгораемых шкафов с бумагами, которые проделали вместе с нами путь на «шушпанцере» от фактории до порта).

Скобка лишняя.
За шкафами потом вернулись? Тогда стоит добавить что-то вроде - тех самых трех несгораемых шкафов с бумагами, которые проделали вместе с нами путь на «шушпанцере» от фактории до порта и были брошены в оставляемом бронепоезде. К счастью арабы не смогли взломать их и на следующий день спасательная экспедиция, организованная неугомонным герром Вентцелем доставила шкафы в порт...

Отредактировано Dimitriy (30-07-2014 17:44:27)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)