Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)


Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)

Сообщений 411 страница 420 из 532

411

Глава пятнадцатая
Короче - это мы удачно зашли. Хотя и нервы пришлось помотать, не без этого. Германец- археолог, надо отдать ему должное, расколол нас как гнилой орех. Кто ж знал, что этот подвальный сиделец к тому же  знаменитый лингвист и всемирный полиглот? Вот он и уличил нас на языковых нестыковках: словечки там всякие, выговор, обороты - в общем, «нетипичные языковые конструкции». И когда отец заявил, что готов удовлетворить его любопытство по поводу того, кто мы такие - у меня аж душа ушла в пятки. Мало нам Каретникова с беглым лейтенантом и его веселой командой…
Ах да, я ведь еще ничего не рассказал! Оказавшись в Александрии отец первым делом заглянул в русское консульство. И не зря - там нас ждало письмо от Николки. Обычное, ни к чему не обязывающие «У нас все хорошо, в Москве жара» и «Шлем привет, когда ожидать домой?». Но кроме письма, в конверте из плотной провощенной бумаги помещалась еще и флешка с видеофайлом - а в нем подробный, хотя и несколько сбивчивый рассказ о последних московских событиях.
Из него мы  узнали и о чудесном появлении Никонова, паровозом притащившего с собой целую вереницу студентов из 21-го века, и о том, что шустрый Яша уже в курсе наших обстоятельств, и, конечно, о явлении злодея-бельгийца. Забегая вперед, скажу - пакет был отправлен еще до драматических событий, разыгравшихся вокруг персоны несчастного Евсеина, так что о взрыве на Воробъевых горах мы пока не знали. Но и того, что узнали хватило, чтобы отец схватился за голову; пришлось сделать над собой изрядное усилие, чтобы не бросить все и не кинутсься в порт, в поисках любого - ЛЮБОГО! - парохода, идущего в нужном направлении.
Но -  первый приступ паники удалось задавить. Очень кстати припомнилось и то, что если разузнать то, ради чего мы явились в эти негостеприимные края, то и московские проблемы решать будет куда проще.  Пароход мы все же отыскали - греческое судно, отправляющееся в Одессу, - но отменять визит к археологу сочли излишним. Герр Вентцель сдержал обещание: доктор Боргхардт, ждал нас на следующий день.  И ни где нибудь, а во дворце Магомеда- Али; там располагалась александрийская резиденция хедива.
Нам повезло - самого хедива в Александрии не оказалось, так что во дворец мы нас пропустили легко. Опущу подробности насчет встречи, оказанной нам старым археологом и путешествия по подземельям. Всякий, кто смотрел «Мумию» и «Индиану Джонса»,  сам составит себе достаточно верную картину. Перейду сразу к объяснению с герром Бургхардом и главное  -к содержимому ковчега, маалюльской находке забытого египетянина.
Оказывается, отец и в мыслях не имел рассказывать немцу, кто мы такие на самом деле.  Вместо этого, он скормил ему полную намеков и недоговорок историю, из которой следовало, что мы -  жители некоей скрытой от всего мира «республики Разума и Науки», основанной несколько десятков лет назад группой энтузиастов-учёных из России и Германии. И ьам  с тех пор только и занимаются тем, что проводят исследования, создют невиданные творения научно-технической мысли и вообще, всячески двигают прогресс в одном отдельно взятом уголке планеты. В качестве доказательства был предъявлен мой фотоаппарат - я с ходу сделал несколько кадров и показал их археологу. А заодно - и свежеотснчый ролик с ним, герром Боргхардтом в главной роли. Свражённый наповал этой  демонстрацией цифровых технологий старик обалдел окончательно, и внимал словам отца, как гласу Господа, вещающего Моисею.
Каково? В наше время на такую туфту не купился бы и самый отъявленный уфолог или космо-поисковик. А здесь прокатило - видимо, сказалась популярность жанра приключенческой литературы и отсутствие игрового синематографа. На наше счастье, изобретение братьев Люмьер еще не успело внедрить в массовое сознание такие вот  штампы, так что эта бредовая история прозвучала для старика вполне убедительно. Он лишь робко поинтересовался, почему это ученые нашего Города (вот так - Город с большой буквы! А чего мелочиться?) не предъявят миру свои достижения? Отец ответил заготовленной тирадой о том, что-де человечество ещё не готово к тому, чтобы в полной мере овладеть чудесами науки, так как его представления о добре и зле…. герр Боргхардт проглотил и это.
Я, признаться, был озадачен, но отец - уже потом, в гостинице, - все мне растолковал. Поймите меня - в конце концов, всякие "Города Солнца" и "Новые Атлантиды" - штампы, существующие уже пару столетий. И "Пятьсот миллионов бегумы" уже написаны - а нашу выдумку это с такой легкостю проглатывает - и не кто нибудь, а крупный ученый…
То- то и оно, что написаны. То есть, на   текущий, так сказать, момент, это всё представляется вполне правдоподобным. М , чтобы все это превратились в недостоверные, на уровне комиксов, стереотипы, понадобится еще лет 40- 50. И как раз такое объяснение малообъяснимого как раз и соответствует местному менталитету,  как менталитету 60- 70-х годов 20-го века соответствовали пришельцы и тарелочки. Каждой эпохе - свои сказки; и лишь когда стиль сказок меняется, те, что были раньше начинают наивными и примитивными.
Так что, в глазах немецкого археолога мы оказались «скаутами», разведчиками, посланцами Города,  разыскивающими артефакты древних культур. Каковые и  подвергаются в наших лабораториях всестороннему изучению. Вот, теперь дошло дело и до наследия старика-египтянина. Мы-де получили сведения о нем, странствуя по Востоку  - и тут же явились в Александрию.
И -  ни слова о Маалюле, монастыре и манускрипте! Хотя, может, немец и сам об этом знает; должен же был египтянин оставить какие- нибудь записи?
А он, оказывается, и оставил. Да еще какие! Боргхардт поведал, что кроме «картотеки», в ковчеге хранилось письмо, собственноручно написанное древним ученым. Как нетрудно догадаться - на коптском языке. Суть его, вкратце сводилась к следующему: автор, Абу ибн… кто- то там, сумел прочесть письмена, составленные древними, мудрыми обитателями нашего мира еще до Всемирного Потопа, и, прочтя - ужаснулся. После чего, многие годы изыскивал способ, как исчислить меру Добра и Зла, которыенепремено принесут в подлунный мир знания, изложенные на металлических листах. И лишь потерпев   неудачу - решился уничтожить собственноручно сделанный перевод. Мало того - вместе с ним истреблению подвергся еще и «ключ», позволивший прочесть данный текст, поскольку ничего общего с известными языками  он не имеет, и скудный человеческий разум бессилен проникнуть  его тайну.
Далее следовали горькие упреки самому себе по поводу допущенной много лет назад неосторожности - оказывается, часть перевода, в том числе и фрагмент, содержащий этот самый «ключ» была оставлена   «много лет назад, в далекой стране». Египтянин, правда, выражал надежду, что люди, на чье попечение были оставлены опасные тексты, увлечены лишь служением Творцу, и, надо полагать, не проявят внимания к непонятной диковинке. И это замечательно, поскольку в противном случае подлунный мир ждут неисчислимые бедствия.
Бедняга Боргхардт голову сломал, пытаясь понять, что это был за «ключ». Искал он, правда, лишь на загадочных пластинах, понадеявшись на свои бездонные знания лингвиста. Нам здорово повезло -  начни он, к примеру, искать следы самого египтянин, то вполне мог и добраться до самой Маалюли. Стоило лишь рассказать хедиву, что хранится в его коллекции… при правильной подаче материала, вельможа в лепешку бы расшибся. Но - немца подвела самоуверенность. Или инерция мышления; человек, как правило,  склонен рещать любую проблему в ключе своего собственного опыта и упускает другие возможности.
В общем, промаявшись сколько- то лет с переводом загадочных надписей, немец вбил себе в голову, что кроме него, ключ к этой тайне ищет кто- то еще. Тем более, что косвенные подтверждения имелись - принимая дела в качестве хранителя собрания редкостей хедива, Боргхардт наткнулся на любопытную запись. В месяце Зуль- ка’да 1162- го года Хиджры 42, некий «романец» покусился на собственность тогдашнего владельца коллекции, паши Египта, был схвачен и при большом стечении народа посажен на кол. Следуя к месту экзекуции, несчастный грязно ругался и пытался проповедовать насчет рая земного, от которого отказываются те, кто лишает его шанса добраться до означенного экспоната собрания. А так же - грозил палача явлением всемогущих мстителей. Что, разумеется, не возымело никакого действия - жизнь бедолага закончил на колу.

##42 Летоисчисление многих мусульманских стран ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину.

Вот этих самых «мстителей», а точнее - полномочных представителей настоящих владельцев «картотеки», и рассчитывал дождаться герр Боргхардт. И дождался - нас.
Когда немец назвал год по мусульманскому летоисчислению, отец попросил уточнить дату по европейскому календарю. Это оказался 1789 год - и мы оба немедленно припомнили слышанный еще в Маалюле рассказ об итальянце, которого допустили египетскому манускрипту. Дело было в 1783- м году  - видимо, ещё 6 лет понадобилось бедняге на то, чтобы проследить путь ковчега от Маалюли до Александрии. Так что - мы еще раз порадовались, что немецкому книжному червю не пришла в голову мысль проделать обратную операцию.
Теперь мы встали перед крайне непростой задачкой. С одной стороны, герр Боргхардт нам, в общем, доверял - и у насимелись все шансы заручиться его содействием. С другой… если мы отделаемся общими фразами и исчезнем с горизонта, он уже не успокоится и, чем черт не шутит, докопается  до истоков этой загадочной истории. Тем более, сделать это сейчас куда проще: достаточно проследить наш маршрут, который неизбежно приведет в Маалюлю, а уж там… в том, что посланец египетского вельможи сумеет убедить монахинь отдать ему драгоценный манускрипт, мы не сомневались.
Вечером, в гостинице мы с отцом внимательно, слово за словом, припомнили весь разговор с Боргхардтом. беседу. Проще всего оказалось понять, что представлял из себя ключ: вставки из символов в египетском манускрипте и совпадающие с ними по формату столпбцы коптских букв были, скорее всего, двуязычными вариантами одного и того же текста. Пользуясь им, автор манускрипта и сделал перевод.
Мы немедленно нашли нужные кадры в фотокопиях. Оказалось, что «табличке» из загадочных символов 16 на 16соответствует другая, 26 на 26, составленная из букв коптского алфавита. То есть, 256- ти значкам соответствует 676 коптских букв.
Мы не могли сколько- нибудь точно сосчитать количество символов на металлических листах; но, зная приблизительно их число и располагая фотографиями одного образца, можно было, с известным допущением, оценить общее количество знаков. То же самое мы проделали и с фотокопиями манускрипта, а потом сличили полученные результаты. Если - ЕСЛИ! - наши предположения окажутся верны, то египтянин оставил в Маалюле перевод примерно пятой части «картотеки» - остальное он сделать либо не успел, либо не захотел. Судя по тексту покаянного письма, опасность того, что содержалось на пластинах, египетский ученый смог оценить значительно позже, уже когда выполнил в Александрии полный перевод. Так что, нам предстояло совершить ту же самую операцию - или отыскать того, кто сможет сделать это за нас.
Отец заявил, что в наших руках  своего рода Розеттский камень. Я  об этом камне никогда не слыхал, а если и слыхал - то пропустил мимо ушей. Привычка к Википедии, что ей пусто было…
Оказалось - это каменная плита, найденная в 1799 году в Египте возле города Розетта, близ Александрии. На плите были выбиты три тремя идентичные по смыслу текста: два на древнеегипетских языках, (иероглифами и демотическим письмом), а третий - на древнегреческом. Язык этот был знаком тогдашним лингвистам, так что француз Шампольон смог расшифровать иероглифы, сопоставляя эти три текста. Он предположил, что иероглифы - это не просто картинки, отражающие некие смысловые понятия, наподобие китайских, а еще и фонетические знаки - то есть, каждый иероглиф соответствует какому-то звуку речи. Потом Шампольон сравнил иероглифы с коптским языком (как ему было известно, произошедшим от древне- египетского), установил их родственную связь - и с этого, собственно, и началась современная египтология.
Так вот -  вполне могло статься, что и незнакомые символы на металлических пластинках тоже скрывают в себе слова и звуки неизвестного языка. В конце концов - недаром манускрипт написан на коптском… да ведь и появления несчастного итальянца в Александрии тоже не могло быть делом случая. А ведь Розеттский камень отыскали в этих же краях, и  всего через 10 лет…
Отец заявил, что мы встали на скользкую дорожку и притягиваем факты за уши к удобной теории. Может и так - но лично мне такие совпадения кажутся вполне убедительными.
Была, правда, одна закавыка. Трудяга Шампольон потратил на расшифровку иероглифов почти четверть века, причем кое- то из его коллег за это время успел потерпть неудачу и бросить работу. И целых 10 француз потратил на то, чтобы определить соответствие иероглифов современному коптскому языку. И это при том, что на Розеттском камне символов было всего ничего - 14 неполных строк. Даже с учетом проделанной египтянином работы - возня предстояла на многие годы, если не десятилетия. И это при том, что не имелось ни малейшей гарантии, что мы вообще справимся с этим делом: чтобы браться за него, надо, как минимум выучить коптский язык, причем выучить его хорошо. Так что, без помощи со стороны нам в любом случае, не обойтись.
И тут у нас было, пожалуй, три варианта. Два из них - уже обдуманные, проверенные: спец по древним языкам из Московской духовной Академии и  лингвист, найденный в нашем времени через Интернет.  В обоих случаях исполнители будут находиться очень далеко от места событий, а во втором - так и вовсе в другом веке. В пользу образения к нашему современнику была еще и возможность использовать специальные криптографические программы. К тому же, в 21 веке насмотрелись на чудаков, готовых выбрасывать немалые деньги за расшифровку очередного "чего угодно" - от послания пришельцев до языка атлантов.
Увы - все нши  расчеты покоились на зыбком песке.  Если о содержимом манускрипта мы могли хотя бы догадываться, то о том,  какого рода информация содержится на пластинах, мы не имели ни малейшего представления.  А вдруг там нечто такое, что не потеряет актуальности и в 21- м веке,  и мы на самом деле откроем ларец Пандоры? Или  создадим себе ненужных конкурентов? В этом отношении переводчик из московского духовного заведения был предпочтительней - возможностей у него куда меньше, да и вообще…
Третий же вариант - он же самый простой - это, как вы, конечно, догадались, герр Боргхардт. Помимо вопиющих недостатков - а вдруг колбасник все же решит сыграть в собственную игру ? - имелись и преимущества. Мы не так уж много общались со старым немцем, но успели понять главное: герр Боргхардт был фанатиком академической науки, сторонником чистой теории, не загрязненной вторжением грубого материализма. Он и собранием хедива занимался на свой, сугубо германский манер: тщательно классифицировал коллекцию, составлял подробнейшие каталоги и описания, и вообще - предпочитал работать не с реальными предметами, а с каталожными позициями и столбцами классификаторов.
Он и загадкой «металлической»картотеки занялся из тех же самых соображений - во первых, его натуре претило то, что на полке стоит экспонат, которому до сих пор не нашлось места на строчке какого- нибудь каталога; а во- вторых - потому что проблема, в итоге, сводилась к чистой лингвистике, а тут ему равных не было. Владельца собрания, Тауфик- пашу, подобная заумь не интересовали совершенно, тот держал герра Боргхардта скорее, из соображений престижа, да в пику англичанам из Египетской службы древностей.
Надо заметить, что подобная приверженность чистой науке в определенном смысле была даже помехой - до личного знакомства с Боргхардтом отец, в числе других, продумывал и такой вариант - неведомый «ковчег» в обмен на тайну гробницы Тутанхамона. Отправляясь на Ближний Восток я, на всякий случай, закачал в ноут подобную информацию по данному вопросу, включая подробнейшие указания по поискам гробницы.
Однако, узнав старика- хранителя поближе, мы перевели этот вариант в разряд запасных. Нет, герр Боргхардт, конечно, пожелает сделать подобную эпохальную находку - а кто бы на его месте не пожелал? Но из лавров Шлимана и Шампольона он, будь его воля, несомненно, выбрал бы второе. Иначе говоря - славе открывателя очередного «клада Приама» 43 он предпочтет репутацию человека, расшифровавшего новый Розеттский камень. Причем, о славе или репутации в данном случае стоит говорить лишь иносказательно;  герр Боргхардт из  тех фанатиков науки, которые не нуждаются в общественном признании. Им хорошо наедине с проблемой, они получают чистое, ни чем не запятнанное удовольствие от процесса поиска решения и не станут беспокоиться о столь презренных вещах, как научный  приоритет.

## 43 сенсационный клад, обнаруженный Генрихом Шлиманом во время его раскопок в Трое. Клад получил своё название по имени античного царя Приама.

Это полезнейшее свойство характера контрагента грех было не использовать. Сомнения, конечно, оставались; и главнейшим из них было то, что Боргхардт, возьмись он нам помогать, неизбежно оказывался вне поля нашего зрения - не оставаться же нам из-за него в Александрии! Так что, здраво взвесив все обстоятельства, мы решили не класть все яйца в одну корзину, а отдать копии загадочных текстов разным переводчикам - и в 19-м и в  в 21- м веках. Сами пластины, скорее всего, останутся у Боргхардта, в Александрии. А мы будем сможем координировать их усилия, налаживая (через нас, конечно) обмен идеями и езультатами перевода.
Итак,  решение мы приняли;  оставалось воплотить его в жизнь. На все про все у нас оставалось три дня - до отхода греческого парохода. К тому же мы  ни на минуту не могли забыть о том, какой клубок нерешённых - и, возможно, неразрешимых! - проблем ожидает нас в Москве. В первую очередь прочесть текст египетского манускрипта: благо, тут особых проблем не предвиделось. Ведь информация, которая (как мы надеялись) содержалась в нем,  могла крепко помочь…
И вообще - интересно, как там поживает Варя Русакова? Оказывается, я успел изрядно соскучится по этой барышне; вот уж никогда не подумал бы… Как вернемся - надо будет попенять Николке, который ограничился в письме двумя строками на эту, весьма трепетную для меня тему. Мог бы, кажется, проявить по отношению к другу больше чуткости…
*******************************************
Из путевых записок О.И. Семёнова
Мы покидаем Александрию. Прощально загудев, старенький пароход пароход под греческим флагом миновал волнолом, защищающий внутреннюю гавань от буйства средиземноморских стихий; прошел мимо неуклюжей башни маяка, возвышающейся на западной оконечности острова Фароса,  оставил за кормой батареи, прикрывающие вход в гавань. Мы с Ванькой стояли на юте и не отрывали глаз от африканского берега; за нагромождением крыш, левее глыбы дворца Мехмеда- Али, поднималась в небо жидкая струйка черного дыма - из Каира прибывал вечерний поезд. Я усмехнулся, вспомнив обстоятельный рассказ Вентцеля о египетских железных дорогах; ветка между Каиром и Александрией, чуть ли не единственная линия во всем Египте, могла похвастать своеобразным рекордом. Во время англо - египетской войны 1882- го года на этой линии действовал чуть ли не первый в мире «блиндированный состав» - импровизированный бронепоезд, прикрытый от огня стрелкового оружия шпалами и мешками с песком. Создателями этого чуда военной мысли были, конечно, англичане - а точнее, начальник морской бригады полковник Фишер. Этот прародитель стальных черепах, которым предстояло через каких- то 30   лет сотрясать орудийным громом просторы Сибири, Новороссии и Украины, вмещал 200 солдат и был неплохо вооружен. В блиндированных вагонах стояли легкие морские пушки на тумбовых установках и несколькими механических пулеметов. Вентцель не знал, правда, поучаствовал ли этот «панцер- цуг» в реальном бою, но факт оставался фактом - данный вид военной техники появился на свет  именно здесь, в Египте.
На мысль о бронепоезде меня натолкнул не столько султан дыма от каирского экспресса, сколько сизо - белая калоша английского броненосца «Энсон», мимо которого как раз проходил наш пароход. Посудина Её Величества выглядела со стороны безжизненным слитком металла; лишь легкий дымок курился  над одной из труб, напоминая о том, что под панцирем броневой стали скрываются человеческие существа.
Мы не раз видели английские военные корабли - и во время плавания в Средиземном море, и по дороге в Суэц, и во всех сколько- нибудь крупных портах, где нам довелось побывать за эти два месяца. В порту Басры после прорыва нас встречали английские морские пехотинцы с канонерской лодки; сама она стояла на рейде, настороженно ощупывая мятежный город прицелами орудий. Да, в этом мире боевые корабли - это весомое и зримое воплощением державной мощи;  и мощь эта, несомненно, находится в руках англичан. Я вспомнил письмо Николки - неудивительно, что вернувшийся из 21 века лейтенант зхвачен идеей модернизации и переустройства российского флота… еще одна жертва идеи попаданчества! Кстати, и это проблему предстоит решать нам.
В общем, можно с чистой совестью признать - путешествие оказалось успешным. Текст манускрипта плыл с нами в Россию; мало того, вместе с ним мы везли толстенный бювар с пачкой листов, а на них - тщательно перерисолванные значки с  таинственных пластин. Даже поверхностного знакомства с этими артефактами хватило мне, чтобы осознать, что сделаны они не человеческими руками; во всяком случае - не относились ни к одной из известных мне на данный момент культур. Начать с того, что ни Боргхардту, ни мне не удалось понять, как, собственно, нанесены значки на металл; ясно было только, что они не отчеканены, не выгравированы, не выдавлены, не нарисованы краской. Казалось, металл просто менял цвет там, где на него был нанесен очередной значок - примерно так, как меняет цвет экран, выполненный по технологии «электронной бумаги». Ничего подобного никто из нас не видел, и это делало загадку еще более интригующей.
Со стариком Боргхардтом мы торговались так, что позавидовал бы любой старьёвщик с Сухаревки. И итоге, он, с зубовным скрежетом и слёзными воплями отдал нам четвертую часть металлических пластин из ковчега, а мы торжественно вручили ему планшет с закачанными на него фотографиями примерно трети манускрипта. Иван потратил два часа, обучая археолога пользоваться хитрой машинкой и устройством питания на солнечных батареях, зато теперь наша репутация эмиссаров «Города Солнца» была в глазах немца неколебимой. Разумеется, Ванька тщательно удалил с планшета все остальные файлы - старик теперь мог забавляться с новой игрушкой, сколько ему влезет.
Теперь оставалось только ждать. Если верить пергаменту безвестного московского ученого (впрочем, почему безвестного? Умница Яша, мало того, что установил его личность, так еще и сумел разыскать беднягу в московской психиатрической клинике), манускрипт содержал описания операций с порталами. А именно - инструкции, как можно открывать и закрывать проходы между прошлым и будущим. И в свете последдних московских событий, это умение нам скоро понадобится. Правда, манускрипт еще предстояло перевести с коптского; к тому же, работа с порталами могла оказаться не столь уж и  простой в освоении. Впрочем, доцент Овсеин сумел в свое время разобраться в этом вопросе - а мы чем хуже?
Пароход разразился тремя прощальными гудками и бодро зашлепал колесами по средиземноморской волне. Башня маяка таяла в вечерней дымке, море дышало, неспешно поднимая и опуская на своей груди нашу посудину;  жизнь снова казалось прекрасной…
В- общем, «прости- прощай, Александрия, Одесса- мама ждет меня». А там, глядишь, и до Москвы недалеко.

Отредактировано Ромей (18-08-2014 13:27:45)

+2

412

Глава шестнадцатая
Никонов ворвался в клуб, распугав прислугу. Мешать ему, как , как давнему другу владельца клуба никто не посмел  лейтенант, чуть не бегом миновав «готический зал», оказался в кабинете Корфа.
Барон был не один. Перед ним, на темном дубовом кресле с высоченной, тоже готической спинкой, восседал богатырского сложения господин.
Этот человек,  с основательными запорожскими усами на типичном малороссийском лице и немного насмешливыми, проницательными взглядом,  , был Никонову смутно знаком.  Впрочем, Корф, едва поздоровавшись с новоприбывшим,   представил своего гостя:
- Вот серж, позволь рекомендовать - мой хороший знакомый Владимир Алексеевич Гиляровский. Известный репортер, пишет в «Русских ведомостях». С сегодняшнего дня - член моего клуба.
- Весьма польщен. - гость встал и подал Никонову широкую, как лопата, ладонь.  - Решил, видите ли, немного поупражняться - очень уж интересно барон о французском ножном боксе рассказывает. А заодно - накропаю статеечку для "Ведомостей", нынешняя московская публика весьма трепетно относится к спортивной теме.
Никонов немедленно  вспомнил - конечно, он не раз читал острые, злободневные статьи этого репортера. Сам Гиляровский был своего рода московской знаменитостью: сбежав 15 лет назад из родительского дома без паспорта, он успел поработать бурлаком, поступил юнкером в Нежинский полк, потом около месяца проучился в Москве, в юнкерском училище,  откуда и был отчислен обратно в полк  за нарушение дисциплины. После оставил армию, выступал в цирке, служил даже пожарным, а в турецкую компанию снова пошел в армию вольноопределяющимся, и, попав на Кавказ, заслужил там Георгия  четвертой степени.
С 81-го года Владимир Алексеевич перебрался в Москву, где и началась его карьера репортёра. После знаменитой Кукуевская катастрофа   в 82-м году, (когда под размытое водой железнодорожную насыпь провалился целый состав), его репортажи приобрели широкую известность, и с тех пор его острые злободневные заметки и зарисовки стали появляться во многих московских изданиях. 
Любезно раскланявшись с новым знакомым, Никонов извинился и отвел Корфа в сторону. В двух словах он изложил барону ситуацию; тот сразу все понял и попросил позволения на минуту отлучиться. Назад барон вернулся не один, а в сопровождении Романа, бората Ольги.  Никонов тут же припомнил, что девушка не далее как сегодня говорила ему, что Ромка, сильно сблизившийся в последнее время с бароном, пропадает у него целыми днями.
Ни у него, ни у барона не возникло сомнений - Яшу надо немедленно выручать. Роман, который уже вполне освоился в клубе, отправился в оружейную  комнату;  Никонов только принялся обсуждать с Корфом способ проникновения в пресловутую «Сибирь», как их неожиданно прервали.
Оказывается, в суматохе они напрочь забыли о репортёре, и тот, профессиональным слухом уловив обрывок рассказа лейтенанта,  решил напомнить о себе.
- Вы уж простите, господин барон, что я невольно оказался посвященным в ваши..хм… обстоятельства, - начал гость, - но раз уж вы с Сергеем Алексеевичем собрались на Хитров рынок - возможно я смогу оказаться вам полезен?

Отредактировано Ромей (18-08-2014 16:44:30)

+1

413

**************************************************
К Хитровке подъехали, когда уже начинало смеркаться. Последние дни над Москвой нет-нет да и начинались короккем августовские ливни, так что низина у Москвы-реки была к вечеру затянута плотным туманом - будто село облако.
К большой площади, окруженной облезлыми, неопрятными домами, спускались,как ручьи к болотцу в овраге, переулки. Проезжая переулок, миновали пустую полицейскую будку.
- Рудникова вотчина.  -  Нарушил тишину репортёр.  - Хитровка относится к 3-му участку Мясницкой части, там приставом  Шидловский. А Рудников этот - на Хитровке царь, бог и воинский начальник - всех тут знает, и без его ведома ничего здесь не делается. По хорошему, надо бы к нему заехать, да вот беда - третьего дня уехал в Кинешму, к племяннице. А Лохматкина, соправителя рудниковского на Хитровке, я похуже знаю.
Соседи по пролётке внимали Гиляровскому с уважением. Дошлый репортер, услыхав о том, что Корф с лейтенантом собрались вызволять пропавшего на Хитровке Яшу, немедленно вызвался их сопровождать в этой непростой операции. Трудно сказать, чего тут было больше - желание помочь знакомым, или  репортерского желания быть в центре событий, а только барон горячо его поддержал. Несколько позже, когда ждали пролетку, Корф отвел Никонова в сторону и вполголоса рассказал ему, что журналист слывет наилучшим знатоком уголовной Москвы, на Хитровке его принимают, чуть не как своего, и вообще - человек, полезный в их затее до крайности. Кроме того,  он был известен огромной физической силой, и, как говорили выступал когда-то в цирке в качестве атлета французской борьбы и силача-гиревика. Никонов спорить не стал - в подобных делах он привык всецело доверять Корфу.
— Правда ли, что здешние городовые  знают в лицо всех беглых преступников на Хитровке? Поинтересовался у репортёра Корф.
-Конечно знают! Сколько лет уж стоят! А так-то и дня не простоишь, пришьют!
Так что же, недоумённо нахмурился барон, - они их страха, значит , их не ловят? За жизнь опасаются?
Владимир Алексеевич усмехнулся.
-Видели бы вы того Рудникова, - сказал он. - Его сам чёрт испугается: огромный, настоящий атлет, усы седые, кулачищи - с хороший арбуз. Прикажут — кого угодно  разыщет. Я вот ему как-то тот же вопрос задал, так он мне итак ответил:
- Ну, каторжник… Ну, вор… нищий… бродяга… Тоже люди, всяк жить хочет. А то что? Один я супротив всех их. Нешто их всех переловишь? Одного пымаешь — другие прибегут… Жить надо!
Напуганный разговорами седоков ванька, согласившийся везти на Хитровку только за лишний пятка, остановил свой экипаж:
- Все, господа хорошие, приехали. Вот она, «Сибирь», не приведи господь…
И мелко закрестился.

Отредактировано Ромей (18-08-2014 16:36:35)

+1

414

Пост 372

Ромей написал(а):

##41 В страйкбольной терминологии - пластиковые шары калибра 6 мм, которыми стреляет страйкбольное оружие.

Пост 373

Ромей написал(а):

## 41  Карл Бенц  -  немецкий инженер, изобретатель автомобиля, пионер автомобилестроения. 31 декабря 1878 года  получил патент на двухтактный бензиновый двигатель.

Сбой в нумерации.
Глава 14

Ромей написал(а):

Ольга подняла руку. Геннадий кивнул.
- Ты мне вот что скажи, Геночка…- подозрительно ласково начала девушка. - Я все понимаю - революция, экспроприация, Сталин там…. но почему ты так уверен, что шею моют одни только дураки?

Непонятно откуда взялась эта фраза, ранее про шею дураков ничего нет.

Глава 18

Ромей написал(а):

В поперечнике коробка имела вершков семь 47, и столько же примерно - в высоту. Коробка была  перевязана толстой бечевкой; молодой человек нес ее осторожно, держа несколько на отлете.

##48Примерно 30 см. Вершок -  единица измерения длины.   В русской системе мер 1 вершок равен 4,45 см.

Опечатка.
Глава 19

Ромей написал(а):

за Мамоновой дачей 51, на самой верхотуре.

##51 Васильевское —  подмосковная усадьба на Воробьёвых горах, принадлежавшая графу М. А. Дмитриеву-Мамонову, по фамилии которого и получила название.

Опять сбой, предыдущая сноска была 48.

Отредактировано Dimitriy (18-08-2014 19:49:15)

+1

415

на нумерацию сносок не обращайте внимания. Ее потом все равно придется переделывать из сквозной в постраничную.

0

416

Dimitriy написал(а):

Глава 14

Непонятно откуда взялась эта фраза, ранее про шею дураков ничего нет.

Ну, хорошо - вот ты подал патент. И что - будешь ходить как дурак с мытой шеей и ждать, когда озолотишься?
...................................................

.................почему ты так уверен, что шею моют одни только дураки?

0

417

**************************************************
Скорее! Лови извозчика! - И Геннадий сунул Валентину горсть мелочи - вся «царская» касса группы на данный момент. Тот бестолково заметался по мостовой, явно не зная, что делать. Пролётка, как раз проезжавшая по Большой Бронной вынуждена бы принять к тротуару; извозчик обложил бестолкового «студента» непечатной бранью и взмахнул бичом.
- Да скорее, мать вашу! Дрон!! -
Дрон кинулся наперерез пролетке:
- А ну стой! Поедешь на Хитровку! -
- Кучер, - не безропотный ванька, а аристократ извозного промысла, судя по лакированной пролётке и статной, в подобраной масть серой паре лошадей, - решительно замотал головой.
- Ни-и-и-и, барин, даже и не простите! До Старой площади могу, а дале сами, на Хитровку мне лезть никак неможно!
- Ладно!  - прохрипел Дрон. Очень хотелось дать кучеру в морду и скинуть с козел; но, увы, он понятия не имел,  как управлять лошадиной тягой. - Эй, давайте сюда! Едем!
Геннадий заскочил в пролётку, чуть ли не волоча за собой окончательно потерявшего способность соображать Валентина. Следом в экипаж залез и Виктор.
- Лошади, устали, господа хорошие, куда ж вы, все вместе-то… - заныл, было, извозчик, но вконец озверевший Дрон вытянул из-за пазухи травматический «ТТ» и приставил его к боку спорщика. - Езжай, гнида, завалю нахрен! 
Извозчик в первый раз видел автоматический пистолет, но суть сказанного уловил.
- Да я ж… барин, чево вы…я што,  я - как скажете!
На Хитровку! - ледяным голосом приказал Геннадий. - Дрон, если будет упираться - прострели ему колено.
Ага, а сам садись править этим тарантасом - с плохо скрываемым ядом в голосе добавила Вероника. Девушка уселась в пролётку вслед за Виктором.
- Не боись, если надо - сяду. - хмыкнул Дрон. Он пристроился на козлах рядом с перепуганным кучером, упирая в бок несчастному ствол. На травматик, для пущей незаметности, он накинул какую-то тряпку. - Что лыбишься, как параша? Пошел, мля…
В гости к Лопаткину они явились на редкость вовремя: студент был в истерике и как раз собирался поправить ситуацию понюшкой белого порошка. Но - не сложилось; Дрон безжалостно отобрал у бедняги спасительное зелье, после чего тот был подвергнут допросу. 
Уже через 10 минут Геннадий и его спутники знали, что  сегодня утром некий пан Ляшковский, подданный Австро-Венгрии,  прислал в «Ад» человека с категорическим приказанием студенту Лопаткину прибыть сегодня к семи часам пополудни в трактир на Хитровом рынке, именуемый местными обитателями  «Сибирь». Где его и должны  проводить  означенному пану Ляшковскому для приватной беседы. Посыльному, типу явно недружелюбному,  , было велено сопроводить студента Лопаткина по указанному адресу и присматривать, чтобы никто его по дороге не обидел.
Лопаткин, встревоженный таким выбором места для рандеву, отказался. В ответ присланный тип предъявил студенту длинный нож и посулил неприятности. После чего Лопаткин, раздавленный тяжестью такого аргумента, безропотно выполнил требуемое.
На Хитровке студента встретил ни кто иной, как ван дер Стрейкер, его бывший наниматель, не выходивший на связь после достопамятного взрыва на Воробьевых. Бельгиец был неожиданно любезен - вручил студенту 50 рублей «за доставленные неудобства» и заявил, что снова нуждается в его услугах. Их они и обсуждали, в течение примерно четверти часа -  когда за окном, поднялся хай, а несколькими минутами спустя давешний тип, которому бельгиец велел ждать перед «Сибирью», ввалился в комнату, таща с собой сильно избитого паренька лет 17-ти.
Наружность паренёк имел явно иудейскую; при обыске у него было изъят заряженный револьвер системы бульдог и несколько предметов невыясненного назначения. Причем - на самом деле невыясненного; студент Лопаткин, учившийся в Императорском Техническом училище, обследовал находки, определил в них какие-то физические приборы, но точнее сказать затруднился. Удивило студента то, что самого ван дер Стрейкера эти предметы похоже не очень-то и удивили - такое ощущение, что он уже видел нечто подобное, причём не один раз.
Лопаткин не успел договорить, а Геннадий уже все понял - и, в первую очередь, кого именно схватил ван Стрейкер. Оставив вконец озадаченного студента на попечение Олега (они пришли в «Ад» вшестером, весь активный состав), он кинулся вниз, на улицу, и через несколько минут набитая активистами Бригады пролетка бодро катила по направлению к Хитрову рынку.
На ходу Геннадий объяснял причины столь стремительных действий - ежу было ясно, что Яша проследил за студентом и вышел на Стрейкера через него; а вот студента он мог выпасти, только следя за ними - за Геннадием и Дроном. А раз так - следовало срочно задать излишне любопытному юноше несколько вопросов; да и со Стрейкером познакомиться отнюдь не мешало…
*************************************************

Отредактировано Ромей (18-08-2014 22:24:01)

+1

418

Ромей написал(а):

Dimitriy написал(а):

    Глава 14

    Непонятно откуда взялась эта фраза, ранее про шею дураков ничего нет.

Ну, хорошо - вот ты подал патент. И что - будешь ходить как дурак с мытой шеей и ждать, когда озолотишься?
...................................................

.................почему ты так уверен, что шею моют одни только дураки?

Ага нашёл, но Ольга после этого высказывалась:

Ромей написал(а):

- Ну вот, я так и знала, что дело закончится примитивной уголовщиной, - презрительно заметила Ольга. - И стоило для этого отправляться в прошлое?

а потом вдруг снова возвращается к этой фразе, словно до неё только дошло. Как-то это характеризует её умственные способности не лучшим образом.

+1

419

....ну, в общем, потом Вероника ее отчётливо характеризует как блондинку....

Скорее уж решила оставить за собой последнее слово и съязвить напоследок....

Отредактировано Ромей (18-08-2014 22:21:26)

+1

420

**************************************************
По коридору шли вереницей, по одному - темно было хоть глаз выколи. Гиляровский хотел, было,чиркнуть спичкой - Ромка задержал его руку. Порывшись в кармане, достал мобильник, нажал кнопку - вспышка экрана осветила корявые стены и осклизлый от грязи пол на несколько шагов вперед.
- Вот, держите, Владимир Александрович…
Репортер принял незнакомую штучку, удивленно покачал головой, но спрашивать не стал - пошел вперед. Телефон он держал в левой руке, а на волосатых пальцах правой поблёскивал массивный кастет.
Ромка шел за Гиляровским, держа в одной руке револьвер, а в другой - кривой кинжал-бебут; налет на оружейку барона не прошёл даром. За ним, тоже с револьвером следовал Корф. Замыкал процессию Никонов; оружия на первый взгляд у него не было, однако правую руку лейтенант не вынимал из кармана.
Репортёр внезапно остановился:  из каменной стены, а точнее из какой-то малозаметной щели высунулась всклокоченная башка:
— Гаси, сатана, свет! Ишь, шляются!
Но, увидев, как блеснул в руках незваных гостей металл, говорящая голова  так же внезапно, как и появилась.
Замаскированный вход в тайник, - буркнул журналист. - подземный, туда  не то что полиция — сам черт не полезет.
А наш бельгийско-подданный так же вот не сбежит? Поинтересовался барон.  -А то ищите его потом в сточных трубах…
- Вряд ли. - качнул головой проводник. - Мне тут шепнули, что ваш бельгиец - человек тут случайный. За него попросил кто-то из тех, кто на Хитровке в авторитете - в смысле, из воров. Но местные тайники ему вряд ли покажут;  приютили, обещали не трогать - и довольно.
Кроидор закончился тупиком. В стене справа была скособоченная дверь; из  щелей пробивались лучики тусклого желтого света - в комнате жгли керосинку.
Пришли. - буркнул репортер, отдавая Ромке мобильник. Андрюшка говорил - здесь.
Подъехав к «Сибири», он не стал заходить в низкую дверь трактира, а повел своих спутников вокруг дома, к заднему ходу. Там, после непродолжительного разговора с каким-то оборванцем (который, как ни странно, вполне узнал репортера и даже на свой манер обрадовался ему) - Гиляровский вручил собеседнику купюру и сказал, обернувшись к троим своим спутникам. Ну что, ж господа. Ваш пропавшего друга держат на втором этаже. Андрюшка видел, как его затаскивали вовнутрь - говорит, был живой, только оглоушенный. Так что, если повезет мы его вызволим. Давайте-ка за мной, и, ради бога, молчите - здесь, господа, неверное слово порой дорого стоит. С кем надо я сам поговорю.
Репортер легонько постучал в дверь кастетом; дверь отворилась сразу, и навстречу незваным гостям ударил выстрел. Те, однако, будто того и ждали - Гиляровский шустро метнулся назад, в коридор. Корф прижался к противоположной стене и несколько раз подряд выстрелил из бульдога. Быстрее всех действовал Ромка: Дверь еще только открывалась, а он, уловив жест  стоящего за ней злодея, нырнул вперед- с переката, снизу вверх, ударил клинком. Потом, вторым перекатом ушел в угол комнаты и два раза подряд выстрелил вдогонку кому-то тёмному, кто исчез… не в двери даже, а в косоугольной бреши в стене, прикрытой крашеной рогожей.
Вслед за Ромкой в комнату влетел Корф. Он водил перед собой дымящимся стволом бульдога; за бароном шёл Гиляровский. Репортер снял кастет и вооружился гнутой ножкой от венского кресла, невесть откуда взявшегося в этих трущобах.
Из-за ободранной ширмы,  стоящей у дальней стены, послышался невнятный стон. Ромка, как был, с окровавленным кинжалом в одной руке и с бульдогом в другой, подскочил к ширме и, осторожно заглянул за нее.
- Яшка! Жив!
Барон озирался, стоя посреди комнаты с револьвером у руках.
- Как же так, Владимир Александрович! - барон был раздосадован чуть ли не до слез. - вы же уверяли, что никаких ходов тут быть не может! И вот вам, пожалуйста - сбежал, Стрейкер щучий сын ! И шде его прикажете теперь ловить!
- И это вместо «спасибо», барон?  - обиженно прогудел репортер. - Я все же не из местных портяночников, что бы все выходы знать! Мог и ошибиться. Вы лучше радуйтесь, что этого страдальца нашли. - и он кивнул на связанного Яшу,скрючившегося за ширмой. Яша извивался, пытаясь встать на колени.
Ромка опустился на корточки и принялся пилить Яшины путы бебутом. Тот мычал и явно порывался что-то сказать - рот его был заткнут промасленной грязной тряпкой.
- Да осторожно ты, с досадой прикрикнул на беднягу Ромка. - Дергаться будешь - порежу!
- тьфу… чтоб его… дрянь!  - Яков наконец, избавился от треклятой тряпки. Стряхнув с лодыжек обрезки веревки, молодой человек в первую очереди кинулся к стоящему в углу комнате столу, заставленному каким-то невнятным хламом; в числе прочего, на нем красовалась огромная, размером с люк от канализации чугунная сковорода с остатками пригоревшей еды.
- Нету! - горестно завопил Яша! Упер, гад бельгийский! Ловите его, Модест Петрович, он мою рацию уволок, и фотик тоже! И пульт от дрона, хотя зачем он мне теперь…
И тут же получил чувствительный тычок в бок - барон, скорчив грозную физиономию, пытался глазами указать  Яше глазами глаза на Гиляровского, с интересом прислушивавшегося к его словам.
Яша перешёл на шёпот: ваше сиятельство, господин барон, этого Стрейкера надо срочно ловить. Он, сволочь эдакая, все с собой унес в саквояже - у него еще там деньги, прямо пачками навалены! Если его не поймать - он таких бед натворит!
Натворит, это уж будь благонадёжен, подтвердил барон. - только брат Яков, гнаться за ним мы не будем. Не то, знаешь ли, место - Хитровка. И так, того гляди на выстрелы всякие хулиганы с ножиками явится, возись с ними потом.
-  И то верно, господа, - вмещался в беседу репортёр. - Пойдемте-ка мы отсюда, от греха, пока ещё чего не случилось. Друга своего вы выручили? Вот и ладушки, а то на Хитровке вход - рупь, а выход - два.
Вроде, чисто, барон, - подал голос Ромка. Он, пока Яша с Крофом беседовали, он успел обшарить комнату и даже осторожно заглянул в лаз. Очень хотелось кинуть туда гранату - ну да что уж там…
Ромка  перевернул на спину тело громилы, который стрелял в них у входа. Супостат умер сразу - бебут вошел снизу вверх, в живот, и дальше - до сердца, как учили. Рядом с телом валялся крошечный, нелепый в такой обстановке двуствольный пистолетик с перламутровой ручкой. Ромка хозяйственно убрал опасную фитюльку в карман и покосился на убитого: у того из-под нахлобученной на глаза шапки виднелся затылок, правая половина которого обросла волосами много короче, чем левая.
Каторжный, - сказал подошедший репортер.  Их нарочно так стригут, чтобы опознать проще было.
Ромка скривился и отошел от трупа. Что-то было не так… чего-то не хватало….
-Кстати, барон, а где господин лейтенант? Он, вроде, за вами шел?
Барон чертыхнулся и кинулся назад, в коридор - и оттуда немедленно донесся его вопль:
Серж! Мон дье, как же так! Роман, сюда, срочно….!
Ромка, чуть не сбив с ног сунувшегося на крик барона Яшу, метнулся за бароном.
- Ах, мать же твою….
Корф стоял на коленях,  а перед ним, поперек коридора  навзничь лежал лейтенант - из под его неестественно вывернутой руки по грязному полу расплывалась кровавая лужа.
**************************************************

Отредактировано Ромей (18-08-2014 22:22:43)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-2 (Египетский манускрипт)