Глава седьмая.
Наконец-то Никонов снова оказался в своем кабинете. Сестра с мужем и детьми уже две недели были на даче - так что на ближайшее время лейтенанту был избавлен от необходимости давать объяснения по поводу своего внезапного исчезновения. Прислуга радостно суетилась, обхаживая чудесным образом вернувшегося моряка - Никонова в доме любили. Позади было и безумное путешествие в будущее - отчаяние, когда он осознал, какая пропасть лет отделяет его от своего времени, жгучий интерес к тому, что произошло в России и в мире за эти 128 лет, отчаяние, еще более глубокое - когда Геннадий рассказал ему о тех потрясениях, что выпали на долю его родины и горячо любимого им российского флота. И надежда - внезапно вспыхнувшая после того, как лейтенант познакомился с тем, что потомки считали художественной литературой, развлекательным жанром.
Альтернативная история! Идея, к которой ни один ученый не станет относиться всерьез - презрительно скривится, когда ему предложат порассуждать на тему, «а что, если бы»… как там говорил Геннадий? «История не имеет сослагательного наклонения». Оказывается - все же имеет. А точнее - может приобрести его, если он, лейтенант Русского Императорского флота Никонов сумеет до конца выполнить свой долг…
На столе, перед лейтенантом, лежал то, что он смог принести из будущего: пачка мелко исписанной бумаги и чудесное устройство для запоминания и отображения информации - «планшет». В планшете, подаренном ему все тем же Геннадием содержались сотни книг - как по истории флота и техники, так и по той самой «альтернативной истории». Книги эти подобрал для Никонова тоже Геннадий. Да, лейтенант понимал, что и большинство этих книг - художественные, а, следовательно, представляют из себя ценность весьма сомнительную, но ведь главное - метод! Научить себя думать как потомки, втравить в мозг мысль о том, что свершившаяся история не сеть что-то незыблемое, данное раз и навсегда - а вполне поддается изменениям, если, конечно, знать, как правильно за это взяться…
Проекты так и не построенных кораблей, не созданного, но, тем не менее, грозного оружия, описания не случившихся морских сражений. И самое захватывающее - реальные сражения, по нескоьку раз переигранные энтузиастами альтернативной истори - несколько подробно расписанных вариантов событий с конкретными рецептами того, как можно было бы заставить неумолимое колесо истории перейти в другую колею а то и вовсе сменить направление… Никонов, успел наскоро просмотреть лишь малую толику этих книг - но прочитанное захватило его. Он помнил горькие слова Геннадия: «Компания на море 1904-1905 годов сложилась так, как будто кто-то злонамеренный из всех возможных вариантов развития событий выбирал именно те, которые должны были обернуться для России наибольшими несчастьями…»
Но теперь-то все будет иначе! Да, многие книги непонятны, темны, ведь Геннадий - умница, патриот, честнейший человек , но, увы, не специалист в военном и морском деле. И, конечно же, он, как ни старался, не смог подобрать все необходимые сведения. Но ведь, в отличие от большинства героев книг по «альтернативной истории» они не оказались в прошлом с какими-то обрывками знаний - в их распоряжении теперь имеется надежный канал, связывающий 1886-й и 2014 года, а значит…
Дух захватывало от открывающихся перспектив. Геннадий рассказал Никонову о сообществах знатоков истории и военной техники, обсуждающих все нюансы кораблестроения и морской тактики на особых «форумах», о бездонных информационных ресурсах, где можно получить любую справку, найти описания любого технического устройства, даже чертежи разыскать…
В качестве примера он привел Никонову книжную трилогию, описывающую как раз такое вот альтернативное развитие событий войны 1904-1905 годов. Герои книги «конструировали» свои действия на основе глубокого анализа, проведенного как раз одним из таких сообществ - детальный, подробный, с перебором всех вариантов, разбор и анализ действий двух русских кораблей в заведомо безнадежной ситуации. И- несомненный успех. Значит - можно? У Никонова не было оснований не верить этим людям. Можно!
Да, работа предстоит грандиозная, но как там говорят потомки? «Главное - это оказаться в нужном месте и в нужное время». Это ведь как раз про него, лейтенанта Никонова! В Научном комитете Адмиралтейства ждут от него развернутого доклада по поводу исследований и прожектов, проводимых за счет Адмиралтейства в области минного дела - Никоновы поручено проанализировать все, что было сделано (или начато и не доведено до конца, или же просто отставлено в сторону за бессмысленностью) в данной области за последние 35 лет. Что ж - судя по тому, что он успел узнать, именно минному оружию предстоит сыграть особенно важную роль в войне на море в предстоящие 100 лет - и именно Россия достигнет в этой области особо значительных результатов. Начинать с чего-то все равно надо - вот он и начнет с того, что всеми силами подхлестнет развитие этой важной и перспективной отрасли военно-морской науки. В таком деле главное - начать, а уж там…
Итак. После русско-турецкой войны основным образцом минного оружия в русском флоте стала мина Герца - самая совершенная из имевшихся тогда конструкций. Разработанная на основе немецкого патента и испытанная в боевых условиях (хотя и не так широко, как это могло бы быть), мина Герца имела существенный недостаток – ее нельзя было ставить автоматически, на заданное заглубление. Впрочем, это относилось и ко всем остальным конструкциям мин, имевшихся на тот момент в мире.
При постановке мины Герца приходилось сначала замерять глубину в данной точке, потом вручную отмерять минреп. Это громоздкая и небыстрая операция, конечно же, исключала всякую возможность ставить мины с ходу. Приходилось пользоваться специальными плотиками, так что постановка минного заграждения превращалась в долгий и трудоемкий процесс.
Мину Герца Никонов знал отлично - что называется, «головой и руками». И описанную хлопотную процедуру постановки этой мины ему приходилось проделывать не раз и не два - в отличие от автора этих строк. Лейтенант отлично помнил кадры из документальных фильмов, которые демонстрировал ему Геннадий: миноносец на полном ходу, высоченный бурун у форштевня и мины заграждения, которые матросы одну за другой скатывают с кормы, прямо в пенную кильватерную струю. Конструкции, позволяющие подобные операции появились уже в конце 19-начале 20-го века, и вполне могли бы оказаться на вооружении уже к началу русско-японской войны. Но нет - то ли не успели довести до ума перспективную новинку, то ли сказалась извечная неповоротливость российской бюрократической машины… но, судя по прочитанному Никоновым, мины под Порт-Артуром ставили все с тех же плотиков.
Никонов открыл на планшете книгу - одну из тех, что он сам пометил как «первоочередные»:
Первую экспериментальную постановку 48 шаровых мин провели в 1889 г. на Дунае. Опыт удался и с 1891 г. шаровая форма корпуса мин в русском флоте стала основной.В 1898 г. на вооружение флота приняли якорную гальваноударную мину с корпусом в форме шара и штерто- грузовой системой установки на заданное углубление. Корпус мины, изготовленный из листового оцинкованного железа, имел диаметр 780 мм. На верхней полусфере располагалось 5 свинцовых колпаков один в центре, четыре – по периметру. Зарядная камера вмещала 56 кг пироксилина. В нижней части корпуса имелась горловина для солевого (или сахарного) предохранителя, разрывавшего цепь запала. Для того времени мина, получившая обозначение “образца 1898 г.", являлась одной из наиболее совершенных в мире. Она и стала основной миной отечественного флота в русско-японскую войну.
В составе Первой Тихоокеанской эскадры были даже специальные корабли-минные заградители «Амур» и «Енисей» - вдоль корабля устанавливался подвесной рельс, на котором вывешивались подготовленные к постановке мины и якоря к ним. Система лейтенанта Степанова, предложенная в 1892-м году… то есть будет предложена в 1892-м году, поправил себя Никонов. Транспортная цепь, приводимая в движение особым приводом, перемещала мины к корме. Очередная мина с якорем подходила к концу рельса и падала в воду. Освободившиеся места занимали очередные мины, так что ставить их можно было непрерывно. В общем - вполне разумно и прогрессивно… если не иметь представления о более поздних системах, когда мины установленные прямо на якорных тележках, сбрасывают со специальных рельсов, идущих вдоль обоих бортов корабля. Самое забавное, что система с «тележкой» была предложена практически в то же время - лейтенантом Угрюмовым. Для удобства мина клалась сверху на якорь, а под якорь подкладывались деревянные брусья. Позднее брусья заменили металлическими рельсами, на якорях стали устанавливать ролики.
Никонов перелистнул на экране несколько страниц, нашел нужный раздел:
Перемещение мин по рельсам и забортным скатам обеспечивалось двумя роликами, держащая сила была увеличена за счет специальной лапы. Компактность нового якоря позволила существенно (на 30-60%) увеличить количество мин, принимаемых на корабль. Проведенные в 1905 г. "испытания … дали превосходные результаты, обращение с якорем удобное, постановка мин, производившаяся… на ходах до 17 узлов, совершенно точная, автоматические механизмы … действовали без отказа …”
В комплектации с новым якорем мину образца 1898 г. приняли на вооружение в 1906 г. Помимо якоря в мине образца 1906 г. имелись и другие новшества: гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина. размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа. размещение всех пяти гальванических колпаков по периметру корпуса мины.. Все это делало мину удобной в эксплуатации. Тогда же, в 1906 г., ввели и новый порядок приготовления мины к постановке, сохранившийся до наших дней и состоящий из двух этапов: предвари тельного, когда устанавливались гальваноударные колпаки, “склянки" с электролитом, предохранительный прибор, приращивались проводники п проверялись все электрические цепи, и окончательного предусматривающего лишь установку запальной принадлежности.
Итак, работы эти были начаты на самом переломе веков. А если начать их уже сейчас? Никонов прикинул, как «вписать» подобные рельсы в проекты новейших миноносцев или канонерских лодок. Получалось вполне прилично - если «продавить» в Морском комитете эдакое нововведение, то все новые корабли этих классов будут оснащены системами скоростной минопостановки, а значит….
Значит, к Русско-японской войне все, даже безнадёжно устаревшие (то есть те, что будут построены в ближайшие 3-4 года) малые корабли смогут быстро, оперативно ставить мины в любых условиях! Один минус - у японцев тоже наверняка появятся такие системы - трудно сохранить настолько масштабное нововведение в тайне. Но ничего, главное, чтобы новые мины были у России…
И все же, это походило на чудо - сидя здесь, в кабинете, в домике на Спасоглинищевском, одним движением заглядывать в будущее - и находить решения, опробованные потомками в кровавых и долгих войнах. И заполнять мелким, бисерными почерком страницу за страницей рекомендациями, взятыми из практики будущих войн, из опыта десятков лет развития военно-морской науки… нет, привыкнуть к такому попросту невозможно…
Опыт применения мин в русско японской войне определил два основных направления в их совершенствовании. Прежде всего, требовалось обеспечить безопасность обращения с минами при постановке в случае повреждения гальваноноударных колпаков. Соляной (сахарный) предохранитель такую безопасность гарантирован, не мог – в свежую погоду соляные (сахарные) таблетки могли растаять задолго до начала постановки . Во-вторых, требовалось приспособить минные якоря для быстрой и удобной постановки мин на ходу.
Первую задачу удалось решить просто. Вспомнили предложенный еще в 1901 г. минным кондуктором Ф.Ф.Скрябиным гидростатический предохранитель, делавший мину опасной только после ее прихода на заданное углубление.
Для решения второй задачи пришлось привлечь на конкурсных началах три петербургских завода: Металлический. Парвиайнена и Лесснера, конструкция, предложенная которым и оказалась наилучшей. Составлявшая ее основу якорь тележка обеспечивала не только удобное размещение мины в момент постановки, но и ее хранение в полной готовности к постановке.
Вспомнили, значит? И ведь живет где-то этот господин Скрябин - и понятия не имеет, что ему предстоит через 13 лет сделать такое полезное изобретение. Надо бы заранее разыскать его, подкинуть пару идей, а то и вовсе привлечь к работе. Да, и заводы - Лесснера, Парвиайнена и Металлический. Следует уже сейчас уточнить, в каком состоянии они находятся на данный момент - и способны ли выполнять заказы подобной сложности? И Никонов, вздохнул, придвинул к себе листок и принялся набрасывать черновик своего доклада в Научный комитет Адмиралтейства…
Отредактировано Ромей (12-07-2014 12:54:47)