Из путевых записок Семёнова
Маалюля - городок небольшой. Во всяком случае, по российским меркам. Оно лежит на косогоре, полугоре над долиной, где протекает небольшая горная речушка.
Склоны горы (скорее даже, невысокого горного хребта, подобных которому немало в Сирии и Палестине) заполоняет густая заросль. Повсюду - финиковые пальмы, смоковницы и оливы. Наш караван следовал вдоль ручья, по дороге, выложенной, наверное еще в до-библейские времена круглыми булыжниками. Арабки набирали здесь воду в свои чёрные, глиняные кувшины и, ловко удерживая их на головах, уходили в селение. Нас, было, взяли в оборот стаи ребятни, с требованиями бакшиша - но, увидев грозные усы баш-чауша, немедленно отстали. То-то, малолетки, тут есть кому бакшиш брать…
Так мы и въехали в Мааюлю: баш-чауш впереди, за ним кавалеристы- краснофесочники, потом мы с Иваном, а замыкала кортеж тарахтящая по брусчатке обозная арба. По обеим сторонам улицы тянулись домишки - все, как один, уже занятые паломниками, прибывшими сюда раньше. Нам предложили для ночлега один из домиков здешнего священника-араба. Впрочем, я не знаю, как и назвать это помещение - домом ли, сараем ли, или отдельно стоящей комнатой. Это была небольшая мазанка с глиняными нарами по двум стенам, с земляным полом и с кровлей из жердей. Вместо окна небольшое отверстие. Ни украшений, ни мебели; буквально, ничего не было, кроме двух-трёх циновок. Мы с надеждой взглянули на нашего османского Чикатилу, но увы - похоже, его влияния было недостаточно для того, чтобы раздобыть для нас приют поприличнее. Что ж - за неимением гербовой будем писать на бумажной обертке.
Ближе к вечеру мы вышли на улицу - посмотреть на местную жизнь. В первом же проулке попались здешние оригинальные печи для хлеба, или скорее, для хлебных лепёшек. Это не что иное, как аршина в полтора в основании усечённый конус из глины, открытый сверху для топлива. Сперва накаливают в нём камни, а потом кладут на них тесто и печь закрывают, пока оно не испечётся в ней.
По улице распространялся запах печёного хлеба и едкого дыма - паломники, размещавшиеся в соседних домах, ужинали. Стоял оживлённый говор - всюду на огороженных дворах, и особенно в ограде здешней церкви. По дороге гнали мелкий скот - овец и коз; животные немилосердно блеяли. Стало смеркаться. Мы собрались назад - в наш «однокомнатный» дом. В хибаре, мимо которой мы проходили, стоял гул многочисленных голосов. Слышны слова из Евангелия - должно быть, паломники вели беседу на религиозную тему.
У самого нашего обиталища мы застали некое оживление. Прямо на улице, в пыли, устроился стариг-араб, тогрующий сушеными смоквами. Мелкие, грязные, сухие, — в другое время никто и не взглянул бы на них! А тут паломники с жадностью обступила араба и наперебой просили у него продать свой товар. Да и сам араб относился к своим смоквам, как к чему-то драгоценному, аккуратно отвешивая, чтобы на чашку весов не попала ни одна лишняя ягода. Особо старались проживавшие по соседству паломницы из Рязани и их сопровождающий - высокий здоровый бородач, как оказалось потом, бывший гвардейский солдат Павловского полка…
Я-то думал, что самое неприятное, что ждало нас в этом путешествии - это нападение бедуинов. Ну, может еще клопы в местных караван-сараях; но с этими изнеженными тварями, не знакомыми с современной химией, наши репелленты справлялись на «раз-два». Рано я обрадовался….
В Маалюле мы застряли, причем, как выяснилось, надолго. Нет, никаких проблем не было - даже жилищный вопрос наш зверовидный покровитель в итоге сумел решить, получив за сей подвиг беловатую бумажку в пять фунтов. Теперь мы обитали в пристройке к дому местного купца - вполне приличном помещении, если не считать, конечно, нездорового количества ковров и полного, как класс, отсутствия стекол. Дело было в том, что мать-настоятельница монастыря изволила отбыть по делам - в Дамасск. Отец выяснил это печальное обстоятельство на следующее утро после нашего прибытия в город. Оставалось ждать - без ее санкции никто нас и близко не подпустил бы к монастырскому книгохранилищу.
Не желая терять времени даром, отец решил мне устроить ликбез в области краеведения. Предметом изучения стала история Маалюли, а если быть точным - местные христианские предания. Дома, в 21-м веке я особо не интересовался религией. Нет, самое основное, базовые, так сказать, постулаты знал - но вот о святой Фёкле слышать не доводилось.
Аргументация у отца была убойной - если нас допустят в монастырь, то не исключена «проверка лояльности» . То есть, монашки могут задавать каверзные вопросы с целью выяснить, кто мы на самом деле такие - приличные православные паломники, желающие лицезреть очередную бесценную реликвию, или же прикидывающиеся оными отвратительные безбожники - например, ученые из Петербурга, или, хуже того, англичане. А значит - следовало освежить в памяти то, что я знал из христианства и обогатиться новыми сведениями.
Итак, Маалюля. Как я успел прочесть в Википедии - одна из главных христианских святынь в Сирии. Здесь находится пещера, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла - ученица святого апостола Павла. И вот о ней-то мне и предстояло теперь узнать - увы, куда больше, чем я бы хотел…
Однако - по порядку:
Святая Фёкла родилась в городе Иконии - в нашем, 21-м веке это территория Турции, недалеко от греческой границы. Её отец был римским наместником города - так что До 18-ти лет Фёкла росла в роскоши, воспитываясь, разумеется, в истинных языческих традициях.
Жители Иконии понятия не имели о Христе. И на их счастье (впрочем, это еще как посмотреть) в городе сделал остановку святой Павел - он заглянул Иконию по пути в Грецию. Причем апостол не один, а в компании с Варнавой. Да-да, с тем самым, которому не нашлось места на кресте. . Апостол остановился по соседству с домом римского наместника; Фёкла слушала его проповеди св. Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам, и постепенно прониклась светом новой веры.
Родители пытались убедить дочь оставить глупости - бесполезно. После того, как не помогли традиционные методы, вроде оставления без сладкого и порки розгами, отец девушки прибегнул к более кардинальным методам. Для начала, он приказал сжечь её на костре, но тут случился казус - огонь залило невесть откуда взявшимся ливнем. Гаместник оказался мужчиной решительным и не пошел на поводу у обстоятельств - непослушную дочку бросили в яму с голодными львами. Но те стали ластиться к ней, как домашние котята. Скандал! Впрочем, отец припомнил, что дочурка сызмальства любила кошек - вот, наверное, и научилась... Но ничего - не пристало римскому наместнику (пусть и такой дыры, как Икония) отступать от своего слова!
На бедную Фёклу напустили ядовитых змей - и, как вы догадываетесь, это ну нисколечко не помогло. Не правда ли, оригинально была устроена семейная жизнь у римских наместников?
Тем временем, папашины экзотические методы воспитания стали девице в тягость, так что она собралась и двинула из городка подальше - куда глаза глядят. Папа послал в погоню отряд солдат- с предсказуемым, впрочем, результатом. Почему - с предсказуемым? Да ведь будь иначе, откуда взяться в Маалюле монастырю святой Феклы?
Беглянка Фёкла отправилась сначала в Антиохию, оттуда - дальше на юг. По пути она без устали проповедовала учение Иисуса Христа и творила чудеса. Змей, и львов она, правда более не укрощала, но непритязательной сирийской публике нравилось.
Весь путь девушка прошла пешком. И на то, чтобы преодолеть попавшийся на дороге невысокий горный хреьбет, сил уже не оставалось. За горами лежало селение - дымы его очагов манили бедняжку Фёклу уж точно не меньше, чем нас, на пятый день нашего верхового путешествия…
Оставалась единственная возможность - девица пала на колени и стала просить Господа о помощи. И тут-то произошло чудо , раз и навсегда решившее транспортные проблемы местного населения - горный хребет, по которому раньше приходилось карабкаться на четвереньках, проклиная всё и вся, вдруг раскололся - и возник узкий проход, по которому Фёкла и вышла к селению. Слово как раз и "Маалюля" означает по-арамейски "проход" или "вход".
Я уву-то читал, что у христианских народов в обычае было назначать для любой профессии святого-покровителя. По моему, эта самая святая Фёкла - идеальная покровительница солдат стройбата, двое из которых, как известно, заменяют экскаватор. По моему, дочь римского наместника переплюнула любую землеройную машину! Впрочем, специально для любителей экзотики - можно присвоить святой ранг покровительницы укротителей - с учетом ее подвигов в родительском доме...
Св. Фёкла поселилась в небольшой пещере у ущелья- и долгие годы прожила в пещере у источника. К ней приходили люди, и она крестила уверовавших водой из источника - и исцеляла больных.
На месте этой пещеры, возле источника и стоит сейчас православный монастырь - тот самый, куда привел нас через три моря ( Не верите - сами посчитайте: Черное, Мраморное и Средиземное) пергамент, составленный безвестным российским этнографом…
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Отредактировано Ромей (23-07-2014 08:54:57)